Вопросъ о рапаитах
Добавлено: 24 янв 2009, 11:52
Перепечатываю из своего ЖЖ.
Наткнулся на интересную, местами забавную (особенно, гдѣ авторъ дѣлаетъ расчеты), но очень спорную статью.
Есть-ли въ ней хоть доля правды?
6. Рефаимы (рапаиты)
В Ветхом Завете упоминаются предания о неком древнейшем народе (Быт. 15.20), когда-то жившем на земле Ханаана,- рефаимах (рапаитах),- "народе великом, многочисленном и высоком", людях огромной физической силы. В апокрифических сказаниях (Книга Еноха. 7.2-3) рефаимы отождествлены с исполинами, "рождёнными смертными женщинами от падших ангелов",- "нефилим", сынами "Анаки" (Неба-Ан и Земли-Ки, шум.). Народ этот, якобы, был покорён и истреблён потомками Лота (Втор.2.9-21) моавитянами (которыми рефаимы были названы как "эмим") и аммонитянами (как "замзумим"). Последний из царей-рапаитов (Втор.3.11-13), Ог Васанский, правитель Васана, Астарота и Едрея (в его царство входила также и гора Галаад с городами), был "поражён и изгнан" самим Моисеем (И.Нав. 13.12). Согласно Книге Баруха (3.26-8), рефаимы погибли "от неразумия своего", перебив друг друга. Танах также сообщает, что легендарные великаны "рефаим" имели потомков среди ассимилировавшихся филистимлян ещё и во времена царя Давида (Голиаф, Иесвий, Сафут).
Немногочисленные ханаанейские фрагменты текстов, повествующие о "рефаим", ивр. ("rp'um", угар., "rp'm", фин.) - "рапаит" (точнее, "рапаум, рафаум", угар.,- т.к. слово "рапа-ит" стоит в форме множ. числа жен. рода (термин "рапаит" традиционно общепринят)), сохранились (64.;69.) в виде мифопоэтических преданий. Однако в табличках отсутствуют указания на запись текста жрецом Илимилку, но, согласно исследований, поэма (фрагменты) о рапаитах, миф "Вол- шебный лук" и "Сказание о Карату" записаны в одно и тоже время (106.с384).
В одном из священных обрядовых текстов говорится, что рапаиты (рапеум, рефаум), вместе с народным собранием, участвовали в неком ритуальном жертвоприношении, причём, настолько важном, что к участию в нём призывались и "рапаиты прежние", умершие (т.е. считалось, что их тени, души, появлялись на земле по собственной инициативе). Рапаиты принимали участие вместе с богами и в каких-то сакральных работах, а также в совместных трапезах в доме верховного бога Илу.
Весьма информативен образ одного из персонажей мифа "Волшебный лук" (69.с94)- "мужа исполинского" Данниилу, по сообщению Книги Иезекииля (14. 14,20; 28.3), древнего праведника и мудреца (евреи относились к рефаимам с поч- тением). Данниилу, "муж рапаитский", представлен в поэме, как ханаанейский царь (и верховный жрец) города-государства Харнам, в частности, зафиксированного египетскими документами (106.с378) второй половины II тыс. до н.э. (видимо, в протоханаанейские времена светская и духовная власть в Ханаане ещё не были разделены (как и в древнем Шумере)). Данниилу общается с богами (видит, говорит и угощает - в его доме богини Хусарот пировали семь дней). Он пра- вомочен обращаться к богам и с личными просьбами. Так, он взывает к навести- вшему его "своему покровителю" Балу с мольбой о даровании ему сына. Тот, по- могавший рапаитам (Данниилу и Пагату) во всём, не отказывает своему верному служителю в исполнении его заветного желания и ходатайствует перед Илу, а затем возвращается в дом Данниилу с благой вестью (Карату же, жрец бога Илу, обращается с просьбами непосредственно к своему Владыке, но ответы получает в сновидении). После того, как богатырь Акхат, сын царя-жреца, достиг четырнадцатилетия и стал мужчиной (у евреев в тринадцать лет), Данниилу попросил бога Хусара, "друга и товарища" Балу, изготовить лук для сына. Создав лук, бог-демиург сам же его и приносит в дом Данниилу. А когда Акхат погиб по воле богини-охотницы Анат (из-за Волшебного лука (зависть Анат),- мифопоэтическая причина, выдвинутая (сочинённая) явно в более поздние, ханаанейские, времена), отец, не без участия Балу, собрал его останки и "по старинному обряду... предал земле в склепе богов". Очевидно, что Данниилу хоронит сына в фамильном склепе царей Харнама, а то, что это - "склеп богов" невоскресающих подтверждают и сам юноша, говоря: "Ни один человек бессмертия не обретёт"; и Ветхий Завет (Ис.26.14): "Умёршие не оживут; (и даже) рефаимы не встанут". Однако живой рапаит (Данниилу) может "отправиться в загробный мир к божественным предкам рапаитам" и там говорить с ними, а затем возвратиться (106.с132). Душам рапаитов,- "привилегированным мёртвым", как преданным слугам богини Неба, дозволялось (50.с270) иногда находиться и в вышнем мире, в небесах, в "собрании богов", вместе с другими богами принимать участие в божественном пире в доме Илу.
Наткнулся на интересную, местами забавную (особенно, гдѣ авторъ дѣлаетъ расчеты), но очень спорную статью.
Есть-ли въ ней хоть доля правды?
6. Рефаимы (рапаиты)
В Ветхом Завете упоминаются предания о неком древнейшем народе (Быт. 15.20), когда-то жившем на земле Ханаана,- рефаимах (рапаитах),- "народе великом, многочисленном и высоком", людях огромной физической силы. В апокрифических сказаниях (Книга Еноха. 7.2-3) рефаимы отождествлены с исполинами, "рождёнными смертными женщинами от падших ангелов",- "нефилим", сынами "Анаки" (Неба-Ан и Земли-Ки, шум.). Народ этот, якобы, был покорён и истреблён потомками Лота (Втор.2.9-21) моавитянами (которыми рефаимы были названы как "эмим") и аммонитянами (как "замзумим"). Последний из царей-рапаитов (Втор.3.11-13), Ог Васанский, правитель Васана, Астарота и Едрея (в его царство входила также и гора Галаад с городами), был "поражён и изгнан" самим Моисеем (И.Нав. 13.12). Согласно Книге Баруха (3.26-8), рефаимы погибли "от неразумия своего", перебив друг друга. Танах также сообщает, что легендарные великаны "рефаим" имели потомков среди ассимилировавшихся филистимлян ещё и во времена царя Давида (Голиаф, Иесвий, Сафут).
Немногочисленные ханаанейские фрагменты текстов, повествующие о "рефаим", ивр. ("rp'um", угар., "rp'm", фин.) - "рапаит" (точнее, "рапаум, рафаум", угар.,- т.к. слово "рапа-ит" стоит в форме множ. числа жен. рода (термин "рапаит" традиционно общепринят)), сохранились (64.;69.) в виде мифопоэтических преданий. Однако в табличках отсутствуют указания на запись текста жрецом Илимилку, но, согласно исследований, поэма (фрагменты) о рапаитах, миф "Вол- шебный лук" и "Сказание о Карату" записаны в одно и тоже время (106.с384).
В одном из священных обрядовых текстов говорится, что рапаиты (рапеум, рефаум), вместе с народным собранием, участвовали в неком ритуальном жертвоприношении, причём, настолько важном, что к участию в нём призывались и "рапаиты прежние", умершие (т.е. считалось, что их тени, души, появлялись на земле по собственной инициативе). Рапаиты принимали участие вместе с богами и в каких-то сакральных работах, а также в совместных трапезах в доме верховного бога Илу.
Весьма информативен образ одного из персонажей мифа "Волшебный лук" (69.с94)- "мужа исполинского" Данниилу, по сообщению Книги Иезекииля (14. 14,20; 28.3), древнего праведника и мудреца (евреи относились к рефаимам с поч- тением). Данниилу, "муж рапаитский", представлен в поэме, как ханаанейский царь (и верховный жрец) города-государства Харнам, в частности, зафиксированного египетскими документами (106.с378) второй половины II тыс. до н.э. (видимо, в протоханаанейские времена светская и духовная власть в Ханаане ещё не были разделены (как и в древнем Шумере)). Данниилу общается с богами (видит, говорит и угощает - в его доме богини Хусарот пировали семь дней). Он пра- вомочен обращаться к богам и с личными просьбами. Так, он взывает к навести- вшему его "своему покровителю" Балу с мольбой о даровании ему сына. Тот, по- могавший рапаитам (Данниилу и Пагату) во всём, не отказывает своему верному служителю в исполнении его заветного желания и ходатайствует перед Илу, а затем возвращается в дом Данниилу с благой вестью (Карату же, жрец бога Илу, обращается с просьбами непосредственно к своему Владыке, но ответы получает в сновидении). После того, как богатырь Акхат, сын царя-жреца, достиг четырнадцатилетия и стал мужчиной (у евреев в тринадцать лет), Данниилу попросил бога Хусара, "друга и товарища" Балу, изготовить лук для сына. Создав лук, бог-демиург сам же его и приносит в дом Данниилу. А когда Акхат погиб по воле богини-охотницы Анат (из-за Волшебного лука (зависть Анат),- мифопоэтическая причина, выдвинутая (сочинённая) явно в более поздние, ханаанейские, времена), отец, не без участия Балу, собрал его останки и "по старинному обряду... предал земле в склепе богов". Очевидно, что Данниилу хоронит сына в фамильном склепе царей Харнама, а то, что это - "склеп богов" невоскресающих подтверждают и сам юноша, говоря: "Ни один человек бессмертия не обретёт"; и Ветхий Завет (Ис.26.14): "Умёршие не оживут; (и даже) рефаимы не встанут". Однако живой рапаит (Данниилу) может "отправиться в загробный мир к божественным предкам рапаитам" и там говорить с ними, а затем возвратиться (106.с132). Душам рапаитов,- "привилегированным мёртвым", как преданным слугам богини Неба, дозволялось (50.с270) иногда находиться и в вышнем мире, в небесах, в "собрании богов", вместе с другими богами принимать участие в божественном пире в доме Илу.