Шумерские боги (архивная тема)

Модераторы: Analogopotom, Александр

Шумерские боги (архивная тема)

Сообщение Юлли » 31 май 2008, 14:56

Дмитрий Орлов писал(а):У шумеров было множество богов, самым древним из них, если не ошибаюсь, был Энмершарра. Затем его, если можно так выразиться, популярность пошла на спад. Наиболее почитаемым стал Энки и т.д. Были также и боги городов.

Вопрос следующий: чем руководствовались древние шумеры при выделении какого-то из богов. Ведь тот же Энмершарра был наделен большим количеством функций, стало быть, был достаточно могущественным, но впоследствии утратил свое влияние. Почему?
И вопрос по поводу великих "МЕ", сущностей. Какую роль они играли, в чем принимали участие?
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Энмешарра и МЕ

Сообщение Юлли » 31 май 2008, 14:57

В.В. Емельянов писал(а):Энмешарра не был самым старым шумерским богом, это божество искусственного происхождения, изобретенное писцами во II тыс. до н.э; т.е. уже после гибели шумерской цивилизации. В древнейших списках богов Энмешарра не упоминается. Более подробно см. статью В.К.Афанасьевой "Энмешарра" в энциклопедии "Мифы народов мира".
Что касается МЕ, то лучше всего на русском языке прочесть о них в книге Т.Якобсена "Сокровища тьмы", И.С.Клочкова "Духовная культура Вавилонии" и в моей книге "Древний Шумер. Очерки культуры". Кроме того, существуют мои научные статьи в журнале "Вестник древней истории": "О первоначальном значении шумерского МЕ" (N 2 (2000)), "Категория МЕ в старошумерских и саргоновских текстах" (N 1 (2003)).
Пока я только даю Вам библиографическую наводку. Более подробно отвечу через некоторое время, а сейчас должен идти по делам. Кстати, что означает Ваш псевдоним Залта и для чего он Вам необходим? Было бы интересно об этом узнать.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 31 май 2008, 14:58

Дмитрий Орлов писал(а):Чтобы задавать более конкретные вопросы, мне надо будет подробно ознакомиться с рекомендуемой Вами литературой. Шарля Фоссе я уже заказал через Интернет. Так что первые вопросы возникнут после прочтения его книги.

По поводу псевдонима... Точнее это мое второе имя. Если можно так выразиться, колдовское имя. Я не работаю по салонам магии, не занимаюсь приворотами и т.д. Это мой Путь. Путь развития...
В частности, шумеры заинтересовали меня как наиболее древняя цивилизация, достаточно близкая, как мне кажется, к первоисточникам, в том числе и магического характера. Чувствуется как бы незримая нить, связывающая меня и шумеров... Такая вот история моего второго имени.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 31 май 2008, 14:59

В.В. Емельянов писал(а):Отвечаю по поводу шумерских богов. Вы спрашиваете, чем руководствовались шумеры при выделении кого-то из богов. По-видимому, они руководствовались масштабом деятельности данного бога. Если Ан, Энлиль и Энки считались повелителями сфер мироздания (Небо, срединный мир и подземные воды), то именно они и были старейшинами пантеона. Если же бог выполнял только локальную функцию (бог рода, династии, различных предметов, личный бог), то совершенно естественно, что он не получал верховной власти. В древнейших списках богов, дошедших из г. Шуруппака и составленных в XXVI в. до н.э; первые четыре позиции занимают Ан, Энлиль, Энки и Инанна, затем идут полторы сотни других богов. Энмешарра не упоминается.

Религия шумеров - классический политеизм, здесь ни один бог не получил статуса верховного правителя пантеона. Каждый город считал хозяином местное божество, а народ в целом признавал главными божествами сперва три, которых я назвал, а затем своих хозяев. Такой характер религии связан с социальным строем шумерских городов-государств, основанным на господстве городской общины над царской властью. Отражением этой ситуации было представление о собрании богов и коллективном решении дел этим собранием.

Существовало несколько попыток централизации пантеона, связанных с усилением царской власти. В эпоху Саргонидов главой богов была названа покровительница Саргона богиня Иштар, но с падением династии первенство было ею утрачено. В эпоху третьей династии Ура верховными божествами официально были объявлены все те же Ан, Энлиль и Энки, причем к концу шумерской истории наметилась тенденция к возвеличиванию Энлиля. Но политическая гибель шумеров не позволила этой тенденции отчетливо проявиться.

Каждый бог в Шумере был наделен ограниченным количеством функций, связанных с основным родом своей деятельности. Стремление захватывать функции других богов стало присуще только божествам Вавилона и Ассирии (Мардук и Ашшур), что свидетельствует об усилении царской власти над городской общиной.
Некоторые сведения обо всех этих процессах Вы можете получить из первого тома "Истории Древнего Востока", целиком посвященного Месопотамии (М; 1983), из статьи В.К.Афанасьевой "Шумеро-аккадская мифология" во втором томе "Мифов народов мира", из моей книги "Древний Шумер" (СПб; 2001), а также из переведенных на русский книг Т.Якобсена "Сокровища тьмы" (М; 1995)и С.Н.Крамера "Шумеры" (М; 2002). Но наиболее фундаментальные работы написаны на европейских языках. Лучшим обзором считаю книги серии MESOPOTAMIEN, выходящие во Freiburg-Schweiz с 1998 г. В частности см: Bauer J; Englund R; Krebernik M. Mesopotamien: Spaet-Uruk und fruehdynastische Zeit. Freiburg-Schweiz, 1998. Sallaberger W; Westenholz A. Mesopotamien: Akkade und Ur III-Zeit. Freiburg-Scweiz, 1999. Неоценимым источником по истории древнейшей шумерской религии является книга: Selz G.J. Untersuchungen zur Goetterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagash. Philadelphia, 1995.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Месопотамия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron