Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 дек 2017, 20:10

http://starieknigi.info/Knigi/B/Budilovich_A_S_XIII_slov_Grigoriya_Bogoslova_v_drevneslav_perevode_po_rukopisi_XI_veka_1875.pdf

Любопытное место. Не удалось скопировать.
У Будиловича лист 189,а в рукописи лист 252 б.
Русский переводчик оставил место, но так и не перевёл
несколько предложений. Почему?

https://www.youtube.com/watch?v=OJyW5sN8L9U
Может быть у кого есть знакомый грек, чтобы перевести
сноску № 2 на этом листе.

Там встречается "Феост", которого переводчик Хроники Иоанна Малалы
отождествляет со Сварогом
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1193
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 08 дек 2017, 15:30

userdez писал(а):Может быть у кого есть знакомый грек, чтобы перевести
сноску № 2 на этом листе.

На форуме История России есть участник andy4675.
Чёрных копателей — расстреливать,
продавцов металлоискателей — на колы.
Учение Затойчи всесильно, потому что оно верно.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1197
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05
Откуда: Нижний Новгород

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 18 дек 2017, 18:41

Serg писал(а):На форуме История России есть участник andy4675.

Спасибо Serg, за желание помочь!

Наше Нечто (ДивЪ -ДивЬ) -это без гендерная сущность.
Такая же, как и у Херувима. В рукописях встречал написание "Херувимь".
Церковники сами долго определялись, кто это такое. А уж на Руси,на заре
христианства и подавно.
Христианское богословие изначально не имело определённого взгляда на природу херувимов, мнения разделялись в вопросе, являются ли они существами или всего лишь символами и образами для представления действий Бога.[16] Следуя за Филоном Александрийским видели в херувимах лишь символическое значение Иероним Стридонский (IV век) и Феодорит Кирский (V век). Однако уже Климент Александрийский (II—III века) начинает отходить от такого понимания, называет херувимов «песнословящими духами», но продолжает делать основной акцент на символичности их образа:

« Имя Херувима означает «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени… изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании.
Климент Александрийский. Строматы. Архивировано 28 ноября 2012 года. »
Начиная с IV века устанавливается преобладающим учение о том, что херувимы являются существами, хотя и обладают определённой символикой. Иоанн Златоуст дал следующее понятие херувимов, ставшее традиционным для христианства к окончанию эпохи Вселенских соборов:

« Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.
Иоанн Златоуст[17] »
Феодор Студит называет херувимов «наивысшими из всех и ближайшими к Богу», его мнение поддерживают католические (Фома Аквинский) и протестантские (Кейль) богословы.[18]

Свойства херувимов описал Псевдо-Дионисий Ареопагит в своём сочинении «О небесной иерархии»:

« Наименование же Херувимов означает их силу — знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство — преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
Псевдо-Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии».


Не Бог весть что, но в одной рукописи говорится,что они "дивятся" и трепещут.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=744&pagefile=744-0120

Лист 115 об.

Так же там интересное написание "СерУфим". Если и писали так вольно, то представляли
его ещё "вольней".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1193
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 19 дек 2017, 18:44

Хотел посмотреть на себя со стороны, если бы встретил
такую Херувимь. Обязательно взял бы с собой запасные
чистые порты.

…из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колёса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колёса. <...> и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои.
(Иез. 1:5-24)


89. (1547.) Книги 16 Пророков толковыя, полууст., нач. ХVІ века, в лист, 261 лист, списаны с древнейшей рукописи (см. послесловие).

л. 120. Пророчьство Иезекиево. Впереди: Феодорита епископа кипрьскаго (?) сказание о пророчьстве Иезекиилеве, в конце о самом Иезекеиле под заглавием. Пророчество Иезекеиля пророка.


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=089&pagefile=089-0123
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1193
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 19 дек 2017, 18:48

userdez писал(а):Не Бог весть что, но в одной рукописи говорится,что они "дивятся" и трепещут.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=744&pagefile=744-0120
Лист 115 об.
Так же там интересное написание "СерУфим". Если и писали так вольно, то представляли его ещё "вольней".

Я тут вот что подумал, уважаемый Усердец, а с чего это Див с древа рухнул при потере русичами злата?
Если это "грифон" по Рыбакову, то как раз они и были охранителями золота, но если это Серафим, то им (шестокрыльцам) материальное чуждо.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19114
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Валерий Колесников » 19 дек 2017, 23:20

Нашел у Низами в "Пять поэм" в поэме Искендер -наме. Перевод К. Липскерова. Описание Дива. В главе "Русы выпускают в бой неведомое существо"
https://www.e-reading.club/chapter.php/1023361/421/Gyandzhevi_-_Pyat_poem.html. Не знаю может уже обсуждали эту версию.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 20 дек 2017, 01:39

Валерий Колесников писал(а): В главе "Русы выпускают в бой неведомое существо"
https://www.e-reading.club/chapter.php/1023361/421/Gyandzhevi_-_Pyat_poem.html. Не знаю может уже обсуждали эту версию.

Даже не представляю великана, привязанного цепью, на древо взгромодившимся. Я бы обратил внимание на КРИК Дива, от которого "всяка тварь пробудилась":

    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ кличетъ връху древа...
1. Крик звѣринъ ;
2. Масштабы пробуждения живой твари от Волги до Сурожа говорят сверхъестественном существе.
А где мы такого встречали?

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19114
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 20 дек 2017, 18:04

Лемурий писал(а):Если это "грифон" по Рыбакову, то как раз они и были охранителями золота, но если это Серафим, то им (шестокрыльцам) материальное чуждо.

Может и грифон. Но нет доказательств, что они сидят на дереве
и издают звуки.
Див с древа рухнул при потере русичами злата?

Думаю, что не злато главное, а "воспеша" и радуются враги, а
Херувимская песнь уже не раздаётся.
Мне близка версия Nikola по Рыбакову о падении стязей(древа)
с изображением кого либо.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1193
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 20 дек 2017, 23:38

...прѣже подъ гласомъ птичемъ всѣка тварь вьстанетъ...


---
Сказание Иоанна Богослова//Срезневский И.И. Древние славянские памятники юсового письма. 1868, С.408


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=124&pagefile=124-0150

124. (1857.) Кирилла иерусалимскаго оглашения с прибавлениями, полууст., ХV века, в четверть, 274 листа


л. 135 об. Оглашение 15. Нач. Христово пришествие поведаем, и не едино тъчию, но и второе, пръваго добрее велми.



Лист 144 об., 10 стр от низа.

"...глас птичь, акы же глас видехом сам Господь в повелении
архангелове и трубе Божии сниде с небесе, архангел возгласи..."


На листе 142 внизу "лютъ зверь змий велик"
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1193
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Валерий Колесников » 20 дек 2017, 23:42

Лемурий писал(а):
Валерий Колесников писал(а): В главе "Русы выпускают в бой неведомое существо"
https://www.e-reading.club/chapter.php/1023361/421/Gyandzhevi_-_Pyat_poem.html. Не знаю может уже обсуждали эту версию.

Даже не представляю великана, привязанного цепью, на древо взгромодившимся. Я бы обратил внимание на КРИК Дива, от которого "всяка тварь пробудилась":

    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ кличетъ връху древа...
1. Крик звѣринъ ;
2. Масштабы пробуждения живой твари от Волги до Сурожа говорят сверхъестественном существе.

Цепью его привязывают когда поймают, а СПИ он описан как вольное существо. Скорее всего в Искандер - наме под неведомым существом описан снежный человек, как сейчас его принято называть. в разных краях его по разному называли. А в те далекие времена на Руси его возможно принято было называть Див -злое порождение Аримана.
Что касается Волги, название этой реки в СПИ есть в нормальном написании, зачем Автору или переписчику коверкать это слово. В том отрывке написано слово "Влозе", вероятно под этим топонимом надо понимать какой то волок, тем более после него следует топоним "Поморье". Вероятно это волок от реки до моря.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 21 дек 2017, 20:27

Валерий Колесников писал(а):Что касается Волги, название этой реки в СПИ есть в нормальном написании, зачем Автору или переписчику коверкать это слово.
- есть версия что переписчик Домид шифровал в этой фразе Псковский Пантелеймонов монастырь. Продолжая эту логику делаю допущение что в исходном СПИ в этой фразе было прописано: доноу и поморию сурожьскуемоу и тьмутороканю.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 21 дек 2017, 22:39

userdez писал(а):http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=124&pagefile=124-0150
На листе 142 внизу "лютъ зверь змий велик"

Ай молодца, Усердец!

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19114
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 22 дек 2017, 17:15

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=124&pagefile=124-0137

124. (1857.) Кирилла иерусалимскаго оглашения с прибавлениями, полууст., ХV века


л. 121 об. Оглашение 14. Нач. Веселися Иерусалиме и ликуйте вси любящеи Исуса, въстал бо есть.

Лист 132, 5 стр. от низа.
"Възыде Богъ въ воскликновении"

У Златоуста "взидет в кличи".
И клич этот издаёт Херувимь и архангелы. Заблуждение,
что они на чём то трубят, просто ГОЛОС трубный.

Вот такая Херувимь!
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1193
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Валерий Колесников » 23 дек 2017, 22:47

Лемурий писал(а): Ай молодца, Усердец!

Изображение

Отрывок хорош, слов нет. Только я сомневаюсь в правильности перевода этой строчки, как «лютый зверь змий велик». Хорошо, что Лемурий выделил этот отрывок крупным планом. Обратите внимание на первое слово в выделенном тексте. Там написано слово «божia» с надстрочными знаками, и над буквой «i» там две точки. А также посмотрите на окончание в последнем слове в выделенном тексте: это слово «писанiи» там буква «i» с двумя точками и за ней идет буква «И» в обычном для нас написании. Теперь переведем нашу фразу дословно: «лють(?) звери змии велики». Т.е. получается, что фразу трактовать надо не как «лютый зверь змий велик», в слове «змiи» нет буквы «Й» там написана буква «И», как и в слове «писанiи». Эта фраза не поясняет для читателя кто такой лютый зверь, дескать «лютый зверь это змей велик». А там, скорее всего, идет перечисление этих тварей во множественном числе: «лють (?) звери змии велики» т.е. лютые звери и змеи великие. Эта фраза не является доказательством того, что лютый зверь это змей великий. Нет. Там лютый зверь это лютые звери (львы), а «змии велики» это змеи большие и те и другие написаны в этом отрывке во множественном числе.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 дек 2017, 12:09

Валерий, если что, буквы «Й» в древнерусском НЕТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19114
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6