Адыгэхэкуж (Черкессия, Circassia): друидизм и Кавказ. война.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Сообщение ZORA » 27 фев 2007, 22:19

Карта-схема - Черкесия в 1801 г (составлена Т. В. Половинкиной):
Изображение

Этнолингвистическая карта Западного Кавказа на 1780 г.
Расселение Адыгов (Черкесов) Кабардея указано согласно Кабардино-Российскому договору 1779 г (после поражений Кабардинцев в компании 1779 г от РусскоКалмыцких войск).
Что касается "Малой Кабарды", то ее территория сократилась до указанных пределов только в 1ой 1/4ти XIX в:
Изображение
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 19:51

Употребление лука и стрел, как и ношение кольчуги, было привилегией аристократии. "Крестьяне совершенно не имеют права носить кольчугу, колчан и стрелы: на войну они отправляются в повозках и сражаются пешком" Но при этом, по свидетельству Эвлия Челеби в 40х гг XIX в, крестьяне "все имеют ружья". Что-то вроде Шведской "ездящей пехоты" Карла XII...:lol:

"Каждый черкес, начиная от пастуха до князя, имеет исправное ружье" (Хан-Гирей).

"Высший класс всегда имеет при себе заряженный пистолет." (Хан-Гирей).

"Черкесы... заряжают весьма скоро. Я сам был свидетелем, как они успевали вынуть ружье из-за плеч и 5 раз зарядить и выстрелить из оного на всем скаку на расстоянии полуверсты" (Н. Муравьев, 1817 г).

"Основной фон черкесского оружия темный. в частности, густая чернь - украшавшая оружие имела и практический смысл - приглушать, чтобы по выражению Запорожцев "вражье око на ясной сбруе не играло" ".(А. Марзей).

"Есть, однако, одно обстоятельство, которое особенно заслуживает внимания: это поразительное единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах." (Д. Лонгворт).


Вооружение и амуниция Черкесских воинов по Асланбеку Марзею (Мирзоеву):

1) Наступательное оружие:
- Лук (шабзэ) и стрелы (шабзэшэ). Носились в налучье (шабзэлъэ) и в колчане (шалъэ, детч), которые шились из красного, черного и коричневого сафьяна., украшенного тиснением, металлическими, оправленными в серебро бляшками, золотым и серебрянным шитьем. Обычное количество стрел в колчане не превышало 30.
- Ружье (фоч) (в XVI-XVIIвв - фитильное, а в XVIII-XIXвв - кремневое). Ружья носились в специальных чехлах (дохъутей). Для стрельбы спешившись использовали присошки в виде циркуля (зэпэбаш). К огнестрельному оружию полагались газыри (хьэзыр), которые носились в нашитых на грудь черкесски или куртки газырницах (8-12 с каждой стороны, итого 16-24), пороховница (в форме закрученного рога, хранившаяся в одном из двух нагрудных карманчиков распологавшихся ниже газырниц), натруска (маленькая пороховница в форме рожка для хранения высококачественного затравочного пороха), кисет для хранения пуль и пыжей, висевший на поясе.
При заряжении газырь вынимали из газырницы, пулю обернутую в тряпочку, вытаскивали зубами, верхний конец газыря приставляли к стволу ружья и переворачивали, при этом из него высыпался порох, затем доставали шомпол, вставляли в отверстие на дне газыря и загоняли в ствол пыж из него, затем в ствол заганялась пуля обернутая в тряпочку. Обратие внимание на эту деталь! Черкесы часто изображаются с оборванными полами и рукавами одежды. Дело здесь именно в этой тряпочке, которой оборачивали пулю для плотной подгонки к стволу. В жарком бою иногда приходилось в этих целях буквально рвать на себе одежду!
- Пистолет (фочкIэщI) с кремневым замком. По длине такие же как европейские кавалерийские пистолеты, но значительно легче. К рукояти пистолета прикреплялся шнур, который носился на шее. Носили по два пистолета - один в кобуре на левом боку рукоятью вперед, а другой за спиной, заткнутый за пояс. Считался оружием ближнего боя и часто использовался одновременно с обнаженной шашкой или кинжалом.
- Шашка (сэшхуэ). "Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие... употребляется только для удара, а не для защиты; удары шашки большей частью бывают смертельны" (Ф. Торнау). Создателями шашки являются сами Черкесы XVII в."Шашкою неудобно колоть, а только можно рубить" (Хан-Гирей). Средняя длина клинка шашки - 72-76 см. "Шашка должна быть легкая как перо, упругая как лоза, острая как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение" (Кабардинская присказка). "С тех пор как русские начали войну на Кавказе, стали приобретать известность черкесские шашки, удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление" (В. Потто).
- Сабля колчанная (джатэ)."Она носится при колчане... Эта сабля имеет то преимущество над шашкою, что ею можно рубить и колоть, между тем как шашкою можно только рубить" (Хан-Гирей). Могла также крепиться к седлу. "У них к седлу прикреплена сабля под левым бедром, а другая висит у левого бока" (Д. Кук). Средняя длина клинка черкесской сабли - 95-106 см. имеет специфическую особенность, характерную только для "джатэ" - клинок заканчивается штыком, способным пробить доспех.
- Кинжал (къамэ). "Они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес... спит, имея его под своим изголовьем, следовательно он вечно вооружен" (Хан-Гирей). По классификации Г. Прозрителева, было две разновидности черкесских кинжалов - узкий кабардинский и широкий шапсугский. В карманчике, сделанном с внутренней стороны кинжальных ножен, хранился подкинжальный ножичек (къамэщIэгъысэ, къамэщIэлъысэ) для приема пищи (кинжал никогда для этого не использовался, являясь чисто боевым оружием).
- Черкесский нож (адыгэсэ). Как и шашка утапливался в ножнах вместе с рукоятью. Носился сзади на правом боку.
- Штыковидный нож (хьэджысэ). Трехгранный. Прятался в кнутовище плети/ногайки (щIопщ).
- Аркан (шадз). - вряд-ли нуждается в комментариях.

2. Оборонительное оружие.
- Шлем высокий (таж) или низкий (жыпхъэ, кIыпхъэ). Таж выглядел так: К верхушке шлема прикреплено кольцо, в котром закреплялся флажок из красного сафьяна, украшенный вышитым узором и галуном. К ободу шлема закреплена кольчужная сетка, закрывающая половину лица и ниспадающая на плечи поверх кольчуги, создавая дополнительную защиту. Спереди, под подборотком, она застегивалась на крючок. Шлем украшался накладными серебряными пластинами с гравировкой и чернью. Жыпха/чыпха отличался большей простотой: корпус его защищал темя, а сетка шею, височные части и щеки. Особенностью черкесского шлема является отсутствие защитного приспособления для лица - носовой стрелки.
- Панцирь (афэ). Синоним (в данном случае) - кольчуга. "
"Они спят с так называемым ими панцирем, то есть с кольчужной рубахой под головой, вместо подушки, и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются наготове". (Д. Интериано, конец XV в).
Техника плетения и крепления колец, по оценке Н. В. Гордеева, "первоклассная". Черкесские панцири легкие (от 3,390 до 4,920 кг) и удивительно прочные. В кольчуге могло находиться до 25 тысяч колец. На изготовление одной кольчуги или панциря уходило до 6000 часов труда мастера. Цена - до 30 рабов. Панцири были непременной частью защитного воооружения знати. До появления нарезного оружия и патронов лучшие образцы черкесских кольчуг были непроницаемы для пуль.
"Чтобы их испробовать, их кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка покачивается" - сообщает Г. Ю. Клапрот. "Чтобы их испробовать, их кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка покачивается" (Г. Клапрот).
"Эти кольчуги представляют теперь археологическую редкость, их можно видеть только в музеях, и, кажется, самый секрет их бесподобной выделки утрачен навеки. Подобный трехкольчужный панцирь, представляющий собой мелкую сетку, легко укладывается весь на ладони и весит не больше пяти-шести фунтов, но надетый на голову и плечи, он образует как бы литую массу, которую можно было пробить разве штыком или пикой но никак не употребляющейся тогда круглой пулей. На Кавказе, впрочем, существовал особый сорт шашек, называемый гурда, закалка которых приспособлялась именно для рубки этих знаменитых панцирей, но зато настоящая гурда - а их много поддельных, - и ценилась на вес чистого золота." (В. Потто).
- Налокотники (еушэджий). Закрывали руки от кисти до локтя.
- Кольчужные перчатки (афэIэлъэ) или наручи (аэшIгелъ). Продолжение налокотников. носили либо то, либо другое. Наручи это кусок красного сафьяна, на который нашита кольчужная сетка, общитый по краям золотым или серебрянным галуном, с вышитым посередине Черкесским орнаментом (закрученные рога и пр.). Носились кольчужной сеткой кверху на внешней стороне кисти и крепились со стороны ладони кожанными шнурами. Раструбы заправлялись за налокотник.. Т. о. черкесские наручи защищали кисти рук и пальцы только с внешней стороны, зато имели то преимущество перед кольчужными перчатками, что воин лучше чувствовал оружие и оно лучше сидело в его руке. По этим причинам наручи были распространены больше чем кольчужные перчатки.

3.) Разная утварь "лучших наездников":
- Седельный топорик (уанэ джыдэ), железные наручники для пленных (Iэхъулъэхъу), войлочный кляп в виде шарика с двумя шнурками, бинты, дезинфицированные тампоны для глубоких ран, подзорная труба (нэрыплъэ), компас (къиблэм), огниво, кремень, трут, серные и восковые свечи, кожанный стакан для воды, котелок, поднос, фляжка, два надувных бурдюка для переправы с лошадью через реки (фэнд), шило, запас ремней для сбруи, игла, нитки, смена белья и теплых носков, запасная обувь, целебные травы и лекарства, подседельный ящичек для соли, погребальная рубашка (хьэдэ джанэ) и пр.

4.) Черкесский костюм/форма (Адыгэ фащэ)
- Черкеска (цей). Длина - по колено. В случае необходимости передние полы поднимали и затыкали сзади за пояс. При верховой езде затыкали полы черкески между внутреней стороной колен и седельной подушкой, грея колени и бедра. Плотно облегала тело с пояса до груди, что способствовало меньшей утомляемости всадника (его меньше растрясало). Шилась из сукна. В основном естесственных цветов шерсти: бурые, черные, серые, белые. Белые черкески (как и вообще белую одежду: бурку и пр.) запрещалось носить простолюдинам.
- Бешмет (къэптал). "Второй кафтан под главным кафтаном" (Хан-Гирей). Отличие от черкески в отсутствии газырниц и в наличии стоячего воротника. Шился из шелка и другой легкой ткани. Бывали легкие и утепленные: стеганные на тонком слое шерсти или ваты. носить черкеску без бешмета было неприлично. Одновременно и в бешмете без черкески было неприлично появиться вне дома.
- Рубаха (джанэ). Нательная одежда. Надевалась под бешмет. Обычно шилась из холста или хлопка. "Мужчины никогда не носят пестрых рубах" (Хан-Гирей).
- Брюки (гъуэншэдж). "Суконные с лампасами из серебрянных голунов. Их шьют наверху... просторными, а внизу узкие, так что с виду кажутся узкими, и между тем вовсе не мешают движенью ног. Под шароварами носят портища... из белой ткани. Зимой же носят шаровары на вате из бумажной ткани" (Хан-Гирей). К низу штанов пришивались штрипки, удерживаюшие их при натягивании ноговиц и надевании обуви.
- Ноговицы (лъей). Шили из сафьяна (у знати), а также из сукна и войлока. Надевали поверх штанов, плотно обтягивая ногу от щиколотки до колена, а часто и выше. Ниже колена ноговицы закрепляли при помощи подвязок (лъэнкIэпс), сделанных из тонкого войлока, шнурка (часто весьма дорогого) или кожи,, в виде застегивающихся ремешков с металлическими, оправленными в серебро застежками. Для удобства натягивания их снабжали штрипками. Кроме ноговиц надевались специальные наколенники, для утепления ног и защиты, за счет плотного облегания, коленных сочлений от расслабления при верховой езде на коротких стременах.
- Обувь (вакъэ), в том числе сафьяновая (лъахъстан вакъэ). Цвет обуви отражал социальное положение: красный у Пщы, желтый у уорков, из простой кожи для простолюдинов. Если в междоусобицах Пщы категорически запрещалось убивать не равному, то при столкновении с равным или с чужаком, Пщы становился узнаваемой мишенью, позволявшей вычислить и убить предводителей. "Башмаки узкие, с одним швом спереди... они точно приклеены к ногам и придают изящество походке" (д'Асколи).
- Головной убор (пыIэ). Шапка у черкесов обязательный элемент костюма и снималась только тогда, когда человек отходил ко сну. Сбить шапку - нанести смертельное оскорбление. Головные уборы были самых разных форм, размеров и материалов: низкие папахи с очень выпуклым, почти в виде валика, меховым околышем и плоским дном, иногда перекрещенным галуном; высокие папахи из меха с выпуклым матерчатым верхом; тыквообразная шапка и пр. Некоторые воины не носившие шлема, подшивали по папаху кольчужную сетку, что позволяло выдерживать даже удар шашкой.
- Пояс (дыжьын бгырыпх). Как и головной убор -обязательный. На поясе висела одна или несколько серебрянных бляшек (мывэупцIэ) иногда с закрепленной с обратной стороны каменной точильной пластиной. С помощью кожанной петли к поясу крепился кинжал, а также на нем висели: пистолет, пороховница, пульница, жирница и пр. Пояс был узким, кожанный с серебрянным набором. Пряжки, наконечник, бляшки и прю серебрянные элементы покрывались гравировкой с чернью.
- Бурка (щIакIуэ). Войлочный плащ, с подкроенными и сшитыми плечами с вырезом для шеи. Без нее и башлыка ни один всадник не пускался в дорогу. "Она ограждала всадника, скакой бы стороны ни била на него непогода, прикрывала и предохраняла от дождевой мокроты лук, колчан со стрелами, огнестрельное оружие, сумы в тороке и руку, державшую поводья; она же, будучи войлоком, представляла упругую защиту и против сабельных ударов, и против уколов пики, стрелы; а при горячем отсуплении или наступлении... если было нужно броситься с кручи в реку, не выходя из седла, она мгновенно накидывалась на глаза коню. Вот сколько заслуг за простой вещью!" (И. Попко) Во время ночлега бурка служила и подстилкой и одеялом. В некоторых ситуациях она позволяла скрытно приготовить к употреблению оружие.
- Башлык (шъхъарыхъон). Капюшон с длинными лопастями, сшитый из сложенного вдвое куска ткани. Лопасти наматывали на шею, как шарф, а также прикрывали лицо от ненастья или при желании остаться неузнанным. При езде верхом концы обматывали вокруг шеи спустив концы назад. При хорошей погоде башлык висел на плечах, на шнурке, спещенный копюшоном и лопастями назад. В отличие от Грузин и, частично Абхазов, Черкесы носили башлык на шапку, а не прямо на голову. "У черкесов башлык вегда был белого цвета, а у абазин и абхазов - черный или коричневый" (В. Потто).
- Подкольчужник (тэджэлей). Спецодежда, надеваемая под панцирь. Это достаточно плотная, стеганная на вате куртка. Говоря об ее предназначении, И. Бларамберг сообщает: "Во время военных действий они надевают под кольчугу ватную одежду, благодаря упругости которой пули отскакивают еще лучше".
- Боевая куртка (танжьедед). Специальная верхняя одежда типа кафтана для носящих панцирь воинов. Она шилась из дорогих, обычно красного цвета тканей и надевалась поверх панциря.
Последний раз редактировалось ZORA 10 мар 2007, 20:03, всего редактировалось 4 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 19:55

Кабардинская (Черкесская) лошадь (Адыгэш):
"Прежде всего любят лошадей, верных спутников черкесов на пути славы и чести" (К. Кох.)
"Я никогда не видел, чтобы черкес приласкал своего ребенка, зато лошадь он готов целовать и гладить; они заботятся о зимних запасах корма лошадей м не меньшей степени, чем для своих семей". (Д. Лонгворт).
"Черкес, какого бы он звания ни был, скорее сам согласится быть голодным, чем лошадь свою допусти до этого. сами князья собственными руками нередко обчищают копыта своих лошадей и моют их гривы мылом и куриными яйцами, хотя бы их окружала толпа слуг." (Хан-Гирей).
"Часто случается, что отдают все свое состояние за коня, который им понравится, и нет у них ничего дороже коня". (Д. Интериано).
"Ни в одной стране мира с лошадью не обращаются лучше чем здесь; нет другого народа, который понимал бы лучше, как управлять ею. Великий секрет, кажется в доброте; ее никогда не бьют; следовательно ее дух остается несломленным и привязанность к своему хозяину неослабленной. Плавание, вместе со всеми партизанскими мероприятиями, в которых ей приходилось участвовать, является их достижением... Я часто видел ее лежавшей у ног своего хозяина, когда в засаде, в совершенном покое... она без всякого сопротивления позволяет приспосабливать свою голову как опору для винтовки" (Э. Спенсер).
"Коня надо воспитывать добрым, воодушевленным, решительным, смелым." (Кабардинская рекомендация).
"Смелые наездники в Кабарде приучают своих лошадей бросаться стремглав с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высоты оных." (С. Броневский).


Уже в XVI в по всему Кавказу, в России, в Крыму, в Речи Посполитой, в Молдавии и Валахии, Османской империи, в Иране и Средней Азии были известны Кабардинские лошади. По свидетельству К. Пейсонеля Кабардинские лошади стояли в среднем в 10-13 раз дороже Крымских. Стоимость Кабардинских лошадей, таких знаменитых заводов как Шолох или Бечкан, могла колебаться от 500 до нескольких тысяч пиастров, превышая стоимость средней Крымской лошади минимум в 25 раз!
Экспорт лошадей из Кабардея, Татлостанея и Джеляхстанея имел такие масштабы, что когда у Кизлярского коменданта, Донского атамана или Астраханского губернатора не было предлога для засылки туда своей агентуры, они дклали это под прикрытием покупки коней, зная что это не вызовет никаких подозрений.

Сочетания таких качеств, как высокая резвость и необыкновенная выносливость, делали эту лошадь идеальной для "зекIуэ" (похода, набега). "Сев на лошадей в десять часов утра, мы проехали, не оставляя седла, весь день и всю ночь... в четвертом часу утра мы были на месте, сделав в 18 часов не менее 160 верст; последние 2 или 3 часа мы скакали во весь опор, причем были принуждены силой удерживать лошадей, рвавшихся одна перед другою, несмотря на целый день езды без корма. Подобную силу и неутомимость можно найти только у добрых черкесских коней".

Черкесы вплоть до образования СССР в 20х гг XX в лошадей под упряжь не употребляли. "Грешно есть хлеб, взращенный на поле вспаханом лошадью". (Кабардинская поговорка).

Лошади делились на:
- Походных (зекIуэш). Только мерины не моложе 9 лет.
- Скаковых (шыгъажэш).

Считалось предосудительным ездить на кобылах или жеребцах. "Черкесы холостят жеребцов, не смея употреблять их в скрытые поиски, могущие от ржания их быть оглашены, но холостят лошадей и никогда не ездят на жеребцах; приучают меринов, чтобы они были сторожки".(С. Броневский).

Счастливой считалась лошадь обладавшая следующими признаками (это можно использовать рисуя лошадь для Черкесских генералов):
- на трех ногах, кроме правой передней, есть чулки,
- на лбу две звездочки, одна возле другой, но ВНИМАНИЕ!, если звездочки на лбу одна над другой это уже несчастливая лошадь!
Также несчастливыми считались лошади у которых:
- лоб белый,
- ноги по диагонали (например передняя левая и задняя правая) в чулках.

Предпочтения по масти:
- Гнедые (пцIэгъуэплъ). Из всех конских мастей самая предпочтительная среди Черкесов. Считались хороши и днем и ночью.
- Белые (пщIъгъуэплъ). Считалось что у них копыта слабее.
- Вороные (къарэ). Считалось что сильны ночью, а днем так себе.
- Рыжие (шыгъуэ) с белым пятном на лбу до самого носа. Не могут скакать против Солнца.
- Пестрые (къуэлэн). На них не ездили вообще, скорее всего из эстетических предпочтений Черкесов, отвергавших все пестрое: "Дурак любит пестрое" (Кабардинская поговорка).

Есть еще сведения о серых лошадях, на которых ездили барды (джегуако) - без оружия и в серых черкесках. Впрочем есть упоминания и об уорках на серых конях.

Физические данные (по С. Мафедзеву):
Сухая "змеинная" голова, нос с горбинкой, длинная мускулистая шея, мощная грудь, тонкие челюстные кости с достаточно широкими ганашами, прямая спина, круп и холка на одном уровне, зад немного покатый "собачий", живые глаза, широкие ноздри, сухте правильные конечности, острые торчком уши и т. д.
Отличительной чертой кабардинских лошадей были крепкие ноги и особая форма копыт "стаканчиком". "У таких лошадей мышечная часть подошвы залегала глубоко, как бы на дне перевернутого стакана, и она почти кругом обрастала роговым образованием, крепким, как кость" (С. Мафедзев). в идеале в копыте должно было уместится яйцо.
Большое значение придавалось на постановку и длину т. н. "лъэIэгъуэ" (растояние между сесамовидной костью путового сустава и копытом). Чем прямее, т. е. вертикальнее по отношению к земле "лъэIэгъуэ" (но не прямо перпендикулярно - это ухудшало амортизирующие свойства ног, что делало лошадь тряской), чем оно длинее, тем более годен конь.
Кроме того: пах должен был быть узким, икры крутыми, на тыльной стороне ног в области путового сустава должно было быть как можно меньше волос, но САМОЕ ГЛАВНОЕ - при движении лошадь задними ногами должна перешагивать след передних.

***

Черкесские седла (Адыгэ уанэ):
"Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия кабардинцев. Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла и прочие принадлежности убрангства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским"". (О. Маркграф).

В XVIII в производство седел в Кабарде было так распространено, что в 1788 г шейх Мансур заказал в Большой Кабарде 20тыс седел и по сведениям разведки Русской крепости Моздок, седла были изготовлены по этому заказу.

Кабардинское или Черкесское седло относится к типу арчаков (от "арчак" - деревянный остов седла обтянутый кожей). Поверх арчака ложилась седельная подушка. небольшое, легкое, доаольно высокое черкесское седло опирается на спину коня двумя параллельными седельными полками. Узкая передняя лука с закругленным верхом распологается перпендикулярно к седлу. Задняя, более широкая лука, также имеющая закругленный верх, плавно отогнута назад, что не мешало повороту в седле. седло не касалось ни позвоночника лошади, ни ее загривка, оно не причиняло лошади боли. "Я привык к нему и по достоинстству оценил его преимущества как боевого седла. Черкесы поворачиваются в нем с величайшей легкостью и могут, подобно парфянам, стрелять назад на полном скаку, а также, держась за передний деревянный выступ, могут перегнуться почти под брюхо своего скакуна и на полном карьере поднять все что угодно с земли. Их посадка на спине лошади по сравнению с тяжелым турецким или плоским европейским седлом кажется игрушечной: то же можно сказать и об их весе, который составляет половину певого и треть второго... во время утомительных походов и набегов, которые они совершают, несколько фунтов больше или меньше веса всадника и упряжи могут иметь серьезное значение". (Д. Лонгворт).
Седло набивали оленьей или турьей шерстью, которые даже в случае промокания и сырости не прели, не гнили и не слеживались.
Стремена специфические "стаканчики" - плоские, узкие, из цельного кска металла, часто удлиненной цилиндрической формы. С обратной стороны стремени многие всадники вставляли зеркальце, чтобы пользоваться им в походе для бритья.
Черкесское стрямя было настолько узким, что ступня в него целиком не помещалась, поэтому всадники опирались на основание стремян только носками, что делало излишним наличие каблуков на обуви, на котрой не было и шпор (Черкесы не пользовались шпорами). "Шпор черкесы не знают и погоняют лошадь тоненькою плетью, имеющею на конце кусок кожи в виде лопаточки для того, чтобы не делать боли лошади, а пугать ее хлопаньем, так как, по мнению черкесов, боль причиняемая лошади шпорами или тяжелою ногайкой, употребялемою калмыками и донскими казаками, утомляет ее совершенно без нужды". (Ф. Торнау).
Последний раз редактировалось ZORA 11 мар 2007, 01:26, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 20:45

Theodor Horschelt, "Circassians in the battle against Russian troops: Episode of the Caucasian War" (50-60 е гг XIX в - последние годы существования Черкесии):

Изображение Изображение Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 04 ноя 2007, 04:08, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 21:00

Wojciech von Kossak:

"The Circassian in Attack":
Изображение

"Czerkies"
Изображение
Тип винтовки, а также сапоги с каблуками, выдают на этой картине рубеж XIX/XX вв, что уже за рамками нашей темы, так как Черкесии уже давно не существовало (официально с 1864 г, не менее официально с 1866 г, не менее официально с 1872 г и уж действительно точно с 1878 г).
Последний раз редактировалось ZORA 11 мар 2007, 01:17, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 21:14

Черкешенка:
Изображение

Черкешенка:
Изображение

George Baxter, "Circassian Lady at the Bath" (1850 г):
Изображение

Fausto Zonaro (Ottoman Court Painter), "Circassian Woman":
Изображение

Jean-Leon Gerome, "Veiled Circassian Lady" (Валиде - титул главной жены/"первой леди"/царицы в Османской империи):
Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 10 мар 2007, 23:02, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 22:13

Работы Х. Гейслера (конец XVIII в):

Простой Черкес и знатный Черкес в полном вооружении и на коне
Изображение

Знатный Черкес и простой Черкес в бурке, с посохом и шашкой
Изображение

Знатный Черкес в полном вооружении на коне
Изображение

Вооруженный Черкес и знатный Черкес в обычной одежде
Изображение
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 22:44

Несколько знаменитых героев Черкесии, а также неизвестных никому мужчин 30-60х гг XIX в:

Шерехуко Тугуж (Натухаец), Хаджиоко Махмет (Абадзех) и Вордежоко Дзепш (Убых) - рисунок Дж. С Белла (1838 г):
Изображение

Шеретлуко Казбеч (Шапсуг):
Изображение

Хаджи Берзеч Керантукуэ (Убых) - лидер Великого Священного Единения (Глава Черкесского Меджлиса/Парламента) и главнокомандующий объединенными Черкесскими силами в 1861-1864 гг (фото сделано уже в эмиграции - в Османской империи):
Изображение

Черкесские послы Хаджи Хасан и Констан Охо Исмел (Убыхи) в Лондоне (1862 г). Здесь можно прочитать аутентичную газетную статью того времени об их пребывании в Англии, митингах в Английских городах в поддержку Черкесии и пр.:
http://www.collectbritain.co.uk/system/ ... cas&place= "The Circassian Chiefs" от 6/XII 1862 г:
Изображение

Черкесские воины (1863 г):
Изображение

Абхазские беженцы в Османской империи (1866 г):
Изображение

Несколько Черкесских лидеров (Шапсугов и Натухайцев, а также Убыхов) 50-80х гг XIX в в эмиграции (Османская империя, 1881 г):
Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 11 мар 2007, 16:07, всего редактировалось 8 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 10 мар 2007, 23:28

Не совсем в тему:

Черкешенка Хайшет (Гаиде/Аиде), плененная во время КрымскоТатарского набега и купленная в 1698 г в Стамбуле 4летней девочкой Французским дипломатом, ставшая Шарлоттой Элизабет Айшэ (1695-1733) - классик Французской литературы - Автор "Писем к госпоже Каладрини" (Aisse: "Lettres de mademoiselle Aisse a madame Calandrini").
Она же прототип главной героини романа Аббата Прево "История одной гречанки".
О ней же написаны романы Александра де Лавернье "Черкешенка" и Кемпбел Прейд "Романс мадемуазель Аиссе".

Ей посвятил кое-что Вольтер:

В ее крови зажги, Всевышний, пламя,
И страстью растопи лед в сердце девы,
Чтобы она почувствовать сумела
Огонь, который мне сжигает душу.

Изображение

Правда, если уж зашла речь о Черкесских красотках во Франции, то невозможно не упомянуть Эльмесхан (Галину) Хагундокуэ (1897-1985 гг), дочь генерала Едыджа (Косты) Хагундокова из Кармэ-хабля (Кабардей, современное с. Каменомостское Зольского района КБР), - "топ-модель" 20х гг XX в, в замужестве графиня Ирэн дю Люар, героиня Франции времен IIой Мировой Войны и командор Ордена Почетного Легиона.
К сожалению, я не знаю точно одной важной детали - была ли она захоронена в Доме Инвалидов или после церемонии похорон, прошедших в нем, была перенесена на кладбище.
Изображение

Говоря о Черкешенках, Франции и Ордене Почетного Легиона, сложно обойти молчанием еще одну Черкешенку-"Officier de la Légion d'Honneur" - Монику Шэмырзэ, дочь Черкесского аристократа-эмигранта Авенира Шэмырзэ, более известная как Людмила Черина (1924-2004 гг) - прима-балерина и звезда послевоенного кинемотографа - снялась в 31 фильме ("Красные туфли" (1948 г), "Сказки Гофмана" (1951 г) и тд). http://www.tcherina.com/
Изображение

Но это уже история Франции, Швейцарии и пр., а не собственно Черкесии. К тому же г-жа дю Люар и г-жа Черина принадлежат уже XX в...

PS Еще немного о Монике Шамырзэ (Людмиле Чериной):

http://en.wikipedia.org/wiki/Ludmilla_Tch%C3%A9rina
http://www.powell-pressburger.org/Obits ... ndent.html
http://www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cg ... id=8545572

Изображение Изображение Изображение

Людмила Черина была также писателем, художником и скульптором.
Монумент ее работы (1991-94), символизирующий единство Европы, стоит у входа в Европарламент в Страсбурге:
Изображение

Разговор об этой выдающейся женщине XX в предлагается продолжить в ветке
Людмила Черина (Моник Шамырзэ): звезда и художник:
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?p=73012
Последний раз редактировалось ZORA 25 авг 2007, 18:40, всего редактировалось 23 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 00:38

Вот этнолингвистическая карта Кавказа 1774-1783 гг А. Цуциева, изданная недавно. Не без грехов, но на сегодняшний день это все же лучшее из того что издано в РФ по данной теме:
Изображение

Думаю, чего-чего, а картографического и иллюстративного материала, для начала разговора вполне достаточно, поэтому более его постить пока не буду.
Последний раз редактировалось ZORA 12 мар 2007, 02:25, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 13:05

DimM писал(а):А что скажете по поводу крепости Мамай-Кале? В устье реки Мамайки Она же в принципе возникла на остатках римской. Остатки башни лет 15 назад я еще видел. С тех пор туда не добирался.
Так же интересна крепость Ахтар-бахтар (нынешний Приморско-Ахтарск). Там тоже осталось немного. Но в местном музее когда-то я видел очень приличную реконструкцию и фотокопии с гравюр.

Т. В. Половинкина, "Сочинское Причерноморье":
"РУССКАЯ МАМАЙКА, село в Хостинском районе, Барановский сельский округ. Расположено на левом берегу р. Мамайка (Псахе), в 3 км от моря.
Название села, реки происходит от словосочетания Мамай-кале, что означает "Мамайская крепость". В прошлом под именем Мамай были известны река (Мамай или Психе, Псахо), селение, бухта, мыс, выдающийся в море с СЗ стороны этой бухты, а также плато, находящееся в приустье реки, на ее правом возвышенном берегу (место бывшей крепости римско-византийского типа). Кроме того, топоним "Мамай" был одним из названий убыхского округа (общества), объединяющего все поселения, тянувшиеся как вдоль реки, так и по берегу моря рр. Дагомыс и Сочи, наряду с Псахо (от псыхо или псухо - "река", "долина"). Реже в качестве названия округа в литературе употребляется убыхская фамилия Чизымокуа (Чизмуко, Чизма). Наиболее ранним является первое. Оно восходит к мужскому имени Мамай (Мамый) распространившемуся с поселения рода Мамая...
Попутно заметим, что мнение, выссказанное в свое время профессором Ю. Н. Вороновым на страницах книги "Древности Сочи и его окрестностей" по поводу существования в устье р. Мамайка боспорского греческого поселения, не является достаточно обоснованным с научной точки зрения. Так, по словам археолога В. Н. Розова, " до сих пор не выявлено никаких материальных следов греческого поселения в устье упомянутой реки". Он считает, что археологические предметы античного времени, хранящиеся в сочинском музее, и которые Ю. Н. Воронов "без колебаний признал местными находками, связав их с греческим поселением, якобы существовавшим на территории Сочи, в устье р. Мамайки", "могли быть завезены сюда в сравнительно недавнем прошлом, и местом их обнаружения, вероятно, следует считать некрополь одного из боспорских городов"..."

Я поищу инфу по этим крепостям. Сейчас просто под рукой почти ничего нет.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 14:42

Zdvij писал(а): Это очень тяжелые, но восполнимые потери.


Предлагаю создать ветку конкретно по Кавказской войне 1711/12/59/63/65-1864/66/72/78 (так как дат ее окончания не меньше чем начала).
Если ее кто-то создаст я обязательно включусь в дискуссию.

По окончанию Кавказской войны и связанным с этим вопросам я создал ветку "Парижский мирный договор 1856г и окончание Кавказской войны." http://gerodot.ru/viewtopic.php?p=55957#55957 . Думаю все щекотливые вопросы связанные с концом Черкесии можно будет обсудить там, чтобы не похоронить всю тему под одним только финалом.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 12 мар 2007, 21:48

Еще один "опознанный" с поста неопознанных авторов картин, изображаюших Черкесов, на первой странице темы:

Автор этой работы Дитрих Монтен (картина хранится в Эрмитаже), указан пользователем Военный коллекционер с Форума http://sammler.ru/index.php?act=idx :
Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 12 мар 2007, 22:02, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 12 мар 2007, 21:57

ZORA писал(а):Фотография рубежа XIX/XX вв, изображающая двух Кабардинцев (Къэбэрдей - страна в Восточной Черкесии) с конем Кабардинской породы (Адыгэш) в старинной экипировке Кабардинских аристократов. Куртки поверх доспехов должны быть красного цвета. Если бы перед нами были Пщы (Князья/Принцы/Герцоги/Лорды), то обувь была бы красная, если уорки (рыцари/уздени/дворяне) то желтая. Ружья только нарезные - гладкоствольные с круглой свинцовой пулей были бессполезны против панциря (кольчуги) Кабардинской работы, поэтому уже в XVIII в в Черкесии изготавливали только кремневые винтовки:
Изображение


Благодаря пользователю Военный коллекционер с Форума http://sammler.ru/index.php?act=idx на счет этой фотографии установлено следущее:
"данная фотография изображает нижних чинов (оруженосцев) 2-го взвода (горцев) Л.-гв. Кавказского эскадрона СЕИВ Конвоя в уставной форме периода Александра 2. Другое дело, что форма практически в деталях была скопирована с национальной одежды кабардинцев. Кстати в плане цветовых сочетаний - куртка красная, обувь (чевяки) - из красной кожи."

Ветка конкретно про эту фотографию:
http://sammler.ru/index.php?showtopic=22937

Есть вопросы:
Где оригинал фото?
Кто конкретно на ней изображен (если известно)?
Последний раз редактировалось ZORA 13 мар 2007, 10:49, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 12 мар 2007, 23:20

Линки на источники:

ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ "ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА"
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /index.htm

П. Г. БУТКОВ "МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НОВОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА С 1722 ПО 1803 ГОД"
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /index.htm

ОПИСАНИЕ ЧЕРКЕССИИ,
составленное Ксаверио Главани, французским консулом в Крыму и первым врачом хана. В Бахчисарае, 20 января 1724 г.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... i/text.htm

С. М. Броневский, "ИСТОРИЧЕСКИЯ ВЫПИСКИ
о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне"
http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Bronevskij
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron