Nehbcn писал(а):В принципе украшать танки и производить танки-это далеко не одно и тоже!
Поскольку Кирилл, как я понимаю, ответил Вам лично, то и я могу ответить Вам (вернее поспорить с ним
) именно в этой ветке:
1. На Кавказе XV-нач. XIX вв можно выделить 3 крупные исторические провинции (Азербайджан это уже Северная Персия, поэтому рассматриваться в данном контексте не может, тем-более Армения):
- Грузия;
- Дагестан;
- Черкесия.
Последняя, в свою очередь, распадалась на Восточную (Кабардей и отделившиеся от него Бесланей, Джыляхстаней, Талостаней и Идарей, со всеми иноэтничными включениями, т.е. с частью абазин, малоногайцев, кумыков и вайнахов, всеми карачаево-балкарцами и североосетинами) и Западную или Кяхию и Абазию (все западно-черкесские замли, а также приморские абазины (абхазы), т.е. садзы, а также убыхи).
Учитывая размеры, численность населения и влиятельность Кабардея ("Пятигорской Черкассии"), включавшего в себя, кроме того, большой нечеркесский этнический компонент, его практически всегда выделяют из остальной Черкесии в "отдельное делопроизводство".
Если в XVI-XVII вв Черкесия была от Азова до Каспия, то даже после отделения Бесланея (район рек Лабы и Урупа - левых притоков Кубани) и Джыляхстанея (Западное Терско-Сунженское междуречье), собственно Кабардей это была вся Черкесия к востоку от Урупа (левый приток Кубани, между двумя другими притоками - Лабой и Зеленчуком) до Каспийского моря, включая восточное Терско-Сунженское междуречье.
На севере кабардинское оружие эпизодически подчиняло земли и до Волги в XVI-XVII вв, а также дважды брало в первой половине XVI в столицу Астраханского ханата - Астрахань.
После победы в междуусобных войнах дома Кайтыкуэ (окончательно в 1641 г) над конкурентами из домов Талостан и Идар, проигравшие сохранились на переферии Кабардея:
- в восточном Терско-Сунженском междуречье выделился Талостаней, или "Малая/Средняя Кабарда" (в дальнейшем это название распространялось и на Джыляхстаней, т.е. на все Терско-Сунженское междуречье, хотя, в политическом плане единства между Джыляхстанеем и Талостанеем не существовало);
- на нижнем Тереке удержался Идарей ("Нижняя Кабарда" или "княжество Сунчалеевичей-Черкасских"), правда в качестве вассального княжества Московии, сильно завязанного на свою родню и мощное лобби в Москве - князей Черкасских и державшегося за счет построенной по их просьбе крепости Терский городок и поселенных на их спорных с шамхалами Таргу ("Тарковскими") землях гребенских казаков.
Основная и большая часть Кабардея оказалась под властью победившего дома Кайтыкуэ - это все прочие земли от р. Уруп на западе до окрестностей станицы Червленная (с 1712 г) на востоке и от Кавказского хребта на юге, до каменного креста на руинах Маджар (Буденовск) на севере.
Именно земли Кайтыкуэ (чуть позднее только ветки потомков Казыипща) сами черкесы называли c середины XVII в и до начала XX в "Кабардей", а русские источники "Большая/Великая/Верхняя Кабарда".
Сыновья Казыипща: Хатохущыкуэпщ (сподвижник и приемник в качестве пщышхуэ Кабардея знаменитого Алыджыкуэпща, разбившего "Куденетовичей" в 1641 г и калмыков в войне 1644-48 гг) и его братья Мысостыпщ и Джамботыпщ (оба успели побывать пщышхуэ и с 1670-х г, т.е. с правления Мысостыпща начинается новая междуусобица и возрастает давление Крымского ханата на Кабардей), разделили Кабардей на три удела.
После раздела Джамботея между сыновьями Дмаботыпща - Кайтыкуэпщем и Бэчмырзэпщем, уделов стало четыре, объединенных в две партии Баксанскую (Хатохущыкуэй и Мысостэй) и Кашхатаускую: обе части Джамботея: Кайтыкуэй (не путать с изначальным домом Кайтыкуэ) и Бэчмырзей (из рода Бэчмырзэ-хэр произошел Бэчмырзокуэ Давлетджеерипщ, в крещении Александр князь Бекович-Черкасский, сподвижник Петра I, впервые составивший карту восточного берега Каспия и погибший во время неудачного возглавляемого им русского похода на Хиву, вместе с братьями).
Это о зонировании исторических провинций на Кавказе и положении Кабардея в системе координат обсуждаемой эпохи и конкретного региона.
Естественно, между этими тремя странами (Черкесией, Грузией и Дагестаном) были земли испытывающие влияние со всех сторон: та-же Чечня, на которую влияли и Черкесия (через "Малую Кабарду" и "Нижнюю Кабарду") и Дагестан; или Апсны ("Большая Абхазия/Абазия") тесно связанная и с сородичами-абазинами ("Малая Абхазия/Абазия"), находившимися в черкесском контуре и с соседями мегрелами и грузинами-имеретинцами, находящимися в грузинском контуре.
Впрочем и Кирилл Ривкин пишет о том-же, в части чеченского оружия.
2.) Кабардинцы были и экспортерами и импортерами вооружения, причем экспортировались очень дорогие элитные вещи, а импорт был самый разный по качеству.
Дело в том, что полный доспех входил в обязательный бенефиций который пщы ("князь/принц/мурза/бек/владелец источников) дарил своему уорку ("уздень/дворянин/рыцарь/служилый человек/лучший человек/панцирник" источников), а кроме того, был обязательной частью калыма в аристократической среде и не менее обязательной частью различных штрафов, т.е. доспехов и оружия требовалось очень много и оно постоянно ходило по рукам, практически в качестве валюты.
Но что такое знаменитый кабардинский "трехкольчужный" панцирь XVII в?
Это кольчуга с плоскими очень маленькими колечками, концы которых скреплены на шип и еще сварены (а колечек около 25тыс если память не изменяет), весил она около 4 кг, делалось это удовольствие не меньше года, а стоило, по данным источников - 30 рабов.
Это очень и очень дорогое удовольствие и хотя оружейников в Кабардее и вообще в Черкесии всегда хватало, но они и за 200 лет не удовлетворили-бы потребности внутреннего рынка в доспехах, не говря уже о том, что у них были очень богатые заказчики за границей - та-же крымская знать, персидская, османская или русская.
Не случайно Кирилл постоянно подчеркивает, что лучшие из известных ему панцирей принадлежат крымским Гираям.
Это абсолютно понятно - практически ВСЕ крымские султаны ("принцы/царевичи") воспитывались в Черкесии, отнюдь не все из них становились ханами, а многие даже не возвращались в Крым, образовав сословие "ханыкуэ" ("буквально "сын хана") в Черкесии, стоявшее ниже пщы и тлакуэтлэщей ("первостепенных узденей"), но выше дыжыныгуэ ("второстепенных узденей"), т.е. где-то рядом с "тума" (княжеских детей от неравных браков, которые могли стать "пщы" только прославившись выдающимися подвигами).
Аталыком ("дядькой/воспитателем") становился человек ниже кана ("воспитанника") по феодальной иерархии, а иногда таковым могло считаться целое поселение, округ или даже земля (коллективным аталыком знаменитого чемгуйского (темиргоевского) пщы Айтечокуэ Джамботыпща (Джембулата Айтекова) из Иналидского дома Болотокуэ считалась вся Абадзехия).
Аталычество создавало некровное родство и, в дальнейшем, кан обязан был покровительствовать своему аталыку.
После окончания образования в 12-16 лет, аталык одаривал кана и если тот принадлежал к знатному роду, то аталык был просто ОБЯЗАН подарить ему боевого коня и полный всаднический комплекс, включая оружие и доспехи.
Естественно, что крымские султаны-Гираи были очень знатными канами и их одаривали ЛУЧШИМ, поэтому неудивительно, что у Гираев так много отличных черкесских доспехов.
На счет импорта огнестрела, то в XVIII в ввозились в основном нарезные стволы из Бахчисарая, так как считались лучше, чем стволы местного производства, но замки и пр. - все делалось на месте.
Пистолеты-же практически всегда делались на месте.
На счет импорта клинков - из Европы завозили огромное количество клинков из которых делали холодное оружие, но не мало их производилось на месте.
Дело в том, что срок службы используемого оружия обычно 150-200 лет - не больше, обычно на порядок меньше - это был расходный материал войны, а война в Черкесии никогда практически не прекращалась.
Но Черкесия и экспортировала доспехи и холодное оружие, а не только импортировала, причем размеры экспорта очень внушительны, особенно учитывая внутренне потребление, что подразумевает огромные масштабы оружейного производства.
3.) На счет "кабардинской моде, на которую, в свою очередь, влияли Крымское ханство и Османская империя", то эта фраза ПРЯМО ПРОТИВОРЕЧИТ всем источникам, утверждающим что Крым следовал кабардинской моде, да и не только Крым.
Множество цитат на этот счет нет смысла здесь набирать - некоторые из них можете посмотреть на
http://sammler.ru/index.php?showtopic=22938 или в соседней ветке
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=2986 - там есть соответсвующие цитаты.
4.) На счет "наиболее развитым были центры по производству оружия в Дагестане", то и это ПРЯМО ПРОТИВОРЕЧИТ источникам, утверждающим, что "губаши" (т.е. "Кубачи", "Дагестан") было в Кабардее синонимом дорого украшенного, но дешевого оружия плохого качества, которое уважающий себя рыцарь носить не будет.
В частности Потто пишет:
"Нужно заметить, однако же, что если кубачинское оружие и имело огромный сбыт, то причиной тому было не столько внутренее, боевое достоинство, сколько внешняя отделка его. Кубачинская работа под чернь и особенно золотая насечка по слоновой кости и доныне могут служить образцом чистоты и изящества, но сами горцы, особенно горцы Западного Кавказа, имеют к кубачинским изделиям весьма небольшое доверие. Между ними самое название "кубачинское оружие" обратилось в эмблему обмана внешностью насчет внутренних достоинств и даже создало пословицу: "Он лжет, как кубачинец"".
Потто я привожу, поскольку он под рукой, но все попадавшиеся мне источники едины в оценках откуда и куда направлялось влияние в ту эпоху и центром такового называется конкретно Кабардей ("Пятигорская Черкассия").
Здесь-же, Кирилл утверждает, что в Кабардее были "пережитки родового строя" - это распространенное заблуждение.
В отличие от Западной Черкесии, т.е. Кяхии, в Кабардее вообще не было сословия тлхукотлей (вольных фермеров), а были пшитли (зависимые крестьяне и вольноотпущенники) и никаких "родовых пережитвков" в мире "куэжэ", т.е. вотчины, в принципе быть не могло.
Другое дело, что Хабзэ (Право и Обычай) определяло многие долженствования куэжэпща (вотченника) по отношению к своим подданым, а тех по отношению к нему, запрещало телесные наказания и пр., но это не "пережитки", а особенность.
Черкесия, на протяжении всей своей истории, достаточно сильно отличалась от своих соседей - даже история ее исламизации, так окончательно и не завершившейся вплоть до конца ее существования, тому пример, а до этого христианизации.
Не зная полного и длительного завоевания страны всю свою историю с древнейших времен до 1860-х гг она никогда не ведала внешнего принуждения и в этом плане всегда развивалась свободно и самобытно, а значит для многих и непонятно.
Прервусь пока - дела, да и вообще остальное допишу в пост на Форум Пути Всадника, когда за него примусь.
По Асвацатурян (ссылку на скачивание дал выше) есть вопросы?
Житие мое...