Религия Израиля - 2

Модератор: Ilik

Сообщение Лемурий » 06 сен 2007, 17:56

Atmel писал(а): И примечательно то, что имя сатаны начинает мелькать лишь только после освобождения из вавилонского плена!


Ну, не совсем так.

Изначально каждый шумерский город поклонялся 1-3 божествам.

На территории Ура располагались: теменос с храмом Нанны (Сина) богом Луны, плодородия и его супруги Нинлиль и на окраине города располагался храм Энки (Эа) божества пресных вод.

Так вот основное божество которому поклонялись жители Ура - Нанна (Син).

Сина изображали в виде быка, его супругу в виде коровы.
Связь образов быка и Луны - весьма древнее представление, восходящее к эпохе палеолита; в котором, как принято считать, первичным было почитание Луны, олицетворявшей ход времени, а бык стал аналогом ночного светила в силу ассоциативной связи, возникшей из-за сходства рогов и полумесяца: "Словно серебристая ладья, (Луна) вздымает рога к верху".

"Син" - одна из ипостасей Великого неолитического бога земли и преисподней: "вот телец вышел из земли, и тот телец был белый... и вместе с ним вышли другие рогатые животные (тельцы): одно из них было черное, другое красное... И они начали рождать диких зверей и птиц, так что от всех их вместе произошло разнообразное множество видов (Великий бог-отец ответственен за животное плодородие)".

По материалам:
М. Зильберман. Истоки. История, мифология и религия предков древних евреев

Поэтому, неважно как его называли до вавилонского пленения, но внешние "атрибуты" появились задолго до этого...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 06 сен 2007, 18:07

По поводу монотеизма Авраама.

"...И случилось в шестую седмину в седьмой год ее, сказал Аврам отцу своему Фарагу, говоря: “Отец, отец мой!” И он сказал: “Вот я здесь, мой сын!” И он сказал: “Что нам за помощь и услаждение от всех идолов [...], что ты поклоняешься им? Ибо в них совсем нет духа (души); но они, которых вы почитаете, суть проклятие и соблазн сердца. Почитайте Бога небесного, Который низводит на землю дождь и росу, и все совершает на земле, и все сотворил Своим словом, и вся жизнь пред Его лицем! Зачем вы почитаете тех, которые не имеют духа? ибо они нечто сделанное, и на своих плечах вы носите их, и не имеете от них никакой помощи, но они служат великим поношением для тех, которые делают их к соблазну сердца и почитают их. Не почитайте их!” И отец его сказал ему: “И я знаю это, сын мой. Но что я сделаю с моим родством, которое заставило меня служить им? Если я скажу им истину, то они убьют меня, ибо их душа прилепилась к ним, чтобы почитать и прославлять их. Молчи, сын мой, чтобы они не убили тебя!” И он сказал эту речь своим двум братьям, и они разгневались на него. Тогда он замолчал.
..............

И (в шестидесятый) год жизни Аврама, т. е. в четвертый год четвертой седмины, встал Аврам ночью, и сожег капище идолов и все, что было в нем, так что люди ничего не знали об этом. И они встали ночью и хотели спасти своих идолов из огня. И Аран поспешил сюда, чтобы спасти их; тогда пламя бросилось на него, и он сгорел в огне и умер в Уре. Халдейском, прежде своего отца Фарага; и они погребли его в Уре Халдейском..."


Книга Юбилеев

Сказано, что Авраам отверг МНОГООБРАЗИЕ богов, и остановился на ОДНОМ, но нигде не сказано (по крайней мере не нашёл) каком...

ТОТ, что "низводит на землю дождь и росу", уж не Энки (Эа) [храм которого был на окраине Ура] он имел ввиду :?:

Напомню, что именно Энки, обратился с предупреждением о предстоящем ПОТОПЕ к своему жрецу Зиудзудду...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 07 сен 2007, 06:01

Atmel
Я прекращаю этот диалог по четырем причинам. Первая - Ваше неумение (или нежелание?) воздержаться от навешивания ярлыков ( таких, как "приём верующих", при том, что я настоятельно просил Вас не делать этого и уже высказывал своё "фе" на этот счёт) и от колкостей типа "опускаться до подобного уровня аргументации" (но это только пример). Вторая причина заключается в том, что Вы - теперь уже систематически, - приписываете мне утверждения, которых я не высказывал. Здесь остановлюсь и попрошу Вас указать (желательно процитировать):
1. Где это, скажите на милость, я утверждал, что Иеффай был отступником и политеистом? Напротив, в одном из своих недавних постов я писал, что история с Иеффаем иллюстрирует наличие случаев ПЕРЕНОСА языческих обычаев в культовую практику библейской религии (признавая - пусть в качестве нетипичного, - то, что ранее отрицал). Нечего передергивать, я никогда не утверждал, что он поклонялся иным богам.
2. Где я утверждал, что ханаанеи "у евреев всё позаимствовали"? Посмотрите внимательно первый из моих вчерашних постов. Я писал о наличии у евреев культурного арсенала, исключающего ТЕНДЕНЦИЮ заимствований (т. е. культурную зависимость) и привёл аргументы. В частности насчет того, откуда пришли их предки. Каким образом из того факта, что они длительное время не жили в Ханаане, выводится культурная скудость, неспособность "влиять" и необходимость систематически "подвергаться влияниям"? Я писал о ВЗАИМНЫХ влияниях (гляньте, всё найдёте).
3. Процитируйте, когда это я "заявлял" о монотеизме Авраама и о безусловно монотеистическом характере религии евреев... Я ничего безапелляционно не постулирую. И не раз писал о том, что монотеизм - категория скорее философская, чем религиозная. И ещё вчера писал, что не исключаю многобожия у предков евреев. Насчет Авраама - думаю, что он политеистом и до исхода из Ура не был (и, кстати, посмотрите очень интересные цитаты, приведенные Лемурием), но никогда не выдвигал это в качестве тезиса, поскольку обосновать не могу.
4. Я ведь русским языком писал. насчет Дана (вчера): "... думаю, однако, что это действительно тот самый Дан..." (город или область - для дискуссии не пнринципиально, поскольку название в этом случае так или иначе восходит к сыну Иакова). Почему Вы это игнорируете? По Вашим словам, я пишу, что "это просто одноименное название"... Нет, уважаемый! Для меня одноименное название - просто ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, и я на ней не настаиваю. Вы не заметили? Странно - ведь русским языком написано, и очень ясно. Я вообще привык приводить РАЗНЫЕ ВЕРСИИ. В том числе упомянул просто в качестве ВОЗМОЖНОЙ (не обязательной, просто существующей) ту самую, вызвавшую у Вас множество нареканий, трактовку жертвоприношения пресловутого моавитского царя; а Вы привязываетесь к этому (в принципе второстепенному) моменту, ставя дело так, будто бы я эту версию фанатично отстаиваю (ничуть не бывало, перечитайте мои тексты).
5. Почему Вы пишете, что я игнорирую факт общности некоторых ритуалов? Перечитайте написанное мной 31-го августа. Я пишу о прикладной, пластической культуре, о видимых обычаях (по смыслу так), и основная мысль у меня там сводится к следующему: общность того, КАК поклонялись, не говорит о том, КОМУ поклонялись. Посмотрите эпизод из "Детства" Горького о том, как бабушка, Акулина Ивановна, молится по утрам. Фольклорные по стилю молитвы: похожим образом её далёкие предки могли обращаться к языческим божествам (дед и называет её, кстати, "еретицей"); но молится она, тем не менее, Христу и Богородице.
6. К тому же я никогда не утверждал, что евреи ПОКЛОНЯЛИСЬ "сынам Божиим" Ни в связи с псалмом Асафа и ни в каком ином случае. Признавать существование и поклоняться - не одно и то же.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 07 сен 2007, 06:40

Указанное мною - только ПРИМЕРЫ приписывания мне того, что я не высказывал Ограничусь ими.
Третья причина, в силу которой продолжение этой дискуссии нежелательно, - то, что Вы то ли сознательно игнорируете мои доводы, то ли невнимательно читаете (прыг-скок через строчку). Возьмите хотя бы вопрос о "проклятиях". Ведь я вчера исчерпывающе объяснил свою точку зрения и аргументировал, по своему обыкновению, каждое звено рассуждений. В том числе указал разницу между носящим житейский характер коллективным проклятием (за "обобщённую" греховность) и проклятием индивидууму за конкретные деяния. А Вы опять спрашиваете, как "коллективная ответственность" иллюстрирует посмертность воздаяния. Я ведь русским языком писал о различных категориях проклятий (при этом оговорив, что смысл слова "проклятие" - обреченность на что либо, обреченность же может быть и метафизической, и житейской). И указал на то, что грехи, упомянутые в перечне проклятий, В СРЕДНЕМ страшнее, чем всё остальное (причем и тут сделал оговорку, что "тёща" и "передвигание межи" в этот перечень, с современной точки зрения, не совсем вписываются). Вы что, не видели, не заметили? Тут только одна из двух возможностей: или невнимательное чтение, или сознательное игнорирование. Не принимать мои логические доводы - дело Ваше, оспаривайте, если сумеете; но НЕ ПОНЯТЬ их Вы не могли. Ибо я и сейчас, при всём раздражении, признаю, что Вы умный и знающий человек (что есть, то есть): внимательно перечитаете - прекрасно всё поймёте.
Наконец, четвёртая причина - то, что Вы склонны к безапелляционности и категоричности: ПОСТУЛИРУЕТЕ то, что надо бы тщательно обосновывать. Вот Вам выразительный пример. Мелхиседек был священником Бога (правильно - "Эль Элион", "אל עליון"); но посмотрите вслед за этим стих 22: "Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к ГОСПОДУ Богу Всевышнему, Творцу неба и земли". В подлиннике фигурируют три слова: второе и третье - "אל עליון", но перед ними... что бы Вы думали? "Тетраграмматон", он самый... Здесь эти понятия органично объединены. Я понимаю, что имеются гипотезы относительно того, что "боги были разные", что библейская религия - это синтез различных культов; но это всего лишь ГИПОТЕЗЫ (восходящие к "документальному" направлению, о котором я писал), и постулировать тут нельзя. На И. Ш, Шифмана (относившегося к этому направлению скептически) я ссылаюсь, поскольку он был очень крупным ученым. Причем занимался не только библеистикой и древнееврейской историей, но и Карфагеном (у него есть великолепная книжка "Ганнибал", изданная, правда, под псевдонимом "Кораблёв"), и античным миром (в частности он написал работу об Александре Македонском). Он мог, при столь широком охвате, очень многое сравнивать. Причем ведь это ученый атеистического направления, чем он Вас не устраивает?
О поклонении евреев Хамосу- 3-я Царств, 11-7: "Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 07 сен 2007, 08:34

И, кстати, эта фраза Авраама ("Бытие", 14-22) свидетельствует о том, что он прекрасно знал "Тетраграмматон", и ни о каком "новоявленном" Моисеевом Боге не может быть и речи. И в повествовании об Аврааме сплошь и рядом фигурирует "Господь", в подлиннике же именно ТГ (например, гл. 15, 16, 18). В 17-ой же главе, стих 1, читаем: "И был Аврам девяноста девяти лет, и явился Господь Авраму, и сказал ему: Я Бог всемогущий (правильно, Эль Шаддай); ходи предо Мною и будь непорочен". Итак, Эль Шаддай (почему, кстати, эксклюзивно "ханаанейский"? Это ТИТУЛ, который мог прилагаться родственными по языку народами к разным божествам) и ТГ - одно лицо. Именования варьируются - ну и что же? Есть СОБСТВЕННО ИМЯ, есть титулы (Бог Всевышний, Бог всемогущий), есть прозвища-метафоры ("Саваоф" - "бог воинств", "Творец", "Создатель" и т. д.). Если разные именования служат обоснованием того, что речь идет о разных лицах, то давайте расследовать, кто убил Ленского - Евгений или Онегин. А может, они вдвоём?
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 08:41

Лемурий писал(а):По поводу монотеизма Авраама.

"...И случилось в шестую седмину

Книга Юбилеев
И как мы можем составить какое-то мнение о религии "Авраама" на основании Книги Юбилеев, если, как считается, эта книга составлена между 135 × 105 до н.э., хотя предложены и более поздние датировки (вплоть до 60 н.э.)?
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 08:45

Лемурий писал(а):
Atmel писал(а): И примечательно то, что имя сатаны начинает мелькать лишь только после освобождения из вавилонского плена!


Ну, не совсем так.
<...>

Поэтому, неважно как его называли до вавилонского пленения, но внешние "атрибуты" появились задолго до этого...
Почему же мы не находим и следов "противника" в Писаниях евреев до вавилонского плена? Есть они? Была ли религия политеистов дуалистичной, а если была, то разве не старались жрецы Яхве вытравить дух всяческого дуализма из своего культа? Я уже приводил цитаты из Второ-Исайи: "Я Бог, и нет иного". и из Второзакония. Их нельзя сбрасывать со счетов.

Кстати, а "одна из ипостасей Великого неолитического бога земли и преисподней" - это как? Ну и что, что он - бог преисподней? Разве Аид был ПРОТИВОПОСТАВЛЕН Зевсу? Все, кто противился Богам-творцам в месопотамскмих религиях, были уничтожены в процессе Творения (та же Тиамат). Точно также и в Хананейской религии Латану поражен Ваалом (в конечном еврейском варианте Левиафана поражает уже Яхве). Между тем сатана являет собой образ "ПРОТИВНИКА", олицетворение зла, а такое выраженное олицетворение есть, подалуй, только в персидской религии среди всех религий региона.
Последний раз редактировалось Atmel 07 сен 2007, 13:49, всего редактировалось 1 раз.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 10:34

Новый писал(а):Atmel
Я прекращаю этот диалог по четырем причинам. Первая - Ваше неумение (или нежелание?) воздержаться от навешивания ярлыков ( таких, как "приём верующих", при том, что я настоятельно просил Вас не делать этого и уже высказывал своё "фе" на этот счёт) и от колкостей типа "опускаться до подобного уровня аргументации" (но это только пример).
Если Вы и прекратите свой "диалог" со мной, то лишь по причине того, что ничего серьезного, кроме как с помощью искажения здравого смысла при чтении фраз из ВЗ (как в случае с личностью Иакова, которого якобы и «нашел в пустыне» Господь Яхве), Вам возразить не удается. Вы можете сколько угодно выражать свое "фе", этот факт остается фактом. И когда я наблюдаю такие дешевые приемы, я невольно задумываюсь – а что же побуждает человека искажать явный смысл совершенно ясной фразы? Это может быть религиозное чувство или чувство уязвленного национального достоинства вследствие того, что самобытность религиозного творения древних евреев поставили под обоснованное сомнение. И в таких случаях разговор с этим человеком теряет смысл с тех пор, как он перестает излагать действительно убедительные контраргументы. Такой момент давно уже наступил.


1. Где это, скажите на милость, я утверждал, что Иеффай был отступником и политеистом? Напротив, в одном из своих недавних постов я писал, что история с Иеффаем иллюстрирует наличие случаев ПЕРЕНОСА языческих обычаев в культовую практику библейской религии (признавая - пусть в качестве нетипичного, - то, что ранее отрицал). Нечего передергивать, я никогда не утверждал, что он поклонялся иным богам.

ОТСЮДА
"Вы очень поспешно ставите точки. Ведь о Хамосе говорит ИЕФФАЙ - человек, находившийся, надо полагать, под очень сильным влиянием язычества, вплоть до того, что совершил человеческое жертвоприношение. И его слова менее чьих бы то ни было могут отражать еврейскую религиозную концепцию в целом. Вы резонно спросите: а почему же тогда народ избрал этого Иеффая "начальником и вождем"? Да потому, наверное, что воевал хорошо, а это было тогда более злободневным критерием, чем религиозная позиция..."

Спрашивается, что значит заявление об «очень сильном влиянии язычества», вплоть до совершения человеческого жертвоприношения, как не обвинение в «отступничестве» или даже в самом «язычестве» по своей сути?

2. Где я утверждал, что ханаанеи "у евреев всё позаимствовали"? Посмотрите внимательно первый из моих вчерашних постов. Я писал о наличии у евреев культурного арсенала, исключающего ТЕНДЕНЦИЮ заимствований (т. е. культурную зависимость) и привёл аргументы. В частности насчет того, откуда пришли их предки. Каким образом из того факта, что они длительное время не жили в Ханаане, выводится культурная скудость, неспособность "влиять" и необходимость систематически "подвергаться влияниям"? Я писал о ВЗАИМНЫХ влияниях (гляньте, всё найдёте).

Как следует понимать Ваше категоричное заявление? -
евреи были потомками выходцев из региона, который был основным ИСТОЧНИКОМ влияний, а не объектом их; культурные воздействия шли по большей части оттуда в Ханаан, а не наоборот. И, стало быть, они, уже оказавшись там, обладали богатейшим культурным арсеналом, который позднее, в Египте, пополнился ещё и египетскими влияниями (это подтверждается в том числе сильным сходством между "гимном Атону" и псалмом 104). Поэтому о "культурной зависимости" их от ханаанеев, о ТЕНДЕНЦИИ" культурных заимствований у этих последних не может быть и речи - хотя некоторые стихи, фрахы или мотивы из поэзии окружающих народов, безусловно, могли повлиять.
Примем также во внимание следующее: мы имеем тождество религиозных обрядов и символов между хананеями и евреями. Поскольку, как Вы заявляете, евреи заимствовать их у хананеев не могли, стало быть, их заимствовали хананеи. Однако общесемитическим родством обосновать такую слишком выраженную идентичность этих обрялов и ритуалов нельзя, также как и встречным влиянием евреев на хананеев доевреского периода тоже (а ритуалы эти сложились еще в то время).

А потом я просил Вас привести что-либо аналогичное из вавилонского культа. Вы нашли такое? Увы, в Вавилонии никаких жертв с подобными названиями нет, а идентичность названий ой как говорит в пользу заимствования!!! Отрицать это глупо - они слишком специфичны.


Вы писали:
Теперь конкретно. Вы мне писали о тождественных НАЗВАНИЯХ ритуалов (мирная жертва и т. д.), а отсюда ещё далеко до уверенности в том, что сами ритуалы были тождественны. Сходство названий и атрибутики ничего не доказывает.
Во-первых, трудно себе вообразить, что такие названия жертв, как "мирная", "совершенная" и т.д. могут быть результатом простого совпадения. Это может быть только результатом заимствования. А во-вторых, я ЧЕТЫРЕ РАЗА Вам напомнил, что и сами обряды слишком похожи (обряд омовения, возлияние вина и меда /там - вина и елея/, "хлебы предложения"), но Вы упорно игнорируете этот аргумент. Видимо, только потому, что он полностью разбивает Вашу концепцию о самобытности или даже первичности ритуалов евреев перед хананейскими. Другого объяснения Вашему упорному молчанию я не нахожу.

Чтобы подвести черту и подняться на новую ступеньку нашего диалога Вам необходимо перестать юлить и просто признать тот очевиднейший факт, что свои ритуалы евреи практически полностью позаимствовали у хананеев. А дальше уже начнем разговаривать в этом ключе, с новых позиций.

3. Процитируйте, когда это я "заявлял" о монотеизме Авраама и о безусловно монотеистическом характере религии евреев... Я ничего безапелляционно не постулирую. И не раз писал о том, что монотеизм - категория скорее философская, чем религиозная. И ещё вчера писал, что не исключаю многобожия у предков евреев.
Как же это согласовать со следующим Вашим завялением? -
Насчет Авраама - думаю, что он политеистом и до исхода из Ура не был
??? Если он не был политеистом, то кем же он был? Вы стоите на истинности библейского изложения, которое утверждает, что Авраам признавал только своего Яхве. А что это, как не монотеизм?

(и, кстати, посмотрите очень интересные цитаты, приведенные Лемурием), но никогда не выдвигал это в качестве тезиса, поскольку обосновать не могу.
Лемурию я уже ответил, Вы рано обрадовались. ;)


4. Я ведь русским языком писал. насчет Дана (вчера): "... думаю, однако, что это действительно тот самый Дан..." (город или область - для дискуссии не пнринципиально, поскольку название в этом случае так или иначе восходит к сыну Иакова). Почему Вы это игнорируете?
Я отнюдь не проигнорировал, чему свидетльство - разбор следующей Вашей "версии" (про "область сынов Дана"). Я лишь иронически прошелся по "версии" "не того Дана", прекрасно рассмотрев, что Вы эту "версию" не принимаете.


5. Почему Вы пишете, что я игнорирую факт общности некоторых ритуалов? Перечитайте написанное мной 31-го августа. Я пишу о прикладной, пластической культуре, о видимых обычаях (по смыслу так), и основная мысль у меня там сводится к следующему: общность того, КАК поклонялись, не говорит о том, КОМУ поклонялись.
Такая общность говорит о том, что весь прикладной аспект евреи заимствовали у хананеев. Между тем Вы чуть выше утверждаете, что ни о каком заимствовании у них евреями и речи быть не может, мол, евреи сами были с усами. :)

Навряд ли мы можем говорить о том, что все еврейские "колена" появились в Ханане с культом Яхве. Возможно, Исход состоялся лишь некоторыми (или только одним) коленами. Опять обращаю Ваше внимание на фразу Амоса, обращенную к северным коленам:
"Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя." (Ам. 25-26)

Вот какова точка зрения Ф.Денио, опубликованная в журнале "The Old Testament Student" в 1886 г. Он предлагает читать Ам. 5:25 так
"Мне ли вы приносили жертвы и дары 40 лет в пустыне?"

Тогда этот стих лучше сочетается с тем, что написано дальше - " Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. "

А есть еще я никак не вспомню цитату, кажется, из Второзакония, где еще один «святой» (то ли пророк, толи сам Моисей) говорит что-то в том же смысле, что «за Иорданом» евреи поклонялись иным богам.


6. К тому же я никогда не утверждал, что евреи ПОКЛОНЯЛИСЬ "сынам Божиим" Ни в связи с псалмом Асафа и ни в каком ином случае. Признавать существование и поклоняться - не одно и то же.
А я и не утверждал, что Вы это утверждали. Евреи почитали Эла, как отца Яхве. А почитать Эла и Яхве, как сына Эла - это уже серьезно.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 11:33

Новый писал(а):Третья причина, в силу которой продолжение этой дискуссии нежелательно, - то, что Вы то ли сознательно игнорируете мои доводы, то ли невнимательно читаете (прыг-скок через строчку). Возьмите хотя бы вопрос о "проклятиях". Ведь я вчера исчерпывающе /выделено Atmel/ объяснил свою точку зрения и аргументировал, по своему обыкновению, каждое звено рассуждений. <...> Я ведь русским языком писал о различных категориях проклятий (при этом оговорив, что смысл слова "проклятие" - обреченность на что либо, обреченность же может быть и метафизической, и житейской). И указал на то, что грехи, упомянутые в перечне проклятий, В СРЕДНЕМ страшнее, чем всё остальное (причем и тут сделал оговорку, что "тёща" и "передвигание межи" в этот перечень, с современной точки зрения, не совсем вписываются).
Исчерпывающе объяснил? Ну Вы даете! Я на Ваши исчерпывающие терпение "объяснения" спросил - а чем, собственно, различаются грехи: переспать с тещей и переспать с теткой? Чем один другого "страшнее"?

Увы, дорогой наш Соломон, ничего это не объясняет. Это лишь толчея воды в ступе демагогии. А вот указанные мной псалмы говорят именно о том, что официальная еврейская религия тех времен отмежевалась от политеистических корней, в том числе и от "загробной жизни".

ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА ЭТИ ПСАЛМЫ? ВЫ КАК_ТО ИХ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ? НЕТ!!! Их Вам повторить, или Вы сами их найдете?

В том числе указал разницу между носящим житейский характер коллективным проклятием (за "обобщённую" греховность) и проклятием индивидууму за конкретные деяния. А Вы опять спрашиваете, как "коллективная ответственность" иллюстрирует посмертность воздаяния. Я ведь русским языком писал о различных категориях проклятий (при этом оговорив, что смысл слова "проклятие" - обреченность на что либо, обреченность же может быть и метафизической, и житейской). <...>
Вы что, не видели, не заметили? Тут только одна из двух возможностей: или невнимательное чтение, или сознательное игнорирование. Не принимать мои логические доводы - дело Ваше, оспаривайте, если сумеете; но НЕ ПОНЯТЬ их Вы не могли. Ибо я и сейчас, при всём раздражении, признаю, что Вы умный и знающий человек (что есть, то есть): внимательно перечитаете - прекрасно всё поймёте.
В отличие от Вас я все Ваши слова цитирую, поэтому мне обойти их внимание сложнее. Заметьте, я отвечаю НАВСЕ ваши доводы, а вот Вы не пользуясь тегами цитирования имеете хорошую возможность обойти вниманием слова Ваших оппонентов. А теперь по поводу "разных категорий проклятий". А Вы из чего выводите существование градаций в проклятиях? Аргумент с "теткой" просто анекдотичен. Вот за тещу Бог (или человеческие живописатели Законов) проклинает, а за тетку почему-то нет! А почему? Да хрен его знает. Неважно это, ведь нужно же как-то втиснуть аргумент "проклятий"! Вот возьмем, и "предположим", что за тещу наказание у евреев полагалось аж загорбное, хотя теща эта все же физиологически неродной человек, в отличие от тетки, а стало быть и вероятность рождения ущербного ребенка от близкого родственника в виде тетки намного выше.

Наконец, четвёртая причина - то, что Вы склонны к безапелляционности и категоричности: ПОСТУЛИРУЕТЕ то, что надо бы тщательно обосновывать. Вот Вам выразительный пример. Мелхиседек был священником Бога (правильно - "Эль Элион", "אל עליון"); но посмотрите вслед за этим стих 22: "Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к ГОСПОДУ Богу Всевышнему, Творцу неба и земли". В подлиннике фигурируют три слова: второе и третье - "אל עליון", но перед ними... что бы Вы думали? "Тетраграмматон", он самый... Здесь эти понятия органично объединены.
Вот именно - соединены! Вся глава 14 из Бытие относится в классификации Вельгаузена к категории переработанных, т.е. переработанное из частей J и E. Только не надо опять про "недоказанность" и апеллировать к Шифману. Вы читали мою ссылку на историю библейской критики? Небось пропустили мимо ушей? :))

Причем ведь это ученый атеистического направления, чем он Вас не устраивает?
Потому что он не единственный.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 11:45

Новый писал(а):И, кстати, эта фраза Авраама ("Бытие", 14-22) свидетельствует о том, что он прекрасно знал "Тетраграмматон", и ни о каком "новоявленном" Моисеевом Боге не может быть и речи. И в повествовании об Аврааме сплошь и рядом фигурирует "Господь", в подлиннике же именно ТГ (например, гл. 15, 16, 18).
Авраам знал имя Яхве? Прекрасно! Вот Вам еще один казус. В Исход читаем утверждение:

" Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" не открылся им;" (Исх. 6:3)

Что скрывается за пресловутым словом "Господь"? То же самое, что и везде? Кто врет в Священном Писании, а, Новый? ;)
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 12:23

Гиви Чрелашвили писал(а):Если вы отмечаете массу неувязовек в "Пятикнижии Моисея", то почему же те факты в нем, которые заставляют вас сомневаться в монотеизме Авраама, вы принимаете за чистую монету ? А вы представьте, что факты эти ложны, тогда и сомнения ваши необоснованы. А то как-то вы слишком уж избирательно к фактам из Торы относитесь:
чему-то верите, а чему-то - нет. А если Авраама вообще не было, то тем более сомневаться в его монотеизме нельзя.
А теперь отвечу на Ваш вопрос, Гиви, поскольку сформулировать на него ответ сложнее. Дело в том, уважаемый, что сами по себе следы правки, компиляции свидетельствуют о насилии над первоисточником в пользу представления этой религии изначально монотеистичной. Была ли бы такая путанница, если бы с самого начала первоисточники отражали монотеистический характер веры древних, "довавилонских" евреев? Вот из этого, в сущности, наверное и выводим мы заключение, что не была вера евреев того времени сколько-нибудь монотеистичной. И такой же вывод дает нам и археология, неизменно подтвердающая его.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Лемурий » 07 сен 2007, 14:04

Atmel писал(а):Почему же мы не находим и следов "противника" в Писаниях евреев до вавилонского плена? Есть они? Была ли религия политеистов дуалистичной, а если была, то разве не старались жрецы Яхве вытравить дух всяческого дуализма из своего культа?


Вот в том то и оно, что совершенно случайно мной оброненная вчера версия обретает совсем иной смысл, когда мы посмотрим на атрибуты Энки и Сина.

Рога с полумесяцем, золотой телец, медный бык, Вам это ничего не напоминает, а между тем это атрибуты СИНА, главного божества города Ур.

Вот план Ура

Изображение

1-зиккурат; 2-священный двор Сина (Наннара, Нанны) 3-храм Наннара (Сина) и его жены Нинлиль (Нингал); 4-двойной храм Нингал; 5-дворец Ур-Намму и Дунги

Внизу справа (маленький прямоугольник) храм ЭНКИ.

ЭНКИ - один из важнейших богов шумерского пантеона переводится буквально как "ГОСПОДИН ЗЕМЛИ". Энки был как раз богом пресной воды, которая текла в реках, ручьях и родниках. В его власти дождь, роса. Семиты называли его Эа, что переводится как "Дом (Храм) Вод".

Помните, что вскрикнул Авраам обращаясь к своему отцу Фарру:

"...Почитайте Бога небесного, Который низводит на землю дождь и росу, и все совершает на земле, и все сотворил Своим словом, и вся жизнь пред Его лицем! "

Он же предупреждает праведника (Утнапиштима, Зиусудру) о ПОТОПЕ.

Энки стоял выше других богов по своей учёности и мудрости, был покровителем ремёсел, искусств, науки и литературы, патороном магов и колдунов:

Большой Брат богов, который обеспечивает процветание,
Который составляет отчёты о вселенной,
Ухо и мозг всех земель и стран.

Именно Энки составлял и хранил у себя МЕ - божественные законы, управляющие вселенной.

Существует миф о том, что Энки был (вместе с богиней Нинхурсаг) главным участником акта сотворения человека.

В мифе "Энки и Нинхурсаг" говорится о том, как Энки получил с богиней Нинхурсаг, во владение остров Дильмун (Тельмун) , именно там он усторил РАЙ.
В Дильмуне не хватает пресной воды. Энки приказывает Уту, богу Солнца, доставить в Дильмун воду с земли. Расцвели деревья, зазеленели луга, налились зерном колосья хлебов и довольный Энки пошел прогуливаться по райской стране. Далее Энки съедает 8 волшебных растений, выращенных Нинхурсаг и чудом спасается от смерти.
Далее Нинхурсаг, желая избавить Энки от боли в ребре, приказала родиться из ребра богине Нинти (шумер. Госпожа ребра)...
(по материалам В.И. Гуляева и С.Н. Крамера)

Ну как ? Ничего не напоминает.

Кстати, Тетраграмматон - (греч. τετραγράμματον, от греч. τετρα, «четыре», и γράμμα, «буква») четырехбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога....

Теперь о его противнике в городе Уре - Сине.

Если посмотрим на Ур - начала II тыс. до н.э. то видем 2 храма. Соответвенно 2 мировоззрения, 2 варианта космогонии.

Итак, бог Луны Нанна (Наннар, Син) изображался в виде БЫКА, вышедшего из преисподней.

Вы никогда не задумывались, почему роптавшие спутники Моисеея, в ком видимо ещё осталась память об альтернативном "божестве", выплавили именно ТЕЛЬЦА :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 15:18

Лемурий писал(а):Внизу справа (маленький прямоугольник) храм ЭНКИ.

ЭНКИ - один из важнейших богов шумерского пантеона переводится буквально как "ГОСПОДИН ЗЕМЛИ".
Что ж, это познавательно. Но у меня сразу возникает удивление - если Энки важнейший из богов, почему ему уделили столь малое пристанище? :) У Сина - и двор, и дворец и т.д.


Энки был как раз богом пресной воды, которая текла в реках, ручьях и родниках. В его власти дождь, роса. Семиты называли его Эа, что переводится как "Дом (Храм) Вод".

Помните, что вскрикнул Авраам обращаясь к своему отцу Фарру:

"...Почитайте Бога небесного, Который низводит на землю дождь и росу, и все совершает на земле, и все сотворил Своим словом, и вся жизнь пред Его лицем! "
Я вижу в этом отголосок хананейской религии (хотя она и сама была поизводной от аккадской). Там дождем ведал Ваал.

...Далее Нинхурсаг, желая избавить Энки от боли в ребре, приказала родиться из ребра богине Нинти (шумер. Госпожа ребра)...
(по материалам В.И. Гуляева и С.Н. Крамера)

Ну как ? Ничего не напоминает.
Вы о параллелях между "ребрами" богини и Адама?

Кстати, Тетраграмматон - (греч. τετραγράμματον, от греч. τετρα, «четыре», и γράμμα, «буква») четырехбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога....
Не уверен... Я в свою очередь опять процитирую К.Армстронга:

Код: Выделить всё
Когда Моисей просит его назвать свое имя – так сказать, представиться, – Яхве отвечает игрой слов, загадочность которых уже долгие века терзает богословов. Вместо того, чтобы просто назваться, Он говорит: "Эхие ашер эхие" ("Я есмь сущий")
Что имелось в виду? Очевидно, Бог не подразумевал, что являет собой Самосущее Бытие, как решили позже философы. В те времена евреи еще не копались в метафизических глубинах, куда погрузились две тысячи лет спустя. Эти слова должны были нести куда более простой смысл. Эхие ашер эхие – древнееврейская идиома, содержащая нарочитую расплывчатость. Когда в Библии встречаются выражения вроде "шли, куда шли", это означает просто: "кто его знает, куда они шли". Таким образом, Бог отвечает Моисею: "Не твое дело!" или "Тебя не касается!" Он пресекает любые попытки обсуждать естество Бога и уж тем более влиять на Него, к чему стремились порой язычники, когда произносили имена своих божеств. Яхве не подчиняется ничему и никому: "Я буду тем, чем Я буду". Он будет именно тем, кем Сам решит, – и ни за что не ручается.

_____________________________________________

Теперь о его противнике в городе Уре - Сине.

Если посмотрим на Ур - начала II тыс. до н.э. то видем 2 храма. Соответвенно 2 мировоззрения, 2 варианта космогонии.

Итак, бог Луны Нанна (Наннар, Син) изображался в виде БЫКА, вышедшего из преисподней.

Вы никогда не задумывались, почему роптавшие спутники Моисеея, в ком видимо ещё осталась память об альтернативном "божестве", выплавили именно ТЕЛЬЦА :?:
Тут мы уходим во времена слишком далекие. Я читал кое-что похожее у Косидовского:
Код: Выделить всё
Есть основания предполагать, что род Фарры поклонялся богу луны. Hа это
указывает, в частности, следующая фраза из Книги Иисуса Hавина: "За рекою
(Евфратом) жили отцы наши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Hахора, и
служили иным богам" (гл. 24, ст. 2). Из библейского текста мы знаем, почему
Авраам покинул Харран и отправился в землю Ханаанскую. Причиной эмиграции был
его переход к генотеизму, что, согласно Библии, произошло ещё в Уре. Одна из
легенд, записанных на клинописных табличках, найденных в Угарите, рассказывает
о борьбе между почитателями луны и солнца и об изгнании почитателей луны. Кроме
того, следы культа луны найдены и в Палестине. Ученые предполагают, что имя
отца Авраама - Фарра происходит от общего для всех семитических языков слова,
обозначающего луну. Британский археолог Дэвид Сторм Райе отправился в 1957 году
в южную Турцию и нашел развалины Харрана. Оказалось, что город был расположен
на реке Hар-Бали, притоке верхнего Евфрата, примерно в пятистах километрах к
северу от Ура. О том, что Харран был центром культа бога луны и что жители его
славились своим религиозным фанатизмом, мы знали из различных древневавилонских
текстов. Hо никто и не подозревал, как сильно они были привязаны к своему
божеству.
<...> Какие из этого следуют
выводы? Если предположить, что библейский Авраам существовал в самом деле, то
его уход из Харрана нужно рассматривать как бегство основателя нового культа от
преследований фанатических поклонников бога луны. Здесь напрашивается аналогия
с Мухаммедом, вынужденным бежать из Мекки. Если же подвергнуть сомнению самый
факт существования Авраама, то на основании табличек, найденных в Мари, мы
можем считать этот библейский образ олицетворением всей истории скитаний одного
из еврейских племен. Hапомним, что некоторые библейские тексты дают основание
предположить, что монотеизм Авраама не был монотеизмом в современном понимании,
а всего лишь культом племенного бога, именуемого Элохим. Следует ли в связи с
этим отвергнуть гипотезу, будто эмиграция из Харрана была вызвана религиозными
причинами? Думаю, что нет. Hужно только личность Авраама заменить образом
племени, и тогда вся гипотеза покажется вполне вероятной. Одно из проживающих в
Харране племен вступило в конфликт с почитателями бога луны, не желая
поклоняться никому, кроме божества своего племени, и вынуждено было в конце
концов покинуть Харран и искать счастья в Ханаане. Отголоски этих событий
сохранились в народных легендах и сказаниях, включенных впоследствии жрецами в
библейский текст.


Однако все же в Писаниях вплоть до указанного Новым Захарии (а, возможно, Книга Захарии была написана далеко не сразу после эдикта Кира, а века спустя), никакого "противника" нет и следов. Вероятно, это объясняется все тем же фактическим принятием религии хананейцев, где, как мне представляется (поправьте, если неправ) все "противники" верховного бога и Ваала были повержены еще при "сотворении мира" (там есть какая-то туманная история о воскресающем с помощью Астарты Ваале).
Последний раз редактировалось Atmel 07 сен 2007, 15:23, всего редактировалось 1 раз.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Гиви Чрелашвили » 07 сен 2007, 15:20

Да нет, Atmel, я ведь с вами не спорю.
Я по существу с вами согласен.
Я тоже так считаю.
Проблема только в одном: всё-таки убедительных доказательств этому нет, согласитесь.
Как, впрочем, и убедительных доказательств обратному.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Гиви Чрелашвили » 07 сен 2007, 15:26

"Кстати, Тетраграмматон - (греч. τετραγράμματον, от греч. τετρα, «четыре», и γράμμα, «буква») четырехбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога....
--------------------------------------------------------------------------------

Не уверен... Я в свою очередь опять процитирую К.Армстронга:


Код:
--------------------------------------------------------------------------------
Когда Моисей просит его назвать свое имя – так сказать, представиться, – Яхве отвечает игрой слов, загадочность которых уже долгие века терзает богословов. Вместо того, чтобы просто назваться, Он говорит: "Эхие ашер эхие" ("Я есмь сущий")
Что имелось в виду? Очевидно, Бог не подразумевал, что являет собой Самосущее Бытие, как решили позже философы. В те времена евреи еще не копались в метафизических глубинах, куда погрузились две тысячи лет спустя. Эти слова должны были нести куда более простой смысл. Эхие ашер эхие – древнееврейская идиома, содержащая нарочитую расплывчатость. Когда в Библии встречаются выражения вроде "шли, куда шли", это означает просто: "кто его знает, куда они шли". Таким образом, Бог отвечает Моисею: "Не твое дело!" или "Тебя не касается!" Он пресекает любые попытки обсуждать естество Бога и уж тем более влиять на Него, к чему стремились порой язычники, когда произносили имена своих божеств. Яхве не подчиняется ничему и никому: "Я буду тем, чем Я буду". Он будет именно тем, кем Сам решит, – и ни за что не ручается. "

Утверждение Армстронга никак не противоречит Тетраграмматону.
Лемурий абсолютно прав касательно его.
Прекрасный итальянский писатель Умберто Эко отлично расписал суть Тетраграмматона в своем "Маятнике Фуко". Если не читали, очень советую почитать, Atmel.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Пред.След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33