Адыгэхэкуж (Черкессия, Circassia): друидизм и Кавказ. война.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Сообщение ZORA » 01 май 2007, 15:07

Изображение
Хатохущыкуэикуэ Кургокуэпщ (Кургокуэ-князь Хатохущыкуэ-сын, отчество в адыгских именах ставиться перед именем):
Годы жизни - 1663-1715 гг
Пщышхуэ ("Княжище", "Большой/Великий/Старший Князь", "Король", "Хан", в общем "Правитель") Кабардея в 1695-1708 гг

В 1708 г Кургокуэпщ разбил Крымско-Османскую армию Каплан-Гирей-Хана (трижды занимал Крымский престол, в: 1706-1708, 1713-1715 и 1730-1736 гг).
"Никогда не слыхано было такого их избиения", - написал о Крымцах в день Канжальской битвы Османский историк Мехмет Фундуклулу.
Совокупные потери Крымского войска в этой компании составили, по данным источников, 30тыс. человек.
Так Каплан-Гирей-Хан "шедши на шерсть, вернулся стриженным". Он не решился вернуться в Крым, после такого поражения и потерял трон.

Как ни странно, но эта победа Кургокуэпща Кабардинского, имеет последствия, далеко выходящие за рамки региональных.
Дело в том, что Каплан-Гирей-Хан должен был поддержать Гетмана Украины Мазепу и Короля Швеции Карла XII в их борьбе с Петром I.
Но поражение Крымцев в Кабарде, обескровившее их войска, не позволило Девлет-Гирей-Хану (сменившему Каплан-Гирей-Хана на троне, после описанной катастрофы) оказать какую-бы то не было реальную поддержку союзникам Крыма, что резко уронило авторитет Мазепы на Украине и оставило Шведов практически без помощи не только Татарской, но и Украинской в годину Полтавской баталии 1709 г.

Но вернемся собственно к Канжальской битве:
Вот что об этом событии пишут авторы XVIII-XIX вв:

"И ныне тому будет лет с сорок, как хан крымской по приводу одного кабардинского владельца со многими крымскими и кубанскими войски приходил на Кабарду, от чего кабардинцы, загнав скоты в горы, сами чрез долгое время сидели в осаде на Баксане и хан, видя, что с степной стороны достать их невозможно, тайно послал большую часть войск своих в горы, чтобы кабардинцов и оттуда утеснить, но они, кабардинцы, о том уведав, все тесные проходы засели и, чрез некоторые крымцов и кубанцов в горы впустя, камением те проходы заметали. И тогда в горах при одном солтане крымцов и кубанцов от кабардинцов и от других горских народов побито и з голоду померло больше 30 000 человек. Затем хан со оставшими принужден был от Кабарды бежать."
(1748 г, май - Описание кабардинского народа, хранящееся в материалах Коллегии иностранных дел)

"В 1705 году (иные же полагают в 1708) хан крымский Каплан Гирей пришел с сильным войском для завоевания Кабарды. Кабардлинцы, скрывшись в горы, пропустили неприятеля в тесные ущелья реки Урупа, потом заперли все проходы и учинили сильное поражение татарам, положив их до 30 тысч на месте, а с остальными хан едва спасся бегством."
(Семен Броневский, Новейшие известия о Кавказе собранныя и пополненныя Семеном Броневским)
"Девлет, приехав, жаловался на своего предшественника, потерявшего 30 000 татар в безумном походе противу черкас (когда?), и Мазепу погубил, обещая именем султана ему вольность и вспоможение."
(Александр Пушкин, История Петра)

"По прошествии некоторого времени крымский хан с войском подступил к границам кабардинским. Предупрежденные еще во время прибытия хана за Кубань, кабардинцы все свое имущество, жен и детей отправили в горы и сами ожидали приближения неприятеля в ущелье Урда. Хан, узнав об этом, изменил путь и расположился лагерем на бугре Канжала.
В тот же день пришел в кабардинский стан Халелий, лазутчик из татар, живший прежде у князя Кургоко. Он уведомил князя подробно о намерении хана, упомянув при этом, что если кабардинцы в следующую же ночь не нападут на крымцев, то в другую или третью ночь на них самих непременно будет сделано нападение. Кургоко тотчас же велел собрать около 300 ослов и к каждому привязать по две вязанки сена. Наступила ночь, он отправился на неприятеля и, приблизившись к нему, велел у всех ослов зажечь сено и гнать их на неприятельский лагерь, с несколькими выстрелами. Ослы ужасным криком своим до того перепугали неприятеля, что он в беспамятстве и смятении стал рубить друг друга; с рассветом же стремительно бросились на них кабардинцы и совершенно их разбили, взяв много пленных и большую добычу. Толстый паша Алегот в бегстве упал со скалы, на половине которой, зацепившись за дерево, повис и кончил жизнь в таком положении. Место это называется теперь Алегот гум и Шухупа, т. е. «Алеготова скала». В этом сражении убито было несколько крымских ханов. Прогнавши остальных крымцев к Куме, кабардинцы возвратились в свои пределы.
Неприятельское войско отступило к Хаджи-кале. Уведомленный обо всем этом, султан снова прислал войско, к которому присоединились много татар и некоторые закубанские изменники, и все это полчище вторично пошло на кабардинцев, ожидавших неприятеля на реке Гунделене. В происшедшем кровопролитии крымцы были опрокинуты, и кабардинцы не переставали их преследовать до Кубани, а оттуда возвратились восвояси. Между тем изнуренный неприятель расположился лагерем в долине Ладжимагай, не имея с кабардинцами более никакого дела. Распространившаяся через несколько лет заразительная болезнь многих из них истребила и только незначительная часть возвратилась в отечество. С тех пор прекратились и все делавшиеся кабардинцам притеснения."
(Шора Ногмов, История Адыхейского народа)
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 02 май 2007, 15:03

Крымцы 300 лет воевали и союзничали с Черкесами в перемежку - все Крымские Ханы (и почти вся знать) получили воспитание в Черкесии и имели жен из Черкешенок знатных родов, часто очень влиятельных, Черкесы занимали при дворе Ханов высокое положение (что раздрожало Татар), многие Крымские султаны (принцы Гиреев) остались жить в Черкесии, составив целое сословие "хануко" ("сын Хана"), занимавшее положение ниже Пщы и тлекотлешей, но выше дыженуго и обладавшее рядом привилегий более подходящим Пщы чем уоркам.

На рубеже XVII/XVIII вв Крымцы произвели мощнейщий натиск на Кабардей, воспользовавшись междоусобицей среди Пщы в борьбе за титул Пщышхуэ.

Причины такого упорства Крымских Ханов, несмотря на многочисленные поражения понесенные ими в Черкесиии, в частности, в Кабардее, описаны в "Указе ЕИВ Самодержицы Всероссийской из Государственной Коллегий иностранных дел господину пример-майору Никифорову, определенному в Крым консулем" (1763 г):
"До заключения последняго с Портою Отоманскою в 1739-м году трактата как крымския войска по случающимся между кабардинскими владельцами ссорам в подкрепление одних, а в обезсиливание других время от времени делали на их жилища наступления и по большой части по крепости оных прогоняемы были от них с уроном, так и со здешней стороны по разным обстоятельствам посыланы были туда войска.
Ни со здешней, ни с турецкой стороны взаимных жалоб о таких воинских на Кабарду нашествиях не произходило, турецкий двор в тамошния дела мало тогда интересовался, и оставлял в том ханам крымским поступать по их воле, а со здешней стороны хотя и известно было, что кубанския солтаны и крымские ханы иногда на кабардинцов войском нападали, довольствованось надеждою, что в том им великой удачи не будет.
По заключении упомянутого трактата, по которому кабардинской народ, чтоб решить спор, оставлен вольным и за бариеру между обоими государствами, с тем только, чтоб с обоих сторон содержать от них аманатов и наказывать их при случае могущих быть от них противностей; чаятельно было, что толь еще меньше затруднения будет о сем народе между здешним двором и Портою Отоманскою, но весьма однако противное тому случилось.
Кабардинской народ, почитаемый в тамошней стороне за превосходно храброй, разделяясь на Большую и Малую Кабарду, из которой в первой сколько известно с лишком с 6 тысяч человек военных людей набраться может, а с другой также с лишком с 3 тысячи был всегда предметом ревностного старания ханов крымских иметь оной себе подчиненным.
Нужда в том для них превеликая, кабардинцы сверх того, что храбрыми почитаются, имеют еще из тамошних горцов многих и в своем подчинении. Естли бы удалось которому из ханов крымских привесть кабардинцов в свое послушание, мог бы он старание свое распространить о приобретении уже в свое подданство и других горских народов, а тем зделать себя сильным в горах."

***
В годы правления в Крыму Давлет-Гирей-хана (дважды занимал престол: в 1699-1702 гг и, сменив Каплан-Гирей-хана, после поражения последнего в Кабардее, в 1709-1713 гг, когда вновь был заменен Каплан-Гиреем-ханом) Крымцы начали мощное наступление на Кабардей, значительную роль в котром играли Ногайцы Кубанской орды сераскира Бахты-Гирея.
Походы следовали почти ежегодно: 1699, 1700, 1701.
После первого смещения Давлет-Гирея-хана с престола, в 1703 г при Селим-Гирей-хане (правил четырежды: 1671-1678, 1684-1691, 1692-1699 и 1702-1704 гг - возможно именно он и активизировал натиск на Кабардей в 1699 г, а Давлет-Гирей-хан уже подхватил инициативу) был также совершен большой поход в Кабардей.

Каким образом были связаны эти события с войнами Османлы 1683-98 гг, Карловацким конгрессом 1698 г и сепаратными мирными договорами Османлы 1699 г с Габсбургами и Речью Посполитой, а в 1700 г (Константинопольский договор) с Россией, по которому Петр I завоевал Азов - очень важную стратегическую позицию, перекрывавшую один из маршрутов переброски Крымских войск на Кавказ и далее в Иран (хотя оставался путь через пролив на Тамань) и открывавший дорогу Казацким набегам, я не знаю.
Но по времени коррелирует.

Возможно Османлы и Крымцы, видя намерения Петра I продолжать экспансию на юг (так оно и случилось в дальнейшем) и опасаясь того, что Русские захватят Черкесию, и прежде всего Кабардей, решили сыграть на опережение и превентивно установить контроль над Кабардеем.

***
Почему именно Кабардей стал главной мишенью?
На то было несколько причин:
- Часть страны, а именно "нижняя Кабарда" (или "Ахочинская Кабарда", "Идарова Кабарда"), т. е. княжество Сунчалеевичей-Черкасских, потомков Дома Идара, со времен династического брака Ивана Грозного с их дочерью Гуашеней (в крещении Марией), твердо держалась Русской ориентации и хотя была выдавлена из политической жизни собственно Кабардея, но ее правитель "Султанбек Каспулатович" (сын Камботыпща - того самого "Каспулата Удалого" о ком до сих пор поют "востра сабля твоя" -729-th.gif ) был весьма влиятелен в Кабардее и Дагестане, т. к. за ним стоял могущественный клан родственников в Москве - князей Черкасских и, в первую очередь, боярин князь Михаил Алегукович Черкасский.
Последний фигура была еще та, вряд-ли последняя в расчетах - чуть ли не второй человек в Российском государстве после самого Петра: воспитатель Царя, позднее оставляемый им "за себя" во время загранкомандировок, первый в России избранный генералиссимус (взял самоотвод "по состоянию здоровья"), один из двоих бояр (еще Стрешнев) кому Петр, из уважения, особой привилегией разрешил оставить бороду и, самое пикантное, человек, которому оппоненты Петра предлагали престол, но он сохранил абсолютную лояльность своем Царю, воспитаннику и родственнику (князья Черкасские были близкой родней Романовым). Кстати, Михаил Черкасский изображен на картине Сурикова "Утро стрелецкой казни" - подробнее о нем здесь: http://community.livejournal.com/cherkasskiy/6709.html
В совокупности, влияние Иналидского Дома Идара и в России (Черкасские) и в Кабардее (Сунчалеевичи-Черкасские), вместе, представляли угрозу Крымским интересам в этой стране и усиливали Русские позиции в регионе, что было опасно для Османлы и, особенно, Гиреев, в свете неизбежной новой схватки с Романовыми и Калмыками.
Опасения эти в будующем подтвердились - Кабардинцы поддержали Петра I в его Каспийском походе 1722-23 гг, заключив с Петром союз.
- Часть Пщы Кабардея тяготела временами к России, в частности, из ветви Бэчмырзэ Дома Джамбот (один из трех Домов, которые поделили Кабардей, разделился в дальнейшем еще надвое - Бэчмырзэ и Кайтыкуэ (не путать с Домом Кайтыкуэ XVI-XVII вв!!! из которого вышел Казыипщ, чьими потомками являются все три Дома (позднее четыре) Кабардинских Иналидов), при Петре возвысился такой парень, как Давлетджериипщ (Александр Бекович-Черкасский) - любимец Царя, получивший образование в Европе, часто выполнявший особые миссии в Кабардее, где в это время правил его родной дядька Кургокуэпщ. Позднее Бекович составит карту восточного берега Каспия и погибнет во время возглавляемого им Хивинского похода 1717 г. Говорят Петр на смертном одре сожалел о двух вещах: что не отомстил Туркам за Прутское унижение, а Хиве за гибель Бековича.
Бекович был не один - были и другие Пщы, готовые встать на Российскую сторону и это не могла не тревожить Хана, видевшего как его Османский сюзерен только что проиграл войну "джяурам".
Именно благодаря Бековичу Русское влияние в Кабардее выросло на порядок и это нарушало равновесие в стране,
- Кабардей плоскостная страна (80% территории Пятигорская степь), чье население и скот нельзя долго прятать в горах, следовательно, Кабардинцы вынуждены будут дать бой, который, имея артиллерию (против которой Кабардинцы до конца своей истории дейстовали неважно), регулярную пехоту и численный перевес можно у них выиграть, что не раз и не два демонстрировали прошлые набеги Крымцев, хотя и биты были не раз,
- В Кабардее, после смерти Хатохущыкуэпща, начиная с 1670-х гг, когда Пщышхуэ стал Мысостыпщ (правил в 1672-1695 гг), начались междоусобицы, продолжавшиеся и при Кургокуэпще (1695-1708 гг). Именно в таких случаях Ханы и вмешивались - против сплоченного Кабардея Ханы редко выступали.
Т. о. момент для начала экспансии был удачный.

***
Что говорит про все это Ногма?
Вот предистория Канжальской битвы с его слов:

"Крымский хан, известясь, что между кабардинскими князьями, живущими в беспрестанных раздорах, нет ни одного князя, достойного управлять кабардинцами [т. е. чей авторитет безусловно признавался бы большинством родственников-Пщы], послал донесение о том турецкому султану, и султан прислал ему войско. Хан присоединив к нему и свое собственное, отправился для покорения Кабарды. Войска эти неожиданно прибыли к пределам кабардинцев. Последние, услышав о нечаянном нападении неприятеля, собрали несколько тысяч воинов и ожидали приближения его на левом берегу Баксана, послав передовой отряд под начальством Альбек Тамбиева [Тамби - тлекотлеши из рода Кабарда, давшего имя всем Кабардинцам] для разузнания положения и числа неприятеля. Альбек прибыл к р. Подкумку, остановился и дал знать пятигорским и живущим на Куме кабардинцам о наступлении неприятеля, посоветовав им при этом скрыться в густоте лесов.
После этого Альбек ожидал неприятеля на правой стороне Подкумка и часто выезжал на курган проведать, скоро ли будет ханское войско. Между тем крымцы расположились для отдыха в пустых жилищах на Куме, истребляя все огнем, и, пробыв там три дня, двинулись вперед. Альбек, узнав обо всем подробно, возвратился к кабардинцам, которые, немедленно вышли к ним настречу. Между тем крымцы уже подошли к Подкумку, где и встретились с ними. В произошедшей битве кабардинцы были сбиты превосходством неприятеля и отступили к Баксану; там вновь завязался жаркий бой, в котором много кабардинцев пало, а остальные покорились. Хан принуждал их принять магометанскую веру, умертвил древних шогенов ["шоджен" - христианский священник], палки [жезлы] их разбросал, а книги истребил огнем; некоторые из шогенов скрылись в горах с книгами, где докончили жизнь в пещерах. Оставшиеся после них книги найдены полуистлевшими. Войско свое хан расположил по квартирам, в каждый дом по четыре человека., велел кормить и поить их и лошадей, в каждом ауле поставил по одному мулле для обучения народа исламу и взял несколько княжеских детей к себе в аманаты [заложники]. Сверх того для утверждения своей власти он наложил подать по одной душе с каждого аула, что составляло 120 человек. старики говорят, что крымский хан жил в Кабарде до тех пор, пока собрал подать и затем, оставив на Баксане пашу с войском, сам уехал.(...)
[Далее идет история абрека Машукуэ, в честь которого и названа гора в Пятигорске, выступившего против Хана] (...)
Уже несколько лет крымское войско стояло в Кабарде, собирая ежегодно вышеозначенную подать; некоторые приняли ислам, тогда как другие, боясь притеснения турок, тайно исповедовали свою веру. Старики говорят, что крымское войско стояло в Кабарде семь лет, некоторые утверждают что вдвое. Наконец возмужали кабардинские князья; старшинство между ними принадлежало Кургоко Хатожукову [т. е. Кургокуэпщу], распоряжавшемуся всеми делами народа. Между тем пронесся слух, что крымский паша, стоявший с войском в бесланеевских владениях [т. е. к западу от Кабардея], по подозрению в связях с женой князя Заурбека этим последним был убит и что Заурбек, боясь преследования бежал за Кубань. Слух об этом дошел до крымского хана, и он прислал войско, с повелением принудить бесланеевцев выдать Заурбека, в случае же сопротивления - всех их исторебить. Необходимость заставила бесланеевцев отыскать Заурбека. Они послали к нему аталыка [воспитателя - почитался чуть ли не больше Отца родного] его, и тот посредством ложных обещаний прощения и примирения с ханом уговорил Заурбека возвратиться. Одни говорят, что Заурбек был повешен; другие же, что он был взят к хану [видимо правы последние - хан был родственником Иналидов и не посмел бы нарушить их неприкосновенность, т. к. это угрожало бы объединением их всех против него, но сама история с "выманиванием" говорит, что дела Бесланеевцев (и не только) были совсем плохи]. С этого времени кабардинцы начали переносить самые жестокие притеснения от крымцев. крымцы обращались с ними самым нучтивым и дерзким образом, брали все самоуправно, словом сказать, дошли до такой степени, что не было возможности переносить оскорбление.
Года два или три спустя случилось, что живший в Большой Кабарде [т. е. собственно в Ка,барде в узком смысле] с войском крымский паша, сидя на траве и куря трубку, беседовал с своими приближенными, в числе коих был и князь Кургоко Хатожуков. Обращение его с последним было до того дерзко, что, выкуривши трубку, он стал ее выбивать об голову князя Кургоко [sic!!!]. Поступок этот сильно огорчил князя, однако же он не подал паше ни малейшего вида неудовольствия; но, простившись с ним, он в тот же день собрал многих князей [Пщы] и почетных узденей [уорков, здесь видимо тлекотлешей] и, рассказав им о случившемся, объявил им свое намерение: в следующую ночь умертвить всех турок и крымцев, где бы они ни находились. Не исполнившим сего повеления назначен был значительный штраф и сверх того в знак трусости черный шерстяной колпак. Все единодушно согласились на предложение Кургоко и в следующую же ночь приели его в исполнение, причем ни одного неприятеля не осталось в живых.
На следующий год посланные крымским ханом для собрания податей, узнав на половине пути об этом происшествии, поспешили возвращением для донесения о том хану. Разгневанный хан, в свою очередь, уведомил султана [Ахмед III, годы правления - 1702-1730], который спустя два или три года прислал хану многочисленное войско под начальством Алегот-паши, к которому присоединивши свое войско со многими муллами, эфендиями, хаджи и с припасами, отправился на поражение кабардинцев, строя при этом в некоторых местах мечети и крепости.
Достигнув Черным морем [т. е. через Тамань - Азов был в это время Русским] земли закубанцев [т. е. "Кяхов" - западных Адыгов (западных Черкесов)], он успел многих обратить к исламу и сновать в их земле крепость и мечеть, назвав ее Хаджи-кале. Развалины этой крепости сохранились и до настоящего времени; место называется Хаджи-тагой, или "длина хаджи".
По прошествии некотрого времени крымский хан с войском подступил к границам кабардинцев..."

***
Что случилось дальше, я уже цитировал в предыдущем посте...
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 19 май 2007, 12:23

Обалденного качества иллюстрации!
http://alwdis.livejournal.com/685425.html
http://mith.ru/caucas/orn/index.htm

Немного золотого шитья:
- дамские веера:
Изображение Изображение
- чехлы для часов:
Изображение Изображение
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение alwdis » 19 май 2007, 16:32

А, не успела я принести сюда эту ссылочку - как ее уже дали :-)
Пользуйтесь на здоровье, я чуть позже весь альбом адыгского костюма и орнамента выложу. :D
alwdis
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 19 май 2007, 16:25
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 19 май 2007, 16:44

alwdis писал(а):А, не успела я принести сюда эту ссылочку - как ее уже дали :-)
Пользуйтесь на здоровье, я чуть позже весь альбом адыгского костюма и орнамента выложу. :D

Буду ждать с нетерпением :D
Спасибо огромное! :D
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 29 май 2007, 20:06

Здесь можно скачать (809 кБ) :
Светлана Шаова,
История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - сер XVIII вв и их взаимоотношения с вайнахами:
http://nikc.itech.ru/data/books/

Ссылка:
Shaova_S.D._Istoriya..>
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение tmt » 30 май 2007, 16:27

Воинственные черкесы конечно интересно - но может кто нибудь обьяснит, при чём здесь друидизм ?
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение ZORA » 25 июн 2007, 02:31

tmt писал(а):Воинственные черкесы конечно интересно - но может кто нибудь обьяснит, при чём здесь друидизм ?


Тема в основном про культуру Черкесии, остававшейся практически до конца, пантеистической, с культами священных рощь и пр.

Кстати,

Асланбек Марзей,
Черкесские религиозные представления, связанные с наездничеством:
http://www.newcircassia.com/stat/marze.htm
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 27 июн 2007, 07:31

Немного не по теме:

"Черкесский стиль" европейских модниц XVIII в:

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 27 июн 2007, 07:36, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 27 июн 2007, 07:36

Также, не совсем в тему - несколько европейских и американских судов, названных "Черкес/Черкешенка" ("Circassian", англ.) и "Черкесия" ("Circassia", англ.)

Engraving published in "Harper's Weekly", July-December 1862 volume.
It depicts (from left to right) the blockade runners Petrel, Memphis, Elizabeth, Ella Warly, Patras, Alliance, Ann, Stettin, Circassian and Tubal Cain.
Three of these vessels, Memphis, Stettin and Circassian later served in the U.S. Navy:
Изображение

The Xarifa R.Y.S. Circassian Ariel Fairy Flirt:
Изображение

Trade card on coated stock for 'Circassian' of the
Continental Mail Steamship Company. Printed by Nesbitt & Co.:
Изображение

3.05.047 S.S. Circassian , c.1887-1892:
Изображение

Circassia (1937-1966 - 11,170 gt) - Circassia was built in 1937. In 1940 she became an Armed Merchant Cruiser, in 1942 a troopship, and in 1943 a Infantry Landing Ship. She was returned to her owners in 1947, and scrapped in 1966:
Изображение

Helderline Shell Tanker Omala, Ex. name(s) - New Circassia (99-04 for Frontline), Tonnage - 306.009, Yard - Мitsubishi Heavy Ind., Flag - Isle of Man, Owner - Shell International Trading and Shipping Company Ltd.:
Изображение
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 31 авг 2007, 00:44

А.Х.Бенкендорф,
Мое путешествие в земли полуденной волшебные края:
"Потом мы вновь оседлали коней, и по сигналу - стрелы, которую Рослам-бек самолично пустил из своего лука на невероятную высоту, более 400 черкесов в кольчугах и шлемах, вооруженных различным оружием прискакали к нам во весь опор. Это была кавалерия наивысшего уровня, самая искусная и наилучшим образом вооруженная из всех, какие только могут быть. ...
После того как нам показали их манеру ведения боя и как точно они стреляют по цели во время скачки во весь опор из ружья, из пистолета и из лука, он так же церемониально проводил нас в наш лагерь.. Между прочим, этот самый Рослам-бек два года спустя разбил две роты наших стрелков, лишил двух пушек и объявил себя навсегда самым непримиримым врагом России..."
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение LeGioner » 31 авг 2007, 00:59

ZORA писал(а):Также, не совсем в тему - несколько европейских и американских судов, названных "Черкес/Черкешенка" ("Circassian", англ.) и "Черкесия" ("Circassia", англ.)



вообще-то в англоязычном начертании это можно прочитать и как Черкассы, а не черкессы... :roll: :lol:
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Гиви Чрелашвили » 31 авг 2007, 01:42

ZORA писал(а):Почему ветка называется так как она называется?
Причем здесь Друидизм?

Дело в том, что до самого конца своего существования, в 60х гг XIXв, в Черкесии так и не прижились Христианство и Ислам.

В этой стране продолжали сущестовать Друидические Пантеистические культы, давно умершие во всех странах Средиземноморья.

Вот об этом, а также и о многом другом, предлагается поговрить в этой ветке.


Крайне сомневаюсь.
Во-первых, где кельтские жрецы-друиды, а где черкесы ?
Каким образом друидизм мог проникнуть в Черкесию и закрепиться там ?
Трудно найти два более непохожих народа, чем кельты и черкесы.
Во-вторых, есть у меня друг, он черкес.
Родился и вырос в Черкесии, жил там довольно долго (около 25 лет), пока не переехал в Москву.
Многие о нем, должно быть, слышали.
Это весьма популярный в России и за ее пределами автор-исполнитель Тимур Султанович Шаов. Уж он о черкесах знает неплохо, ему просто по национальности положено.
А у нас как раз разговор на эту тему был.
Я как-то раз спьяну (мы с ним как раз текилу глушили) ляпнул, что у черкесов религия двойная: есть христиане, а есть и мусульмане.
Вот тут Тимур мне и дал прикурить по первое число.
Он возмутился и сказал, чтобы я не путал черкесов с абхазами.
"Черкесы всегда были только мусульмане и никто больше, уж можешь мне, как черкесу, поверить !" - воскликнул он.
А вы утверждаете, ZORA, что они были в больше степени язычниками-друидами, чем мусульманами ? Да уж какие-нибудь отголоски друидизма, наверно, до современных черкесов дошли бы, будь так ! А, кстати, Тимур очень даже подкованный и образованный в историческом плане человек, что видно по многим его песням. Уж наверно бы он это знал !
Но не в том дело.
Столь оригинальное утверждение я бы очень вас просил подтвердить хоть какими-нибудь, мало-мальски приличными доказательствами.
Предлагаю особенно заострить на этом вопросе внимание, потому что если вы правы, то это суперинтересно, особенно интересно проследить как друидизм попал в Черкесию и почему он там закрепился. Но это только в том случае, если вы правы.

P.S.

Сам факт существования культа священных рощ еще не значит, что это друидизм. Культ священной рощи у друидов был посвящен кельтской богине Андате (римляне ее называли Андраста). При этом культе обязательно предполагались человеческие жертвы в большем количестве, ровно, как и самый изощренный разврат, который сопровождал это пиршество-оргию на фоне человеческих жертвоприношений.
Уж о кельтских друидах я неплохо знаю !
Вот чего меньше всего можно ожидать от такого строгого народа, как черкесы, так это открытого разврата, поощряемого религией !
Кстати, у меня на эту тему прекрасная цитата есть (из Кассия Диона).
Сейчас ее найду.
Вот она.

"Бoудикка повела свое войско против римлян; ибо тем случилось быть без предводителя, поскольку Паулин, их военачальник, ушел в поход на Мону, остров, рядом с Британией.
Это дало ей возможность опустошить и разграбить два римских города и, как я сказал, учинить неописуемую резню. Те, что были захвачены бриттами в плен, были подвергнуты всем известным видам поругания. Наихудшее и самое зверское злодеяние, совершенное захватчиками, было следующее. Они подвешивали самых благородных и именитых женщин обнаженными, затем отрезали им груди и пришивали к их ртам, чтобы казалось, будто жертвы поедают их; после этого они насаживали женщин на острые колья, пронзавшие их насквозь во всю длину тела. Все это они совершали вкупе с жертвоприношениями, пиршествами и развратом во всех своих священных местах, но особенно в роще Андате. "

Кассий Дион "Римская история" (Эпитома Книги LXII)
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение ZORA » 31 авг 2007, 11:49

Прошу прощения Гиви - цейтнот, а тут нужно писать обстоятельный пост.

Кратко - при все уважении, Тимур Шаов ошибается - ислам укореняется у адыгов в разное время, но относительно недавно - в Жанэ в XVII в, в Кабардее в XVIII в, в Шапсыгии только в 1840-х-гг, в Натхокуадже до самого конца существования Черкесии в 1860-х гг он так и не утвердился и когда в 1840-х гг шапсыги и абадзехи пытались навязать им ислам, то натхокуаджи ответили тем, что разрушили мечети в Шапсыгии.
Да и многие шапсыги, еще в 1863 г упрекали абадзехов в том, что они потеряли свою землю, потому что предали своих Богов (впрочем шапсыгов древние Боги также не спасли).

Что же касается шариата, то он вообще мало у кого в Черкесии прижился, так как был не совместим с местными "понятиями", тем не менее, российская экспансия, практически исламизировала адыгов (черкесов), поскольку проводилась практически как крестовый поход, что породило спрос на религию с равной идеологической установкой - газаватом.

Вплоть до рубежа XV/XVI вв в Черкесии действовала католическая Зихская епископская кафедра (центр в Матреге/Тамани), а до нее существовала Зихская епархия Константинопольского патриархата (центры в Никопсисе (Новом Афоне), позднее в Матархе (Тамани), иногда упоминается некий город Зихополь, но лично я о нем практически ничего не знаю), но христанами адыги (черкесы) были такими же как и мусульманами - только формальными, а зачастую один и тот же человек с христианами был христианином, а с мусульманами мусульманином, при этом продолжая молится своим Богам.

Вернемся на днях к этому разговору и если уважаемый Тимур Шаов, захочет выссказаться по этому вопросу в этой ветке, то буду очень рад.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Гиви Чрелашвили » 31 авг 2007, 16:40

Минуточка, ZORA.
Не столь это важно, когда появился ислам у черкесов.
Важнее - друидизм.
Вы опять по этому поводу ничего не сказали.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

cron