Адыгэхэкуж (Черкессия, Circassia): друидизм и Кавказ. война.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 16:29

Черкесский мужской костюм (Адыгэ фащэ) XVIII-XX вв:

Изображение Изображение Изображение Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 04 ноя 2007, 04:03, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 16:32

Черкесский дамский туалет XVIII-XX вв:

Изображение Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 04 ноя 2007, 04:03, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 16:43

Несколько миниатюр XVIII-XIX вв, изображающих Черкесов в бою или походе (верхняя - Гагарина):

Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 04 ноя 2007, 04:04, всего редактировалось 3 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 16:48

Кушыкупщ: ВосточноЧеркесский (Кабардинский) Пщы (Князь/Принц) Хажрет ("Беглый Кабардинец"/"Абрек" Русских источников времен Кавказской войны, т. е. из Кабардинцев выбравших уход на Запад - за Кубань, проживанию в сначала окупированной (в 1822-26 гг), а после аннексированной Кабарде (1829 г)). Герой народных песен. Легендарный полководец и партизан. В Черкесии все Пщы были из рода Иналидов, в том числе и в Кабардее:
Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 25 фев 2007, 17:56, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 17:06

Ландшафты исторической провинции Черкесия:

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 04 ноя 2007, 04:05, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 17:11

Кабардинская лошадь (Адыгэш) - к сожалению, на сегодняшний день, чистокоровных лошадей Кабардинской породы уже не существует. Но есть чистопородные. Лучшие заводы, на которых разводятся Кабардинские лошади, сегодня распологаются во Франции. В Кабарде их возрождением занимался г-ин Яганов:

Изображение Изображение
Последний раз редактировалось ZORA 04 ноя 2007, 04:05, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 17:23

Это все присказка - не сказка :lol:

Просто Черкесия при СССР была закрытой темой, да и сегодня в РФ о ней мало что известно. Кому прияно вспоминать отгеноциденный народ? В Турции же, где все должны быть Турками, только в 2004 г Черкесский язык был оффициально разрешен, так что и там Черкесия была не самой популярной темой.

Из трех автохтонных культурных ареалов, существовавших к середине XVIII в на Кавказе - Грузии, Дагестана и Черкесии, только последняя исчезла как страна (огрызки в виде автономий не имеют общих границ и только в КБР Черкесы состовляют большинство населения).

Носители традиционной элитарной культуры - аристократы, если таковые и пережили Кавказскую войну, геноцид и не эммигрировали в Османскую империю, то были уничтожены в Гражданскую и добиты в две последовательных волны Сталинских репрессий.
Не пощадили даже Княжеских гробниц, практически повсместно уничтоженных еще до Второй Мировой Войны.


Почему ветка называется так как она называется?
Причем здесь Друидизм?

Дело в том, что до самого конца своего существования, в 60х гг XIXв, в Черкесии так и не прижились Христианство и Ислам.

В этой стране продолжали сущестовать Друидические Пантеистические культы, давно умершие во всех странах Средиземноморья.

Вот об этом, а также и о многом другом, предлагается поговрить в этой ветке.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 18:01

PS И конечно же о Кавказской войне (1759/1765 гг - 1864/1878 гг - реперные точки начала и окончания могут сильно различаться).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Zdvij » 25 фев 2007, 18:43

Очень интересные фотографии, неплохие карты. А о чем речь?

1. О распространении "друидических" культов на Кавказе?
2. О Черкесском культурном ареале?
3. О геноциде черкесов?
4. О Великой Черкесии, которая будет воссоздана и проведет Олимпиаду в Сочи?

Чего мне не хватает в этой подборке информации?

Четких доказательств языкового и культурного единства народов в западной части Северного Кавказа. Не близости, а единства, иначе
единая Черкесия выглядит неубедительно. Дагестан, например,
объединяет несколько десятков народов, многие из которых друг
друга не понимают без переводчиков.

Объяснения, кто и как уничтожал черкесов, сколько было уничтожено,
сколько было до и после уничтожения, ставилась ли вообще кем-то цель
уничтожения черкесов? Депортация - это плохо, но это не геноцид.

Как в Турции насчитали 8 миллионов черкесов? Я уже слышал о миллионах крымских татар и цыган в Турции. Подозреваю,
что опытный взгляд обнаружит там в скрытом виде еще десяток
народов.
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение tmt » 25 фев 2007, 19:03

Из трех автохтонных культурных ареалов, существовавших к середине XVIII в на Кавказе - Грузии, Дагестана и Черкесии


что то непонятно... :roll:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Nart » 25 фев 2007, 19:31

tmt писал(а):
Из трех автохтонных культурных ареалов, существовавших к середине XVIII в на Кавказе - Грузии, Дагестана и Черкесии


что то непонятно... :roll:
Ага, куда Аланию дели?
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 19:53

Прошу прощения, но у меня сейчас есть время ответить только кратко:

В историческую провинцию Черкесия входило несколько народов, контуры расселения некоторых из них в 30-50х гг XIX в (то есть уже в сильно потрепанном виде и после аннексии Кабарды в 1829 г, как результата хода Кавказской войны в 1765-1826 гг) Вы можете видеть на картах страницей раньше:
I. АбхазоАдыгская (ЗападноКавказская) группа:
1.) Собственно Черкесы (самоназвание Адыгэ), которые разделены на Восточных (Бэслъеней, Къэбэрдей (в дальнейшем отделились Кабардинцы-Хажреты), Джеляхстаней, Талъостаней) и Западных или Кяхи, которые делились к середине XVIII в на Жанэ (Большая и Малая), ЧIэмгуй (включая Хъэтикъуай, Адами, Еждэркъуай), Бжъэдыгъуей (Хъымыш и Чэчэнай, а также Хегайк), Махъош, Мамхыгъ, "Ахгучипс" (Натхъуэдж и Шапсыгъ), Абдзах.
2.) Убыхи (самоназвание Пэху).
3.) Абазины (самоназвание Абадзе): делятся на Тапантовцев и Ашхарцев (Шкарауа). К первым относятся "Басихогские/Алтыкисекские Абазины" и пр. - входили в Кабардей и Бесланей. К последним относятся Садзы (они же Джигеты) и пр.
4.) Абхазы (Апсуа): включаются то в Черкесию, то в Грузию (в последнюю чаще).
II. ВосточноКавказская (НахскоДагестанская) группа:
1.) Вайнахи - Ингуши (Галгай) и часть Чеченцев (Нохч) входили в МалоКабардинские страны (Джеляхстаней и Талостаней).
III. Иранская группа:
1) Осетины (только Северные - Ирон и Дигор) - входили в Кабардей и Джеляхстаней.
IV. Славянская группа:
1.) Казаки-Некрасовцы - жили среди Абадзехов до конца существования Черкесии.
2.) Гребенские Казаки - первоначально были поселены на Кабардинских землях у спорных с Дагестанскими Династами границ по разрешению Кемыргокуэпша Иналида из Дома Идара.
V. Армянская группа:
1.) Черкезогаи - были рассеянны по всей Черкесии.
VI. Кипчакская группа:
1.) Ногайцы (часть Малого Ногая) - жили как в Кабардее, так и в Закубанских странах Черкесии.
2.) Кумыки (только Барагунские) - переферия Малой Кабарды.
3.) КарачаевоБалкарские общества - входили в Кабардей.

Более 9/10 численности населения Черкесии составляли Черкесы и Абазины/Абхазы, причем Черкесов было подавляющее большинство и их язык был распросстранен повсеместно в Черкесии (в отличие от Дагестана, где полдюжины языковых зон) - не только среди собственно Черкесов, но и среди всех вышеуказанных этнических групп, большинство из которых в середине XVIII в были немноголюдны (порядок цифр - тысячи человек).

*************

По численности населения в Черкесии:
http://www.circassianworld.com/circassiangenocide.html

Кроме того:
Н. И. Карлгоф: "Народонаселение Западного Кавказа [Черное море-Кубань-Лаба-Кавказский хребет] надо полагать не превышает 300 тысяч человек мужского пола и может выставить до 80 тысяч вооруженных людей".
М. Рукевич: " Цифра горского населения северо-западного района достигала, по париблизительному исчислению 400 тысяч человек мужского пола".
А. Н. Дьячков-Тарасов: "По имеющимся официальным сведениям, собранным по распоряжению князя Паскевича в 1830 г., адыгских племен было до 1700000 и будто бы эти горцы могли выставить до 250000 вооруженных людей".
Г. В. Новицкий (1830 г): число Адыгов без Кабардинцев - 1042000 человек.
Дж. Лонгворт (конец 30х гг XIX в): без Кабардинцев и прежде всего население Черкесской конфедерации - 900000 человек.
Теофил Лапинский (конец 50х гг XIX в): население независимой Черкесии (прежде всего Шапсугии, Натухая и Абадзехии) - 800000 человек.
Н. Н. Раевский (1840 г): численность Натухайцев, Шапсугов и Абадзехов вместе с Садзами и Убыхами - 800000 человек.
Ф. А. Щербин: "Черкесов было больше чем показано у Новицкого." Т. е. больше 1млн 42 тыс человек на 1830 г.
Т. В. Половинкина: " Численность адыгов в первой половине XIX в должна была находиться на уровне никак не ниже 1000000 человек."

Численность Кабардинцев к середине XVIII в оценивается в 350-570тыс человек разными авторами - медиана 460тыс.

***

Российские официальные статистические данные за 1858-1865 гг (опубликованы А. П. Берже): Адыгов в Турцию выселено 418тыс человек.

А. П. Берже: "Число выселившихся душ... должно быть значительно более показанного, так как все переселенцы, отправляющиеся за свой счет на турецких кочермах из портов, нам не подвластных,большею частью остались неизвестны для официальных лиц, а это составляет весьма солидную поправку."

Османские официальные данные за 1865 г: только за этот год в Османскую империю прибыло 520тыс человек.

Официальные Российские данные об оставшихся в эксЧеркесии (Западной) Черкесах:

Кубанская область:

1882 г - 61231 человек.

1887 г - 57тыс человек.

***

Кроме того, по указанному выше линку - данные о численности Черкесов в XIX в (на Английском):
"Neumann estimated the total number of Circassians, including the Kabardians and Abkhaz, at 1.5 million persons, or 300.000 families."
"According to Kemal H. Karpat, "Ottoman population 1830-1914" (Madison 1985), "Beginning in 1862, and continuing through the first decade of the twentieth century, more than 3 million people of Caucasian stock, often referred collectively as Cerkes (Circassians), were forced by the Russians to leave their ancestral lands..." "
"Salaheddin Bey mentioned, in 1867, a total of 1.008.000 refugees from the Caucasus and Crimea, of whom 595.000 were initially settled in the Balkans. (p. 27) Half a million followed by 1879, and another half a million until 1914. "
"Neumann’s estimate of 1.5 million Circassians orresponds to 1/30 ethnic Russians, or 1/3 Czechs, or 3/4 Slovaks. (p. 66) According to Neumann, there were over two million Armenians in the world. "
Stephen D. Shenfield: "Before the Russian invasion, Circassia possessed two million people and an area of 55,663 square kilometers."

***

http://www.genocide.net.ru/document/1760/0001.html - Здесь - в "Декларации независимости Черкесии" (1835 г) говорится: "Нас 4 000 000".
Такие же цифры назывались Черкесами Спенсеру, но он считал их преувеличенными и видимо правильно.

По данным професора Г. А. Дзидзария ("Махаджирство и проблеммы истории Абхазии XIX столетия."), которые сильно занижены, так как принимались за аксиому только официальные Русские источники, в 1816-1910 гг с Кавказа в Османскую империю переселилось 3'097'949 человек (сейчас некоторые исследователи прибавляют к этой цифре 2-2,5млн. человек - нет под рукой источников или конспектов).

****

Расшифровка по данным Новицкого:
Шапсугия - 300000
Натухай - 240000
Абадзехия - 260000
Темиргой - 83000
Бесленей - 70000
Бжедугия - 60000
Хатукай - 20000
Махош - 8000
Жанэ - 1200
Убыхия - 40000
Здесь нет Кабардинцев, Егорухаевцев, Мамхеговцев и Кабардинцев-Хажретов. Нет также Абазин и Абхазов.

Все вышеприведенные данные относятся к Черкесии уже достаточно потрепанной - практически исчезло Жанэ разоренная в войнах с Крымом и добитая Россией (1802 г) - некогда самая могущественная ЗападноЧеркесская страна, нет Хегайков, Гуае и пр., сильно обезлюдели все аристократические страны (Чемыргуэй, Бжедыгуэй, Бесланей и пр.) находящиеся в прифронтовой зоне - у Российской Линии и переодически опустошаемые, а главное - исчезли Кабардей и Джеляхстаней обезлюдевшие настолько, что к моменту анексии 1829 г уже не представляли серьезной силы (население Кабардея составляло 350-570тыс только Черкесов в XVIII в и только 25тыс к 1829 г) и полностью сгинул некогда воинственный Талостаней. Княжество же Сунчалеевичей-Черкасских ликвидировано и включено в Казачество (Терское Семейное Войско) еще до войны.

***
По поводу геноцила можно долго говорить, но тогда на друидизм веремени точно не будет.

Вот цитаты из генерала Ростислава Фадеева:

"Цель и образ, действий в задуманной войне были совсем иначе, чем покорение восточного Кавказа и во всех предшествующих походах. Исключительное географическое положение черкесской стороны на берегу европейского моря, приводившего ее в соприкосновение с целым светом, не позволяло ограничиться покорением населявших ее народов в обыкновенном значении этого слова... Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей. Меры, пригодные для восточного Кавказа, не годились для западного... Нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье... Надобно было истребить значительную часть закубанского населения, чтобы заставить другую часть безусловно сложить оружие...

Изгнание горцев и заселения западного Кавказа русскими - таков был план войны в последние четыре года. (...)

Густые массы черкесского населения занимали равнины и предгорья: в самих горах жителей было мало... Главная задача черкесской войны состояла в том, чтобы сбить неприятельское население с лесной равнины и холмистых предгорий и загнать его в горы, где ему было невозможно долго прокормиться; а затем перенести к подошве гор самое основание наших операций(...)

Горцы потерпели страшное бедствие: в этом нечего запираться, потому что иначе и быть не могло... Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа, потому только, что горцы не хотели покориться. Надо было истребить горцев наполовину, чтоб заставить другую половину положить оружие. Но не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах... Особенно пострадала слабая часть населения - женщины,дети. Когда горцы скопились на берегу для выселения в Турцию, по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбегалось по лесу в одиночку; другие забивались в такие места, где нога человека прежде не бывало..."

Мемуары участников войны, план 1858 Милютина, Барятинского и Евдокимова, утвержденный в 1863 г Александром II по уничтожению или изгнанию Черкесов и превращению Западного Кавказа в безусловно Русский край все это при желании можно конечно извлечь, но смысл какой? Посмотрите на карту и цифры и Вы все поймете.
Последний раз редактировалось ZORA 26 фев 2007, 00:12, всего редактировалось 3 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 19:59

Небольшой цитатник о Черкесах:

• XV

Джорджио Интериано (Италия, 1502 г):
"Зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, которые большинство которых... их племени. То же следует сказать об их женщинах... Девушки входят в реку, купаясь нагими на глазах у всех, и тогда можно заметить, что очень многие прекрасно сложены и белы". "Каждый день они бьются с татарами, которые окружают их со всех сторон". "Горстка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и сами они выказывают больше храбрости". "Вообще у них в обычае гостеприимство и с величайшим радушием принимать каждого".

• XVI

• XVII

Джиованни Лукка (Италия, ?):
"В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар..."

Эмиддио Дортелли д'Асколи (Италия,1634):
"Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире." "Чиркасы очень вежливы в обращении."

Жан Батист Тавернье (Франция,?):
"Черкесия редставляет собой красивую и хорошую страну с очень разнообразными видами... Эти народы... обладают здоровой кровью, в особенности женщины, которые чрезвычайно красивы, очень хорошо сложены и имеют свежий вид до 45-50 лет..." "Пятигорские женщины очень целомудренны... Считают, что среди них можно встретить красивейших людей в мире..."

Адам Олеарий (Германия?, 30е гг?):
"Женщины у них обыкновенно хорошо сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки, волосы черные как смоль... Ходят они с открытыми лицами....Они общительны и любезны."

Ян Стрейс (Голландия, 60е гг?):
"У женщин, чему весьма удивляешься, белоснежная кожа и красивые, как бы накрашенные щеки, приветливые, красивые и милые лица, так что в них можно влюбиться. Они большей частью хорошо сложены. Их брови и волосы черные как уголь... Они ходят с непокрытыми лицами... Содержат себя в чистоте и порядке... Я видел много женщин, но нигде не видел таких приветливых, любезных и услужливых в отношении чужеземцев, как здесь. Некоторые из наших принялись играть и шутить с ними, а иногда и вступать с ними в более близкие отношения, что они охотно допускали, смеясь; но тот, кто хотел добиться большего, должен был отступить... "

Николай Витсен (Голландия, 1698 г):
"Черкесы много забавляются танцами и умеют очень красиво танцевать... Невозможно описать прыжки и быстрые изгибы тела, которые они делали..."

• XVIII

Энгельберт Кемпфер (Россия?, ?):
"Женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы... и сохраняют свою красоту до 50-летнего возраста... Они общительны, приветливы и чистоплотны".

Абри де ла Мотрэ (Франция, 1711 г.):
"Глаза их такого же разреза, и блестящие, как звезды на небе в ту пору, когда ясно и сильно морозит. Их стан не стеснен корсетами, как у наших женщин-христианок, но он свободен и изящен, как у прекрасных статуй Венеры, оставленных нам древними, или некоторых других красавиц, существовавших в действительности." "Гостеприимство - наиболее соблюдаемая статья их религии, или вернее, их религий, потому что у них имеется несколько религий."

А. П. Волынский (Россия, 1721 г.):
"Только одно могу похвалить, что все [кабардинцы] такие войны, каких в здешних странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот."

Иоганн Густав Гербер (Россия, ?):
"Черкесские женщины очень красивые..."

В. В. Долгорукий (Россия, 1730):
"Ежели против дагестанцев с нашей стороны выедут узденей [уорков] 100 человек, то против их не могут стоять ни 300 человек дагестанцев, к тому ж хоть бы наших казаков послать 500 человек, а узденей 100, то дагестанцы больше боятся 100 человек узденей, нежели 500 человек казаков."

Петр Генри Брус (Великобритания,?):
"Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами... придают им очень красивый вид... Все это вместе взятое с их красивыми всегда открытыми лицами... их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делают их очень желанными; несмотря на все это они слывут очень целомудренными, хотя редко когда не имеют благоприятного случая..."

Аноним (Россия, 1748):
"И одним словом никакое нерегулярное войско с кабардинцами сравняться не может". "Все владельцы кабардинские один от другого всегда опасаются убийства и для предосторожности от того и по ночам спят в панцирях". "Они ж кабардинцы из разных наций беглецов к себе принимают, и оных, а особливо знатных, без великого принуждения назад головою не выдают."

Джон Кук (Великобритания,?):
"Прежде чем оставить Черкессию, я должен отметить, что они действительно хорошо сложенный, красивый народ. Их женщины все очень красивы и мало среди них, если таковые вообще имеются, носят следы оспы."

Якоб Рейнеггс (?):
"Ни Большая, ни Малая Кабарда не обладает сегодня их древним величием, обе близки сейчас к упадку."

Павел Сергеевич Потемкин (Россия, после 1784):
"Приложив всевозможное старание познать нравы и состояние всех народов в Кавказских горах и вокруг оных обитающих, не пропустил я не пропустил ничего...и... нахожу достойным описать кабардинцев, яко главнейших между всеми народами, занимающими все пространство земли, лежащей у подошвы Кавказских гор, между Каспийским и Черным морем... Кабардинцы между всеми горскими народами, кроме дагестанцев, имеют преимущество, все прочие роды... не только подражают оным в нравах, во всех обычаях, но отчасти от них зависели и платили им дань." "Во многом они уподоблялись древнему Лакедемону... Рыцарство есть предмет славы каждого и роскошь еще не вкралась в сердце сего народа. Один владелец, Хаимурза называемый, сказал, что он хижину свою не променяет на лучший и великолепный дом в Европе:"В больших домах, - говорит он, - стены убраны, но сердце спутано, кажется с домами вместе построены и мысли и сердце, но мы пользуемся свободным воздухом, и я легко переношу хижину свою по всему пространству той земли, где наш народ обращаться властен" А таков образ мыслей и между всеми." "До ста разных народов во всем подражают не токмо во нравах, но в образе жизни, и во образе одежды кабардинцам. А понеже из тех народов под названием чеченцев и кумык, никто не составляет настоящей нации..."

Карл Пейсонель (Франция,?):
"Женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть, во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают. Черкесские женщины являются единственными, которые разделяют ложе турецкого султана и татарских князей..."

• XIX

А. П. Ермолов (Россия, 1821):
"Кабардинцы, имея против нас превосходную в доброте конницу, могут быть опасными нашим казакам, паче же донским.”

Э. В. Бриммер (Россия, 1822):
"Сильное племя кабардинцев, которое в прежние времена могло выставить в поле, под начальство своего вали, до 25000 конных, хорошо вооруженных воинов, ныне, после того, как чума 9 лет, с 1804 по 1813 год, ела этот народ, все еще имело довольное народонаселение на плоскости, жившее там в больших аулах".

С. М. Броневский (Россия, 1823 г.):
"В женском поле черкешенки имеют везде бесспорную славу красоты". "Не говоря уже о храбрости, которая может быть оспариваема и другими народами, кабардинцы отличаются особенным возвышением духа и легкостью в обращении между всеми горцами." "Черкесы больше нежели среднего росту, бодры, стройны, в одежде опрятны, толстоту почитают за порок и за следствие невоздержанной жизни. Глаза имеют быстрые и проницательные, волосы темно-русые, физиономию остроумную... Красота женского пола, издревле прославляемая, заслуживает приписываемых ей похвал в полной мере". "Опыты доказали, что бегущий черкес не есть разбитый неприятель и что никакая легкая, ни тяжелая конница не может держаться против конницы черкесской". "Черкесы грубых и ругательных слов не терпят... Кабардинцы всегда наблюдают в обращении между собой вежливость". "Черкесы редко доживают до глубокой старости".

Фредерик Дюбуа де Монпере (Франция, 1823 г):
"Черкесов обычно представляют себе как некое сборище разбойников, дикарей, не имеющих ни веры, ни закона: это мнение ошибочно... Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии или героической аристократии в античной Греции."

Генрих Клапрот (Россия,?):
"Их женщины обычно самые красивые на всем Кавказе. Однако я должен заметить, что повсеместное мнение, как будто бы они являются обитательницами турецких сералей (гаремов), является необоснованным, так как черкесы чрезвычайно редко продают своих соплеменников туркам, обычно только украденных рабов... Женщины у черкесов не так ограничены, как у других азиатов."


Петр Симон Паллас (Россия,?):
"Черкешенки известны своей красотой по всему свету, имеют продолговатую голову, правильные и выразительные черты лица, красиво прорезанные, огневые, большей частью черные глаза, которые считают они самым сильным своим оружием, длинные ресницы и немного желто-бурый цвет лица...Нигде нельзя видеть таких стройных и тонких женских фигур... Они отличаются умом, живым воображением, восприимчивы к сильным страстям, любовью к славе и особенно гордятся военной известностью своих мужей... Посредством смешения с красивой черкесской нацией провидение, может быть, хотело омолодить выродившиеся племена."

А. С. Пушкин (Россия, ?):
"Черкесы нас решительно ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ, аулы их разорены, целые племена уничтожены... Кинжал и шашки суть члены их тела... У них убийство - простое телодвижение... Недавно поймали одного мирного черкеса, выстрелившего в солдата. Он оправдывался тем, что ружье его слишком долго было заряжено."

Ф. Торнау (Россия, ?):
"Черкесы составляют лучшую конницу, какую мне встречалось видеть."

Янош Бессе (Венгрия, 1829):
"Они красивы, у них легкие и тонкие фигуры, красивейшие в мире глаза, брови красивого рисунка и длинные ресницы."

Иван Федорович Бларамберг (Россия,?):
"Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией. У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький рот. У кабардинских женщин кожа на лице белая с легким налетом кармина. Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты... Необыкновенным является общераспространенное мнение, что черкешенки населяют главным образом гаремы турок, так как черкесы очень редко продают туркам представителей своей нации, разве что это будут украденные рабы... У черкесов женщины не находятся в таком заточении как у других азиатских народов... Что касается черкесских женщин, они, как правило, не лишены ума, у них живое воображение, они способны на большие чувства, тщеславны и гордятся славой своих мужей, добытой в боях. У них мягкие нравы, они любят наряжаться, но весьма ревниво относятся к тому что говорят на их счет, и любят поболтать, когда собираются вместе... Черкесские женщины не только пользуются репутацией изумительно красивых и образцово преданных; они пользуются также важной привилегией, которая вытекает из морального кодекса этого народа; мы хотим сказать об уважении и даже почитании, которое черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, принадлежащему женщинам... Вместе с тем, между лицами одинакового положения считается постыдным отдавать себя под защиту прекрасного пола.".

Эдмунд Спенсер (Великобритания, 1837):
"С первого же момента, когда открылись передо мною черкесские долины, вид страны и населения превзошел самое пылкое мое представление. Вместо пустыни населенной дикарями, я нашел непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли не культивированного, огромные стада коз, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве."

Дж. А. Лонгворт (Великобритания, 1839):
"Большую часть продаваемых за пределы страны женщин составляют представительницы четвертого класса, то есть класса сервов, который... берет свое происхождение от пленных, захваченных в войнах... Если продажа должна состояться, родители... могут уклониться от продажи своих детей, для этого необходимо согласие обеих сторон... Если девушек продают работорговцу, это обычно делается по их собственному согласию и исходя из их честолюбивых намерений, поскольку у них есть перспектива выгодно устроиться в турецких гаремах. Их взгляды в этом отношении вполне сходны со взглядами наших молодых леди, отправляющихся из Англии в Индию; но место их назначения не столь удалено, будучи всего лишь в нескольких днях плавания на судне от их Родины; подобное решение их вовсе не предполагает их постоянную разлуку с подругами; наоборот, это зачастую дает им возможность оказывать им услуги..."

Джеймс Белл (Великобритания, 1841 г.) :
"На основании того, что я видел, я должен рассматривать Черкесов, взятых в массе, как народ наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал". "Мы поднялись вверх по долине через довольно открытый лес, в котором лежали деревни и необыкновенно пышные поля... Затем шел ряд незначительных холмов и ложбинок, которые повсюду были так хорошо возделаны, края полей так чисто и хорошо огорожены, что я мог бы подумать., если бы позволяла окружающая обстановка, что вижу перед собой одно из лучших обработанных полей Йоркшира".

Мориц Вагнер (?, 1848):
"Черкесская знать, т. е. уорки-рыцари, составляют самое большее пятую часть, а по мнению некоторых знающих русских, может быть, только десятую часть многочисленного народа адыгэ... Только эти уорки и еще более знатные представители княжеских домов (пши) могут претендовать с полным правом на далеко распространенную молву о черкесской красоте."

Fr. Bodenstaedt (Вестфалия, 1848):
"Их [Адыгэ] рыцарские чувства, их нравы патриархальной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа".

Карл Кох (?,?):
"Большая свобода девушек и общительная жизнь молодых людей является причиной того, что браки черкесов непохожи на браки у других восточных народов. Так же как женщина самостоятельна в выборе мужа, так же и молодым людям, по крайней мере молча, разрешается иметь свой голос при выборе будущей супруги... Наряду с любезностью девушки, большое влияние при выборе молодого человека оказывает положение и власть семьи и клана. При этом решающим голосом пользуется и воспитатель... Девушка прежде всего ценит в своем возлюбленном смелость, мужество и рыцарскую натуру... Неестественный обычай женить детей до достижения ими зрелости не встречается у черкесов... У черкесов не распространены браки между родственниками... С давних пор черкесские женщины прославились на всем Востоке своей красотой... "

?, (Россия, 1860):
"В деле кабардинцы молодцы. Я видел их милицию в компании 1855 г., бывшую в составе Александропольского отряда. Своими наездами, своею отчаянною, беззаветной храбростью, они не только не отставали от линейных казаков, но в ночных или неожиданных нападениях они всегда превосходили их."

Карл Маркс (?, ? и 1864 г.):
"Народы Европы, учитесь борьбе за свободу и независимость на героических примерах горцев Кавказа". "Эти два дела: подавление польского восстания и завоевание Кавказа я считаю самыми серьезными европейскими событиями со времени 1815 г."

Hommaire de Hell (Франция, 1868 г.) :
"Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы"

П. П. Короленко (Россия, ?):
"Привязанность их к Родине до того была сильна в этом народе, что они нередко, забравшись в какое-нибудь заросшее темное ущелье, там и умирали от холода и голода с винтовкою в руке, чтобы пустить в русского последнюю пулю за свое изгнание... Таких бродячих горцев много было в кавказских горах, где они в конце концов находили себе могилу."

Д. А. Милютин (Россия, ?) :
"В последние годы войны на Кавказе мы должны были держать громадные силы: пехоты 172 батальона регулярных, 13 батальонов и 7 сотен иррегулярных; конницы 20 эскадронов драгун, 52 полка, 5 эскадронов и 13 сотен иррегулярных, 242 полевых орудиях. Общий годовой расход на содержание этих войск достигал 30 млн. рублей."

Владыкин (Россия, 1872):
"Весь берег имел вид совершенно девственной, нетронутой человеком страны. Таким мне показался Адлер с первого взгляда... За 9 лет все так заросло, что трудно было разобрать, где было расчищенное поле и где его не было... Черешневые и вишневые деревья тоже успели уже смешаться с остальным лесом... Кое-где попадались не то могилы, не то следы бывших строений, все поросло колючкой и лесом; мне казалось и чувствовалось, что я хожу по кладбищу храброго и даровитого народа... Заросшие папоротником поляны указывают места бывших горских аулов; на них ни следа каких бы ни было построек: все сожжено и разрушено... Молчаливая и величественная пустыня! Ответь мне где теперь те, которые так недавно населяли твои девственные леса?". "Лучшие земли Закубанского края не вошли в состав горских округов." "Меня мороз продирал по коже при рассказах о подробностях ночных нападений на аулы." "Переехав Кубань, мы опять потянулись ее правым берегом. Резкий контраст представляла эта сторона с видом на только что покинутое Закубанье; там - зеленные луга и черкесские поля, засеянные просом как на своих так и на снятых господских землях... здесь - сырокоричневая степь... В станицах тоже не было никакой зелени... Они не представляли собой ничего отрадного." Кабардинцы принадлежат к черкесскому племени адиге, жившему от Терека до Черного моря, по северному склону гор и плоскости, лежащей на продолжении этого склона - нынешнему Закубанью. Несмотря на то что адыгейцы разделились на множество колен, они все-таки составляли самый сильный народ из всех племен северного Кавказа, а кабардинцы между всеми адиге занимают первое место. Их благородный тип, изящество манер, умение одеваться и держать себя в обществе до того поразительны, что сразу дают возможность отличить кабардинца от всякого другого горца. Разумеется это относиться лишь к высшему, т. е. благородному сословию, а не к холопам... Даже в прежнее время, когда, при наступлении наших войск, их собственные жилища, хлеб и стога пылали в огне, кабардинцы никогда не платили нам тем же; напротив, они всегда являлись лучшими и энергическими деятелями против пожара." "

И. Попко (Россия, 1880):
"Рыцарская Кабарда была законодательницею мод и вкуса для всех воинственных адыгских обществ от Сунжи до Черного моря".

О. В. Маркграф (Россия, 1882):
"Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским"."

Набоков (Россия, 1884):
"...Население [Кабарды] подчинено России силою оружия, после продолжительного и упорного сопротивления, и Правительство в отношении к нему не связано никакими договорами и обещаниями о распространении на высшие его классы преимуществ благородного Российского сословия..."

Я. Абрамов (Россия, 1884 г.):
"Богатейший край опустел... Превосходные нивы и луга, буквально созданные руками человеческими на голых каменных скалах, заросли мелким колючим кустарником и совершенно пропали для культуры."

• XX

П. С. Личков (Россия, 1904 г.):
"Страна [Черкесское побережье], не в пример нынешнему времени, была в то время "обильна млеком и медом". В конце, например тридцатых годов [XIX в], все побережье с прилегающей к нему горной полосой представляло тщательно разработанный оазис... Во всех приморских пунктах, где морские суда могли найти хоть какую-либо защиту от морских ветров, шла оживленная торговля, потому что было что сбывать и было кому приобретать. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корень разрушила их культуру..."

• XXI

******************

http://zihia.narod.ru/alim.htm - статья про Алыджыкуэпша - Пшышхуэ/Великий (Большой) Князь/Король/Царь/Правитель Кабардея в XVII в
http://zihia.borda.ru/?1-0-0-00000058-000-0-0 - перечень походов Крымцев в Кабардей.

"Сообщение о подчиненности беев черкесских государств Кефе" из "Книги путешествия" Эвлия Челеби.
В эпоху Селим-хана Второго Осман-паша, сын Оздемира, в 991 году [1] пошел на Ширван и Шемаху через Черкесстан [2] и подчинил местных беев Кефинскому эйялету, взяв у них заложников. И сам он оставил в залог кабардинскому бею своего сына с рабыней, взял [в жены] девушку из Кабарды и за месяц стал добрым родственником в Черкесстане. С 70-ю тысячами черкесских батыров он завоевал Гянджу и Ширван, Шемаху и Тифлис, Туманис и Демир-капу, Ширван и город Серир-Алани, город Араши и город Ниязабад, и город Шабурни [3] . Короче говоря, он взял 76 великих городов вместе с черкесскими беями и беями падишаха Дагестана. Он сделал Искендер-бея из беев Кабарды пашой Кефе, заселил остров Тамань черкесским народом, и казаки, азовские неверные, потеряли возможность выходить в Черное море. Всего от острова Тамань на восток, на 70 дней пути вплоть до горы Эль-Бурз [4] [располагаются владения] черкесских беев с ежегодным жалованием. Если род Османов идет в поход, они идут в поход с кефинским пашой. Вместо ежегодного жалования они берут одежду и войлок, луки и ружья, порох и свинец, астар [5], парчу и саржу. Они под рукой османцев. Их назначение и отстранение во власти Османов. Если какой-нибудь бей умрет, его место занимает его сын или кто-нибудь достойный из его родственников. Но у них нет бунчука, санджака, байрака и барабана со знаменем. Хотя барабанщики имеются. Со времен Османа-паши, сына Оздемира, они очень послушны и покорны роду Османов.
В 1031 году [6], во время похода на Хотин [7] султана Османа из рода Османов [8], вышеупомянутым черкесским беям кефинские дефтердары прекратили выплачивать жалование. С тех пор они, хотя и не бунтуют, но и не проявляют покорности, службы военной не несут, но иногда приходят к крымским ханам и по некоторым делам обращаются. Однако по доброй памяти это войско Черкесстана без фуража следовало бы содержать. Они не принадлежат к мусульманской, и ни к какой другой вере. Но да сделает Бог их многочисленными, эти горцы обладают прекрасными сердцами. Они не знают, что такое мусульманство, и что такое неверие, однако не препятствуют распространению [мусульманства]. Вот такие это странные люди.

1 991 г.Х. = 1586/87 г. Описываемые события относятся к правлению следующего турецкого султана, Мурада III (1574-1595). Речь идет о турецко-персидской войне 1577-1590 гг., во время которой Османы завоевали Кавказ и получили выход к Каспийскому морю. Осман-паша действительно взял в жены дочь правителя Дагестана.
2 Ширван и Шемаха - города на побережье Каспийского моря, в совр. Азербайджане. Черкесстан - страны, населенные черкесами, т.е. Северный Кавказ, т.к. черкесами называли все кавказские народы.
3 Гянджа - город в совр. Азербайджане. Тифлис - Тбилиси. Туманис - крепость Дманиси в Грузии. Демир-капу - Дербенд. Серир-Алани (Серираллан) - город в Дарьяльском ущелье на Кавказе. Араши, Ниязабад, Шабуран - города в Иране.
4 Эль-Бурз - гора Эльбрус.
5 Астар - коричневая ткань, наматывающаяся на головной убор офицера.
6 1031 г.Х. = 1621/22 г.
7Хотин - город на Украине.
8Осман из рода Османов - турецкий султан Осман III (1618-1622).

http://www.heku.ru/page.php?id=125 - В.А. Потто. Кавказская война.
http://www.heku.ru/page.php?al=alias1744 - Ф.Ф. Торнау. Воспоминания кавказского офицера.

http://zihia.narod.ru/tarih.htm - Дж. Лонгворт: "Год среди черкесов", М. Пейсонель: "Исследование торговли на Черном море в 1750—1762 г" и многое другое...

Еще раз об оценке численности Черкесов в XVIII-XIX вв.
Иностранные источники в основном колеблются в районе 2 млн человек, Российские - в разы меньше.
Причина в принятой системе подсчета количества человек на один двор и в том, что практически Черкесия была закрытой страной.
Кроме того Британские авторы (Спенсер и пр.) неоднократно упоминали о жесткой цензуре которая сопровождала все работы по Кавказу начиная с эпохи Екатерины II, в целях представления врага (Черкесов) в образе диких, но малочисленных разрозненных племен без государственности для оправдания "специфических" методов ведения войны, весьма жестоких. В дальнейшем же эти цифры были удобны для замалчивания масштабов "погрома" в 60е гг XIX в.
Последний раз редактировалось ZORA 25 фев 2007, 20:06, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 20:05

Nart писал(а):
tmt писал(а):
Из трех автохтонных культурных ареалов, существовавших к середине XVIII в на Кавказе - Грузии, Дагестана и Черкесии


что то непонятно... :roll:
Ага, куда Аланию дели?

Алания была уничтожена и разорена под корень в 1277-78 гг Русскими Князьями по приказу из Орды. Именно тогда пал и был разгромлен Дидяков и славная многовековая история Алании стала прошлым.

Остатки бежали в ущелья и на Южную сторону Хребта в Гори, где пытались закрепиться, но были разорены Грузинским Царем в 90х гг XIII в.

Аланская тема, достойна отдельной ветки.
Предлагаю Нарту создать ветку про Аланию в Средних Веках.
Я могу туда запостить карты Алании, в эпоху ее блеска.
Там есть про что поговорить - одни Архызские храмы чего стоят!
Последний раз редактировалось ZORA 25 фев 2007, 20:14, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 фев 2007, 20:11

Zdvij писал(а):Как в Турции насчитали 8 миллионов черкесов? Я уже слышал о миллионах крымских татар и цыган в Турции. Подозреваю,
что опытный взгляд обнаружит там в скрытом виде еще десяток
народов.

В Турции нет официальных данных после 1912 г по Черкесам и прочим этносам.
Но цифра 8млн очень скромная - в KAF-DER (47 СевероКавказских организаций Турции, объединенных в эту ассоциацию) 4млн членов регуллярно платящих членские взносы из которых подавляющее большинстство собственно Черкесы (Адыги).

Сейчас есть оценки, что собственно Турков в стране около 35-40% населения от 80млн.

Крымских Татар там действительно очень много.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23