Ilik писал(а):Кроме князей были ещё и простые воины. Богословская этих полуголых воинов тоже называет сирийцами. Они у неё представлены в прорисовках в таблице III в конце книги под номерами 7 и 8. Те самые воины, с кожаной обивки колесницы Тутмоса IV.
Полуголых воинов в колесницах не изображают они вообще к предмету нашего разговора отношения не имеют, я незнаю что вы так зацепились за то что они "сирийцы" (но не хурриты)?
Ilik писал(а):Вы правильно сделали, что оговорились на всякий случай: "Видимо потому... вероятнее всего...", потому что опять ошиблись. Она об этом пишет, так как на египетских рельефах это есть:
Оговорки я оставил, потому как не дочитал работу Богословской, а на память могу что-то и упустить...
Ilik писал(а):Хочу обратить ваше внимание на такие детали внешнего вида ханаанеев как пышные густые волосы, окладистые бороды и налобные ленты, о чём пишет автор. Всё это хорошо видно на цветном изображении ларца, которое приводила уважаемая Analogopotom на предыдущей странице.
Нет это я хочу обратить ваше внимание что в приведённом вами отрывке одежда ханаанеев описана совершенно иначе:
Одежда аналогична костюму жителей Сирии: несшитое одеяние, обернутое вокруг тела, наплечная накидка, пояс с узлом-петлей.
То что она аналогична одеянию некоторых представителей Сирии, вопрос третий в данном случае, тут важно то, что это вовсе никакая не "хурритская рубаха", воинов в которой мы видим на ларце. А броды и пышная шевелюра есть и на спутниках князя Кадеша облачённых как и он в хурритские рубахи на изображениях в гробнице Менхеперрасенба (о которой Богословская подробно пишет).
Повторюсь еще раз.
Не надо повторяться и использовать свидетельства стелы содержание надписей в котрой лишь бегло касается азиатского вопроса.
О событиях происходившив в Сирии в XIV веке до н.э. нам довольно неплохо известно благодаря сохранившемуся Амарнскому архиву сведения из которого дополняются данными из анналов хеттских царей.
Довольно полную реконструкцию этих событий даёт в своей работе Тревор Брайс ( "The Kingdom of Hittites" 2005). Позволю себе кратко пересказать содержание нескольких страниц (с.173-178 "The Kingdom of Hittites", 2005):
В последние годы царствования Эхнатона мы видим в Сирии следующую картину бывшие данники Митанни и Египта повально переходят под сюзеренитет хеттского царя Суппилулиумы. Первым это делает Никммаду царь Угарита, который пользовался у Суппилулиумы особым доверием и хеттский царь передал под власть правителя Угарита часть сирийских городов в том числе и царство Мукиш (со столицей Алалах). Затем фактически на сторону хеттов (хотя формально этого не признавал) встал Азиру царь Аммуру, за что был вызван на ковер к Эхнатону и провёл в вынужденном заключении несколько лет. Но это ничего не изменило, вскоре на стороне хеттов оказался и Кадеш, новый правитель которого Айтакама заключил с Суппилулиумой союзный договор, кроме того хетты оккупировали стратегически важную область Нухасси (с центром Укулзат) и зняли один из ключевых городов Сирии, Алеппо куда Суппилулиума назначил своим вице-царём сына Телипину, оттуда тот отправляет своего полководца в Лупакки в долину Амка и там занимает несколько городов которые принадлежали ранее Аммуру, правители этих городков родственники Азиру брат Баалуя и сын Бетили, пишут письмо Эхнатону с просьбой как можно скорее прислать Азиру на выручку с войском.
По заключению Брайса у Эхнатона небыло особого выбора оставь он Азиру в плену всё равно Аммуру было бы для него потеряно, а отправив его обратно и взяв с Азиру клятву верности он получал шанс, что тот её не нарушит и сохранит Аммуру в составе сферы египетского влияния. Азиру чётко чувствовал политическую ситуацию и естественно в его планы не входило сложить голову за чуждые ему египетские интересы. Он практиечски сразу вступает в союз с Айтакомой из Кадеша, который незадолго до этого был объявлен врагом Египта вместе они делят территорию царства Катна которое ещё продолжает сохранять верность Египту, правитель Катны - Акиззи отчаянно пытается взывать о помощи фараона, но Египту не до того примерно в это время умирает Эхнатон. Суппилулиума в это же время отвлекается от сирийских дел очередным нападением касков в на анатолийские города. Ограниченные военные действия в Сирии продолжает вести только его сын Телипину и инициатива на время переходит в руки митаннийцев, которые пытаются вернуть стратегически важные предместья Кархемиша (последнего оплота Митанни в Сирии) - Муримуригу и Арцаю. Мурмуригу митаннийцам удаётся даже осадить, но безуспешно
Вот он наиболее удобный момент для вмешательства в сирийские дела египтян!
И египтяне момент не упускают, как раз по всей вероятности тогда и состоялся поход Тутанхамона и не куда-нибудь, а на Кадеш. О цели назначения похода мы узнаём из письма Суппилулиумы египетскому посланнику Хани:
"Я сам был [...] дружественен, но вы, вы вдруг сделали мне зло. Вы пришли и напали на человека Кадеша, которого я забрал от царя земли Хурри. Когда я услышал это, я рассердился, и я послал свои войска и колесницы. И пришли и напали на вашу землю Амка." (впервые опубликовано Гютербоком).
Карательную экспедицию в Амка, во главе с полководцем Тархундацальмой, хеттский царь направил до осады Кархемиша. Во время которой он уже получил знаменитое письмо от царевны Анхесенамон (вдовы Тутанхамона) в котором та просит одного из сыновей царя себе в мужья.
Если необходимо могу текст страниц на английском предоставить да и всю книгу в принципе.Т.о. на ларце мы вероятнее всего видим поход Тутанхамона против Кадеша, т.к. в письме Суппилулиумы ничего не сказано о том что Кадеш был взят, то следует полагать что поход был неудачным поэтому на ларце нет успешной осады города, а лишь некое полевое сражение впрочем не повлекшее никаких серьёзных последствий.