Автор "Слова о полку..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 31 дек 2017, 23:16

Mitus писал(а):
краевед писал(а):старец Янь
краевед писал(а): Янь
краевед писал(а):Бояней или бо Яней
краевед писал(а):старца Яня.
тоже заметили, что его не Яном звали, а Янем. Тогда вот и земля будет бояня и это даже не прилагательное и землю бояню могла купить княгыни Всеволожя. Всё у Вас тогда срастается кроме того, что в СПИ раскручен не ЯнЬ, а ЯнЪ. Но есть нюанс: "Рекъ боянЬ и ходына святъ .........


Относительно того, что в "Слове" упоминается имя боянЪ, а не боянЬ может быть связано с неточной передачей оригинала рукописи Мусиным - Пушкиным. В древнерусском списке в конце слов мог стоят во всех случаях знак "Ь": "так называемый нейтральный знак, обнаруженный профессором В.Щепкиным в Саввиной книге". И.Д.Дмитриев - Кельда. О восстановлении списков "Слова...". //Ученые записки Орского ГПИ//На правах рукописи, Т.1, 1956, С.4
Саввина книга. как известно представляет собой образец древнейшего древнерусского письма и была обнаружена под Псковом в Середкинском монастыре. Она представляет собой орнаментированную рукопись написанную кириллицей. По ее содержанию она представляет собой краткое Евангелие - апракос. Вполне возможно, и древняя рукопись "Слова" была написана с нейтральным знаком "Ь" в конце слов, включая и имена.
С наступающим Новым 2018 годом и успехов в деле изучения "Слова"!
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 01 янв 2018, 12:14

краевед писал(а): В древнерусском списке в конце слов мог стоят во всех случаях знак "Ь": "так называемый нейтральный знак, обнаруженный профессором В.Щепкиным в Саввиной книге". И.Д.Дмитриев - Кельда. О восстановлении списков "Слова...". //Ученые записки Орского ГПИ//На правах рукописи, Т.1, 1956, С.4
- поподробнее нельзя расписать? Примеры из Савиной книгы привести? Так-то, если по существу, то в Савиной книге еры и ери прописаны вполне себе адекватно. Листы 25-153 датируются 11-м веком. Вот листы после 25-го и смотрим и видим в отношении ЕРОВ очередной академический заскок.
Лемурий писал(а):Бо (=ибо) Mitus нигилист
либо
Mitus бо (=же) хулитель авторитетов...))
- чем и горжусь ...
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 02 янв 2018, 09:03

Уважаемый краевед, частица «бо» усилительная, ни в одном из вариантов упоминания имени Боянъ нет ни одного имени Янъ отдельно. Ваши же с Mitus находки БоянЬ в слове БОЯНЮ во второй строке (заметьте 1:1 как а в купчей на землю Бояню) говорят лишь о том, у личного имени БоянЪ, притяж. прилаг. БоянЬ и это лишнее свидетельство, что имя Боянъ нераздельно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18988
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 02 янв 2018, 11:20

Лемурий писал(а): Ваши же с Mitus находки БоянЬ в слове БОЯНЮ
- не наши находки и не в этом месте. Я указывал на строку
Mitus писал(а):в СПИ раскручен не ЯнЬ, а ЯнЪ. Но есть нюанс: "Рекъ боянЬ и ходына святъ .........
- так что слово боянЬ даёт при склонении бояня - бояню, а слово боянЪ склоняется бояна - бояну или даст прилагательное "бояново". "землю бояню всю" так и означает землю бояневую всю. А что такое бояневая земля БОГ ВЕСТЬ, но Яны и Яни тут не при чём.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 02 янв 2018, 18:01

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, а не могла ли земля бо Яня именоваться мирским именем Никона (Илариона), ведь сделка в данном случае должна была состояться как светский акт продажи, где должно быть указано и светсое имя владельца земли, умершего к тому времени. Я все же считаю, что речь о продаже все же шла о земле находящейся в Киеве, а не в Тмуторокани.

Уважаемый краевед, как это «светское имя владельца земли», если ктитор записывался по монашескому имени?
Другое дело, что с Никоном Великим всё в нарушение церковных правил, по которым схимники не могут иметь имущество, однако, он взял и приобрёл землю близ Тмуторокани, основал там монастырь, а потом «Велесов внуче» передал всю казну от этого мероприятия Феодосию Печерскому, опять-таки в нарушение всех норм для схимника.

    "Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь, и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь...

    Никонъ же възворотися въспять. Таче пришедъ въ манастырь великааго отьца нашего Феодосия, и вься своя благая предавъ блаженууму, самъ же бѣ съ всякою радостию покаряяся ему, зѣло же любляшет и́, и богодъхновеный Феодосий, яко отьца его себе имѣяшеть..." (ЖФП)
Поэтому и появилась ПРОБЛЕМА с продажей земли, которую приобретал тот, кто не имел права на имущественные приобретения. А выход был найдёт простой:

День памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18988
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 03 янв 2018, 00:35

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, а не могла ли земля бо Яня именоваться мирским именем Никона (Илариона), ведь сделка в данном случае должна была состояться как светский акт продажи, где должно быть указано и светсое имя владельца земли, умершего к тому времени. Я все же считаю, что речь о продаже все же шла о земле находящейся в Киеве, а не в Тмуторокани.

Уважаемый краевед, как это «светское имя владельца земли», если ктитор записывался по монашескому имени?
Другое дело, что с Никоном Великим всё в нарушение церковных правил, по которым схимники не могут иметь имущество, однако, он взял и приобрёл землю близ Тмуторокани, основал там монастырь, а потом «Велесов внуче» передал всю казну от этого мероприятия Феодосию Печерскому, опять-таки в нарушение всех норм для схимника.

    "Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь, и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь...

    Никонъ же възворотися въспять. Таче пришедъ въ манастырь великааго отьца нашего Феодосия, и вься своя благая предавъ блаженууму, самъ же бѣ съ всякою радостию покаряяся ему, зѣло же любляшет и́, и богодъхновеный Феодосий, яко отьца его себе имѣяшеть..." (ЖФП)
Поэтому и появилась ПРОБЛЕМА с продажей земли, которую приобретал тот, кто не имел права на имущественные приобретения. А выход был найдёт простой:

День памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).


Уважаемый Лемурий, почему же Вы считаете, что продажа земли состоялась в день памяти болгарского князя-мученика Бояна 28 марта по старому стилю, если в записи о купчей стоит дата 30 января на память Святого Ипполита? В том, что сделка была совершена именно в день памяти Святого Ипполита тоже может быть заложена определенная символичность. т.к. Ипполит был не просто священником, а епископом и был известен как христианский Богослов, чьи произведения являлись образцом искусства христианской проповеди. Таким же великолепным сказителем выступает и Боян в "Слове" писавший свои труды "старыми словесы" и старец Янь Ипатьевской летописи, от которого Нестор: "азъ слышахъ многа словеса". Старые словеса Бояна и словеса старца Яня, нет ли здесь аналогии?
Ранее Вы писали, что владение Тмутороканской землей в 1083 г. было рискованно в связи с возможностью ее захвата Византией , потому клир КПМ решил продать землю Илариона (Бояна по дню поминовения) княгине Всеволожей. Как Вы считаете, а княгиня Всеволожа не рисковала своим приобритением, если существовала угроза захвата тмутороканских земель византийцами? Думаю, все же речь идет об участке Киевской земли, а не об отдаленной земле в Тмутороканском княжестве.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 03 янв 2018, 08:50

Уважаемый краевед, зачем в день памяти-то Бояна? Никон Великий имя схимническое, а значит изменённое. Монашеское имя было Иларион Киевский - первый митрополит из русичей. Как сказать «Земля Илариона» не называя его, но чтобы другие поняли? Имязамещением по дню поминовения 28 МАРТА.

§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.

§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304

§61. Как рисуется нам Никон по своей жизни и деятельности в Печерском монастыре, так рисуется нам и митрополит Иларион, первый русский митрополит, поставленный Ярославом. Иларион тот же аскет, ископавший себе пещеру для тайной молитвы, и смелый политический деятель, принявший избрание на митрополичий стол Киева. Едва ли древность наша была так богата людьми, подобными Илариону и Никону, чтобы нам пройти мимо такого сопоставления. Тогда вспомним, что жизнь и деятельность Илариона нам известны до постановления его на митрополию в 1051 г., после чего мы совершенно о нем ничего не знаем. Наоборот, великий Никон является в пещере Антония, вдруг когда-то после 1051 г. - 1058 г. Нельзя ли в этом видеть две разорванные части одной биографии, т.е. в лице великого Никона - ушедшего с митрополии Илариона?

В самом деле, в главе II мы имели случай останавливаться на известиях о митрополите Иларионе и установить, что ко времени погребения Ярослава (1054 г.) митрополита в Киеве не было и что под 1055 годом есть известие о пребывании на митрополичьем столе Киева нового митрополита Ефрема. Больше того, известие о рождении Владимира Мономаха у Всеволода от греческой "царицы" (1053 г.) дало нам право предполагать, что постановление Илариона было ликвидировано к 1052-1053 гг. Естественно задаться вопросом, что оставалось делать выбранному было на митрополью собором русских епископов Илариону, когда переговоры с греками привели к его устранению и к постановлению на кафедру предстоятеля русской церкви - Ефрема? "Постникъ" Иларион, по нашему предположению, вновь вернулся к своим подвигам аскетизма в свою прежнюю пещерку с тою разницей против подвигов прежнего времени, что теперь он был не "попомъ", а "мнихомъ". Принятие им великого ангельского образа - схимы - сняло с него сан епископа и возвращало к презвитерству, как могло снять и имя. Принимая остроумное предположение профессора Шлякова, что пострижения того времени происходили обычно в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день, получаем любопытное подтверждение нашей догадки о тождестве Илариона и Никона. Память Никона падала на воскресенье между 1051-1054 гг. один раз: это воскресенье 7 ноября 1053 г.

Итак, чрезвычайно правдоподобным представляется весь ход событий. Иларион, после того как выяснился вопрос о неприемлемости его кандидатуры на митрополичий стол, отстраняется о кафедры и епископства. Выход простой: он принимает схиму и становится презвитером и черноризцем Никоном, великим Никоном, по Житию Феодосия. Куда же отправился новый инок, какой монастырь выбрал он местом своих духовных подвигов? Из предыдущего разбора сведений о начале Печерского монастыря мы уже выводили участие, которое встретил Антоний, не нашедший приюта в киевских монастырях после возвращения из своего путешествия, - со стороны Илариона и, по-видимому, Ярослава, - первого - указавшего свою пещерку, второго - подарившего Антонию землю этой пещеры. Отсюда ясно было нам и некоторое недовольство Илариона тогдашними безуставными монастырями, так как его забота об Антонии иначе понятна быть не может. Но тогда понятно и то, что покинув кафедру, Иларион - теперь великий Никон - не может искать поселения в этих монастырях, а возвращается в свою пещеру к ее новому владельцу и насельнику - Антонию. Это объясняет и то, почему впоследствии Никон, по-видимому, душа и двигатель всей последующей истории скромной пещерки и превращения ее в уставный монастырь, остается в тени в рассказах и своего же летописного свода 1073 г. и в Житии Феодосия...
-----------
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, Спб (1913) 2003, с.104-105

Прочитайте два этих отрывка и ответьте самому себе на один вопрос: кто был ходына до Тмуторокани и редактор 1073 ДКС Никон Великий или Ян?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18988
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 03 янв 2018, 22:42

Уважаемый Лемурий, становится очевидным то, что если продавалась земля Никона, то она могла значиться под вымышленным именем Боянь. Возможно, потому и сделка была заключена именно 30 января на память Святого Ипполита, чтоб скрыть факт продажи именно Никона (Бояня). Конечно, это только предположения, но Вы упоминаете монашеские имена Илариона (Никона), полученные им в разное время. Но, почему нельзя допустить, что мирское имя его не могло быть Янь?
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 янв 2018, 07:01

краевед писал(а):Вы упоминаете монашеские имена Илариона (Никона), полученные им в разное время. Но, почему нельзя допустить, что мирское имя его не могло быть Янь?

Более того, скажу даже точную дату смены монашеского имени Иларион на схимническое Никон, причём Великий, по значимости этого человека для Русской Церкви, по принятию им Великой схимы, и то и другое указывает на бывшего митрополита более чем на другого. А вернулся он туда же откуда и был выбран митрополитом - в печеру, которую сам же и ископал. Итак, дата смены имени:

"Постникъ" Иларион, по нашему предположению, вновь вернулся к своим подвигам аскетизма в свою прежнюю пещерку с тою разницей против подвигов прежнего времени, что теперь он был не "попомъ", а "мнихомъ". Принятие им великого ангельского образа - схимы - сняло с него сан епископа и возвращало к презвитерству, как могло снять и имя. Принимая остроумное предположение профессора Шлякова, что пострижения того времени происходили обычно в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день, получаем любопытное подтверждение нашей догадки о тождестве Илариона и Никона. Память Никона падала на воскресенье между 1051-1054 гг. один раз: это воскресенье 7 ноября 1053 г...
-
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, Спб (1913) 2003, С.104-105

Что касается, уважаемый краевед, мирского имени, то как раз оно могло быть болгарским.

Судите сами:

1. В Тмуторокань Никон пошёл с монахом из монастыря св.Мины а такие ближайшие в Болгариии, на Кипре, но судя по тесному контакту именно с Бллгарией из-за книг переведённых на старославянский, то он был болгарином и бывшим боярином, отсюда видимо и средства на покупку им острова, да и у Никона земли близ Тмуторокани:

    Тъгда же великий Никонъ и другый чьрньць святаго Мины манастыря, болярина тако наречемъ, съвѣщавъшася, тако отъидоста, хотяща особѣ сѣсти. И пришьдъша надъ море, ту же и разлучистася отъ себе, якоже се апостола Павьлъ и Варнава на проповѣдание Христово, якоже пишеться въ Дѣянихъ апостолъ.[30] Боляринъ же, идый къ Костянтиню граду, обрете островъ средѣ моря и ту въселися въ ньмь. Поживе лѣта многа, трьпя зиму и гладъ, и тако успе съ миръмь. Се же и донынѣ островъ тъ зовомъ есть Боляровъ. Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь...(ЖФП)
2. СЗБ Иларион писал с болгарского произведения:

...загадку титулования Владимира и Ярослава каганами не трудно разгадать, если примем что составитель...частей Похвалы безотчетно списал целые выражения и периоды из предполагаемого похвального слова Борису-Михаилу, где тот креститель болгарского народа титулован был каганом...
Равным образом, только механическим копированием сказанного похвального слова можно объяснить употребление в Похвале Владимиру предикатов: "наш учитель и наставник", которые совершенно уместны по отношению к Борису-Михаилу, причтенному тотчас после его кончины к лику святых, но опять-таки неприменимы были в XI стол., при Иларионе, к князю Владимиру, канонизированному лишь в первой половине XIII в. Мимоходом замечу, что у евреев, для величания своих законоведов, духовных вождей и представителей, существовала и существует градация титулов, своего рода табель о рангах: обыкновенный титул - rabh, учитель, равин (основное значение этого слова: господин, властитель, владыка), более почетный титул - rabbi, мой учитель, ещё высший - rabbenu, наш учитель, а наивысший (в по-талмудическое время) - morenu we-rabbenu, наш наставник и учитель"
---------
Барац Г.М. Источники Слова Закона и Благодати и Евангельской песни (К вопросу о еврейском элементе в древнерусской литературе), Киев, 1916, с.22-23

3. Спросите у corvin на каком языке написано СЗБ, а на каком СПИ. На первый взгляд старославянский и древнерусский трудно различим, но для лингвистов увидеть разницу не составит труда.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18988
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 05 янв 2018, 00:55

Уважаемый Лемурий, относительно нашего вопроса есть интересная статья на электронном ресурсе газеты "День" от 03/11/2005, которая на украинском языке называется "Таємниці віщого Бояна", в которой автор статьи Л.Настенко-Капалет приходит к интересному выводу, что Янь умерший в 1106 г. не мог быть Яном Вышатичем. По ее расчетам он не мог родиться в 1016 г., т.к. его отцу Вышате тогда было не более 4 лет от роду. К тому же она ссылается на довольно логическое заключение профессора В.В.Яременко, что странно видеть, что летописцы никак не отметили в летописи заслуги известного певца Бояна, тем не менее воздавали похвалы и славы другим древнерусским книжникам своего времени. Это его натолкнуло на мысль, что в "Слове" его имя было неправильно прочтено исследователями. принявших частицу "бо" за часть имени. Как он предполагает, древнерусского певца звали Янь, а частица "бо", поставленная в начале привела к ошибочному имени Боян. на самом деле по его мнению это бо ЯНЬ, о смерти которого упоминается Нестором под 1106 г. Чтобы прити к такому мнению, не обязательно быть профессором истории, достаточно быть краеведом.
Если интересно, "Таємниці віщого Бояна" или day.kyiv.ua/uk/article/ukraina-incognita/, но там много статей на историческую тематику и предлагаемую мной статью придется искать.
Судя по дате статья была опубликована в газете "День" 03/11/2005г.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 05 янв 2018, 08:55

Впервые эта версия была у А.Л. Никитина в 1990-е, но не прижилась, если хотите поищу первоисточник.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18988
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 05 янв 2018, 09:11

краевед писал(а):К тому же она ссылается на довольно логическое заключение профессора В.В.Яременко, что странно видеть, что летописцы никак не отметили в летописи заслуги известного певца Бояна, тем не менее воздавали похвалы и славы другим древнерусским книжникам своего времени.
- ну и? Старца Яня Нестор отметил как великого сказителя? .......
краевед писал(а):Как он предполагает, древнерусского певца звали Янь, а частица "бо", поставленная в начале привела к ошибочному имени Боян.
- тогда уж не ЯнЬ а ЯнЪ, ибо в СПИ БоЯнЪ бо вещий" а гляньте хотя бы вот ЗВАТЕЛЬНОЕ "О Бояне" которое указывает только на имя Боянъ а не БоянЬ и не на ЯнЪ и тем более не на ЯнЬ. Где-то вот имя БоянЪ можно С БААЛЬШОЙ натяжкой поделить НО НЕ ВЕЗДЕ.......
краевед писал(а):на самом деле по его мнению это бо ЯНЬ, о смерти которого упоминается Нестором под 1106 г. Чтобы прити к такому мнению, не обязательно быть профессором истории, достаточно быть краеведом.
- Так-то если по количеству совпадений то ЯнЪ Вышатичь гаааразда больше подходит. И он явно и был прототипом для БОЯНА! Автора СПИ.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 05 янв 2018, 10:52

Mitus писал(а):Так-то если по количеству совпадений то ЯнЪ Вышатичь гаааразда больше подходит. И он явно и был прототипом для БОЯНА! Автора СПИ.

Mitus, Вы так похулилите авторитетов, покритикуете участников, а потом ляпните что-нибудь СВОЁ и только Диву даёшься.
Как это Боянъ мог быть Автором СПИ, если:
1. Начнём же песнь НЕ по замышлению Бояню;
2. Боян пел старым князьям;
3. Боян напрямую обращался к Всеславу Полоцкому с «осмысленной» припевкой;
4. Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича;
5. Боян обращается к хоти (=жене) когана, а это могла быть только Ингигерда - жена когана Ярослава, ибо литературный титул «Коган» Иларион использовал только для двух князей: Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18988
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 05 янв 2018, 20:24

Лемурий писал(а):Как это Боянъ мог быть Автором СПИ, если:
- согласен что написал я неразборчиво. Речь же у нас шла о том кто был Бояном в СПИ а не кто был Автором СПИ. Напишу более разборчиво: Прототипом Бояна у Автора СПИ по моему мнению был ЯнЪ Вышатичь а не старец ЯнЬ о котором Нестор пишет.
Mitus писал(а):если по количеству совпадений то ЯнЪ Вышатичь гаааразда больше подходит. И он явно и был прототипом для БОЯНА
- я там ляпанул ! для усиления а получилось как точка. Но сами гляньте: ЯнЪ Вышатичь у меня проптотип для Бояна у Автора СПИ. Если Боян у меня ЯКОБЫ = Автор СПИ то ЯнЪ Вышатич = Автор СПИ и это нонсенс. Вроде всё.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 05 янв 2018, 23:57

Лемурий писал(а):Впервые эта версия была у А.Л. Никитина в 1990-е, но не прижилась, если хотите поищу первоисточник.


Уважаемый Лемурий, впервые такую версию высказал еще А.Вельтман в 1842 г., которую в ЭСПИ автор статьи о Бояне Л.А.Дмитриев относит к разряду "не только догадок, но остроумных и весьма убедительных гипотез". А.Вельтман уже тогда предполагал, что Боян, это искаженное имя Яна Вышатича, имя которого ЯН, переписчик соединил с частицей "бо" и "получился" - "Боян".
Конечно, пока остается весьма спорным вопрос, о каком старце Яне упоминает Нестор в ПВЛ, умершем в 1106 г. и похороненым в Киево - Печерском монастыре. Если речь могла идти о Яне Вышатиче, то странно выглядит ситуация при которой вовсе не упоминается о его жене Марии, похороненной в этом же монастыре в 1091 г., рядом с Феодосием. Яна Вышатича похоронили бы рядом с женой и Феодосием, который еще при жизни Марии приходил в дом Яна Вышатича и подолгу беседовал с супругами о Боге и это было бы символично и отразилось бы в летописи. Думаю, летописец Нестор обязательно упомянул бы об этом, если бы старец Ян был все же Янем Вышатичем.
Видимо, речь идет об другом Яне, который так же был удостоен чести быть похороненным в этом же монастыре за свои заслуги перед Богом и церковью как праведник.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 6