Что это за война?

Полководцы, тактика, стратегия. Победы и поражения. История войн и военного искусства...

Модератор: Atkins

Что это за война?

Сообщение LeGioner » 02 июл 2006, 20:17

Нашел вот такой отрывок текста в старой книге. К сожалению, не удалось определить о какой именно войне идет речь, когда и из-за чего она началась.
Может кто-нибудь поможет?

Россы выстроились, вышли на поле и всеми силами покушались сжечь метательные наши орудия, ибо не могли стоять против свистящих их выстрелов; и ежедневно множество их убиваемо было бросаемыми из оных камнями. Магистр Иоанн Куркуас, ближний родственник государя, бывший тогда начальником при сих орудиях, увидя отважное их стремление, несмотря на то, что от вина сон одолевал его (потому что было после обеда), сел на коня и быстро на них устремился. Конь на бегу оступился в яму и сшиб его с себя. Скифы, увидя превосходные доспехи, конскую сбрую и блистательные на оной бляхи (они были вызолочены), почли его за самого государя и, прибежавши к нему, мечами и секирами изрубили вместе с доспехами без всякой пощады. Отрубленную голову его вонзили на копье и поставили на башне, смеясь над римлянами, что они государя их закололи, как агнца на жертву. Таким образом, магистр Иоанн соделался добычею ярости варваров и тем потерпел достойное наказание за безумные преступления против священных храмов: он ограбил, говорят, многие в Мисии церкви; ризы и святые сосуды переделал в собственные вещи.
Россы, надменные сею победою, на другой день вышли из города и выстроились к сражению; римляне также выступили против них густою фалангою Тогда Анемас, один из телохранителей государя, сын предводителя критян, увидя храброго великана Икмора, первого мужа и вождя скифского войска после Святослава, с яростию стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающего римлян, тогда, говорю, Анемас, воспаленный душевным мужеством, извлек свой меч, при бедре висевший, сделал несколько скачков на коне в разные стороны и, кольнув его, пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю, - и отрубленная вместе с правой рукою голова поверглась на землю. При сем его падении поднимается у скифов ужасный крик, смешанный с воплем, а римляне быстро на них нападают. Они не выдержали сего напора и, чрезвычайно огорченные бедствием своего полководца, закинули щиты на спину и начали отступать к городу; наши, преследуя их, побивали. Как скоро наступила ночь и явилась полная луна на небе, то россы вышли на поле, собрали все трупы убитых к стене и на разложенных кострах сожгли, заколов над ними множество пленных и женщин…
На другой день Святослав созвал знаменитых мужей в совет, называемый на их языке коментом. Когда он спросил собравшихся к нему, что должно делать, то некоторые из них советовали тих в глухую ночь сесть на суда и спасаться бегством, ибо невозможно, говорили они, сражаться со всадниками, покрытыми железными латами, особливо потерявши первых ратоборцев, подкреплявших войско и ободрявших дух воинов. Другие, напротив того, советовали примириться с римлянами и таким образом, взявши с них клятву в верности, сохранить по крайней мере остаток войска, ибо трудно, говорили они, тайно уплыть, когда огненосные корабли с обеих сторон стоят у берегов и стерегут наши суда, чтобы немедленно всех их сжечь, как скоро покусимся на них отправиться по реке. Тогда Святослав, вздохнув от глубины сердца, сказал: «Погибнет слава, спутница российского оружия, без труда побеждавшего соседственных народов и без пролития крови покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. Итак, с храбростию предков наших и с тою мыслию, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою». Так советовал Святослав.
Говорят, что побежденные тавроскифы никогда живые не сдаются неприятелям, но, вонзая в чрево мечи, себя убивают. Они сие делают по причине мнения своего, что убитые в сражении по смерти своей или разлучении души с телом служат в аде своим убийцам, посему, страшась сего рабства, боясь служить своим врагам, они сами себя закалывают. Такое господствует у них мнение. Услышав слова своего правителя, они со всею охотою решились за свою жизнь подвергнуться опасности и с мужеством выступить против римской силы. Итак, на другой день, в шестой день недели, 22-го числа (июля), при захождении солнца, они вышли из города, построились в твердую фалангу и, простерши копья свои, решились идти на подвиг. Государь также поставил войско в строй и вывел из стана. Открылось сражение. Скифы сильно напали на римлян; кололи их копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю. Тогда Анемас, отличившийся накануне убиением Икмора, увидев Святослава, с бешенством и яростию стремящегося на наших воинов и ободряющего полки свои, сделал несколько скачков на коне в разные стороны ( делаю таким образом, он обыкновенно побивал великое множество неприятелей) и потм, опустив повода, поскакал прямо на него, поразил его в самую ключевую кость и повергнул ниц на землю. Но не мог умертвить: кольчужная броня и щит, которыми он вооружался от римских мечей, его защитили. Конь Анемаса частыми ударами копий сражен был на землю; тогда окруженный фалангою скифов, он множество их перебил, защищаясь, но, наконец, изъязвленный, упал сей муж, превосходивший всех своих сверсников воинскими подвигами.
Итак, россы, ободренные его падением, с громким и диким криком бросились на римлян, кои, устрашенные необыкновенным их стремлением, начали отступать. Государь, увидев отступление войска, боясь, чтоб от страха к чрезвычайному нападению врагов оно не подверглось крайней опасности, с копьем в руке храбро пошел на них со своим отрядом. Загремели бубны, и трубы зазвучали к бою. Римляне, следуя стремлению императора, обратили коней и быстро пустились на неприятелей. Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождем расстроила россов, ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам.
Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окруженные магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам Святослав, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь. У неприятелей, говорят, при сем сражении убито было 15 тысяч человек, взято было 20 тысяч щитов и множество мечей; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. Святослав всю ночь печалился по побиении своей рати, досадовал и пылал гневом. Но, чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца, не предаваясь печали в крайних обстоятельствах, всеми силами стараться сохранить оставшихся воинов. Итак, на другой день, по утру, посылает к императору просить мира с такими условиями: тавроскифы должны отдать римлянам Дористол, отослать пленных, выйти из Мисии и возвратиться в свое отечество, а римские воины должны дать им свободно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями.
Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся их 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мираСвятослав просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащенном вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. Святослав переезжал через реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими, без всякого различия. Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная. Итак, переговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами.
Святослав отдал по договору пленных, оставил Дористол и поспешно с остальными воинами отправился на судах в свое отечество. Но печенеги, многочисленный пастушеский народ, всеядный, кочующий и живущий большею частью в кибитках, нечаянно на пути напали на него, всех почти истребили и его самого со всеми прочими убили, так что весьма немногие из всего великого русского войска благополучно возвратились под отеческие кровы.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Юлли » 02 июл 2006, 21:03

... может, эта?..

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ФЕОФАНА
ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЦАРЕЙ
КНИГА VI.

Царствование Романа


39. Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта 49 на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. 50 Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий. 51 Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами. Когда росы приблизились и подошли к Фаросу (Фаросом называется сооружение, на котором горит огонь, указующий путь идущим в ночи), патрикий, расположившийся у входа в Евксинский понт (он назван "гостеприимным" по противоположности, ибо был прежде враждебен для гостей из-за постоянных нападений тамошних разбойников; их, однако, как рассказывают, уничтожил Геракл, и получившие безопасность путешественники переименовали понт в "гостеприимный"), 52 неожиданно напал на них на Иероне, получившем такое название из-за святилища, сооруженного аргонавтами во время похода. Первым вышедший на своем дромоне патрикий рассеял строй кораблей росов, множество их спалил огнем, остальные же обратил в бегство. Вышедшие вслед за ним другие дромоны и триеры довершили разгром, много кораблей потопили вместе с командой, многих убили, а еще больше взяли живыми. Уцелевшие поплыли к восточному берегу, к Сгоре. И послан был тогда по суше им наперехват из стратигов патрикий Варда Фока с всадниками и отборными воинами. Росы отправили было в Вифинию изрядный отряд, чтобы запастись провиантом и всем необходимым, но Варда Фока этот отряд настиг, разбил наголову, обратил в бегство и убил его воинов. Пришел туда во главе всего восточного войска и умнейший доместик схол Иоанн Куркуас, который, появляясь то там, то здесь, немало убил оторвавшихся от своих врагов, и отступили росы в страхе перед его натиском, не осмеливались больше покидать свои суда и совершать вылазки. Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена, а из пленных одних распинали на [176] кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов. Однако надвигалась зима, у росов кончалось продовольствие, они боялись наступающего войска доместика схол Куркуаса, его разума и смекалки, не меньше опасались и морских сражений и искусных маневров патрикия Феофана и потому решили вернуться домой. Стараясь пройти незаметно для флота, они в сентябре пятнадцатого индикта 53 ночью пустились в плавание к фракийскому берегу, но были встречены упомянутым патрикием Феофаном и не сумели укрыться от его неусыпной и доблестной души. Тотчас же завязывается второе сражение, и множество кораблей пустил на дно, и многих росов убил упомянутый муж. Лишь немногим удалось спастись на своих судах, подойти к побережью Килы и бежать с наступлением ночи. Патрикий же Феофан, вернувшийся с победой и великими трофеями, был принят с честью и великолепием и почтен саном паракимомена.


49 Т. е. 941 г.

50 Псевдо-Симеон (Ps.-Sym. 707.6) объясняет название русских дромитами следующим образом: «Дромитами они назывались потому, что обладали способностью быстрого передвижения» (от греч. dromoV — «бег»). А. Васильев утверждает, что название происходит от моста в устье Днепра, откуда русские отправлялись в свои набеги на. Константинополь (см.: Vasiliev А. The Second Russian Attack on Constantinople // DOP. 1959. Vol. 6. P. 219; ср.: Николаев В. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о Руси — дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // ВВ. 1981. Т. 42. С. 151).

51 Имеется в виду патрикий Феофан, см. выше.

52 «Евксинский» означает в переводе «гостеприимный», «враждебный» — в греческом тексте kakoxeinoV (досл. «дурно расположенный к гостям»).

53 Т. е. 15 сентября того же 941 г. (индикт у византийцев начинался с сентября).

54 О походе русских 941 г. сохранились свидетельства ряда византийских источников, а также упоминания Лиутпранда Кремонского и арабского писателя аль-Масуди. Рассказывается о походе и в «Повести временных лет». Детальному изложению всех событий похода посвящена специальная глава книги М. В. Левченко (см.: Левченко М. Очерки... С. 128 и след.).
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение LeGioner » 02 июл 2006, 21:13

Юлли писал(а):... может, эта?..

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ФЕОФАНА
ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЦАРЕЙ
КНИГА VI.



Не думаю... в приведенном мною отрывке упоминается река Истр, город (?)Дористол и местность (провинция?) Мисия. И опять же, войсками римлян в моем отрывке командует сам император. Хотя и там, и там встречается Куркуас. Только в вашем отрывке он победитель, а в моем его убивают...
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Юлли » 02 июл 2006, 21:28

LeGioner писал(а):
Юлли писал(а):... может, эта?..

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ФЕОФАНА
ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЦАРЕЙ
КНИГА VI.



Не думаю... в приведенном мною отрывке упоминается река Истр, город (?)Дористол и местность (провинция?) Мисия. И опять же, войсками римлян в моем отрывке командует сам император. Хотя и там, и там встречается Куркуас. Только в вашем отрывке он победитель, а в моем его убивают...


... это 971 год... а отрывок из 9 книги "Истории" Льва Диакона... бой между византийцами под предводительством имп. Цимисхия и русичами под предводительством Святослава...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение LeGioner » 02 июл 2006, 22:11

Юлли писал(а):
... это 971 год... а отрывок из 9 книги "Истории" Льва Диакона... бой между византийцами под предводительством имп. Цимисхия и русичами под предводительством Святослава...


Спасибо :)
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Юлли » 02 июл 2006, 22:17

... вот, я нашла вам Диакона...


Лев Диакон. "История. 9 книга"


21. Это сражение, по Льву Диакону, должно было произойти 23 июля, так как ниже он указывает, что следующий день приходился на пятницу 24 июля. Однако дата, приведенная Львом, ошибочна, ибо 24 июля 971 г. было воскресеньем. На пятницу же этот день приходился в 974 г. (ср. Анастасиевич. 1929, 1-20; 1931, 337, и ел.). Анастасиевич старался доказать, что война при Цимисхий продолжалась три года, т. е. до 974 г.; возражения см.: Дельгер. 1932, 375 ел.; Грегуар. 1937, 267, и ел.; Карыш-ковский. 1952, 136, и ел.). Согласно Скилице (304), предпоследняя битва (с участием Икмора) происходила 20 июля, тогда последняя битва должна быть отнесена к 21 июля, поскольку именно 21 июля 971 г. была пятница. Переписчики рукописей часто путают буквенные обозначения цифр: замена а (1) на 6 (4) в рукописи XIV в. вполне возможна, так что скорее всего день недели Лев Диакон назвал правильно, а число июля (24 вместо 21) - ошибочно. Таким образом, считаем наиболее вероятным отнести решающую битву к 21 июля 971 г. (Сюзюмов. 1974).
Последний раз редактировалось Юлли 02 июл 2006, 22:22, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 02 июл 2006, 22:21

... меня вот это - «Погибнет слава, спутница российского оружия..." - смущает... 8)
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение LeGioner » 02 июл 2006, 22:40

Юлли писал(а):... меня вот это - «Погибнет слава, спутница российского оружия..." - смущает... 8)


Напечатаный мною кусок текста из "Хрестоматии по русской военной истории" издания времен товарища Сталина. Так что удивительного ничего нет. Какие переводчики, такой и перевод.
:wink:

Кстати, интересная деталь:
описание князя Святослава не напоминает вам запорожского козака? 8) :roll:

... очень - оселедец и серьга в ухе... 8)
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Гиви Чрелашвили » 03 июл 2006, 00:15

Напоминать-то это, может, и напоминает, да только Запорожская Сечь возникла через шесть веков после Святослава, в 1569 году.
А Юлли вам абсолютно точно вычислила что это за битва (я же говорил, что она - умница). Я, например, не знал, что русские полезли в Анатолию
(в Мисию) при Святославе и воевали на стороне тавроскифов.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Филэллин » 03 июл 2006, 00:21

Тавроскифы - это и есть византийские русские. А сербы у них - иллирийцы.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение LeGioner » 03 июл 2006, 00:24

Гиви Чрелашвили писал(а): Напоминать-то это, может, и напоминает, да только Запорожская Сечь возникла через шесть веков после Святослава, в 1569 году.


Страшная штука - наследственность... :wink: :lol:

Гиви Чрелашвили писал(а): русские ... воевали на стороне тавроскифов.


Так это их тавроскифами называли :wink: :lol:
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Гиви Чрелашвили » 03 июл 2006, 03:42

И этого я тоже не знал.
Тавры - это тавры, скифы - это скифы, а тавроскифы - это, оказывается русские. Занятно.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение thor » 03 июл 2006, 09:39

А для византийцев так оно и было - традиция, знаете ли, страшная сила. Все, кто севернее Херсонеса - скифы или тавроскифы, троглодиты, одним словом, на лицо ужасныеи не менее ужасные внутри!
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Winnie » 03 июл 2006, 12:39

Кстати, оселедец - традиционная прическа знатных тюрков, также как и одна и 2 косы (или пучка).
Winnie
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 775
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 19:12

Сообщение thor » 03 июл 2006, 12:41

Ха-ха! Какой удар по украинскому национальному самолюбию - на основании сего осэлэдца они записали Сятослава Игоревича в чистокровные украинцы, а тут им о тюрках! :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

След.

Вернуться в Человек войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8