В.В. Емельянов писал(а):Отвечаю по поводу шумерских богов. Вы спрашиваете, чем руководствовались шумеры при выделении кого-то из богов. По-видимому, они руководствовались масштабом деятельности данного бога. Если Ан, Энлиль и Энки считались повелителями сфер мироздания (Небо, срединный мир и подземные воды), то именно они и были старейшинами пантеона. Если же бог выполнял только локальную функцию (бог рода, династии, различных предметов, личный бог), то совершенно естественно, что он не получал верховной власти. В древнейших списках богов, дошедших из г. Шуруппака и составленных в XXVI в. до н.э; первые четыре позиции занимают Ан, Энлиль, Энки и Инанна, затем идут полторы сотни других богов. Энмешарра не упоминается.
Религия шумеров - классический политеизм, здесь ни один бог не получил статуса верховного правителя пантеона. Каждый город считал хозяином местное божество, а народ в целом признавал главными божествами сперва три, которых я назвал, а затем своих хозяев. Такой характер религии связан с социальным строем шумерских городов-государств, основанным на господстве городской общины над царской властью. Отражением этой ситуации было представление о собрании богов и коллективном решении дел этим собранием.
Существовало несколько попыток централизации пантеона, связанных с усилением царской власти. В эпоху Саргонидов главой богов была названа покровительница Саргона богиня Иштар, но с падением династии первенство было ею утрачено. В эпоху третьей династии Ура верховными божествами официально были объявлены все те же Ан, Энлиль и Энки, причем к концу шумерской истории наметилась тенденция к возвеличиванию Энлиля. Но политическая гибель шумеров не позволила этой тенденции отчетливо проявиться.
Каждый бог в Шумере был наделен ограниченным количеством функций, связанных с основным родом своей деятельности. Стремление захватывать функции других богов стало присуще только божествам Вавилона и Ассирии (Мардук и Ашшур), что свидетельствует об усилении царской власти над городской общиной.
Некоторые сведения обо всех этих процессах Вы можете получить из первого тома "Истории Древнего Востока", целиком посвященного Месопотамии (М; 1983), из статьи В.К.Афанасьевой "Шумеро-аккадская мифология" во втором томе "Мифов народов мира", из моей книги "Древний Шумер" (СПб; 2001), а также из переведенных на русский книг Т.Якобсена "Сокровища тьмы" (М; 1995)и С.Н.Крамера "Шумеры" (М; 2002). Но наиболее фундаментальные работы написаны на европейских языках. Лучшим обзором считаю книги серии MESOPOTAMIEN, выходящие во Freiburg-Schweiz с 1998 г. В частности см: Bauer J; Englund R; Krebernik M. Mesopotamien: Spaet-Uruk und fruehdynastische Zeit. Freiburg-Schweiz, 1998. Sallaberger W; Westenholz A. Mesopotamien: Akkade und Ur III-Zeit. Freiburg-Scweiz, 1999. Неоценимым источником по истории древнейшей шумерской религии является книга: Selz G.J. Untersuchungen zur Goetterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagash. Philadelphia, 1995.