Модератор: Лемурий
corvin писал(а):Какие торговые пути потерялись? Которые проходили по половецкому полю?
corvin писал(а):Какое отношение имел Залозный путь к Каневу?
corvin писал(а):Большая часть Залозного торгового пути проходила по Половецкому полю. Вы же рассуждаете о меньшей части, которая была на территории Руси.
userdez писал(а):"Рай мысленный, в нем же различныя цветы... ".Фонд 304/2, номер 51.
Лемурий писал(а):краевед писал(а): А.Л.Никитин взял на себя смелость возразить. что в "Слове" просматривается свадебная направленность похода Игоря.
Мы имеем, уважаемый краевед, дело с былинным сказом. Автор вполне мог знать о таком эпосе и построил «Слово» на былинный лад (по былинам сего времени). Тут и «сватов попоиша», и брошенные под ноги попоны, и «красные девы половецкие» как главный трофей:«В «Книге моего деда Коркута», в перечне добычи Бамси-Бейрека, «голубоглазые девы» помещены между дорогими тканями и панцирями…»
Хоть, на самом деле, поход и был вылазкой пограбить пустые вежи, Автор его описывает как неудачный свадебный поход.
—-
Липец Р. С. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе // Фольклор и историческая этнография. М., 1983, С.47
А вот как описывается завоевательный "свадебный поход" в «Книге моего деда Коркута»:«Церковь гяуров они разрушили, на ее месте построили мечеть; их попов перебили, громким голосом произнесли призыв к молитве, прочитали хутбу во имя всемогущего бога. *Из пестрых рядов стана, из чистого кумача, из голубоглазых дев, из девяти панцырей, из золотого шитья и сукна*, (из всего) они отделили пятую долю для хана ханов Баюндура. Сын Бай-Бура-бека Бейрек взял дочь царя Бай-Биджана, вернулся к своему белому шатру с белым верхом, стал праздновать свадьбу. Из тех сорока джигитов одним дал девиц хан Казан, другим — Баюндур-хан; Бейрек также выдал своих семерых сестер за семь джигитов. В сорока местах поставили шатры; тридцать девять девиц выпустили стрелы на свое счастье, тридцать девять джигитов пошли за стрелами; сорок дней, сорок ночей пировали и праздновали свадьбу. Бейрек и его джигиты достигли цели своих стремлений, дали другим то, к чему они стремились...»
В русской народной сказке «Царевна-лягушка» тоже же есть тюркский свадебный обычай с выпущенными стрелами.
—-
* По OSG (45): tokuzlama cargab cuxa; Erg (153): tokuzlama cirgap cuha 'из материи с (золотым) шитьем в девять рядов' (примерный перевод). См.: ER (338, под словом doquz cargab coha); OSG (135, под словом dokuzlama cargap). Не лучше ли слово tokuzlama производить не от слова dokuz // tokuz 'девять', а от слова tokuz ‘густой', 'плотный', 'компактный' (Д. А. Магазаник. Турецко-русский словарь. М., 1931, стр. 624).
——
ПЕСНЬ О БАМСИ-БЕЙРЕКЕ, СЫНЕ КАН-БУРЫ//КНИГА ДЕДА КОРКУТА
P.S. Обращаю внимание на трофеи: Erg (153): tokuzlama cirgap cuha 'из материи с (золотым) шитьем в девять рядов", а аксамиты - это царская византийская ткань в шесть нитей от греч. εξα шесть + μιτος нить.
краевед писал(а): Опять же, здесь мог быть отражен древний обряд пускания стрел.
краевед писал(а):Не обязательно было придерживаться строго всего свадебного обряда с пусканием стрел половчанками. Размещать вместе с этим 40 шатров, это же какую территорию надо было занять. чтобы в точности повторить свадебную церемонию, к тому же гулять свадьбу 40 дней и ночей. В этом случае мог соблюдаться не весь свадебный обряд. а его отдельные элементы, наиболее значимые, к которым как одним из основных элементов, возможно, относился и обряд пускания стрел.
краевед писал(а):Думаю, летописец Переяславля прекрасно знал обстоятельства похода Игоря в половецкую степь как похода за невестой, отмечая трехдневное стояние Ольговичей на вежах, ведь и сейчас свадьбы длятся три дня. Перед летописцем стояла задача высмеять Ольговичей, потому он и не упоминал о свадебном пире. Ведь в этом случае гости половцев представали бы в роли пострадавшей стороны, что никак бы не вязалось с задачей посмеяния незадачливых Ольговичей, безупречно гулявших на вежах. Для набега весьма подозрительно выглядит беспечность Ольговичей, стоявших на вежах три дня. к тому же "веселяще". А бахвальство Ольговичей. желающих после захвата веж пойти далее "за Дон" скорее всего напоминает пьяные разговоры, мол теперь нам "море по колено". Как бы там ни было трехдневное стояние на вежах вызывает подозрение, что речь идет о свадебном пире.
corvin писал(а):Ужанков например утверждает, что СПИ это иллюстрация библейской притчи о блудном сыне. Причем здесь тогда свадьба?
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 148