2 DimM:
Уважаемый DimM!
Прошу прощения за "белый стих" и некоторую сумбурность, так как сейчас у меня немного времени, а пост Ваш очень интерессный.
Я пойду по пунктам для удобства:
1. Единной вся Черкесия была только однажды - в 1ой 1/3ти XV в при Инале (столица в Шанджире в бывшем (но при Инале еще не существовашем) Натухае, похоронен в районе Сочи - бывшая Убыхия).
Черкесская конфедерация к 1836 г объединила практически всех на тот момент еще независимых Черкесов, Абазин и Убыхов - за ее рамками осталась уже потерявшая самостоятельность Кабарда, часто меняли ориентацию Бжедуги и пр., ядром же страны были Черкесы (Адыги) - Шапсуги, Натухайцы и Абадхехи, НеЧеркесы- Убыхи и Абазины (Абхазы)-Садзы. В дальнейшем, в 1861 г был создан единный Меджлис ("Великое Священное Единение") для еще подконтрольной Черкесии (включая и неЧеркесов - Убыхов и Абазин-Садзев) территории (здание Меджлиса в районе Сочи было разрушено Русским десантом в том же году, но свои функции он выполнял до 1864 г).
Известен еще союз Черкесских стран в 1770х гг, избравший главнокоммандующим Бесланеевкого Князя Кызылбечепща из Дома Канокуэ ( не путать с Президентом КБР г-ном Каноковым:-)), но он был видимо эфимерным и просуществовал недолго, да и объединил не всех. У меня очень мало инфы по его деятельности и длилась она в таком формате видимо недолго.
Смутные упоминания есть и о других временных панЧеркесских союзах, но сказать мне сейчас об этом нечего.
Т. о. единная Черкесия на протяжении своей истории в XIV-XIX вв, т. е. 600 лет существовала в совокупности около полувека. Остальное время это была раздробленная страна, но объединенная общей религией, общим языком (на Адыгэбзэ говорили и неЧеркесские народы Черкесии), общим неписанным правом (Хабзэ), общей династией (разделившейся на разные ветви) Иналидов (кроме кстати Шапсугов - у них не было Князей, Абадзехов - у них династия пресеклась и они признавали того или инного Князя-Иналида только "воспитанником Абадзехов", но не властителем и кроме Бжедугов - у них сохранилась собственная династия) общим этническим самосознанием собственно Черкесов (Адыгэ) и восприятием своей страны как Черкесии (Адыгэхэкуж), но разделенной на самостоятельные страны (прямая аналогия - Древняя Эллада - страна такая есть, но единной Эллады никогда не сущестсвовало, то же можно сказать про многие Европейские страны и народы Средневековья).
2.) Язык - язык единный Адыгэбзэ (Черкесский), имеющий две основные ветви - Восточную и Западную, распадающиеся на поддиалекты. Про Убыхов - они были полиглотами еще в XIX в, причем поголовно владели и Черкесским и собственным и Абхазским. Сегодня Убыхи существуют в Турции, около 1000 человек даже владеют своим языком, но уже не в совершенстве ("полуязычные" как таких называют) - последний человек кто знал язык Убыхов в совершенстве скончался несколько лет назад. Остальные Убыхи перешли на Черкесский (из тех кто вообще не говорит только на Турецком). Именно Убыхи играли выдающуюся роль в Черкесской конфедерации 1836-1864 гг, именно Убыхские полководцы руководили успешными штурмами Черкесами укреплений Черноморской линии в 1840 г и именно Убыхи возглавляли Меджлис 1861 г, построенный в Убыхии же, так что не являясь Черкесами в узком значении, они (также как и Абазины) являлись ими в широком смысле этого слова.
3.) Сейчас вышел замечательный двухтомник "Сады Черкесии"
4.) Религия - не только у Убыхов, но и у Абазин, Абхазов и Черкесов были единные культы, священные рощи и пр., а также некоторый налет Христианства (почитание креста, выходной - восскресение и пр.). Ислам очень медленно пробивал себе дорогу и фактически был "протестной идеологией" в ходе Кавказской войны - так окончательная исламизация Кабардинцев произошла в 1796 г, а Шапсуги и в 1863 г, говорили Абадзехам, что те потеряли свою землю, потому что забыли своих Богов (впрочем Шапсугам старые Боги не помогли).
5.) По Турецким, Сирийским и Иорданским Черкесам: около 60% Черкесов Турции владеют своим языком в совершенстве, я имел возможность не раз убедиться в полном отсутствии языкового барьера, к примеру, у ребят с Нальчика (КБР) и Кайсери (Турция) или Дамаска (Сирия). Они очень четко отличают себя от Турок, Арабов или Курдов, единственная школа в мире где все предметы преподаются на Черкесском это Школа Принца Хамзы в Аммане (Иордания) - одно из самых престижных средних учебных заведений в стране, в которой кстати родители стараются называть детей необщемусульманскими, а Черкесскими именами (в этом сильное отличие от Российских Черкесов, среди имен которых преобладают общемусульманские) и т. д. Это отнюдь не значит что они рвуться возвращаться на Кавказ, но и не значит что они забыли кто они и откуда.
Более того - в "постОсманской" диаспоре не была физически уничтожена элита и преемственность традиций гораздо выше чем у живущих на Родине Черкесов - это видно при контактах (мнение не только мое). Глубина ассимиляции (если не в языковом, то в культурном плане, прежде всего в поведенческом) среди живущих на Кавказе Черкесов значительно выше.
6.)Про этноним Черкес. Он имеет несколько дифиниций:
- собственно Черкес - название с Монгольского времени (первое упоминание в 1240 г в "Сокровенном сказании") народа Адыгэ-хэр, ставшее общеупотребительным в неАдыгской среде,
- название всех жителей Западного и Центрального Северного Кавказа, т. е. исторической провинции Черкесия, т. к. все они входили в те или инные Черкесские страны (к примеру Абазины "Алтыкесек" входили в Кабардей и Бесланей и т. п. ), а Убыхи даже стали доминирующим в политическом плане элементом в Черкесской конфедерации.
- название всех СевероКавказцев (иногда встречающееся у иностранцев) в эпоху, когда крупнейшим этносом Северного Кавказа были Адыги, расселившиеся от Черного до Каспийского моря,
- название всех выходцев с Северного Кавказа в Османской империи, так как подавляющее их число было собственно Адыгами - беженцами из Черкесии,
- часто встречающееся название Казаков (Запорожских и Донских) до начала XVIII в - в генезисе Казаков, как известно, большую роль сыграли "Пятигорские Черкесы", т. е. Адыги-Кабардинцы, до XV в (т. е. до некого Кабарда) называвшиеся "Касах" и положившие начало Казачьему движению в XIII в.
7.) Все Черкесы (Адыги) называют себя "Адыгэ", вне зависмости от того Кабардинец, Шапсуг или Темиргоевец перед Вами, так как осознают себя единным народом.
Но в СССР принятая классификация по автономиям и соответсвующий "5 пункт" в паспортах, приводит к тому, что Черкес из Кабардино-Балкарии может сказать что он "Кабардей", Черкес из Карачаево-Черкесии, что он "Шэрджэс", Черкес из Адыгеи скажет что он "Адыгэ", а Шапсуг с Черноморского побережья (потомок тех 780 человек, которые там смогли и захотели остаться в 70е гг XIX в) что он "Шапсыг".
Причем у Шапсугов, у которых ликвидировали национальный район в 1944 г и так и не восстановили, желание подчеркнуть что он именно Шапсуг, а не "Черкес" (как было в паспорте) или "Адыгеец" (как часто называют) даже выше чем у Кабардинцев, которых за это-же часто упрекают (Кабардинцы единственные Адыги которые составляют большинство населения в своей провинции, что и накладывает опреденный отпечаток на поведение).
Это не делает их разными народами, так как в любом случае они Адыги, в том числе и Шапсуги, которых кстати при СССР паспортизировали как "Черкесов", чтобы у них не возникало ассоциаций с "Адыгейцами".
Кстати о последних: 1/8 "Адыгейцев" это Кабардинцы и Бесланейцы, "Адыгейский язык" - Темиргоевский (Чемгуйский) диалект Черкесского (Адыгэбзэ), большинство "Адыгейцев" - Бжедуги и Шапсуги, всего одно село (правдо крупное) Абадзехов и кое-кто еще по мелочи.
Я вынужден прерваться и надеюсь мы с Вами продолжим дискуссию, тем более что мы с Вами где-то, как я понял, земляки - наше село в XVI в вышло из района Сочи - как раз из Убыхов, и двигаясь на Восток, снгачало обабазинилось, а потом очеркесилось в Кабардее
Житие мое...