Камень-Гром

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Камень-Гром

Сообщение Analogopotom » 18 июн 2007, 13:09

Г. И. Иванов

Камень-Гром

Этьен Фальконе, прибывший в Санкт-Петербург 15 октября 1766 г., был готов приступить к разработке задуманного им монумента Петру Великому — будущего знаменитого Медного всадника. Проект был обусловлен контрактом с русским правительством, а лепные эскизы, одобренные Екатериной II, полностью определяли композицию памятника: царственный всадник, взлетевший на скалу — символическую «дикую гору» — и жестом правой руки утвердивший могущество новой России.
Однако подходящих для сооружения постамента каменных глыб на примете не было. Организацией поиска ведала Канцелярия от строений, которой руководил Иван Иванович Бецкой. После ряда неудачных поисковых экспедиций И. И. Бецкой через «Санкт-Петербургские ведомости» обратился к желающим Принять участие в поисках камня с предложением явиться в Канцелярию от строений [1]. Но это не принесло желаемого результата, и И. И. Бецкой доложил в Сенат, что столь огромную и сложную «„дикую гору"... сыскать невозможно» и необходимы какие-то новые предложения Фальконе, облегчающие поиски материала.
Неожиданно для всех, особенно для Бецкого и Фальконе, в Канцелярию явился известный добытчик камня, казенный крестьянин Семен Вишняков, и сообщил, что знает у деревни Лахты, на мызе графа Брюсова нужный для «горы» камень; зовется он «Камнем-Громом», потому что один угол у него отшиблен громовым ударом, а сам он такой «тягостный», что вынуть его из земли невозможно (рис. 1). Известно по документам, что Вишняков получил за это открытие 100 рублей и, судя по отчетным записям Канцелярии от строений, передал сведения о камне графу де Ласкари, который тут же обследовал камень на месте и 10 сентября 1768 г. донес И. И. Бецкому о его местонахождении и возможном способе доставки в Петербург: «везти оной надлежит сухим путем около шести верст до деревни Лахты, а оттуда на судно до означенного места» [2].

Изображение

Рис. 1. Камень-Гром в лесу (рис. Подбельского с гравюры Шлея)

В первые же дни после открытия Камня-Грома Фальконе осмотрел камень на месте и убедился в его превосходных качествах. Возникла необходимость произвести его полное обследование, определить объем и рисунок, собрать технические данные. В одном из дел Канцелярии от строений сохранилась черновая копия первых сведений о Камне-Громе.
В ней сообщается: «В то время, когда был найден, имел 27 футов (8,23 м) вышины, а 44 (13,41 м) величины, при обделании оного сходственно с моделью сбавлено нарочито величина оного и теперь составляет в себе 38 футов (11,58 м) длины, а 21 (6,41 м) вышины и столь же широты. А весом около 3 000 000 фунтов (коло 1200 т)...» [2].
По размеру и весу камень оказался настолько крупным и неудобным в обращении, что вызвал у многих, причастных к строительству монумента, весьма основательные сомнения в возможности его дальней транспортировки и использования в качестве цельной «дикой горы». «Взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас...»,— так писал о камне в своей книге современник этих событий Иван Бакмейстер [3].
Однако идея цельной и неподдельной горы так захватила создателей монумента, что иного решения уже и не мыслилось. Фальконе, едва поверив своей удаче, не скрывал восторга: «...я считал, что это основание будет сложено из хорошо обтесанных камней; модели, приготовленные мною для формы обрезки отдельных камней, достаточно долго оставались в моей мастерской, чтобы доказать, что идея оного камня была далека от моих мыслей. Но мне ее предложили, я восхитился ею и сказал: Привезите, основание будет только прочнее...» [4].

Изображение

Рис. 2. Работы по извлечению Камня из земли (рис. Подбельского с гравюры Шлея)

Организация первых работ по стесыванию камня не представляла для Фальконе особых сложностей (рис. 2). Отрытый из земли, он был начерно «привязан» им к монументу: определились верх, низ и «голова» монолита. Камень, оказавшийся в лежачем положении, должен был прежде всего быть поставлен «на ноги» (перевернут на «исподнюю грань»), сориентирован в пространстве и подготовлен к сложным операциям по транспортировке.
На это и были направлены первые усилия скульптора Фальконе и начальника всех лахтинских работ капитана де Ласкари. Но вопрос о способе доставки камня в Петербург оставался нерешенным.
Вновь, как в истории поиска камня, понадобился простой мудрец из народа: по преданию им оказался слесарь Фюгнер, предложивший тому же капитану де Ласкари идею «шаровой машины», проверенную на небольшой модели. Камень чисто стесанной поверхностью «низа» ставился на мощную опорную раму («сани»), выполненную из двух составных деревянных брусьев сечением 40X45 см. В нижней части брусьев, жестко скрепленных тяжами и распорами в цельную раму, врезаны были литые медные опрокинутые вниз желоба. Этим брусьям отвечали направляющие рельсовые брусья с такими же желобами, укладываемые на безупречно подготовленное полотно зимней дороги (рис. 3) [3].

Изображение

Рис. З. Транспортировка Камня с помощью воротов и блоков

Опорная рама — «сани», загруженная камнем, укладывалась на бронзовые шары (по 15 штук с каждой стороны), помещенные в нижних желобах рельсовых брусьев, и усилиями мужиков и солдат с помощью воротов и блоков приводилась в движение. В различных ситуациях устанавливалось разное количество воротов (от двух до четырех), при подъемах пути они ставились впереди движения, а при спусках — сзади. В среднем на каждом вороте работало 30—36 человек. Для устранения неравномерности перекатывания по желобам шаров с каждой стороны опорной рамы подвязывалось по семь санок-волокуш, на которых определялись наблюдатели за шарами.
На тех же принципах при переводах движения камня «на другой прошпект», когда требовалось изменить направление движения, камень поднимался 12 большими винтами (домкратами) над землей, опорная рама и рельсовые брусья с шарами удалялись, а вместо них по центру камня ставился двойной поворотный круг (точный прообраз крупного подшипника размером 3,6 м в диаметре). С помощью тех же воротов камень ставился в новую позицию, освобождался от поворотного круга и, оснащенный деталями «шаровой машины», продолжал движение (рис. 4).

Изображение

Рис. 4. Поворот камня в пути (по материалам Карбури)

Работе с «шаровой машиной» предшествовал ряд других работ. Нужно было разведать подходящий путь движения камня в сильно заболоченном лесу, наметить и определить прокладку полотна дороги, прорубить и раскорчевать просеку шириной до 20 м, разработать способы преодоления всех встречающихся на пути препятствий, построить мосты, укрепить слабые участки дороги, возвести на взморье каменно-свайный пирс длиной 850 м и шириной 17 м, построить свайную пристань и расчистить от камня причальную акваторию залива.
Ответственным и сложным был первый этап работы: переворот камня на «исподнюю» грань и его установка на «сани». Как было установлено, камень представлял собой лежащий на боку плоский, слегка усеченный параллелепипед с отколотым молнией углом, но не отторгнутый от скалы, а лишь отделенный от нее трещинами. Поэтому подготовка его под пьедестал потребовала предварительной его обработки на месте. Прежде всего, для удобства обращения необходимо было перевернуть камень на нижнюю по отношению к пьедесталу грань, которую следовало обрубить, сняв с нее излишки бугристой поверхности. Как говорят документальные записи, это вмешательство Фальконе в объем камня сильно обеднило его громаду, лишив шести кубических саженей. Это взволновало императрицу Екатерину, мечтавшую удивить Европу грандиозной передвижкой по воде и суше каменного исполина, и она приказала прекратить дальнейшие работы с камнем хотя бы до водворения его в амбар на Исаакиевской площади.

Изображение

Рис. 5. Применение механизмов в работе с Камнем (по материалам Карбури)

12 марта 1769 г. камень был опрокинут на свайную обрешетку и уложен с помощью больших винтов (домкратов) на опорную раму. Суть этих сложных работ и применяемых при них очень простых и древних средств механики показана на рис. 5. Однако после укладки на «сани» камень был сдвинут с помощью «машины» всего лишь на полсажени: грунт оказался слабым, и ходовые брусья, едва приняв на себя тяжесть камня, просели. Движение остановилось. Только зимой того же года, в ноябрьские морозы, после восстановления грунта пути, камень «был везен до слюза 23 сажени [49 м]» и далее 24 декабря «привезен слюзами 48 саженей [ок. 103 м]...» (слюзом назывался наклонный скат из ямы, по которому с помощью воротов тащили камень).
С 9 по 16 января 1770 г. камень был вывезен на поверхность земли с отметкой 2 сажени и 2,5 аршина (6,3 м) от его начального положения и «протащен еще 133 сажени (284,5 м) до ровного места», откуда он, меняя на поворотах свои «прошпекты», привезен был 21 марта на взморье и после 6 верст пути «ставлен: на пристань» [3].
Через пять месяцев ожидания хорошей погоды и прибытия: к месту стоянки камня специально построенной баржи («прамтеребень») 28 августа камень был погружен на судно и в сопровождении шарнирно скрепленных с баржей двух ластовых парусных судов, пройдя по воде около 12 верст, отвезен к Исаакиевской (Сенатской) площади. 26 сентября он был сгружен на пристани у Сената и 11 октября помещен в рабочий амбар Фальконе для его окончательного окола под пьедестал монумента Петру I.


Литература
1. Санкт-Петербургские ведомости, 1768, 8, 18 июля.
2. ЦГИА, ф. 467, оп. 73/187, № 101.
3. Бакмейстер И. Г. Историческое известие о изваянном изображении Петра: Великого. СПб., 1786.
4. Из письма Фальконе герцогу Д. Эгильену в Париж, 27 августа 1769 г: Сообщ. барона Н. К. Богушевского.— Рус. старина, 1874, т. 9.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение tmt » 18 июн 2007, 13:32

Итак примерно сколько времени потребовалось, что бы привести камень к месту назначения?? - после эту цифру умножите на 2 600 000 - это количество 2-х тонны блоков пирамиды Хуфу и вы получите примерную дату транспортировки блоков (не строительства а транспортировки) - сколько же?
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение b-graf » 18 июн 2007, 17:30

Хмм... :-) Надо было в Петербурге из таких камешков пирамиду сложить. Всего ничего потребовалось бы - 1-2 тыс. штук. Украсить сфинксами, вывезенными из Египта... Зря тогда таджиков не было: вручную ФБС-ки (до 24.6.6) кладут. Тут у соседа, оказалось, перекрытие над террасой было бракованное - слава богу заметили, сняли (тоже вручную), заменили на деревянное.
b-graf
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 10 апр 2007, 19:11

Сообщение stalin » 18 июн 2007, 21:40

Очень подробно и с бОльшим количеством иллюстраций весь процесс описан в книге А.Л.Кагановича "Медный всадник. История создания монумента" (2-е изд. - Л. Искусство, 1982 ). Странно, что Г.И.Иванов не указывает это издание в списке литературы...

Не указан также основной источник по данному вопросу - книга доверенного лица Бецкого для связей с Фальконе и одного из организаторов работ - капитана Ласкари (Карбури) с великолепными гравюрами, изданная в Париже в 1777г.

Следует добавить, что 2 куска Гром-камня, отделение которых еще на месте (в Лахте) так взволновало Екатерину, не пропали - из них изготовлена передняя и задняя нижние части пьедестала (таким образом его длина увеличилась примерно на 1/3, чем была приведена в соответствие с размерами скульптуры, и была усилена выразительность "дикой" скалы). На гравюре из книги Ласкари и гуаши Бларамбега хорошо видны перевозимые вместе все 3 части (причем каждая уже вчерне обтесана до нужной формы)

Не совсем верно изложена предыстория находки и перевозки Гром-камня - подходящие для сооружения монумента глыбы "на примете" были. Пьедестал должены были составить не менее 6-ти камней, все они были найдены (на нарвской дороге, на побережье Финского залива, около Гатчины и Ораниенбаума) - наиболее крупный на северной стороне Кронштадта - и вовсю шла подготовка к их перевозке, когда в Академию художеств заявился Вишняков...
Аватара пользователя
stalin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:46
Откуда: UA

Сообщение lex7 » 19 июн 2007, 01:06

tmt писал(а):Итак примерно сколько времени потребовалось, что бы привести камень к месту назначения?? - после эту цифру умножите на 2 600 000 - это количество 2-х тонны блоков пирамиды Хуфу и вы получите примерную дату транспортировки блоков (не строительства а транспортировки) - сколько же?

Не напрягайтесь... Зачем тратить время на попытку доказать что пирамиду (-ды) построил кто-то другой? Проще поверить в небылицы о великом строительном гении Древнего Египта (как звучит?...) В воображении "историков" что один камень в 1200тонн в 18м веке на пару десятков километров перетащить, что семь миллионов тонн камней набросать в каменные горы - всё едино.
"Нэ так всо это было. Савсэм нэ так"...
Отзыв товарища Сталина по поводу фильма "Незабываемый 1919"
Аватара пользователя
lex7
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2368
Зарегистрирован: 09 янв 2005, 00:45
Откуда: Cyprus, Limassol

Сообщение Lusor » 21 июн 2007, 00:51

tmt писал(а):Итак примерно сколько времени потребовалось, что бы привести камень к месту назначения?? - после эту цифру умножите на 2 600 000 - это количество 2-х тонны блоков пирамиды Хуфу и вы получите примерную дату транспортировки блоков (не строительства а транспортировки) - сколько же?


Тамуна, а Вы видели ссылку на неблагоприятные погодные условия? Или Вы полагаете, что наличие северных болот существенно облегчает задачу по перетаскиванию камней?
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение lex7 » 21 июн 2007, 09:00

Существенно облегчает работы ЗАМЕРЗАНИЕ болот. Песок в пустыне вокруг обьектов есть самое неблагоприятное погодное условие, которое можно обойти только с современными технологиями, если конечно учитывать вес и количество камня.
Надо строить как минимум дорогу с твёрдым покрытием. Но если таких дорого не найдено "значит" тащили руками и "гением древних строителей" (взято в кавычки как патентованное имя нового закона физики допускающего изменение физических свойств природных материалов в любую сторону по желанию историков). Если следовать этой псевдо-логике, то на примере гром-камня можно легко доказать, что в любой древности можно было построить что угодно из камней любого размера и вида. Один камень 1200 тонн два года тащили - следует "железный" вывод - так же можно и 75000000 тонн за лет сто-двести туда сюда перетащить. Логика непробиваемая, что спорить...
"Нэ так всо это было. Савсэм нэ так"...
Отзыв товарища Сталина по поводу фильма "Незабываемый 1919"
Аватара пользователя
lex7
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2368
Зарегистрирован: 09 янв 2005, 00:45
Откуда: Cyprus, Limassol

Сообщение Halgar Fenrirsson » 21 июн 2007, 10:09

Да ведь все найдено - и каменоломни, и дороги, и насыпи у недостроенных пирамид... Или Великий Гуру Хэнкок сказал, что это все тоже фальшивки 19-го века?
Аватара пользователя
Halgar Fenrirsson
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 02 май 2007, 13:53
Откуда: Ростов-на-Дону

Сообщение lex7 » 21 июн 2007, 10:38

Halgar Fenrirsson писал(а):Да ведь все найдено - и каменоломни, и дороги, и насыпи у недостроенных пирамид... Или Великий Гуру Хэнкок сказал, что это все тоже фальшивки 19-го века?

Не думаю, что фальшивки. Ведь во всём-то Египте этих пирамид около ста штук. У некоторых их них найдены остатки пандусов, но это были пирамиды действительно построенные в Древнем царстве по шпаргалке комплекса "Гиза-Саккара-АбуРоаш-Мейдум". Для них то ведь нешуточные усилия тоже были нужны, хоть они и ниже и построены из битого камня или кирпичей-адобов. Плюс мастабы, плюс храмы. Каменоломни работали ведь не только для Великой пирамиды. Надо просто не валить всё в кучу а разделить действительные достижения страны фараонов и более древние и технологически отличные постройки.
"Нэ так всо это было. Савсэм нэ так"...
Отзыв товарища Сталина по поводу фильма "Незабываемый 1919"
Аватара пользователя
lex7
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2368
Зарегистрирован: 09 янв 2005, 00:45
Откуда: Cyprus, Limassol

Сообщение tmt » 21 июн 2007, 10:47

Lusor писал(а):
tmt писал(а):Итак примерно сколько времени потребовалось, что бы привести камень к месту назначения?? - после эту цифру умножите на 2 600 000 - это количество 2-х тонны блоков пирамиды Хуфу и вы получите примерную дату транспортировки блоков (не строительства а транспортировки) - сколько же?


Тамуна, а Вы видели ссылку на неблагоприятные погодные условия? Или Вы полагаете, что наличие северных болот существенно облегчает задачу по перетаскиванию камней?

зато в пустине другие проблеммы.
Этот эксперимент показал, насколько всё труднее ,чем кажется в кабинетах учёных.

Да ведь все найдено - и каменоломни, и дороги, и насыпи у недостроенных пирамид... Или Великий Гуру Хэнкок сказал, что это все тоже фальшивки 19-го века?

Не знаю читали ли вы предыдущие темы но если посчитать, то 30 лет дважды не хватит для того, что бы построить две огромные пирамиды в такой краткий срок, как правительство двух фараонов - мы подсчитали если хотите повторю.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 21 июн 2007, 11:47

Лусор, я лично не говорю, что пирамиды строили не египтяне, а вот то , что срок строительства явно занижен, кажется правдоподобным. Или у египтян были намного более развитые технологии, чем принято считать. Нельзя же безоговорочно принимать сообщения Геродота и верить даже очень древним надписям.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение b-graf » 21 июн 2007, 12:44

lex7 писал(а): так же можно и 75000000 тонн за лет сто-двести туда сюда перетащить.


Таджики и китайцы каждый год укладывают :-) (ФБС указанного размера - как раз 2 тонны :-)). Возят, конечно, автомобилями - но на большее расстояние (как камень-гром - его машиной тоже не перевезешь, но ведь перевезли :-)). Пирамиды в XIX в. чуть на камни для строительства не разобрали (отказались, т.к. из каменоломен дешевле), а "пирамида Насера" (новая Асуанская плотина) в несколько раз больше всех древних пирамид вместе взятых, и тоже построена с большой долей ручного труда... Да и внутри пирамид камень мусорный совершенно, в зазоры клались камешки размером в футбольный мяч (это в известной дырке, проделанной порохом, видно - любой науч-поп. фильм достаточно посмотреть).

Впрочем, египтянам было труднее: они не могли украсть металлический швеллер или трубы на соседней стройке :-)
b-graf
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 10 апр 2007, 19:11

Сообщение Lusor » 21 июн 2007, 19:31

Существенно облегчает работы ЗАМЕРЗАНИЕ болот.


... и появление сугробов.

Этот эксперимент показал, насколько всё труднее ,чем кажется в кабинетах учёных.


Уж скорее - намного легче, чем хочется любителям-контактерам 8)

Лусор, я лично не говорю, что пирамиды строили не египтяне, а вот то , что срок строительства явно занижен, кажется правдоподобным. Или у египтян были намного более развитые технологии, чем принято считать. Нельзя же безоговорочно принимать сообщения Геродота и верить даже очень древним надписям.


Дмитрий, да что Вы, люди, которые ссылаются на Геродота как на надежный источник по истории Египта вне рамок Саисской династии, просто не в теме. 8) Геродоту особенно никто не верит со времен книги Арчибальда Сэйса. А относительно надписей разговор особый. Насколько я понимаю (Халгар в случае чего исправит), в документах отражена постройка пирамид, а вот достройка не отображена. Ну или тогда еще можно предположить, что пирамиду Микерина достраивали в Первый переходный период, что странно. :roll:
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение tmt » 21 июн 2007, 23:34

Уж скорее - намного легче, чем хочется любителям-контактерам

Ладно - тогда обьясните каким образом египтяне клали 2 тонные блоки по 360 штук в день, если русские еле еле перетащили один блок весом 1,2 тонн в течении месяцев?
Простая задачка, несложная, не так ли?
:wink:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Lusor » 21 июн 2007, 23:41

Тамуна - не 1,2 т., а 1200 т.! 8) Для небольшого отряда, не превышавшего полутора сотен человек в неблагоприятных северных условиях - вполне неплохо. 8)
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1