Здравствуйте , Лемурий!
В начале песни мы знакомимся с двумя главными персонажами произведения Бояном и Игорем . В чем сходство и различие в их деятельности ?
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве
Все трудовые процессы условно делятся на 2 вида:
1) преимущественно физическая работа;
2) преимущественно умственная работа.
Боян – песнетворец , а Игорь – воин.
К умственному труду относят : творчество «Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити…» , пямять с опорой на речь «Помняшеть бо речъ…», Умственная деятельность человека
также формируется преимущественно на основе речи, языка.
Воображение « то растекашется мыслию по древу…» «скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы…» и т.д. Все эти характеристики работы относят Бояна к умственному труду .
Под физической нагрузки Игоря в бою «трудныхъ повестий о пълку Игореве» понимается величина и интенсивность мышечной работы человека, связанной с трудовой деятельностью. Сигнал опасности значительно усиливают мышечную активность. В состоянии аффекта (гнев, страх) человек может совершить такую мышечную работу, с которой он в обычных условиях ни за чтобы не справился. Поведение воина в бою показано на примере Всеволода :
Яр туре Всеволоде!
Стоиши на борони,
прыщеши на вои стрелами,
гремлеши о шеломы мечи харалужными.
Камо, туръ, поскочяше,
своимъ златымъ шеломомъ посвечивая,
тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.
Поскепаны саблями калеными шеломы оварьскыя,
отъ тебе, яръ туре Всеволоде! .
Трудовая работа связана с перемещением тела или его частей в пространстве, т.е. с движениями. Деятельность мышц при этом происходит в ауксотоническом режиме, в котором сочетаются и сокращение, и напряжение их.
Двигательная активность стимулирует умственную деятельность , в этом их единство, ум становится крепкий , а сердце мужественным .
« иже истягну умь крепостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ». Ближе всего к ратному труду , мирный труд кузнецов , требующий такой же большой мышечной работы и , видимо , поэтому автор вводит термины из разговорной речи кузнецов: истягнуть , поострить .
Умственная деятельность также стимулирует мышечную активность воинов. Боян перед битвой должен был полки «ущекотать, как соловнй» говорить красноречиво , предлагая выступить в поход , и подвигнуть воинов на подвиги :
« Вступита, господина, въ злат стремень
за обиду сего времени,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!»
Деятельность человека имеет различное содержание в зависимости от того, на что она направлена.. Уже в 12 веке было разделение деятельности на умственную и трудовую и автор "Слова ..." отметил их противоположность и взаимопроникновение.