Законы и обычаи войны

Полководцы, тактика, стратегия. Победы и поражения. История войн и военного искусства...

Модератор: Atkins

Законы и обычаи войны

Сообщение Scaevola » 19 май 2009, 23:13

Навеяло темой про "варваров-кочевников"...

Марк Твен (он ли? :roll: ) писал: "Цивилизация - это когда убивают по-прежнему, но больше не отрезают уши".

Собственно, о такой цивилизованности на войне и хотелось бы поговорить...

Достаточно часто приходится слышать: "Ну а чего ж вы хотели? Это ж война!" Но война войне рознь (в разных местах и в разное время).
В XVI в. во время Имджинской войны японцы отрезали у убитых корейцев носы и корзинами отправляли домой. Во время русско-японской войны 1904-05 гг. те же японцы вели себя совершенно безупречно (по многочисленным свидетельствам русских офицеров; в своих позднейших мемуарах ген. Деникин писал: "Это была последняя война, которая велась по законам чести"), но спустя всего 30 лет японские солдаты насаживали на штык китайских детей (перед объективом фотоаппарата), а офицеры исполняли обряд кимотори (поедания сырой печени собственноручно убитого врага).
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Законы и обычаи войны

Сообщение Мурад » 20 май 2009, 15:17

Scaevola писал(а):Навеяло темой про "варваров-кочевников"...

Марк Твен (он ли? :roll: ) писал: "Цивилизация - это когда убивают по-прежнему, но больше не отрезают уши".

Собственно, о такой цивилизованности на войне и хотелось бы поговорить...

Достаточно часто приходится слышать: "Ну а чего ж вы хотели? Это ж война!" Но война войне рознь (в разных местах и в разное время).
В XVI в. во время Имджинской войны японцы отрезали у убитых корейцев носы и корзинами отправляли домой. Во время русско-японской войны 1904-05 гг. те же японцы вели себя совершенно безупречно (по многочисленным свидетельствам русских офицеров; в своих позднейших мемуарах ген. Деникин писал: "Это была последняя война, которая велась по законам чести"), но спустя всего 30 лет японские солдаты насаживали на штык китайских детей (перед объективом фотоаппарата), а офицеры исполняли обряд кимотори (поедания сырой печени собственноручно убитого врага).


Речь идет скорее о том в качестве кого воспринимается противник и через какую призму смотрится на даную войну.Если противник идеологически близок тогда война носит характер "джентельментской " если же он воспринимается как продукт враждебной культуры то война идет на уничтожение.
Примеров можно привести огромное множество.Большое влияние также оказывает состояние дисциплины в армии, а также причины по которым ведется война (если яблоком раздора являются дальнии заморскии колониинапример и вообще исход не угрожает независимости не одной из сторон тогда и война ведется с расшаркиванием и прочим)
В случае с теми же японцами русские в 1904-1905 годах воспринимались как грозный противник которого надо уважать,кроме того зверства могли бы их ожесточить а также негативно повлият на имидж японцев за рубежом.Война же с китайцами воспринималась как борьба с неполноценными предателям желтой расы и велась зачастую до полного уничтоженния сопротивляющихся.
Та же армия РФ "прославившаяся " зверствами на Северном Кавказе вела себя в Грузии вполне пристойно и на уровне ,чему лично я был немало удивлен.Причинами такого поведения могли послужить духовная близость руских и грузин,исповедование ими однй веры.
И это пройдет...
Мурад
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 24 апр 2009, 16:15
Откуда: Баку,Азербайджан

Re: Законы и обычаи войны

Сообщение Scaevola » 21 май 2009, 00:40

Мурад писал(а):Речь идет скорее о том в качестве кого воспринимается противник и через какую призму смотрится на даную войну.Если противник идеологически близок тогда война носит характер "джентельментской " если же он воспринимается как продукт враждебной культуры то война идет на уничтожение.

Существуют удивительные примеры обратного - например, во время Реконкисты кастильцы и арагонцы выпускали из взятых городов всё пожелавшее мусульманское население со всем имуществом, которое они могли унести (при условии, что город сдавался на милость победителя, без штурма). А ведь с обеих сторон это была священная война. Скорее можно говорить о разнице между войной и подавлением бунта. Если милостью к побеждённому врагу его можно превратить в союзника и вассала, то изменники и бунтовщики должны быть уничтожены под корень. В этом смысле война на Северном Кавказе была подавлением бунта, а война с Грузией была именно войной в её настоящем смысле. И в этом случае грузины могут быть горды и довольны собой - Россия признала их настоящими врагами, а не изменниками 8)
В случае с теми же японцами русские в 1904-1905 годах воспринимались как грозный противник которого надо уважать,кроме того зверства могли бы их ожесточить а также негативно повлият на имидж японцев за рубежом.Война же с китайцами воспринималась как борьба с неполноценными предателям желтой расы и велась зачастую до полного уничтоженния сопротивляющихся.

Разница в восприятии противника, безусловно, существовала.
Но кимотори японцы проводили и с пленными американцами и англичанами (американцы, кстати, об этом не забыли - после войны японцев, участвовавших в людоедских обрядах, вылавливали поштучно для примерного наказания).
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Серж » 21 май 2009, 11:19

во время Реконкисты кастильцы и арагонцы выпускали из взятых городов всё пожелавшее мусульманское население со всем имуществом, которое они могли унести (при условии, что город сдавался на милость победителя, без штурма).


В данном случае речь идет по сути о выгодной сделке - население выпускается в обмен на бескровное получение города. А вот такое, чтоб жители захваченного осадой или штурмом мусульманского города продолжали спокойно жить-поживать могло ли быть?

Вообще, хотелось бы знать, с какого времени насилие над пленными и гражданским населением стало считаться предосудительным?
Для камердинера нет героя, но не потому что последний - не герой, а потому что первый - камердинер. Гегель
Аватара пользователя
Серж
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 24 мар 2008, 08:31
Откуда: Барнаул

Сообщение Scaevola » 21 май 2009, 22:34

Серж писал(а):
во время Реконкисты кастильцы и арагонцы выпускали из взятых городов всё пожелавшее мусульманское население со всем имуществом, которое они могли унести (при условии, что город сдавался на милость победителя, без штурма).


В данном случае речь идет по сути о выгодной сделке - население выпускается в обмен на бескровное получение города. А вот такое, чтоб жители захваченного осадой или штурмом мусульманского города продолжали спокойно жить-поживать могло ли быть?

Сделки такого рода были, безусловно, выгодными. Но, ИМХО, самое главное - их условия соблюдались. Что позволяло христианам иметь союзников среди мусульман.
Возможно, это было выгодно и по ещё одной причине - реконкистадорам были нужны заселённые земли и процветающие города (народу в то время в тех краях было маловато - в Сарагосе, например, на момент захвата - 17 000, и она считалась крупным городом). С проблемой отсутствия населения на завоёванной территории крайне остро столкнулись французы в Кохинхине. Они широко применяли тактику выжженой земли и её экономические последствия после ощущали много лет.
Вообще, хотелось бы знать, с какого времени насилие над пленными и гражданским населением стало считаться предосудительным?

Насколько мне известно, со времён Древнего Рима, как минимум.
Но в том-то и дело, что, кроме незначительных моральных издержек, никаких последствий это насилие не влекло вплоть до принятия Гаагской конвенции.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Законы и обычаи войны

Сообщение imyarek » 27 фев 2012, 17:13

Полезно вспомнить «Наказ Русской Армии о законах и обычаях сухопутной войны», который приводится в выдержках по сообщению в журнале "Военная быль" №111 июль 1971 года


НАКАЗ
РУССКОЙ АРМИИ О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ

(Высочайше утвержден 14 июля 1904 г.)


НАКАЗ 1.
ОФИЦЕРАМ


1) Кто признается воюющим:

I. Во время войны воюющей стороной признаются: неприятельские войска, ополчение и добровольческие отряды.

3. Воюющей стороной может быть признаваемо также и население неприятельской страны, взявшееся за оружие при приближении нашей армии, но не успевшее еще объединиться в добровольческие отряды, если оно соблюдает в своих действиях законы и обычаи войны.

2) Кто признается нейтральным:

6. Преимуществами нейтралитета, во время исполнения своих обязанностей, пользуются все чины личного состава полевых госпиталей и лазаретов, как-то: врачи, чиновники, санитарная прислуга, служащие в транспортах раненых, войсковое духовенство.

7. Лица, упомянутые в предыдущей статье, при занятии нами страны противника, могут продолжать исполнение своих обязанностей в госпиталях и лазаретах или же возвращаются к своей армии.

Разрешение на возвращение этих лиц должно исходить от соответствующего командира корпуса; они доставляются на передовые посты неприятеля.

Движимость полевых госпиталей и лазаретов остается в пользовании занявшей место армии, а потому состоящие при этих врачебных заведениях лица, удаляясь из них, могут брать с собою только вещи, лично им принадлежащие.

Захватывать же движимость неприятельского походного лазарета воспрещается.

3) Права и обязанности воюющих сторон.

II. Во время военных действий воспрещается:

а) Употребление яда или отравленного оружия с целью нанесения вреда неприятелю, а также оружия, снарядов и веществ, способных причинить излишние страдания.

б) Объявлять, что никому не будет пощады.

в) Незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом, военными знаками или форменною одеждою неприятеля.

г) Пользоваться для обмана неприятеля белым флагом с красным крестом или санитарного повязкою.

д) Разрушать или захватывать неприятельскую собственность, за исключением случаев: а) указанных в ст. 10, и б) когда это является необходимым по военным соображениям.

е) Атаковать или бомбардировать города, селения, жилища или строения, не занятые противником или его складами предметов, нужных для войны.

ж) Отдавать на разграбление населенные пункты, даже взятые приступом.

12. Всякий грабеж строго воспрещается под страхом тягчайших наказаний (до смертной казни включительно).

13. Захват, разрушение или преднамеренное повреждение имущества учреждений церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных, а равно исторических памятников, воспрещается.

15. При осадах и бомбардировках надлежит принимать меры к возможному сохранению храмов и зданий, в которых помещаются музеи, учебные заведения, приюты, госпитали, помещения для раненых и т. п., но при условии, если эти места не служат одновременно и военным целям.

16. Воспрещается принуждать население занятой области к участию в военных действиях против своей страны, а также принуждать к присяге на верность неприятельской державе.

18. Реквизиции (обязательные поставки) натурою и повинности могут требоваться от населения лишь с разрешения командующего армией или начальника военно-окружного управления (вр. командующего войсками округа), а в случаях, не терпящих отлагательства, — с разрешения командира корпуса или начальника дивизии.

19. Повинности не должны быть такого рода, чтобы налагали на местное население обязанность принимать участие в военных действиях против своего отечества.

20. Реквизиции и повинности, по возможности, оплачиваются наличными деньгами; в противном случае войска должны выдавать расписки (за подписью и печатью начальников отдельных частей и команд).

4) О раненых.

21. Раненые и больные воинские чины подбираются без различия, к какой армии они принадлежат.

22. Обмен ранеными может производиться с разрешения командующего армиею и лишь по взаимному соглашению обеих воюющих сторон.

Раненые и больные неприятельской армии, находящиеся у нас на излечении, по выздоровлении возвращаются на родину, если будут признаны неспособными к службе; прочие могут быть отпускаемы под условием не браться за оружие во время войны.

23. Начальники войск оповещают местных жителей, что они должны оказывать возможную помощь раненым обеих сторон; принявшие же раненых к себе, освобождаются от военного постоя и некоторой части военной кон­трибуции.

24. После боя начальниками частей и высшими принимаются меры к ограждению от ограбления раненых, как наших, так и неприятельских, оставшихся еще на поле сражения. Виновные в обобрании раненых с насилием отвечают, как за разбой.

5) О военнопленных.

28. С пленными надлежит обращаться человеколюбиво и предоставлять им полную свободу в отправлении религиозных обрядов. Содержать так же, как содержатся чины русской армии.

29. Каждый попавший в плен должен объявить свое настоящее имя и чин; в случае нарушения этого правила подвергается ограничениям в преимуществах, предоставленных пленным его разряда.

32. Собственностью военнопленных остается все, лично им принадлежащее, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг.

33. Удачный побег из плена, в случае вторичного захвата в плен, наказанию не подлежит, только увеличивается строгость надзора.

35. Духовные завещания военнопленных составляются и принимаются на хранение на общих основаниях.

2.
НИЖНИМ ЧИНАМ.


1. Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями. Неприятелями могут быть и жители неприятельский страны, но лишь в том случае, когда видишь их с оружием в руках.

2. Рази врага в честном бою. Безоружного врага, просящего пощады, не бей.

3. Уважай чужую веру и ее храмы.

4. Мирных жителей неприятельского края не обижай, их имущества сам не порти и не отымай, да и товарищей удерживай от этого. Жестокость с обывателями только увеличивает число наших недругов. Помни, что солдат-Христов и Государев воин, а потому и должен поступать, как христолюбивый воин.

5. Когда окончилось сражение, раненого жалей и старайся по мере сил помочь ему, не разбирая, — свой ли он или неприятельский. Раненый — уже не враг твой.

6. С пленным обращайся человеколюбиво; не издевайся над его верою; не притесняй пленного и не трогай его имущества.

7. Обобрание пленных, а еще хуже того — раненых и убитых, величайший стыд для честного солдата; польстившемуся на такое действие грозят тягчайшие наказания, как за разбой.

8. Если приставлен будешь к пленным, охраняй их от приставания посторонних. При попытке пленного бежать, задерживай его, зови помощь, в крайности — действуй оружием.

9. Палатки и дома, где находятся раненые и больные, обозначены всегда белым флагом с красным крестом, в эти места не стреляй и не ломись.

10. Не трогай людей, хотя бы в неприятельской форме, у которых на рукаве белая повязка с красным крестом, они ухаживают за больными и ранеными и лечат их.

11. Увидишь неприятеля с белым флагом, не стреляй в него, а направь к начальству: это — переговорщик, лицо неприкосновенное.
imyarek
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 окт 2010, 05:08

Re: Законы и обычаи войны

Сообщение Gosha » 24 апр 2012, 15:11

Законы и обычаи войны, что это?
Закон и обычай всегда рознятся между собой это черное и белое или хотите белое и красное, но никогда не бывает одноцветья. Обратите свое внимание на понятия: Закон и обычай; Добро и зло. У войны не может быть изначально «Закона», так как она беззаконна. В ней так же не может быть «добра», так как она зло. Нет гуманности на войне, так как не существует понятия полу добра или полу зла. Вас всегда спросят, а где от добра и зла их вторая половина. Возьмем «Русскую правду» тоже закон (гражданский), за убийство человека полагалось взимать «виру», то есть денежную мзду, гуманно да. По обычаю же кровная месть, если сам не можешь найми убийцу, дикость. Во многих странах существует смертная казнь преступника, что это как не обычай возведенный в закон. С войной всегда было проще – «Война, все спишет». Когда совершают преступления на войне о Нюрнберге не думают. Теперь приведем теоретика войны: «Итак, мы повторяем свое положение: война является актом насилия, и применению его нет придела; каждый из борющихся предписывает закон другому; происходит соревнование, которое теоретически должно было бы довести обоих противников до крайностей. В этом и заключается первое взаимодействие и первая крайность, с которыми мы сталкиваемся». И еще там же: «Применение физического насилия во всем его объеме никоим образом не исключает содействия разума; поэтому кто этим насилием пользуется, нечем не стесняясь и не щадя крови, приобретает огромный перевес над противником, который этого не делает. Так и надо смотреть на войну; было бы бесполезно даже неразумно из-за отвращения к суровости её стихии упускать из вида её природные свойства». Это пишет Карл фон Клаузевиц в своем трактате «О ВОЙНЕ». Филантропствовать можно сколько угодно, но сущность войны это не меняет. Проще не допускать войн, чем их предотвращать. Пока существуют страны, то есть противники и границы этих противников, всегда будут конфликты большие или малые. Но чем отличается малая война от мировой, жертвы там и там и совсем неважен их масштаб, они всегда тяжелы и невосполнимы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow


Вернуться в Человек войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron