Адыгэхэкуж (Черкессия, Circassia): друидизм и Кавказ. война.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Сообщение AbadzeX » 29 сен 2007, 19:06

Описание адыгов арабским автором Абу-ль-Хасан 'Али аль-Мас'уди (правда это Х век).

"...По соседству с алланами между Кабхом и Румским морем находится племя по имени Кешак; это племя благоустроенное и подчиненное религии магов. Из описанных нами племен нет ни одного в этих странах народа, в котором можно было бы встретить тип с более светлой кожей и светлым цветом лица и более красивых мужчин и женщин. Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и таза боле выдающихся и форм боле красивых, чем у этого народа. Женщины их славятся мягкостью своего обращения. Он носят белые одежды, румскую парчу, пурпур и иные виды шелковых материи, затканных золотом. В их стране выделывают полотняную материи, называемую «тала», которая гораздо нежнее, чем «дибаки», и гораздо продолжительнее в работе; цена одежды из этой материи доходит до десяти динаров. Вывозят такую материи также из стран соседних с ними народов, тем не менее, выдающаяся по своим качествам та, которая вывозится от этих людей. Алланы могуществом превосходят этот народ, и тот не был бы в состоянии сохранить свою независимость перед алланами, если бы не ими укреплений, построенных на берегу моря. Относительно этого моря получается разногласие и, по словам одних, это море Румское, а по словам других, море Нитас. Единственно только известно, что они имеют сношение с Трабизундэ на кораблях, и те в свою очередь снаряжаются раньше у них. Что же касается их слабости по отношении к алланам, то она от того, что они не имеют общего царя. Известно, что если народы, говорящие их языком, сплотятся, то ни алланы, ни другой какой народ не будут в состоянии ничего предпринять против них. Имя их персидское и означает: «заносчивость, хвастливость». И действительно у персов слово кеш применяется к человеку гордому и надменному..."

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/S.Kavkaz/Karaulov/frametext8.htm

Что известно о "религии магов"?
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

"В великом сердце нет места великому богу"

Сообщение ZORA » 14 окт 2007, 12:56

http://www.moscow-crimea.ru/history/han ... 1.html#42b
"...по доброй памяти это войско Черкесстана без фуража следовало бы содержать. Они не принадлежат к мусульманской, и ни к какой другой вере. Но да сделает Бог их многочисленными, эти горцы обладают прекрасными сердцами. Они не знают, что такое мусульманство, и что такое неверие, однако не препятствуют распространению [мусульманства]. Вот такие это странные люди."
(Эвлия Челеби, КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ, середина XVII в)

***
"В великом сердце нет места великому богу"

Лекция д-ра Ципинова: http://slil.ru/24976571

В лекции рассказывается о некоторых аспектах адыгской (черкесской) традиционной культуры, в частности об изготовлении и культуре распития махсымэ - традиционного алкогольного напитка адыгов (черкесов) и, что особенно важно, о взаимоотношениях адыгства с мировыми религиями - христианством и исламом.

Стенограмма второй части интервью Аслана Ципинова:

- По существу, наши предки использовали весь спектр целебных свойств всех без исключения продуктов пчеловодства. Они использовали мед как для лечения внутренних болезней, и вот, мы с вами говорили, что наши предки постоянно пребывали в состоянии войны, - они широко использовали мед при лечении ран, при лечении кожных болезней. Наряду с медом они использовали прополис – «т1эт1ый» они это называли, воск.

В технических целях тоже использовали: они научились расплавлять воск, в этот воск окунали простую холщовую материю, и пока эта материя еще была теплой, они быстро натягивали на нужный сосуд и быстро затягивали опять же пропитанной этим расплавленным воском холщовой ниткой. В процессе, остывая, под внутренним давлением эта материя еще больше ужималась, как барабан натягивалась – и вот так делали плотную укупорку. <…>

Если обратиться к архиву, то наряду с оружием, с другими изделиями кузнечного ремесла, наряду с конями, с кожей, древесиной, одну из основных статей экспорта адыгов составляли мед, сами пчелы, воск.

Теперь о хмельных напитках. Издревле наши предки делали медовую махсыму на пшене, и для того чтобы придать тот или иной вкус этой махсыме, наши предки, четко различая привкус того или иного меда, добавляли, скажем, если они хотели сделать такую мягкую и нежную на вкус махсыму, – они добавляли акациевый мед – то, что мы называем на сегодняшний день майским. Махсыма получалась ароматной, нежной на вкус. Если они хотели придать какую-то терпкость в небольшой степени, они добавляли наш горный мед, в котором, как правило, доминировал мед с чабреца – он имел такую небольшую терпкость и небольшую горькость. А если они хотели сделать вообще горький мед, то добавляли этот жгучий степной молочайный мед.

Неизменно, поверх махъсымэ всегда плавали соты. Удивительное знаете в чем заключается? Тут еще присутствует эстетический момент. По существу, по точной технологии традиционной, махъсыму надо было делать на сотовом меде. Для чего? Для того, чтобы в махъсыме, скажем так, работал не только мед, но и соты, которые насквозь были пропитаны бактерецидными компонентами, как-то: прополис, пыльца. И этот воск вбирал в себя так называемые сивушные масла. И вот сотовый мед, когда они клали в эту заготовку воды, кипятка и проса, соты под тяжестью находившегося в ячейках меда, сразу опускались на дно. И вот махъсымэ начинала работать прежде всего с восковыми крышечками. И вот, стоило только махъсымэ «прогрызть», скажем так, восковые крышечки, махъсымэ начинала потихоньку выедать мед из ячеечек, из сотов. И по мере того, как махсыма выедала и параллельно шел процесс брожения и повышался градус этого напитка, соты становились более легкими и постепенно они всплывали-всплывали-всплывали, и вот, по моим уже наблюдениям, где-то вот к 18-ти, к 22-м дням со времени закладки, соты, которые почти освободились от меда, всплывают наверх. И вот это уже первый признак того, что эту махсыму уже можно ставить на стол.

Наши предки употребляли махсыму, как правило, зимой и в торжественной обстановке. Старцы располагались возле очага, возле огня, заносили с улицы покрытую инеем кадку с холодной махъсымэ, ставили на стол посуду из живой глины, посуда должна была быть комнатной температуры. Для чего? А для того, чтобы когда в этот сосуд наливали холодную махъсыму, снаружи, извините за натурализм, сосуд покрывался капельками пота. Это мгновенно происходило. Члены застолья брали эту посуду и при этом наступал такой эстетический момент, когда вот эти холодные капельки приятно холодили подушечки пальцев. Виночерпий к этому времени подготавливал, раскалял маленькие вертела докрасна на огне (очажном). Когда члены застолья брали этот сосуд в руки, он поочередно каждому погружал в сосуд вот этот раскаленный вертел. Чего он добивался и что при этом просходило? Прежде всего горячий металл нейтрализовывал сивушные масла. И второе: немаловажный эстетическийй момент – на мгновенье только раскаленный металл запускался в сосуд, но этого времени (неполная секунда, может быть) достаточно было для того, чтобы закипела махъсымэ в сосуде и поверх сосуда появлялась рыжевато-солнечная шапочка пены. И вот, в торжественной обстановке подносили этот сосуд к губам, здесь я снова извиняюсь за физиологизм и натурализм, работал закон физики, согласно которому та часть махъсымы, которая успела прогреться за эти секунды, мгновенно поднималась на верх сосуда, а внизу оставалась та часть, которая еще оставалась холодной-прехолодной. И вот, когда подносили к губам такой сосуд, верхняя губа погружалась в горячую пену, и когда наклоняли сосуд, снизу начинала поступать холодная махъсымэ. Вы знаете, это все, как говорится, испробовано на себе, – непередаваемые ощущения, после которых я как-то сказал: «Вот на этом фоне французы со своим шампанским отдыхают».

- Со всей ответственностью как специалист-фольклорист и этнограф, я редко этим злоупотребляю, как доктор наук, ответственно заявляю: «Ни в одну эпоху, ни в одно время, ни в одно столетие никакая религия, ни христианство, ни ислам не взяли верх над нашим народом». Почему? Очень просто: наш народ, начиная со времени своего становления, выработал свое мировидение, свое мироощущение и, главное, свое мирообъяснение тому или иному явлению окружающей нас действительности. Откуда взялась земля, по которой я хожу; откуда взялись животные; откуда взялись растения и, наконец, откуда взялся вообще человек; кто впервые населял эту землю. Вот это всего лишь узкий круг я очертил вопросов, на которые наши предки еще в процессе сложения адыгской мифологии достойно, по-своему, я подчеркиваю, ответили на первовопросы бытия. Это что касается мирообъяснения. Теперь что касается социального обустройства. Не наши ли с вами предки выработали очень известный и доминирующий на всем протяжениии становления и развития наших предков, доминирующий на Кавказе морально-этический кодекс. И вот, представьте себе человека традиционного общества, который доверху наполнен мирообъяснением, мироощущением и мировидением своего народаи социальными приемами социального обустройства людей. Для чего ему нужны были чужая идеология, чужое мирообъяснение и чужие морально-этические правила. Наши предки присматривались, как безуспешно пытались нас христианизировать и сказали: «бузину не надрезай (ничего дельного из этой древесины невозможно получить), на девушке из этого рода не женись и с мужчиной из этого рода не водись». Это вот отношение народа к безуспешным попыткам нас христианизировать.

Настали средние века. Нас уже огнем и мечом пытались исламизировать. Наши предки, уже наученные опытом общения с миссионерами, которые несли христианство в нашу среду, сказали: «Религии приходят и уходят, а остаешься со своим народом».

Тем, кому этих аргументов покажется мало, я хочу вопрос о религии заключить следующей фразой: найдите мне в этом подлунном мире во всем еще один такой народ, который в своих воззрениях на жизнь, на живую природу, на неживую природу так крепко уверовал в свою правоту и так доверял опыту своих предков, который бы сказал: «Гушхуэ Тхьэшхуэ и жагъуэ» - «в большом сердце нет места большому Богу». Уверен, что будущее нашего народа, симпатичное, светлое, уютное, созидательное, комфортное – это мы можем обеспечивать аппелируя к опыту наших предков.
Последний раз редактировалось ZORA 26 окт 2007, 16:02, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Вторая попытка

Сообщение ZORA » 21 окт 2007, 18:45

Я неправильно залил ссылку в вышевыложенном посте, так что повторюсь:

Интервью с доктором Ципиновым, в которым затрагиваются вопросы связанные с такими аспектами культуры Черкесии, как соперничество, пчеловодство, изготовление махсымэ (традиционного алкогольного напитка на основе проса и медовых сот) и культура его распития, отторжение адыгами (черкесами) чуждого мирообъяснения в виде "мировых религий" - христианства и ислама, все это в коротком (меньше 20 минут), но любопытном интервью с Асланом Ципиновым.

Скачать (28641 kb) можно здесь (в заглавие вынесен русский перевод древней адыгской (черкесской) пословицы):
Your Download-Link #1: http://rapidshare.com/files/63973092/01 ... 1.mp3.html
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 26 окт 2007, 15:57

Эвлия Челеби – первый историк Анапы.

Имя выдающегося османского путешественника-разведчика, талантливого писателя, историка земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей, в том числе и Анапы, должно занять подобающее место среди знаменитых людей тысячелетнего города.

10 томов «Книги путешествия» Эвлия Челеби – единственный для 17 века фундаментальный научный источник по истории войн и дипломатических отношений.

Его книги – важный источник по кавказскому присутствию в структурах Османской империи. У Эвлии Челеби имеются весьма живописные персоналии военачальников кавказского происхождения - адыгов, садзов, абхазов и грузин. Челеби подробно описал уклад жизни черкесов и абазов, их социальный и полити­ческий статус в Османской империи. Челеби сообщает о тесных связях между выходцами с Западного Кавказа. Весьма важным представляется его сообщение о том, что черкесы и абазы, жившие в Стамбуле, посылали своих детей на родину, где те получали воинское воспитание и знание род­ного языка. Согласно Челеби, на побережье Черкесии существовали поселения мамлюков, возвратившихся в разное время из Египта и других стран. Подробный биографический очерк, посвященный эмиру, садзу по происхождению, Сейди Ахмед-паше, является уникальным по своей до­кументальной значимости источником, позволяющим взглянуть на жизнь черкесской общины изнутри. О приверженности черкесов своему языку и обычаям свидетельствует биография Кутфадж-паши, принадлежащего к правящему среди темиргоевцев княжескому дому Болотоко. Территорию Бжедугии Челеби называет землей Мамелюке в стране Черкесстана. Мож­но предположить, что все основные мамлюкские мобилизационные цент­ры во времена Челеби располагались именно в Бжедугии.

Его анапские страницы –уникальное свидетельство очевидца, ставшего для нас, таким образом, и первым историком средневековой Анапы, которому можно и нужно доверять.

История переводов его книг на русский язык, их цитирование (с умолчаниями) в краеведческой литературе в связи с изучением проблем этнической географии региона полна драматизма и странностей.

Две тайны его жизни и творчества, видимо никогда не будут разгаданы:

- Кто из великих османов скрывался под псевдонимом «Эвлия» - в переводе «очень знатный» и «Челеби» - «очень образованный»?

- Почему Анапская крепость, «столица генуэзского короля», заложенная во времена Александра Македонского, в 17 веке выглядит по его словам «так хорошо, будто ее только что оставили руки мастера-архитектора»? Да к тому же замок, цитадель крепости называется «Горгиппия анапская»?

Чтобы оценить революционный переворот в знании о средневековой Анапе, совершенный Челеби, надо представить себе масштабы предыдущей и последующей историографии относительно прошлого нашего города.

В 6 в. до н. э. – 4 в.н.э. Синдика/Анапа противоречиво упоминалась в редких трудах античных авторов. Среди них - первое свидетельство об Анагири, «возвышенной горе», у Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (2 в. до н.э.).

Затем в 6 в.н.э. – единственное упоминание Прокопия об Эвдусиане/Анапе, еще более загадочном, чем Горгиппия, поселении «болотных жителей».

В середине 10 века византийский император Константин Багрянородный в обширном труде «Об управлении империей», подробно рассказывая о соседних Таврике (Крым) и Таматархе (Тамань), странно молчит о нашей местности…

В 9-14 веках арабские географы лишь упоминают в перечне «страну Син (д,т)», никак ее не описывая.

В 1237 году первый, из известных, путешественник в наши края венгерский монах-доминиканец Юлиан, рассказывая о 50-ти (!) днях пребывания его в Матрике (Тамань), в упор не видит Анапу -соседку, словно ее тогда и не было…

В 14-15 вв. генуэзкие капитаны торговых и военных галей помечают Мапу/Напу на мореходных картах. Но пока неизвестно ни одно их «воспоминание» о порте Мапа-рио. Такая же почти безмолвная картина – в счетных книгах банка Генуи и в «Уставе 1449 года» для ее колоний на Черном море. Кстати следов трехсотлетней, минимум Мапы археологами не найдено, что еще более странно, если…

Знаменитые европейские послы-консулы и путешественники 15-17 веков в Причерноморье и Приазовье И. Барбаро, А. Контарини, Э.Д. Асколи, Тавернье, Шарден и другие, живя неподалеку от нас, молчат об Анапе. Не одного, даже беглого, хотя-бы в перечислении 39 генуэзских колоний, упоминания!

Ощущение, что Анапа какой-то фантом, мираж, глухой угол черноморской цивилизации средневековья! Особенно на фоне многократно оживающей и оживленной торговой Тамани.

Глухая стена странного молчания письменных источников окружала наш город более тысячи лет. Впервые мощно пробил ее Эвлия Челеби, османский чиновник по особым поручениям правительства Оттоманской империи.

Он родился в Стамбуле в 1611 году. Отец – главный ювелир падишаха/султана, мать – из черкешенок, как обычно было принято у османов, Ее брат, дядя Челеби, чистокровный абаза/черкес Мелек Ахмет-Паша, стал зятем султана Мурада IV (годы правления: 1623 – 1640), Великим визирем (премьер-министром) в 1650 – 51 гг. при Мехмеде IV, затем губернатором /бейлербеком различных областей Империи. Умер в том же 1682, что и Челеби. Мелек, что значит «ангел» был учителем, покровителем, патроном племянника в течении сорока лет. Именно он взял Эвлию в первое для него путешествие – военный поход на крепость Азов. Знаменитое Азовское сидение донских казаков (1637-1642) блестяще описано Челеби в его книге. По дороге к Азову весной 1641 года Челеби первый раз побывал в Анапе. Крымским ханом, вассалом османского двора был в то время Мухаммед-Гирей IV (годы правления: 1641-1644, 1654-1666). С ним старым знакомцем смещенным «за дерзость» с трона в Бахчисарае султаном Мехмедом IV весной 1666 года отправился Челеби в свое последнее путешествие через Черкесию, через Анапу, по старому генуэзскому тракту описывая в дневнике каждый день дорогу «Мальхашагоса», «зятя, который дорогу вел» (черк.). Челеби родным языком от матери и дяди считал абазинский, один из диалектов абхазо-адыгского языка.

Политическая обстановка вокруг Черкесии в те четверть века, что наблюдал ее Челеби, характеризуется окончательным установлением административного контроля и юридического права, принятого при Османском и Крымском дворах. Еще в начале 17 века Турция здесь как бы «царствовала, но не правила», следуя тривиальному принципу любой великой империи: «разделяй и властвуй». Фактически Западная Черкесия, точнее те полсотни адыгских родов, обществ-джамаатов на которые она делилась и о которых писал Челеби, никогда юридически не входили в состав Османской империи или Крымского ханства. Официальная граница последнего проходила по правому берегу Кубани. Но два из семи уездов/санджаков Кафинского (Феодосия) эйялета/губернии располагались на Тамани: Таманский и Адахунский (крепость Кизил-таш). В их составе Анапа и Темрюк были воеводствами, которые подчинялись специальному кубанскому сераскиру/начальнику в Копыле (Славянск-на-Кубани), наделенному султаном правами губернатора.

Практически же – до Суворова,до конца 18 века, - здесь продолжались беспорядочные набеги друг на друга западных, закубанских черкесов и крымцев, ногаев и калмыков. Османская империя вела бесконечные персидско/ирано-турецкие, австро- и польско-турецкие, русско-турецкие войны. Последние в 1777 году привели к завоеванию Крыма Россией, а через несколько лет и присоединению Тамани к России. Анапа же, напомню стала русской военной крепостью только через полвека, в 1828 году.

18-19 века Анапы подробно документированы, поэтому вчитаемся в неизвестный для нас 17 век, подчеркнув еще раз значение «Книги путешествия» Челеби, изданной в Стамбуле на цветистом арабском языке в 1666/7 году, на тогдашнем международном языке ученых. Русский перевод Г.В. Путуридзе вышел в Москве, в «Науке», тремя выпусками в 1961, 1979 и 1982 годах, как «извлечения турецкого путешественника по землям Кавказа Подонья и Поволжья».

Текст анапских и таманских страниц из второго и третьего выпусков представлены полностью. В скобках дана общепринятая датировка описываемых событий, т.к. Челеби, как и все средневековые авторы, не приводит дат.

Необходимые комментарии выделены курсивом.

Эвлия Челеби – Книга путешествия. (анапские страницы)

[в 1641 году] «Рано утром… прибыли в Анапу…раньше здесь был замок Гвхрпйа анапай. Крепость заложена в век Искандера. Так значится в хрониках Искандера… времен Гога и Магога.

[ в 13 веке] Потом ею владели генуэские франки. Затем она стала местом престола, столицей генуэзского короля франков.

[ в 1397 г.] Сначала Тимурленг в походе на Кафу по дороге разрушил окрестности и пригород Анапы, оставив почему-то саму крепость, как была.

[в 1475 г.] При Мехмеде во главе императорского флота на трехстах кораблях прибыл в Анапу для взятия Кафы Великий визирь Ахмед-паша Гедик (Щербатый). Он вырвал крепость из рук генуэзцев, оставил в ней гарнизон. «Ненужная крепость»,- сказал он и разрушил ее.

[в 1575 г.] Великий визирь Черкес Оздемир-оглу Осман-паша пошел в Черкесию и отобрал у франков эту крепость Анап.

В 1642 г Сейчас Анапа – очень прочная крепость на крутой скале на берегу моря, на самой границе земель абаза и черкесов… Крепость построена очень умело. Это большое круглое строение из кирпича. Она так хороша, будто ее только что оставили руки мастера- архитектора. Несколько раз ее опустошали донские казаки. Ныне она заброшена. В ней нет ни души. Внутрь ее на зимовку окрестные шефаки и ногайцы пускают овец и коз. Гавань Анапы – самая уютная на всем Черном море. Она с одним узким входом, вмещает тысячу судов, привязанных к канату. Сюда ногайцы привозят товары и продают. От этой торговли выручаются большие таможенные доходы. Ногайцы племени Чобан живут по реке Псебепс. Они побратались с шегаке. Те, как один народ, с ними. В долине Шегаке, долине Псухо ставка князя Эгоруко. По религии они огнепоклонники. У них 10000 кибиток.

Этот бей Шегаке владеет тремя тысячами конных и пеших, вооруженных ружьями воинов. Некоторые беи возят ружья на лошадях, а копий не носят

При неверных из анапского порта вывозили жемчуг. Ныне русы каждый год бросают в этой гавани якорь, и без страха и боязни добывают жемчужные и перламутровые раковины.

Поэтому крепость называют Гевхерган, «сокровищница драгоценных камней», «сокровищница жемчуга».

В окрестностях 150 камышовых домов шефаков. Я насчитал 100 конаков или кунацких домов. Они имеют около 3 тысяч воинов – мятежников под видом законопослушных. Они платят десятину в пользу войны, если их принуждают к этому.

Если бы крепость восстановили, и в ней бы разместили гарнизон, это бы позволило Высокой Порте (Османской империи) держать в повиновении Абхазию и Черкесию.

Шефак – воеводство Таманского уезда Кафинского округа. Из племен Черкесии приписаны к Кафинскому округу: шефаке, жане, горские евреи чуфуды или такаку, буджак, болоткай темиргоевские, хатукай, бесленей, кабартей. Прежде они расселялись до земель Чин, Багодур и … Москвы 40000 отборного воска черкесов приведены губернатором Кафы Бекир-Пашой к Азову.

Шегаки ведут свой род от Кесе-Паши-оглы из Аравии, из халифата Омара. Кесу от него перешел на службу к византийскому императору, затем к генуэзскому правителю Галаты в Стамбуле, тот дал Кесу в потомственное владение земли по Черному морю. Кесу с братьями обосновался так: Лазик в Трабзоне, Абух- в Абхазии, Шегак – в Анапе, Арнаут–в Хатукае…[за 205 лет] Их потомки стали родоначальниками сорока народов, расселившихся на большой территории: от склонов Анапских гор до Обурских гор возле Эльбруса и до берегов Кубани.

У хатукаев, соседей шегака, был обряд мамелюки, я в Тамани наблюдал его. Перед едой зажигают на деревянном столе восковую свечу. Каждый, поклонившись ей, произносит: «Дану, дану, мамелук» потом приступают к еде. После еды, также обратившись к свече, убирают стол. Значение обряда они уже не знают. Мне он тоже остался непонятным.

[в 1666 г.] Остров Тамань – султанский остров, шестиугольный, окружностью в 67 миль. Это как бы коса, омываемая с трех сторон проливом Чушка, Кубанью и морем. Это земля Бербере (варваров) вблизи берегов Кубани между степью Хейхат и Черкезстаном. На острове 80 черкесских и татарских деревень, расположенных вдоль реки. Князья острова- Шолох-кай, Рамазан, Шимардан. Рядом остров Кандасил (низко стелящийся стебель) на заливе Адахун (кровавый, красный остров) - место битв Ахмед-паши с казаками и Адмирала11 с 86-ю русскими «чайками». Крепость Адахун была еще при короле Салсале Великом, называемым заблудшим королем. Он жил в крепости Калха-сынджа во времена последнего Сасанида. Он, якобы, основал Измаил. Крепость синдов была разрушена Темурленком. На Кандасиле есть гора Хан-тепе. На этом острове у мыса Чочка есть еще разрушенная крепость, где во времена генуэзцев было много народа, но позже, видимо Тимурленг, все пожег. Недалеко крепость Тузла, разрушенная азовскими казаками. Здесь живут богатые черкесы, называющиеся татары

[в 1515 г.] Крепость Темрук заложена султаном Селимом Явуз (=Грозным) в честь его друга юности Темир-рук. Темрук укрывал его от преследований отца. Он же заложил крепость Кизилташ из красного кирпича; там где озеро Адахун сливается с Черным морем. Среди чистых песков на левом берегу мощной реки Кубань.

[в 1520 г.] Крепость закончена и благоустроена сыном Селима Сулейманом Кануни (=Великолепный), что видно из таблички-тугры, заложенной в ворота крепости его внуком Мурадом, сыном Селима Пьяницы, [в 1575 г.]

Турецкие корабли ни в Тамань, ни в Темрук теперь не заходят, потому что пролив султаном закрыт. Корабли идут на Азов мимо Анапских гор (это большие горы) через другой пролив.

Остров Тамань считается анатолийской землей, султанским островом, самым благоустроенным, а Крым – румелийской землей. Он украшен деревнями и чифтликами, на нем есть три благоустроенных крепости, но крепость Тамань лучшая из всех.»

Комментарии.

1. переводчик Г.В. Путуридзе, допускает здесь транскрипцию «Гогрип-ай» т.е. Горгиппия. То же ниже: «Гевхерган» или «Гогирг-ан» в обратном прочтении с арабского дает «григо» или «горги»-ипп, «грозный конь» - в буквальном переводе с греческого. Отсюда- известная анапская легенда о золотой статуе коня Александра Македонского Букефала, «бычьеголового».
2. Так на Востоке звали легендарного «Двурогого» Александра Македонского.
3. В средневековой традиции под Гогом и Магогом понимали народ – завоеватель.
4. У Челеби на арабском: «тахт кях», как «место престола, столица», но москвич Г.В. Путуридзе не знал (не знают и сегодня на Кубани), что «кях» - одно из самоназваний низовых приморских черкесов – кемиркаев/темиргоев. Кяхский диалект их в 30-е годы 20 века положен в основу литературного языка Адыгеи. Шоро Ногмов в «Истории атыхейского народа» (19 в.) приводит этническое имя косогов/казаков (современных ему шапсугов) как «кягкхе, кяхгге». Поэтому «тахт кях» можно перевести как место жительства низовых черкесов – «шегаков, хы кяхов», морских киммеров.
5. Буквально, с таджикского Тимур – хромой, т.е. Тамерлан, или Тимур Аксак, что с тюркского означает «железный хромец», известный эмир волжских татар (Самара на Волге) 14 века, воевавших на Кавказе и в Крыму.
6. Мехмед, или Магомет II Завоеватель (1441-1481). Известна бронзовая медаль итальянского медальера 1481 года с изображением Мехмеда и надписью «Султан Могамет Атаман Великий император Византии».
7. Чобан – гиреи дали Крымскому ханству двух недолговечных ханов в 17 веке.
8. Конаки – отдельные дома на черкесском дворе для гостей.
9. Только через 130 лет при султане Абдул-Гамиде Ферах-Али, Паша крепости Суджук-Кале, построил крепость Анапа.
10. Здесь Челеби пересказывает обычный для средневековья миф о происхождении народа от легендарного предка.
11. Челеби рассказывает о событиях 1638 года. Адмиралом он называет Пашу-капудана Раджаба – высшего военно-морского начальника Османской империи.
12. Тип казачьей лодки с вооружением.
13. «Король Салсал Великий из Сасанидов».



Виктор Чащин, историк-краевед

***
http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/i ... ml?id=2064
Эвлия Челеби, Книга путешествий
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

высказывания турецкого черкеса о России 100 лет назад

Сообщение atmir07 » 02 ноя 2007, 19:17

На страницах журнала «Мусульманин» в 1910 году была опубликована серия заметок черкеса - офицера турецкой армии. В детстве этот человек пережил ужасы переселения и продолжал их наблюдать уже и взрослым человеком. Потерявший родину и близких, он, тем не менее, обращался к своим соплеменникам с такими словами: «Я могу не любить Россию по каким-либо причинам, но во имя личной обиды лгать не буду. Я говорил и говорю: берегитесь переселяться в Турцию – там ждёт вас голод, холод и смерть». И далее, по поводу приезда в Стамбул некоего Агаева, от имени российских мусульман призывавшего «просвещённую Европу» совместно с «обновлённой Турцией» бороться за права угнетаемых нерусских народов в России: «Я знаю, как живётся нашим братьям в просвещённых странах, и думаю, что мусульманам в России нет основания жаловаться на свои права… кто не знает, что алжирцы на свой собственной земле не считаются французскими гражданами и положение их хуже рабов. Пройдите по всей Индии, загляните во все английские колонии – и вы не встретите ни одного мусульманина, который занимал более или менее ответственное место. Во Франции вы не найдёте даже мелкого чиновника-мусульманина. Что делали немцы в африканских колониях с нашими единоверцами – давно известно. И куда бы вы ни заглянули, повсюду в Европе мусульманин на положении зачумленного, которому нет места среди просвещённых европейцев… Я вовсе не хочу сказать, что в России совершенно не обижали наших братьев, я сам знаю немало возмутительных фактов насилия и неправды, но всё это далеко до обезличивания и рабского положения. Укажите какой-нибудь парламент, где бы депутатами были мусульмане. Укажите такую просвещённую страну, где бы в армии насчитывалось более трёх тысяч человек мусульман-офицеров, начиная от подпоручиков и до генералов включительно. В какой немусульманской стране вы найдёте губернатора, прокурора, следователя и т.п. из наших единоверцев? Такой страны нет, за исключением России. Русское общество, русский народ и даже русское правительство относятся к нашим братьям настолько симпатично, что они почти ничем не отличаются от коренных русских граждан. Перед ними открыты все двери. Их дети могут учиться в любом учебном заведении от обыкновенного гражданского училища до Пажеского корпуса. Теперь идёт борьба из-за национальной школы, праздничного отдыха (сегодня есть и это), но всё это ничтожно перед тем, что происходит в других странах… Для европейца мусульманин – предмет насмешек и предмет наживы. Пересмотрите произведения европейских авторов и вы будете поражены гнусным издевательством над исламом и его поклонниками. Кто протестовал против этого, кто мог указать наглецу его настоящее место? А в России едва какой-нибудь, в сущности, ничтожный журналист по глупости позволил себе задеть религию мусульман – и поднялся крик со всех сторон. Здесь можно усмотреть чувство собственного достоинства, которое у мусульман России развито в сильной степени. А ну, посмотрите, что делается в Европе? Просвещённые наши единоверцы (автор имеет в виду новую турецкую элиту своего времени) тоже смеются, когда на сцену тащат пророка и наглым образом издеваются над религией миллионов людей. Можно не верить в пророка, не признавать его святым – что хотите, но смеяться – это уж последнее дело… Довольно клеветать и подтасовывать факты. В России есть немало отрицательных явлений, требующих изменений, есть несправедливость, быть может, жестокость, но, несмотря на всё это, мусульмане, оставаясь правдивыми, не могут сказать, что им хуже живётся, чем единоверцам в Индии, Алжире, немецких владениях в Африке. Мусульманин в России – полноправный гражданин, а не на положении покорённого, живёт свободно во всех отношениях. Он хочет иметь свои школы, и я полагаю, в конце концов, будет иметь (так и случилось)… Может быть, на моей бывшей и до сих пор горячо любимой родине некоторым землякам плохо живётся, может быть, они страдают от каких-нибудь других причин – всё это я допускаю и даже кое-что слышал, но, как бы плохо ни было, всё-таки лучше чем в Турции. Да кроме того, это дело других честных работников – выяснять ненормальности и что возможно сделать для земляков. Существует же интеллигенция (я, конечно, давно не знаю русской жизни, но по тому, что даёт мне печать, могу несколько судить о ней). Россия идёт гигантскими шагами по пути к величайшей культуре и, как всё великое, сумеет сгладить все шероховатости, и тогда, если все будут работать вместе, нашим братьям тоже будет хорошо. Крепко держитесь за свою родину и не бросайте её. Тот, кто бежит от своей матери, не достоин называться её сыном. Увы, я не исключаю и себя…». (журнал «Мусульманин», 1910, №№2, 25).

P.S. Я пытался пройти по ссылкам темы про Парижский мирный договор, но не получилось
Последний раз редактировалось atmir07 05 ноя 2007, 13:10, всего редактировалось 2 раз(а).
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение ZORA » 04 ноя 2007, 03:46

2 atmir07:
Линки на стр.6 этой ветки приведены в соответствие с новыми реалиями :D
Можете, если желаете, перепостить в http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=3166 выложенный пост - все-таки мухаджирство немного офф-топик для данной ветки: здесь все-таки речь о Черкесии пока она еще существовала, а не о последних годах ее агонии и последовавших событиях, которые хотелось-бы выделить в отдельное производство, иначе все остальные аспекты истории и культуры Черкесии утонут в обсуждении данной проблематики, imho.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

предложили перепостить

Сообщение atmir07 » 05 ноя 2007, 13:20

Юлли прислать мне личное сообщение о том что за цифры в нике могут удалить и лучше перепостить. Я изменил ник и перепощиваю:
На страницах журнала «Мусульманин» в 1910 году была опубликована серия заметок черкеса - офицера турецкой армии. В детстве этот человек пережил ужасы переселения и продолжал их наблюдать уже и взрослым человеком. Потерявший родину и близких, он, тем не менее, обращался к своим соплеменникам с такими словами: «Я могу не любить Россию по каким-либо причинам, но во имя личной обиды лгать не буду. Я говорил и говорю: берегитесь переселяться в Турцию – там ждёт вас голод, холод и смерть». И далее, по поводу приезда в Стамбул некоего Агаева, от имени российских мусульман призывавшего «просвещённую Европу» совместно с «обновлённой Турцией» бороться за права угнетаемых нерусских народов в России: «Я знаю, как живётся нашим братьям в просвещённых странах, и думаю, что мусульманам в России нет основания жаловаться на свои права… кто не знает, что алжирцы на свой собственной земле не считаются французскими гражданами и положение их хуже рабов. Пройдите по всей Индии, загляните во все английские колонии – и вы не встретите ни одного мусульманина, который занимал более или менее ответственное место. Во Франции вы не найдёте даже мелкого чиновника-мусульманина. Что делали немцы в африканских колониях с нашими единоверцами – давно известно. И куда бы вы ни заглянули, повсюду в Европе мусульманин на положении зачумленного, которому нет места среди просвещённых европейцев… Я вовсе не хочу сказать, что в России совершенно не обижали наших братьев, я сам знаю немало возмутительных фактов насилия и неправды, но всё это далеко до обезличивания и рабского положения. Укажите какой-нибудь парламент, где бы депутатами были мусульмане. Укажите такую просвещённую страну, где бы в армии насчитывалось более трёх тысяч человек мусульман-офицеров, начиная от подпоручиков и до генералов включительно. В какой немусульманской стране вы найдёте губернатора, прокурора, следователя и т.п. из наших единоверцев? Такой страны нет, за исключением России. Русское общество, русский народ и даже русское правительство относятся к нашим братьям настолько симпатично, что они почти ничем не отличаются от коренных русских граждан. Перед ними открыты все двери. Их дети могут учиться в любом учебном заведении от обыкновенного гражданского училища до Пажеского корпуса. Теперь идёт борьба из-за национальной школы, праздничного отдыха (сегодня есть и это), но всё это ничтожно перед тем, что происходит в других странах… Для европейца мусульманин – предмет насмешек и предмет наживы. Пересмотрите произведения европейских авторов и вы будете поражены гнусным издевательством над исламом и его поклонниками. Кто протестовал против этого, кто мог указать наглецу его настоящее место? А в России едва какой-нибудь, в сущности, ничтожный журналист по глупости позволил себе задеть религию мусульман – и поднялся крик со всех сторон. Здесь можно усмотреть чувство собственного достоинства, которое у мусульман России развито в сильной степени. А ну, посмотрите, что делается в Европе? Просвещённые наши единоверцы (автор имеет в виду новую турецкую элиту своего времени) тоже смеются, когда на сцену тащат пророка и наглым образом издеваются над религией миллионов людей. Можно не верить в пророка, не признавать его святым – что хотите, но смеяться – это уж последнее дело… Довольно клеветать и подтасовывать факты. В России есть немало отрицательных явлений, требующих изменений, есть несправедливость, быть может, жестокость, но, несмотря на всё это, мусульмане, оставаясь правдивыми, не могут сказать, что им хуже живётся, чем единоверцам в Индии, Алжире, немецких владениях в Африке. Мусульманин в России – полноправный гражданин, а не на положении покорённого, живёт свободно во всех отношениях. Он хочет иметь свои школы, и я полагаю, в конце концов, будет иметь (так и случилось)… Может быть, на моей бывшей и до сих пор горячо любимой родине некоторым землякам плохо живётся, может быть, они страдают от каких-нибудь других причин – всё это я допускаю и даже кое-что слышал, но, как бы плохо ни было, всё-таки лучше чем в Турции. Да кроме того, это дело других честных работников – выяснять ненормальности и что возможно сделать для земляков. Существует же интеллигенция (я, конечно, давно не знаю русской жизни, но по тому, что даёт мне печать, могу несколько судить о ней). Россия идёт гигантскими шагами по пути к величайшей культуре и, как всё великое, сумеет сгладить все шероховатости, и тогда, если все будут работать вместе, нашим братьям тоже будет хорошо. Крепко держитесь за свою родину и не бросайте её. Тот, кто бежит от своей матери, не достоин называться её сыном. Увы, я не исключаю и себя…». (журнал «Мусульманин», 1910, №№2, 25).

P.S. А по предложенной для перемещения ссылке, Зора, я опять не смог пройти - не отображает страницу
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

а ник-то не меняется

Сообщение atmir07 » 05 ноя 2007, 13:21

видно, забанят меня :oops:
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Re: а ник-то не меняется

Сообщение Analogopotom » 07 ноя 2007, 19:23

atmir07 писал(а):видно, забанят меня :oops:

А Вы скажите админам, что код "07" в Вашем нике - это жизненная необходимость и объясните, что обозначают эти цифры.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение ZORA » 11 ноя 2007, 02:32

Форум ПУТЬ ВСАДНИКА http://putvsadnika.ru/forum/index.php
На данном Форуме оружееведы и коллекционеры обсуждают вопросы связанные с адыгской (черкесской) оружейной культурой и традицией.
Среди посетителей Форума уже "засветились" такие авторитетные специалисты по адыгскому (черкесскому) оружию, как Кирилл Ривкин (США) и Феликс Наков (РФ), в частности в ветке ф1эхъус апщий http://putvsadnika.ru/forum/viewtopic.php?t=2
Приглашаются все ценители черкесского всаднического комплекса и интересующиеся им.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 11 ноя 2007, 04:52

Об адыгском (черкесском) оружии лучшее что есть на сегодня на русском языке это работа Эммы Аствацатурян "Оружие народов Кавказа", которую можно скачать здесь:
http://www.nartalbum.com/ru_library.phtml
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Savoy » 11 ноя 2007, 08:43

Гиви Чрелашвили
Слово "друидизм" в отношении к адыго-абхазам, в данном случае, применяется как приблеженное значение. На самом деле, адыго-абхазский этнос, как и многие другие народы, выработал свой языческий культ .. и он действительно немного схож с друидизмом (хотя я в нем разбираюсь не очень).

Здесь можно указать - магическое Древо Жизни из эпоса, наличие множества Священных рощ в Черкессии, наличие отдельных священных деревьев, некоторые обряды и др.
Золка
Savoy
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 11 май 2007, 19:57
Откуда: Кабарда

Сообщение ZORA » 16 ноя 2007, 14:54

Пейсонель, «Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 годах»
(автор - консул французского короля при Бахчисарайском дворе):

"Главные города Черкесии [перечисляются османо-крымские фактории] суть:
- Тамань,
- Темрюк,
- Ачу (Atchou),
- Агджя, (Agdja),
- Суджук (Sooudjouck)
- и Каплу (Caplou).
[перечислены пункты Таманского санджака, а также Суджук-кале и Копыл - центр Кубанской Ногайской орды на границы с черкесской землей Жанэ - единственной полностью исламизированной земли в Черкесии того времени в которой действовал шариат, кроме самого Таманского санджака]

I. Тамань - маленький город; в нем насчитывается около 6.000 жителей, 12 мечетей, одна баня (bain) и около ста лавок. Имеется от 18 до 20 судов, принадлежащих этому городу, вместимостью 500—1000 центнеров; их называют «tombaz». Суда не могут зимовать на рейде и находят себе убежище в Керченском порте, в Крыму.
Хотя город Тамань находится на территории хана, однако же он считается во владении черкесов.
В Тамани имеется маленькая крепость, которая включена в число местностей, подчиненных Grand-Segneur (султану). В крепости насчитывается от 50 до 60 пушек. Султан содержит там небольшой гарнизон янычар и город управляется мусселимом, находящимся в подчинении Еникольского паши.
II. Темрюк — маленькая крепость, расположенная в 6 лье к северо-востоку от Тамани; в ней находится постоянный гарнизон янычар и числится около 2.000 жителей, 2 мечети, 12—15 лавок, 70—80 пушек. Berbezemin, в Азовском море, есть порт Темрюк. Порт плохой — суда могут входить в него только в тихую погоду.
III. Ачу — маленький форт с населением от 300 до 400 жителей, включая в это число и гарнизонных янычаров. Форт расположен на одном из устьев р. Кубани; укрепления деревянные, снабженные 26 — 30 пушками; рвы наполненные водой.
Окрестности этого форта так болотисты, что делают это место абсолютно неприступным. В последнюю войну русские бесполезно осаждали его в течение 20 дней; причем во время осады убитых в форте было только 2 человека. Ачу находится в 22 лье к северо-востоку от Тамани и управляется татарским беем по назначению хана.
IV. Agdja — маленькая крепость, находящаяся в 20 лье к юго-востоку от Тамани; в ней насчитывается от 100 до 150 жителей и 10—12 пушек; крепость состоит под ведением татарского мирзы, назначаемого Кубанским сераскиром. Янычаров в ней нет и охрана ее возложена на местную милицию. Торговли не существует и все необходимое для жителей привозится из Тамани.
V. Суджук — маленький форт, расположенный на берегу Черного моря у границ Абазы. В нем имеется около 200 домов, 400 жителей и от 36 до 40 пушек. Гарнизон состоит из янычаров. Управление вверено татарскому бею, назначаемому Кубанским сераскиром. Здесь нет никакой торговли, все необходимое для существования жители получают из Тамани. В окрестностях производится небольшое количество хлеба, который «Miri» или казна покупает для гарнизона.
VI. Kaplou - город в 22 лье от Тамани и 2 лье от реки Кубани. составляет резиденцию сераскира. В нем числится около 4.000 жителей, есть 2 мечети, 5 каравансараев и около 500 лавок; здесь нет таможни, но с каждой повозки товара взимается определенная пошлина в пользу сераскира и местного мирзы. Всего взимается до 60 бешликов или 20 пара с повозки.

Kaplou - складочное место торговли Черкесии: купцы из Тамани, Каффы и других мест привозят туда товары для распространения их между черкесами и кубанскими ногайцами, а эти народы, в свою очередь, приезжают туда для продажи своих произведений.
Тамань - главное или лучше сказать единственное место транзита всей привозной и ввозной (отпускной) торговли Черкесии. Здесь, складываются все товары, предназначаемые для Черкесии и нагружаются все те, которые вывозятся из этой страны.
Таким образом, привозная торговля Тамани, о которой я буду говорить ниже, представляет собою всю торговлю Черкесии.

Вывозная торговля Черкесии.

1) 80 - 100 тысяч центнеров шерсти.
Половина этого количества доставляется из Черкесии, другая часть от Кубанских ногайцев.
Шерсть отправляется в Тамань в повозках; оттуда идет в Каффу и Константинополь; вся она мытая. Река Кубань, протекающая по всей Черкесии, в этом отношении доставляет большие удобства. Шерсть довольно хорошего качества; четверть всего количества ее белого цвета; остальные три четверти — черного.
Стрижка производится два раза в год: в мае и сентябре. Первая наиболее предпочтительна, потому что в эту пору года шерсть бывает длиннее. Кроме того количества, которое отправляется заграницу, весьма много шерсти потребляется также на месте, в Черкесии, для приготовления чекменей (tchekmen). Эта весьма грубая шерстяная ткань (род фланели или milton, мильтона), в очень большом употреблении во всей Татарии, даже в Турции.
На заказ делается более тонкая ткань.

2) 5—6 тысяч чекменей - особый род платья из тканей, о которых я только что говорил.
Чекмени бывают белые, серые и черные. Продаются они совершенно готовыми и отправляются в Крым, Молдавию, Польшу и в некоторые провинции Турции.

3) 50—60 тысяч шальваров или штанов из чекменя, т.е. материи трех различных сортов.

4) 200 тысяч плащей полстяных с длинными волосами, называемых у apendjis (бурки); они бывают трех сортов.
Существует и четвертый или высший сорт плащей, но таких в продаже не существует и они изготовляются только по заказам знатных особ для личного их употребления или же для подарков. Эти последние плащи называются andi у apendjis; они в большой цене, но из Черкесии вывозят их очень малое количество.
Другие у apendjis имеют сбыт в Крыму, Молдавии, Валахии, Польше, Московии и, отчасти, в Турции.

5) 5—6 тысяч хороших сыромятных кож.
Весьма большое количество этих кож потребляется самими черкесами, кубанскими ногайцами на изготовление обуви, которая называется «tcharik». Продают кожи в Тамани.

6) 5—6 центнеров превосходного меду, который привозится в Тамань на повозках, а в Ачу на судах, по Кубани.
Мед приобретается на месте только в обмен на другие предметы. Мед бывает чистый или же с воском, каким он извлекается из улья.
В Тамани сбывается также около 500 центнеров очень дешевого меду из Абазы. Этот мед дурного качества, производит сильное опьянение, почему и называется deli-bal или сумасшедший мед (miel — fol). Из него приготовляют напиток с narden; его смешивают также с напитком из проса, называемым boza, чтобы придать ему больше крепости.

7) 7—8 тысяч ок воску, большая часть которого привозится в Тамань и оттуда отправляется в Каффу и Константинополь; незначительная часть его доставляется также в Ачу, куда специально за покупкою этого продукта являются некоторые купцы, так как здесь воск дешевле, потому что в Ачу его привозят по реке с меньшими издержками, чем в Тамань, куда воск доставляется на колесах.

8) 50 тысяч куньих шкур, называемых zerdava, из Тамани они идут в Каффу, где их приготовляют к отправке в Константинополь.
5 тысяч sangsar или белодушек (каменных куниц, la jauine).
100 тысяч шкур tilki или лисьих по 25—30 пара за штуку.
100 тысяч шкур kourb или волчьих; 50—60 пара за штуку.
3 тысячи шкур aiu или медвежьих, которые отправляются в Bourgaz и оттуда уже распространяются по Германии и Польше;
500 тысяч шкур овечьих;
Весь этот пушной товар доставляется в Тамань в сыром виде. Купцы сами должны выделывать его.

9) 200 тысяч пар кабаньих (диких) клыков, из которых в Татарии делаются ножи и рукоятки для ножей. Их привозят в Тамань из Tcherkes-Kirman по Танаису или Дону; они худшего качества, чем те, которые доставляются из Очаковской равнины (de la plaine d'Okzakow);
200 тысяч пар бычачьих рогов.

10) 100 тысяч гросс стрел, по тридцати штук в гроссе; Черкесия снабжает ими татар и ногайцев.
Существует 2 сорта стрел: одни из них, для изго¬товления которых употребляются перья птицы, называемой «gudjuguen», кроме мирз (les mirzas) и знатных особ, никто другой почти не употребляет их.
Второй сорт делается из перьев вороньих и других хищных птиц;

11) Рабы составляют один из главных предметов торговли Черкесии.
Об этом говорено уже в главе о Крыме.

12) Черкесские лошади высоко ценятся; они рослые, хороша сложены, сильны, быстрые и выносливые. Голова у них напоминает немного клюв ворона и, вообще, сами лошади походят на английских.
Разведение известной породы сопряжено с большими затруднениями. Самые лучшие лошади считаются — Сулукские (Щолохские) и Бакканские (de Bekkan).
Из Черкесии вывозятся только мерины; на жеребцах и кобылах черкесы не ездят совсем.
Для приплода имеются только жеребцы.
В Крым доставляется из Черкесии много лошадей, высоко ценимых татарами.
За черкесских лошадей в Крыму платят до 200 пиастров; но есть и такие, за которые дают более 8 рабов.

13) Окрестности Ачу снабжают огромным количеством икры и сухой рыбы. Икра получается из осетров или белуги. Ежегодно из Ачу вывозят около 3 тысяч центнеров икры; отправляют ее в больших бочках в Каффу и Константинополь.
Сушеной рыбы имеется 4 сорта:
1-й белуга, которую по длине разрезают на куски, называемые «tchilim»; затем их солят, сушат и на месте продают; в Каффу, Трапизонд и Константинополь отправляется ежегодно около 2000 центнеров белуги. 2-й сорт Suruk, которую также разрезывают на куски более мелкие и продают таким же образом и по той же цене, как и белугу, но в большем количестве.
3-й сорт — сазан или карп; эта рыба распластывается, сушится непросоленной и продается по 10—12 пара за штуку; вывозится она в Батум, откуда уже распространяется по всей Турецкой Грузии.
Четвертый сорт — сула, приготовляемая таким же образом; много ее вывозится в Грузию и Константинополь.
Улов сазанов и сулы бывает иногда столь обильный, что не знают куда девать эту рыбу, вследствие чего она выбрасывается и гниет на берегу. Казаки, подданные хана, известные под именем «sari tnad», производят рыбную ловлю в Ачу, начиная с мая до конца октября: в другие месяцы года она невозможна, потому что река Кубань бывает покрыта льдом.
В день, когда начинается ловля, бей устраивает большой праздник.
Ловля белуги производится aux paiaugres... и другим довольно своеобразным способом: место, избранное в реке, огораживается ивовым плетнем, в котором устраивается дверь или вход, таким образом, чтобы рыба, вошедшая в ограду, не могла более выйти оттуда. Ловля карпов и сулы производится сетями.

14) Из Ачу вывозится также ежегодно 2—3 тысячи центнеров рыбьего жира. Ногайцы употребляют его в пищу, а татары для освещения.
Ко всему этому надо также присовокупить еще 100 центнеров рыбьего клею.

В Тамани и в Каплу находятся в обращении только турецкие и крымские монеты.
Внутри Черкесии деньги обращаются мало и торговля производится меновая.
Некоторые купцы довольствуются продажей своих товаров в Тамани, где и приобретают продукты местного производства; другие отправляются в Каплу, а третьи, наконец, углубляются внутрь страны, берут переводчика, хорошо знающего язык и непосредственно ведут дело с черкесами; они развозят свои товары из селения в селение по всем племенам, а иногда направляются дальше и, изъездив всю Черкесию, доходят до Астрахани и до калмыков. Эти купцы, в сущности, только и наслаждаются выгодами торговли и получают огромные барыши."
Последний раз редактировалось ZORA 16 ноя 2007, 14:56, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 16 ноя 2007, 15:00

Эвлия Челеби: (1666 г.)

Остров Тамань [когда-то полуостров Тамань была островом - Савой] представляет собою один из прекрасных благоустроенных островов, расположен вблизи берегов р. Кубани, текущей сюда со стороны юга между степью Хейхат [наверное Прикубанская степь - Савой] и Черкесстаном; на нем расположены 80 черкесских деревень. Залив Адахун [Кизилташский лиман] на р. Кубани является местом, соединяющим Кубань с Черным морем; по р. Кубани плавают суда. Река воды жизни [Кубань] так велика, что начало ее в землях Дагестана [в данном случае топоним используется в его прямом переводе «страна гор» - Савой], на горе Эльбрус. Омывая (береговую полосу) в 70 переходов между Черкесстаном и степью Хейхат, вблизи крепости Кызыл-таш в заливе Адахун она сливается с Черным морем.

Ногайцы.
Народ ногайцев побратался с черкесским племенем по имени шегаке, взял девиц у черкесов (не отдавая, впрочем, своих) и породнился с черкесами. Установив юрты в стане шегаке — Черкесстане, они жили там и кочевали в горах и степях, имея 10 000 шатров. Все 20 000 сильных и отважных ногайских воинов являются богатырями.

Шегаке [другой вариант Хегайк - Савой].
Деревни народа шегаке называются кабак [татарское название, у черкесов используется слова «куадж или хабль» - Савой]. Эти черкесы шегаке кое-где составляют один народ с ногайцами племени чобан [т.е. живут вместе - Савой]. В этой местности находится ставка бея [князя] шегаке, которая на языке черкесов называется "пшуко" [не слышал такого термина. Может «пщукъо»-«княжеская долина» или «псухъо»-«урочище» … Савой]. Пшуко шегаке представляют собой 40 домов в одном месте, 10 домов в другом, 20 — в третьем, в котором поселились по соседству близкие и дальние родственники. Со стороны юга на расстоянии одного дня пути от селения шегаке — Черное море. Черкесстан начинается от горы Эльбрус и заканчивается (землей) народа шегаке на берегу Черного моря [Скорее всего земли идаридов, придерживающихся прорусской ориентации, Челеби не учитывал - Савой]. А Шегакские горы прилегают к горе Эльбрус [они тянутся с запада на восток до горы Эльбрус]. Когда-то, когда народ шегаке прибыл на кораблях из Арабистана, Албании и Константинополя, их корабли пристали к Анапской гавани [Османский вариант родословной черкесских князей. Возможно намек на их мамлюкское происхождение].

Жане.
Ставка бея народа жане расположена у подножия гор Хайку [?]. Пшуко племени жане — это 500 домов у этих гор. Имя бея — Антонук [Скорее всего Антиноко - Савой]. Он владетель 10 000 богатырей-всадников с колчанами и пеших черкесов-джигитов с ружьями. В двух часах пути, также на восток — р. Адагум, а вблизи нее — р. Сетаза [?]. Они вытекают из Абхазской [Абазинской или Абадзехской - Савой] земли и впадают в р. Кубань. Область Малой Жанетии более заселена, чем Большая Жанетия. Здесь живут смелые и сильные джигиты. В крае 40 деревень и 3000 воинов. Мы с трудом перешли на лошадях р. Абин, Хабль, Иль, и Абурган. Они стекают с Абхазских гор Оюз и, протекая по земле М. Жанетии, сливаются с р. Кубанью. Отсюда, также на восток, в пяти часах пути — область Хатукай.

Хатукай.
Имя бея — Джан-Гирей или Джанибе-Гирей [скорее Джанибе - Савой]. Бей хатукайцев — владелец 8000 хорошо вооруженных воинов. Край этот обширен. Кабак Педеси находится на берегу р. Шепси [ныне Северский район Краснодарского края - Савой]. Это также благоустроенное селение из 300 домов в стране хатукай-черкесов. Деревня Педеси у подножья гор Оюз. Народ эмира Навруза [ногайцы наурозовцы - Савой] — татары пришли сюда, убили московского царевича, находившегося в стране, и, сражаясь с неверными калмыками, перешли р. Волгу и степь Хейхат, поселились на земле этих черкесов хатукай на берегу р. Кубани, взяв девиц у черкесов и породнившись с ними. Всего у них 10 000 воинов и 6000 кибиток. Они смелые воины. Крепость Афипс-керман [можно сделать ее столицей провинции Хакужь - Савой], предназначенная для заселения, (возведена) на земле черкесов Хатукай, но живут в ней ногайцы Навруза, т.к. если здесь поселится черкесский народ, то он будет восставать.

Адами [относительно маленький княжества Кемиргой].
Благоустроенные земли племени адами. Перейдя через горы Хыр-Кархох, мы переправились через реки Суп, Еди-Кютук, Псекупс (Кызлар-кеткен). Сперва мы достигли пределов адами. "Пшуко" адами находится у подножия Абхазских гор на берегу р. Кызлар-алган (Псекупс) и насчитывает 500 домов. Здесь живет бей племени адами, имя его Дигузи-бей [Тугуз – «волк», знаменитая фамилия - Савой]. Все они — знатные и родовитые — являются племенем арабов-курейшитов из потомственных черкесов [опять намек на мамлюкское происхождение - Савой]. Абхазы и черкесы, не встречая никакого сопротивления, делают этот народ своими подданными.

Такаку [Тхакако? Пока не понятно что за племя].
Описание области Такаку. А сей народ — из потомков араба Серакиса [Черкеса - Савой], бежавшего из Мекки [очередной намек на мамлюкское происхождение - Савой]. Этот народ не воинственный. Всего же здесь 8000 человек. У большинства из них нет оружия. Народ черкесский называют такаку "чуфуд". У народа чуфуд столь много потомства и скота, что их имуществом заняты все горы и скалы, оно достигает даже южных склонов гор, а там уже лежит земля народа садаша [?] из числа абхазов.

Болоткай [Болетокей, т.е. «принадлежащее Болетоковым». Позже назвался Кемиргой - Савой].
Восхваление превеликой области племени болоткая. Этот народ также является потомками араба Серакиса, бежавшего из Мекки и Медины. Мы вышли к р. Марте, затем к р. Пчас. Обе эти реки стекают с абхазских [абадзехских] гор Хабеш и текут в р. Кубань. Мы еще семь часов шли в направлении севера, пришли к р. Пшиш, затем после одного верхового перехода, к р. Шагваше (Щхагуаше , т.е. р. Белая - Савой). С сотней тысяч тягот и мучений переправились через р. Шагваше и сделали еще до 1000 шагов. На берегу р. Шагваше стоит "пшуко" — резиденция бея. Властителей этого края — семеро братьев: Сахадук, Элбуздай, Эль-Мурза, Базрук, Бакук и др. Эти семеро братьев распоряжаются сотней благоустроенных стоянок и 10 000 хорошо вооруженных воинов. Из всего черкесского народа эти — самые отважные и сильные.

Ногайское племя деви.
Этот народ, бежав из страны Московской, переправился через р. Волгу, но на этом берегу, в степи Хейрат, не вынес притеснений ногай-татар и переправился на этот берег р. Кубани, к черкесам. Ныне он обитает мирно среди гор, в окрестностях Адами и Болоткай. Этот народ — ногаи, численностью в 8000; отважный, могучий, мусульмане-единобожцы.

Бузудук [Бжедугия].
Описание земли бузудука. Сей народ также происходит от потомков Серакиса. Они сыновья брата Серакиса Джебль аль-Хеме, ушедшего в Албанию. Первыми вступившими в эту черкесскую землю являются названные народ бузудук и народ мамелюк [прямое упоминание мамлюков - Савой]. И эта страна Бузудук имеет много общего с абхазами [существует версия, что бжедуги, наряду с натухаями, шапсугами, абадзехами, происходят от абхазо-абазин - Савой]. Между ними и абхазами находятся лишь невысокие горы. Бей бузудуков Азамат-Гирей. Он распоряжается в целом 3000 воинов. Они живут в труднодоступных Абхазских горах. Этот народ, в полную противоположность черкесам, не зарывает своих покойников, не засыпает их землей. Они выдалбливают внутренность дубового бревна и в нее помещают покойника. Затем колода подвешивается к ветвям дерева и оставляется там [точное описание похоронного обряда мамлюков черкесского происхождения - Савой]. Через отверстие внутрь проникают затем пчелы, откладывают мед. Таким образом они узнают: умерший — в раю. Если же пчелы не откладывают меда, они плачут: "О, наш умерший — в аду"; режут 5-10 свиней и раздают их гостям.

Земля Мамшуха [Махошевцы? Клан бесленеевцев].
Это племя также происходит от потомков Серакиса. Они обитают у подножья Абхазских гор. Их по крайней мере 10000, и нет у них вождей и правителей. Когда у них родится девочка или мальчик, все они плачут день и ночь. А когда один из них умрет, они также собираются вместе, едят и пьют, смеются и играют, поют песни. После этого они помещают умерших в (специальной) раке на ветвях дерева. Двигаясь на восток, мы прибыли к р. Псенафа, потом р. Гиаге, отсюда—р. Уль, Серали, затем р. Уарп. В этих местах кончается страна Мамшуха.

Бесней [Бесленей].
Во время Хулагу-хана, когда араб Серакис прибыл в эту страну из старого Мосула, он назначил своего старшего сына, Беснея, правителем над здешним народом. Отсюда мы снова пошли на восток и (прибыли) к стоянке Хатыркай [?]. В древности это было "пшуко" народа бесней. Выйдя отсюда, (мы прибыли) к р. Лаба. Она вместе с р. Большой Лабой вливается в р. Кубань. Затем еще четыре часа мы шли на восток. Их бей обитает здесь. Он распоряжается 5000 отважных, отборных воинов. И народ этот — весьма сильный, смелый, мужественный. Сей народ бесней (прежде) расселялся до самых земель Чин, Фагфур и Москва [ну это он загнул! - Савой]. Затем, (спасаясь) от притеснений вновь пришедших калмыков, они обосновались в этом ущелье. Затем мы двигались на восток. Здесь кончаются пределы бесней.

Кабартай [Кабардей].
Описание обширной страны древнего народа Кабартай. Его называют "Кабарты", "Кабартай". Это потому, что старший сын Серакиса был Кабартай [чтобы оправдать свое якобы древнее владение Черкесией, османы выдумывали родословные адыгских князей - Савой]. Первоначально черкесский народ распространился из земель шегаке [по преданию кабардинцев, народ их жила в Приазовье, затем передвинулся в Крым, Керчь, Тамань, Уруп, Пятигорье - Савой], затем из этих девственных земель. Эта страна обширная. Язык здесь — древний. А всего у них (у племени кабарты) имеется 20 удобных селений. Их беи распоряжаются 10000 джигитов — богатырей прославленных и отважных. Воистину этот народ — возлюбленный сердец, смелый, многочисленный, широко расселившийся. Во всем Черкесстане он слывет исконным, избранным и знатным.

***
Оба последние поста взяты и постов Савоя на Форуме http://tw.org.ua/
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 28 ноя 2007, 10:48


А.С. Марзей.
Черкесское наездничество "ЗекIуэ"
(Из истории военного быта черкесов в XVIII- первой половине XIX века).

- WinRAR 512 КБ
Скачать
http://www.audio.adyga.org/HTML/library_rus.html
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20