Страница 12 из 13

СообщениеДобавлено: 04 апр 2008, 01:49
ZORA
Б. Бгажноков:

- http://www.djeguako.ru/content/view/108/1/
Благопожелания (Ф1эхъусхэр)
Благопожелания — небольшие по объему речевые формулы, используемые в повседневном общении по тому или иному поводу: рождение ребенка, оказание услуг, покупка, постройка дома, женитьба и т. п. У всех народов мира они производны от заклинаний, молитв, с помощью которых, по понятиям древнего человека, можно было воздействовать на сверхъестественные силы (духов, демонов, богов) и, через их посредство, на внешний мир. Когда Э. Фрэзер писал: «магия — близкая родственница науки» (Фрэзер, 1928, 75), он имел в виду, надо полагать, общность задач, решаемых той и другой, хотя ясно, что магия пыталась решать эти задачи иначе, чем наука.

- http://www.djeguako.ru/content/view/107/1/
Тосты, заклинания, молитвы
Тосты находятся в отношении соподчинения к благопожеланиям, также как и пожелания, они входят в объем понятия хъуэхъу. Но есть между ними и различия. Тосты произносились и произносятся сейчас обычно на празднично-обрядовых трапезах. Объем тостов значительно превышает объем благопожеланий, своеобычна их структура и композиционная схема.

- http://www.djeguako.ru/content/view/106/1/
Табу в коммуникативном поведении адыгов. Социальные функции и типы табу.
Полинезийское слово табу представляют обычно как «категорический запрет на религиозной основе» (Ляликов, Токарев, 1970, 177). Л.Я. Штернберг, ссылаясь на Д. Фрэзера, сообщает, что оно «образовалось из глагола ta(отмечать) и наречия усиления ри, что вместе должно означать «всецело выделенный, отмеченный» (Штернберг, 1936, 186). Он указывает также, что в этом слове, кроме того, уживается противоположное значение — «проклятый», «нечистый», добавим — «ненавистный».

- http://www.djeguako.ru/content/view/89/1/
Табу на имена людей и термины родства.
Запрет на произнесение личных имен достаточно освещен в научной литературе. Об этом писали в разное время Г. Спенсер, Э. Тейлор, Л. Леви-Брюль, Д. Фрэзер, Д. К. Зеленин и др. Причем, все, во всяком случае упомянутые, авторы единодушны в том мнении, что генетически запреты такого рода восходят к представлениям древних людей о непроизвольности языкового знака. «Слово представляется не символом, не субститутом предмета, а свойством, атрибутом этого предмета. Свойство это мыслится, как реальная часть, иногда даже как сущность предмета или существа, лица» (Зеленин, 1935, 51). «Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто же ворует то слово, тот человек ворует все», — читаем мы в «Законах Ману» (1960, 100—101).

- http://www.djeguako.ru/content/view/88/1/
Табу на названия животных, лекарственных средств и болезней.
Судя по высказываниям целого ряда авторов XIX в., у адыгов бытовал долгое время особый охотничий язык — щак1уэбзэ (Потоцкий, стр. 232; Клапрот, стр. 270; Люлье, 1927, 15). Насколько можно судить по тем скудным данным, которыми мы располагаем, — это язык иносказания, в котором метафорическому* обозначению были подвержены вещи и явления, так или иначе связанные с охотой, но, прежде всего, промысловые животные.

- http://www.djeguako.ru/content/view/86/1/
Табу связанные с половозрастной специализацией коммуникативного поведения.
Дифференциация форм выражения одного и того же содержания по половозрастному признаку выступает у всех народов в роли своего рода знаков различия — социального и, отчасти, биологического. Нарушение правил, предусматривающих символику такого типа, издревле считается недопустимым; например, у инков, по свидетельству средневекового историка И. Г. де ла Вега, дифференциация определенной части лексики по признаку пола поддерживалась - «страхом превращения мужчины в женщину, а женщины в мужчину» (Вега, 1974, 215).

- http://www.djeguako.ru/content/view/85/1/
Тематические и контактные табу.
О некоторых запретах тематического плана мы уже знаем из первого раздела книги: запрет на самохвальство, похвалу детей, расспросы гостя и др. Это рыцарские по своему содержанию предписания. Кроме этого, у адыгов имеется еще ряд других тематических запретов. Например, не рекомендуется рассказывать о хорошем сне, видимо, исходя из предположения о том, что злые духи, услышав это, могут наслать порчу, помешать свершению предсказанного. Правда, существует и другое поверье, в соответствии с которым тайну сновидений следует открывать только перед родными, особенно близкими людьми. Это правило, вероятно, тоже относится к категории охранительных, только в данном случае имеется в виду оберегание от дурного глаза.

СообщениеДобавлено: 09 апр 2008, 19:40
Мухьамэд

СообщениеДобавлено: 15 июл 2008, 14:03
ZORA
Снова СЕИВ Конвоя Горская команда Лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона (Кавказского эскадрона).
Данный взвод комплектовался отнюдь не только черкесами, но экипирован был по-черкесски, конкретно по образцу кабардинского аристократического всаднического комплекса, чьей фактически точной калькой являлось обмундирование этих конвойцев:

http://digitalgallery.nypl.org/nypldigi ... l=2&tword=

Конвойцы-горцы:
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Микс:
Изображение Изображение Изображение

Черкес (не конвоец):
Изображение

СообщениеДобавлено: 15 июл 2008, 14:07
ZORA
Мухьамэд писал(а):Для ZORA и др.

http://lib.aldebaran.ru/author/hopkirk_piter/

Спасибо.

СообщениеДобавлено: 27 июл 2008, 01:17
ZORA
TRAVELS in CIRCASSIA, KRIM-TARTARY, etc.
including a steam voyage down the Danube, from Vienna to Constantinople, and round the Black Sea.
By Edmund Spenser, ESQ
Third Edition in two volumes
Vol. II

London:
Henry Colburn, Great Marlborough Street
1839

Эдмонд Спенсер,
Путешествие в Черкесию, Крымскую Татарию и т.д.

включающее прогулку под парами вниз по Дунаю, из Вены в Константинополь и вокруг Черного моря.
Перевод Второго тома Наимы Нефляшевой.
Майкоп
РИПО "Адыгея"
1994

С первого же момента, когда открылись передо мною черкесские долины, вид страны и населения превзошел самое пылкое мое представление. Вместо пустыни населенной дикарями, я нашел непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли не культивированного, огромные стада коз, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве.

СКАЧАТЬ
http://rapidshare.com/files/132657257/_ ... ______.rar
или:
http://narod.ru/disk/1680641000/_______ ... _.rar.html

UPDATE:
В формате doc:
http://rapidshare.com/files/132715535/_ ... __107.html

СообщениеДобавлено: 17 авг 2008, 18:53
ZORA
Е.Н. Студенецкая,
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XIX вв.


Скачать (75267 KB):
Тип файла: Adobe Acrobat Document
Приложение: Adobe Reader 9.0
Download Link:
http://rapidshare.com/files/138006567/stud.pdf.html

СообщениеДобавлено: 22 окт 2008, 10:09
ZORA
СТАРЫЕ ЧЕРКЕССКИЕ САДЫ
Ландшафт и агрикультура Северо-Западного Кавказа в освещении русских источников
1864-1914

Составление, вступительная статья и примечания
С. Х. Хотко
Олма-Пресс, Москва, 2005

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

СообщениеДобавлено: 22 окт 2008, 22:52
ZORA
Конвойцы Горской команды л-гв Кавказско-горского полуэскадрона: оруженосец и офицер

Изображение Изображение Изображение
У оруженосца газыри на куртке, шашка и низкий шлем, у офицера обереговые магические металлические мишени на куртке (патронташ был на перевязи), сабля и высокий шлем, а также т.н. "офицерский черкесский шарф".

Сканы из замечательной книги Дмитрия Клочкова "Отличные храбростью...".

СообщениеДобавлено: 14 ноя 2008, 20:13
AbadzeX
Из книги Теофила Лапинского (описание религиозного обряда адыгов, свидетелем которого он был в 1858г.)

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

СообщениеДобавлено: 06 дек 2008, 08:21
ZORA
Униформа конвойцев 1830-55 гг: Л.-гв. Кавказско-Горский полуэскадрон
37 страниц с подробным иллюстрированным описанием обмундирования и вооружения Собственного Его Императорского Величества Лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона из восхитительной книги Дмитрия Клочкова "Отличные храбростью..."

Ссылки на скачивание здесь:
http://community.livejournal.com/circassia_v/48575.html

СообщениеДобавлено: 04 фев 2009, 17:00
ZORA
Новейшие Географические и Исторические Известия о Кавказе
Собранные и Пополненные Семеном Броневским (1823 г)


Скачать (DjVu; 2 части по 9 мб каждая):

- из библиотеки Ихтика:
1 часть: http://ihtika.net/?qwe=viewfile&filein=360480
2 часть: http://ihtika.net/?qwe=viewfile&filein=360481

- с Онлайндиск:
1 часть: http://www.onlinedisk.ru/file/77950
2 часть: http://www.onlinedisk.ru/file/77951


Прилагаемая карта Максимовича.

СообщениеДобавлено: 24 сен 2009, 17:54
Дзыгум
ZORA привет, спасибо за обилие сведений. И особенно за книги.

Только у меня несколько вопросов
1. Почему в любой реконструкции "Великой Черкесии" можно наблюдать, что часть Абхазии включая Псху, Садзен, Аибгу, Ахчипсы очерчивается в границах этой реконструируемой родины. Вы уж определитесь, либо всю Абхазию надо включайть, либо вообще не включайть А то как-то нелогично:)
2. вытекаетс из первого. Почему указанные общества часто описываются как "абазинские"? Ту опять же либо всех абхазов именовать так, либо только тех, что на северных склонах. Потому как те времена, когда о садзах, псхувцах и т.д. писали Волкова и Лавров лишь на основе источников, закончились. Теперь можно поехать к ним в Турцию, и поинтересоваться кем они себя считают, каково их самосознание и на каком языке/диалекте они говорят.

Ты читал приложение к книге "Садзы" Ш.Инал-Ипа под названием "Расселение абхазов в Турции" В.Чирикба?

СообщениеДобавлено: 25 сен 2009, 03:57
ZORA
Дзыгум писал(а):ZORA привет, спасибо за обилие сведений. И особенно за книги.

Только у меня несколько вопросов
1. Почему в любой реконструкции "Великой Черкесии" можно наблюдать, что часть Абхазии включая Псху, Садзен, Аибгу, Ахчипсы очерчивается в границах этой реконструируемой родины. Вы уж определитесь, либо всю Абхазию надо включайть, либо вообще не включайть А то как-то нелогично:)
2. вытекаетс из первого. Почему указанные общества часто описываются как "абазинские"? Ту опять же либо всех абхазов именовать так, либо только тех, что на северных склонах. Потому как те времена, когда о садзах, псхувцах и т.д. писали Волкова и Лавров лишь на основе источников, закончились. Теперь можно поехать к ним в Турцию, и поинтересоваться кем они себя считают, каково их самосознание и на каком языке/диалекте они говорят.

Ты читал приложение к книге "Садзы" Ш.Инал-Ипа под названием "Расселение абхазов в Турции" В.Чирикба?


Welcome!:D
Ветка уже значительно устарела, во многом она создавалась для того, чтобы свалить в одну кучу то, что тогда было надергано с разных мест - за прошедшие годы объем материала с которым можно было ознакомиться значительно вырос и, следовательно, взгляд на многие вещи поменялся.
По-хорошему, ее надо снести на фиг, и сотворить новую, но, боюсь, времени на это уже больше не будет, в обозримом будущем:D
Так что в настоящем виде она больше служит для того, чтобы возникали вопросы, даже возражения, а не для того, чтобы давать ответы.
Это хорошо, потому что "черкесология", в нынешнем виде, еще слишком незрелая "дисциплина".

По вопросам:
1) "Великая Черкессия" это какая-то современная политическая страшилка.
Назвать историческую провинцию "Черкессия" таким пафосным термином у меня язык не поворачивается - да, крупнейшая страна в Кавказском Междуморье в XV-XVIII вв, в свою очередь состоящая из десятков стран, как античная Греция, но вплоть до XVII в под властью различных самостоятельных ветвей одной династии (Иналидов - в дальнейшем удержали власть только в плоскостных землях).
Некоторые из них были моноэтничны (Абадзехия, к примеру, в XIX в), а некоторые полиэтничны (Кабарда - самый яркий пример).
Но назвать это все хозяйство, даже в эпоху наивысшего территориального расширения в первой половине XVI в, когда кабардинцы дома Джанхотхэ участвовали в "астраханских делах", конкурируя с Крымом и Ногаем, а нижнекабардинский дом Идархэ "рыбу ловил и зверя бил" на Каспии, термином "Великая" язык у меня не поворачивается.

Ни одной до конца "логичной" карты я пока не видел, как и карты нарисованной черкесом (в этой ветке тоже нет карт с черкесским авторством - ни одной), поэтому пока некому у нас "определяться" - мы чистые потребители "импортной картографической продукции" - свою не производим :lol:
С точки зрения политических контуров естественно границы одни, с точки зрения этнолингвистических - другие.
Остается все-таки надеяться, что хоть кто-нибудь когда-нибудь нарисует корректные карты Черкессии разных эпох (правда, кроме как на осетинского автора Цуциева, пока особо не на кого - он безусловный лидер в этих делах).

2) Как Авторы назвали (разводящий руками смайл).

Нет, не читал, буду признателен за линк.

СообщениеДобавлено: 25 сен 2009, 15:03
Дзыгум
И всё же одна карта с черкесской топонимикой черкесского автора здесь присутствует. Там тоже граница по Бзыпу и Бзыбскому хребту проходит, охватывая Псху.
Что касается различий между политическими и этнолингвистическими границами - это совершенно понятно. На каком основании западноабхазские общества отрываются от политических границ Абхазского княжества тоже понятно, непонятно на каком основании они входят в политические контуры Черкесии? Понятно что эти общества имели гораздо более тесные контакты с убыхами и черкесами, чем другие абхазы, но тем не менее они имели не меньшие контакты и с самим Абхазским княжеством. Некоторые даже признавали номинальную власть Чачба, как садзское общество Цандрыпш.

Изображение

Кинь мне в личку своё мыло, у меня ещё кое-что имеется. Ты сталкивался с этой работой?

Изображение

СообщениеДобавлено: 25 сен 2009, 15:36
ZORA
Дзыгум писал(а):И всё же одна карта с черкесской топонимикой черкесского автора здесь присутствует.

Я и забыл про нее :lol:
Она запощена именно из-за топонимики и является пока уникальной (другой подобной не видел), но не идеальной, естественно (кстати, вся топонимика там на каком-то западном диалекте).

По поводу политических контуров, имхо, в голову приходит только один принцип: все что на Западном Кавказе воевало с Россией включено в "Черкессию", а все что входило в Абхазское владетельное княжество - исключено (включая и Дал с Цебельдой).
Другой логики в таком членении не видно.

С такой нет.

PS
Кстати, вопрос по карте Абхазии выше:
- Почему ашхарцы "разложены", а тапантовцы просто проходят, как "абазины" и все?