Адыгэхэкуж (Черкессия, Circassia): друидизм и Кавказ. война.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

насчет картинок

Сообщение atmir07 » 26 дек 2007, 16:51

Zora, здесь много хороших картинок но ве они про войну, парадну одежду, пара про коней. А нет ли пропасеки. сады, дома, стариков и детей? Да и про природу хэкужь бы побольше.
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

цитата: Османская империя, адыги и Россия

Сообщение atmir07 » 26 дек 2007, 16:52

По сути, приход Российской империи на Кавказ стал катализатором укоренения среди адыгов ислама (и не только среди адыгов, исламизация чеченцев начинается в это же время). Столкновение с могущественной державой сопровождалось разрушением традиционного уклада жизни, в условиях духовного кризиса адыгская элита нашла идеологическую опору в мировой религии. Не касаясь аспектов мировоззрения, которые могли обусловить выбор ислама, затронем аспект политический.
Исторически Османская империя – агрессор. Её история – это история войн и завоеваний. И зачастую административный ресурс утверждал в качестве официальной установки, которой непременно должно было быть в халифате (которым де-юре являлось османское государство) религиозное обоснование, весьма сомнительное с точки зрения первичного вероучения. «Политическая целесообразность», как она понималась власть имущими, подавляла силой «религиозную справедливость». Османские правители утверждали силой своей власти идеологию «наступательного джихада» как богоугодного дела, миф о шариатской обоснованности смертной казни за вероотступничество (примеры из жизни Пророка и сподвижников свидетельствуют, что казнь применялась за совершавшиеся вероотступниками преступления, а не за сам факт вероотступничества) подводили «религиозные оправдания» под свои войны с мамлюками и шиитским Ираном, провозглашали неугодных вероотступниками и еретиками ради политических резонов. Довление таких резонов над религиозно-культурной мыслью привело к «стагнации», выхолащиванию этой самой мысли в рамках официоза и в сочетании с далёкой от религиозной нравственности административной политикой привело в итоге к подрыву Халифата – вследствие духовной деградации. Сравнивая с примерами более религиозной в плане нравственности и просвещённости политики из той же мусульманской истории, можно констатировать: ваххабизм, вызванные гнётом антитурецкие движения в различных провинциях, духовный, социально-экономический упадок – это всё следствия, во многом, если не в основном, несоответствия политики османских властей принципам гуманизма, в том числе в их шариатском понимании; того, что они использовали имеющиеся у них возможности не так, как надо и не для того, для чего следовало бы.
Так же, как экономическим выгодам в корыстных интересах приносились в жертву справедливость и просветительские программы в провинциях Порты, религиозное просвещение адыгов было принесено в жертву «геополитике». В предыдущие века крымско-турецкие войска опустошали черкесские земли, оправдываемые официально утверждённой концепцией «газавата» - войны с «неверными» именно в виде опустошительных набегов. Не Османы первыми стали оправдываться этой исказившей религию концепцией, но в их империи она была принята как религиозная догма (и благополучно перешла в идеологический багаж ваххабитских джамаатов Аравии в 18-19-м веках ). Затем, официально «уступив» Российской империи сначала Кабарду, затем Закубанскую Черкесию, они (в нарушение кстати, велений Корана), стали активно «спонсировать» «антироссийский джихад» черкесов, спонсировать идеологически и материально. Согласно принципам шариата (см. Коран, сура 8, аят 43), при наличии официальных договоров с Российской империей, подобное «спонсорство» для Порты в тех условиях было запрещено, и было однозначно греховным вследствие очевидности гибельных последствий такой деятельности для черкесского народа.
Кстати, установка относиться к христианам как к «неверным» - гяурам – это тоже наследие «резонов» османской политики, а не первоначального ислама. На адыгах эта установка сказалась. Условия войны с кровавыми преступлениями некоторых царских генералов, песни, описывающие причинённые «гяурами» бедствия, межэтническая рознь с казаками и русскими переселенцами после покорения – для многих российских адыгов, родившихся в 19-м веке, понятие «гяур» было ярлыком по отношению к русским и сказывается в отношении невежественных людей до сих пор. У зарубежных адыгов это «наследие» - составная часть комплекса в отношении России, который представляет весьма актуальную проблему.
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение ZORA » 30 дек 2007, 23:52

К сожалению, изображающие труд земледельца и пасторальные сцены миниатюры мне известны совсем в небольшом количестве.
Вот хоть что-то близкое этому, хотя передислокации поселений, на пример, "мирным бытом" можно назвать с большой натяжкой:

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Nehbcn » 31 дек 2007, 00:00

По сути, приход Российской империи на Кавказ стал катализатором укоренения среди адыгов ислама (и не только среди адыгов, исламизация чеченцев начинается в это же время). Столкновение с могущественной державой сопровождалось разрушением традиционного уклада жизни, в условиях духовного кризиса адыгская элита нашла идеологическую опору в мировой религии. Не касаясь аспектов мировоззрения, которые могли обусловить выбор ислама, затронем аспект политический.


По сути Неприход-причиной исламизации грузин, осетин, армян и тд и тп. 8)
В условиях духовного кризиса ещё ни одна страна не сменила религию! 8)
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение AbadzeX » 31 дек 2007, 13:36

Nehbcn писал(а):
По сути, приход Российской империи на Кавказ стал катализатором укоренения среди адыгов ислама (и не только среди адыгов, исламизация чеченцев начинается в это же время). Столкновение с могущественной державой сопровождалось разрушением традиционного уклада жизни, в условиях духовного кризиса адыгская элита нашла идеологическую опору в мировой религии. Не касаясь аспектов мировоззрения, которые могли обусловить выбор ислама, затронем аспект политический.


По сути Неприход-причиной исламизации грузин, осетин, армян и тд и тп. 8)
В условиях духовного кризиса ещё ни одна страна не сменила религию! 8)


читайте внимательно, сказано ускорением, а не причиной 8)
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

Сообщение Nehbcn » 31 дек 2007, 14:21

AbadzeX писал(а):
Nehbcn писал(а):
По сути, приход Российской империи на Кавказ стал катализатором укоренения среди адыгов ислама (и не только среди адыгов, исламизация чеченцев начинается в это же время). Столкновение с могущественной державой сопровождалось разрушением традиционного уклада жизни, в условиях духовного кризиса адыгская элита нашла идеологическую опору в мировой религии. Не касаясь аспектов мировоззрения, которые могли обусловить выбор ислама, затронем аспект политический.


По сути Неприход-причиной исламизации грузин, осетин, армян и тд и тп. 8)
В условиях духовного кризиса ещё ни одна страна не сменила религию! 8)


читайте внимательно, сказано ускорением, а не причиной 8)


Читаю внимательно:
Измена вере предков была закономерным благом? 8)
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение AbadzeX » 31 дек 2007, 14:39

Nehbcn писал(а):
AbadzeX писал(а):
Nehbcn писал(а):
По сути, приход Российской империи на Кавказ стал катализатором укоренения среди адыгов ислама (и не только среди адыгов, исламизация чеченцев начинается в это же время). Столкновение с могущественной державой сопровождалось разрушением традиционного уклада жизни, в условиях духовного кризиса адыгская элита нашла идеологическую опору в мировой религии. Не касаясь аспектов мировоззрения, которые могли обусловить выбор ислама, затронем аспект политический.


По сути Неприход-причиной исламизации грузин, осетин, армян и тд и тп. 8)
В условиях духовного кризиса ещё ни одна страна не сменила религию! 8)


читайте внимательно, сказано ускорением, а не причиной 8)


Читаю внимательно:
Измена вере предков была закономерным благом? 8)


Большинство народов мира раньше или позже изменяет вере предков, может Вы исключение? Адыги так до конца не стали ни христианами, ни мусульманами в полной мере именно из-за того, что всегда ставили свои национальные обычаи выше христианских и исламских.

...Они не принадлежат к мусульманской, и ни к какой другой вере. Но да сделает Бог их многочисленными, эти горцы обладают прекрасными сердцами. Они не знают, что такое мусульманство, и что такое неверие, однако не препятствуют распространению [мусульманства]. Вот такие это странные люди... ("КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ"
Эвлия Челеби, 1666-67 гг)
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

Сообщение Nehbcn » 31 дек 2007, 14:48

http://radikal.ru/F/i003.radikal.ru/071 ... c.jpg.html

Это передислокация поселения? :D
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Nehbcn » 31 дек 2007, 15:01

Большинство народов мира раньше или позже изменяет вере предков, может Вы исключение? Адыги так до конца не стали ни христианами, ни мусульманами в полной мере именно из-за того, что всегда ставили свои национальные обычаи выше христианских и исламских.

И чем мусульманская вера лучше родовой? :shock:
И что она дала адыгейскому народу?
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение AbadzeX » 31 дек 2007, 15:08

Nehbcn писал(а):Большинство народов мира раньше или позже изменяет вере предков, может Вы исключение? Адыги так до конца не стали ни христианами, ни мусульманами в полной мере именно из-за того, что всегда ставили свои национальные обычаи выше христианских и исламских.

И чем мусульманская вера лучше родовой? :shock:
И что она дала адыгейскому народу?


Я не говорил что она лучше или хуже, просто так сложилось, что мировые религии имеют свойство распространяться, свидетельством чего является и православная Россия. Или может Туристы все еще поклоняются Перуну или Сварогу?
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

Сообщение Nehbcn » 31 дек 2007, 15:15

AbadzeX писал(а):
Nehbcn писал(а):Большинство народов мира раньше или позже изменяет вере предков, может Вы исключение? Адыги так до конца не стали ни христианами, ни мусульманами в полной мере именно из-за того, что всегда ставили свои национальные обычаи выше христианских и исламских.

И чем мусульманская вера лучше родовой? :shock:
И что она дала адыгейскому народу?


Я не говорил что она лучше или хуже, просто так сложилось, что мировые религии имеют свойство распространяться, свидетельством чего является и православная Россия. Или может Туристы все еще поклоняются Перуну или Сварогу?


К сожалению о Перуне и Свароге сведений практически никаких уже нет! :?
Поэтому и спрашиваю, как у народа, который ещё недавно не был мусульманским.
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение AbadzeX » 31 дек 2007, 15:43

Nehbcn писал(а):
AbadzeX писал(а):
Nehbcn писал(а):Большинство народов мира раньше или позже изменяет вере предков, может Вы исключение? Адыги так до конца не стали ни христианами, ни мусульманами в полной мере именно из-за того, что всегда ставили свои национальные обычаи выше христианских и исламских.

И чем мусульманская вера лучше родовой? :shock:
И что она дала адыгейскому народу?


Я не говорил что она лучше или хуже, просто так сложилось, что мировые религии имеют свойство распространяться, свидетельством чего является и православная Россия. Или может Туристы все еще поклоняются Перуну или Сварогу?


К сожалению о Перуне и Свароге сведений практически никаких уже нет! :?
Поэтому и спрашиваю, как у народа, который ещё недавно не был мусульманским.


Я и сечас назвал бы наш народ мусульманским лишь формально. Адыги - никогда не были ни фанатичными христианами, ни мусульманами. И даже в годы Кавказской войны исламского фанатизма, в отличие от Чечни и Дагестана не последовало.
А вера предков утеряна практически так же как и вера ваших предков. Вернее переплелась частично с христианством и исламом. Не совсем понимаю как можно спрашивать у народа, если с тех пор как народ стал мусульманским сменилось много поколений. Последние из тех, кто могли бы ответить почему это произошло жили лет 300 назад.

ЗЫ. С Новым Годом! :wink:
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

К истории ислама:

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 18:37

первое серьезное влияние, о котором можно предполагать – гипотетическое возвращение мамлюков, ставших знатью (сравнить с общественным строем мамлюков – профессиональных воинов, см. работы по мамлюковедению) – утверждение княжеских родов и зависимых от них уорков в Закубанье и Кабарде. Возможно, тогда и сформировался мусульманский стереотип адыгской знати.
Ещё одним возможным источником исламизации (проникновения ислама в элиту и народную среду) может быть Золотая Орда, где присутствие ислама и мусульман (в плане влияния) с 14 века значительно усилилось. Черкесы, в т.ч. пятигорские, были связаны с Золотой Ордой, как говорят, золотоордынский правитель хан Узбек, чьё имя связывают с усилением мусульманского фактора в ЗО с середины 14 века, воспитывался в Кабарде (уточнить исследование). В столице Орды были черкесские (адыгские, под черкасами тогда могли иметь в виду не обязательно этническую принадлежность) кварталы, адыги служили в ордынских войсках. А в «Истории Египта для туристов» говорится, что именно послы мамлюков и присланные мамлюкским султаном проповедники способствовали принятию ханом Узбеком ислама.
Среди населения – на западе, в Причерноморье упоминаются походы турецких экспедиционных десантов в 16-17 веках в поддержку местных «верных» против «неверных» (см. статью С.Хотко в «Газете Юга») (а и не в 15-м ли? - в 15 веке османы захватывали контроль над пунктами на Черноморском побережье, из которых велось снабжение мамлюков в Египте. Не связано ли с этим появление Инала – якобы мамлюкского бея или султана, вернувшегося на родину предков, создавшего адыгскую государственность и положившего начало ряду аристократических фамилий?). Можно предположить, что часть местных правителей, исповедующих ислам, признавая власть султана, пользовалась военной поддержкой против немусульманских противников, но потом, окрепнув во власти, стала несколько отходить (посольство закубанцев к Ивану Грозному). Во всяком случае, ясно, что распространение, в том или ином виде, ислама в причерноморских районах было, наверно, больше, чем в более удаленных (вплоть до окончания русско-кавказской войны, судя по имеющимся сведениям). Но тут надо учитывать, что большинство населения тех краев сгинуло в 19 веке и многое из предшествовавшей культурной картины по современным на этом месте исследованиям не восстановить – остался только сколок определенной части населения, не всего (привлечь записки иностранцев).
Также – ислам был формой среди знати племен – бжедугов, кабардинцев (жанэ?), шапсугов, нэтхъуадж и т.д. На западе, в некоторых районах, в условиях более сильной «свободно-крестьянской» (тфокотльской) составляющей, он также распространялся среди населения (вспомним «Черкесские предания» Хан-Гирея, относящиеся к 16-17 векам). В то же время, придерживаясь версии об установлении главенства знати из мамлюков и их союзников («дела Инала») и обратив внимание на версию о приходе войск внука Инала Идара в Кабарду (на территорию исторической Кабарды) и покорение ими местных адыгов (см, например, труд Кафоева с анализом песни о битве войск Идара и его противников), можно предположить, что на адыгском востоке часть уорков была, как и народ, немусульманской и подпала под окончательную массовую исламизацию во второй половине 18 века. (на западе знати, похоже, было вообще гораздо меньше, как и профессиональных военных-уорков, гораздо значительнее была роль свободных крестьян, которых в ист. Кабарде было немного).
Что касается кабардинской исламизации, то она похожа на стратегическую операцию знати – элиты в элитарном традиционном обществе (см. и Кажарова), в Кабарде. Ногмов говорит, что уже в 70-х гг 18 века масса кабардинцев, в отличие от стариков, была мусульманской (в одних котлах разделяли доской мясо свиное для стариков и мясо барана для помоложе, старикам-христианам запрещали молиться при детях – из воспоминаний вольноотпущенника Ш.Ногмова Дагазы, умершего в 1879 г. в возрасте 127 лет, опубл. в газете «Терские ведомости» в 1881 г., №46). В 1801 году в ходе карательных походов уничтожили 200 аулов и 111 мечетей. Цифра мечетей примечательная. Если еще в 1-й пол-не 18 века кабардинский народ характеризовался российскими путешественниками в массе как полуязыч-полухристианский, то такое количество мечетей через 60-70 лет говорит о структурной исламизации населения как процессе проводимом. Только вот откуда кадры духовенства брали? Какие пласты затрагивала эта исламизация?
Вряд ли она была глубокой в плане религиозного знания. Но в то же время она была массовой и сделала исламский, мусульманский фактор частью этнокультурной среды - через 19 век это проявилось вплоть до 20-го, до времён масштабных репрессий 30-х годов, когда истребили национальную религиозную интеллигенцию и большую часть примерных религиозных носителей. В то же время, это была национальная интеллигенция.
Уже в условиях царского суверенитета, при уалии (арабское слово) пщы Кучуке Джанхотове в Кабарде были введены шариатские суды (20-30-е годы 19 века) (в сословном варианте, межсословные – по адату). До октябрьской революции по селам существовала сеть начальных религиозных школ (здесь, возможно, помогло укрупнение сел в 19 веке).
В кабардинскую часть адыгского этноса был заложен базовый религиозный уровень – комплекс религиозной практики (намаз, ураза, хадж, элементы права (здесь посложнее, взаимовлияние адата и шариата – сложная тема), самоидентификация…) и некой культурной традиции, органично слившейся с патриархально-адыгским бытом, ставшей новой формой адыгагъэ как социкультурного бытия (нормы адаба, мировоззренческие стандарты, фольклор (включая зэчыр – см воспоминания Х.Кауфова в «Вечных странниках», подтверждающие слова стариков, что их поколение училось от ефэнды и старших напевать зэчыр (зикр) в сложных и экстремальных ситуациях). Служившие вплоть до 1960-70 –х гг. примером национального адыгского образа старики-мусульмане (имеются в виду именно примерные, о таких рассказывают 30-40-летние, самих их, похоже, почти не осталось) – пример этой традиции. Видно, что существовала система массового начального религиозного образования (см. произведения первых советских писателей о дореволюционной поре, например) – отголосок этого - широкое распространение среди кабардинцев, родившихся в начале 20 века, совершения намаза, держания уразы и «умения» читать, не понимая смысла, КъурIэн (со своеобразными фонетическими неправильностями, общность которых, возможно, указывает на единственность традиции в подготовке кадров для распространения религиозного начального образования).
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

арабизмы

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 18:39

Интересен филологический анализ связанного с исламом социокультурного пласта. При этом надо отграничить возможные исторические взаимоотношения с ближневосточным очагом цивилизаций, семитами (бын и сабий точно в таком же значении есть в арабском или вот например хъыджэб_з – хиджаб-?), теории о праязыке и дргуих древностях (см например, Хьэрэмэ Iуащхьэ и значение корня х-р-м, к-р-м в семитском, славянском языках), средиземноморьем (Тхьэ-Тхаос, нэмыс – номос, намус, изветный арабам уже в доисламские времена как дух интеллекта, познания, человеческого достоинства). Сосредоточиться (вернее, поставить вопрос) именно на арабизмах мусульманских или связанных с культурным влиянием мусульманского мира. Они пришли, возможно, через турок с иранским, месопотамским влиянием: нэмэз, ураза – восприняты тюрками от персоязычных, къурмэн, андез туда же. Жэрдэм. (А вот «бегъымбар»? возможно, это древнее, не знаю). Если «хьэзыр» - арабизм, то через ирако-персидское произношение (в араб. литературном языке «готовый» - хадыр»). Видно также богословское влияние: Ахърэт махуэ, сабр (сабырын), Iэмал, Iисраф, «тобэ ярэби», жэнэт, жыхьэнэмэ, ниет (кстати, «шариат перед Богом большее значение придает намерениям, потом делам». А как в доисламских адыгских представлениях?), ущие (уасыя?), уаз, мурад, Iэдэб (по-арабски, в мусульманском контексте – культурность), хъер (хъайр), сэбэп (то ли от «сабаб» – причина, то ли от «сауаб» – псапэ, но псапэ не заменило), фейдэ, факъырэ, хафыз (в мусульманских странах слепые часто Коран знают наизусть, отсюда «хафиз» - «хранящий»), хьэлэл, гуэныхь - ? (это может быть адыгское слово, но и похоже на арабское «джанах» - грех, но если есть связь, то она может быть древнее), созвучие псапэ и сауаб, совпадение по смыслу, тэмэм, хьэиуан, берычэт (баракя – «благо, содержащееся в»). Харакя – это по-арабски «движение», у адыгов же в форме «хьэрэчэт», видимо, понимается как некое «здоровое развитие». … Мыхьэнэ (ма’ана), акъыл (‘акъль). Хъыбар, таурыхъ. Кстати, категория адыгской этики «хьэтыр» - по-арабски «хъатIыр» означает «понятие, идея, ум, душа»… Еще: Алим КIыщокъуэ в романе «Лъапсэ» пишет что слово нысэ произошло от арабского ниса – «женщины». Интересно, свидетельствуют ли о каких-то мировоззренческих изменениях введение в обиход понятий «зэман» (вместо адыгского «жыл», возможно, поменялась концепция времени в мировосприятии), сыхьэт, дакъикъэ, дуней (вместо адыгского «уа»), насып (если это арабизм, то похоже на «насб», «удел»), почему такое распространение среди кабардинцев получило арабское слово «жэуап» (джауаб) или гъауа – «воздух», тж. Iыхьлы (агъль - «люди»). Интересно также, почему, например, и в литературном арабском языке не то чтобы распространённое слово «инат» (инад) в значении «ерыщ» употребляется рассказчиками народных сказок, фольклора. Это что, из-за какой-то традиции в «образовательных учреждениях» дореволюционной поры?
Кстати, в сочинениях получивших то или иное мусульманское религиозное образование кабардинских просветителей на родном языке (наставлениях и поучениях), конца 19 – начала 20 века («баксанская школа»), арабоязычной лексики с культурно-религиозной нагрузкой больше. Видимо, в массовый обиход она не вошла и потому, что при советской власти не осуществились планы просветителей по массовому образованию народа с нравоучительной составляющей на культурном базисе исламской традиции. Часть арабизмо стала малоупотребительной (хъаIин, Iизан и т.д.).
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 18:42

Это всё по Кабарде. А что насчет Адыгеи? Ситуация в Закубанье при русском правлении до революции была такой же как в Кабарде – в плане сети начальных образовательных религиозных школ, медресе и сохст-?. А насчет языка?
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1