Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 06 авг 2021, 23:39

Отвечу, уважаемый Лемурий, относительно находки Сумарукова. Можно было бы согласиться с Вами, что имя Мария. обнаруженное неоднократно Сумаруковым и имя Роман. обнаруженное А.А.Горским как анаграмма могли бы быть отнесены к имени Богоматери и Романа Сладкопевца, но метод поиска акростихов предложенный Сумаруковым
меняющим построчное написание "Слова" не может быть признан правильным, т.к. используя изменение построчного написания можно получить любой результат. Как показал на одном из примеров А.Л.Чернов с помощью изменения построчного написания можно обнаружить угловой акростих "матрос Дыбенко".
Пока неизвестно как выглядел на самом деле древнерусский список "Слова" о каких либо акростишных прочтениях говорить преждевременно и были ли они вообще?
Лично меня удивляет насколько много получается осмысленных затаенных чтений при написании Е.списка без разделения на слова. Такое количество скрытых прочтений невозможно списать на случайно получившиеся чтения.
Я считаю, что текст "Слова" был написан таким образом, что автором в тексте были оставлены скрытые чтения. позволявшие понять истинный смысл явного текста. В отличие от Сумарукова мною не предпринимались попытки изменить построчное написание "Слова" по Е. списку. Подчеркну еще раз. что меня удивляет такое количество осмысленных чтений, из которых можно составить целые фразы.
Я предполагаю. что Е. список практически в точности повторял список "Слова", принадлежащий А.Мусину - Пушкину.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 авг 2021, 00:16

userdez писал(а):Интересно, что в 'Задонщине" упоминаются и славий, и щур, как в Минее о Романе, хотя и в другом контексте.

Есть, но по контексту к птицам, а не человеку относится:

    «Туто щурове рано въспѣли жалостные пѣсни у Коломны на забралах, на воскресение, на Акима и Аннинъ день. То ти было не щурове рано въспѣша жалостныя пѣсни, восплакалися жены коломеньские, а ркучи тако: «Москва, Москва, быстрая река, чему еси залелѣяла мужей наших от нась в землю Половецкую?
    —-
    О соловей, лѣтняя птица, что бы ты, соловей, выщекотал славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андрѣевичю, и земли Литовской дву братом Олгордовичем, Андрѣю и брату его Дмитрею, да Дмитрею Волыньскому!»
    (Задонщина)
Безбожно скомпилированный со СПИ плагиат, без понимания метафор и библеизмов. Вот и "славий" из Минеи за 1 Окт. о гимнографе Романе Сладкопевце в соловья, певчую птицу превратился.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 авг 2021, 00:37

краевед писал(а): Как показал на одном из примеров А.Ю.Чернов с помощью изменения построчного написания можно обнаружить угловой акростих "матрос Дыбенко".

И чем этот "метод", уважаемый краевед, отличается от

    "в статье В.В.Колесова об анаграммах в "Слове" в ЭСПИ - "и беША дебрРЬ КисАНЮ" - ШАРКАНЮ..."
Буквы с начала слова присоединяют к буквам с конца слова. Где правила «свивания»?

краевед писал(а):Пока неизвестно как выглядел на самом деле древнерусский список "Слова" о каких либо акростишных прочтениях говорить преждевременно и были ли они вообще?

А вот тут Вы ошибаетесь. Канон, как Вы знаете, состоит из 12 песен, каждая песня имеет библейскую строку, называемую ирмос (=образец) и тропари, построенные по примеру ирмоса и прославляющие текущие события. Получается ирмосы "славы ветхозаветного времени", а тропари - "славы сего времени". Весь канон легко разбивается по ирмосам (библейским строкам), а далее выделяются тропари каждой песни. Так вот акростих свивали из краестрочий либо ирмосов, либо тропарей, причём 2-ю Песнь традиционно упускали. Самое большое количество акростихов, как правило и имя автора, было в последней 12 Песни "Богородничной". Как бы не "слеплен" был бы тест из букв без пробела, начало и конец 12 ирмосов легко находился, а от них и разбивка на тропари, так же имеющих начало и конец предложения. Мезостих (из середины текста) в XI веке (время Бояна) никто не употреблял, так что заранее от него откажитесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 09 авг 2021, 00:09

Уважаемый Лемурий, как Вы заметили, Сумаруков выделял только акростишные прочтения, а не пытался свивать для получения искомых срытых прочтений в тексте "Слова". По тому же пути пошли и другие исследователи, обнаружившие в тексте "Слова", особенно в конце акростишные прочтения, опять же путем выделения акростиха, а не свивания "слав оба полы", т.е. свивания начала и конца вокруг текста "Слова".
Да. могу согласиться, что для XI в. это было вероятнее всего единственным способом скрыть с помощью свивания начальных и конечных букв какую либо затаенную информацию, включая сюда и скрытое имя автора. Но "Слово" произведение конца XII в., а возможно и XIII в.. а возможно и XIV в. Для этого времени характерным явлением было проникновение в Русь тайнописи, пришедшей из западных стран и южной Европы. включая Болгарию и Византию.
Считаю, что перечисление автором "Слова" иноземцев. хвалящих Святослава: "ту немци и венедици ту греци и морава поютъ славу Святославу кають князя Игоря" имеет двойной смысл. С одной стороны как реальные представители западных стран. с другой это намек для подготовленного читателя о наличии тайнописи в "Слове", пришедшей из этих стран и использованной автором "Слова" в своем произведении. В следущий раз на основе текста по Е.списку я покажу такую возможность. где могут сочетаться эти виды тайнописи.
Что же касается примера приведенного В.В.Колесовым из работы Г.Карпунина "и беША дебРЬ КисАНЮ" - "ШАРКАНЮ", то от предполагаемого свивания краестрочий этот пример отличается тем, что скрытое прочтение ШАРКАНЮ получается не с помощью свивания краестрочий. а является скрытым анаграммным прочтением. полученным путем поднимания одних букв над другими и не зависит от построчного написания текста.
Это совершенно различные формы формирования затаенных текстов. не зависимх друг от друга.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 авг 2021, 11:56

краевед писал(а):Сумаруков выделял только акростишные прочтения, а не пытался свивать для получения искомых срытых прочтений в тексте "Слова". По тому же пути пошли и другие исследователи, обнаружившие в тексте "Слова", особенно в конце акростишные прочтения, опять же путем выделения акростиха, а не свивания "слав оба полы", т.е. свивания начала и конца вокруг текста "Слова".

Отнюдь, уважаемый краевед. Он брал первую, последнюю или среднюю букву без всяких правил "свивания". Единственным критерием его "отбора" это количество букв в строке, он определил её в 33+/-5, но и здесь не соблюдал правила.

Изображение

По-хорошему, не видел ни одной рукописи больше чем 24 буквы на строку. Обычно 18-22. Главное другое, "правила" такого в других летописях нет.

краевед писал(а): Да. могу согласиться, что для XI в. это было вероятнее всего единственным способом скрыть с помощью свивания начальных и конечных букв какую либо затаенную информацию, включая сюда и скрытое имя автора. Но "Слово" произведение конца XII в., а возможно и XIII в.. а возможно и XIV в. Для этого времени характерным явлением было проникновение в Русь тайнописи, пришедшей из западных стран и южной Европы. включая Болгарию и Византию.

Нет, не позднее 1187-1194 ибо НЫНЕ только в это время стяги Рюрика и Давыда стояли в Вышгороде. Автор пишет о свивании слав сего времени как о известном способе оформления канонов. Приёмы гимнографов Устава ВКЦ у последователей Студийского Устава (после 1060-х) вызывали иронию в плане заимствования первыми тропов языческого периода, украшение канонов акростихами, что во времена Автора СПИ уже не делали.

краевед писал(а):Считаю, что перечисление автором "Слова" иноземцев. хвалящих Святослава: "ту немци и венедици ту греци и морава поютъ славу Святославу кають князя Игоря" имеет двойной смысл. С одной стороны как реальные представители западных стран. с другой это намек для подготовленного читателя о наличии тайнописи в "Слове", пришедшей из этих стран и использованной автором "Слова" в своем произведении. В следущий раз на основе текста по Е.списку я покажу такую возможность. где могут сочетаться эти виды тайнописи.
Что же касается примера приведенного В.В.Колесовым из работы Г.Карпунина "и беША дебРЬ КисАНЮ" - "ШАРКАНЮ", то от предполагаемого свивания краестрочий этот пример отличается тем, что скрытое прочтение ШАРКАНЮ получается не с помощью свивания краестрочий. а является скрытым анаграммным прочтением. полученным путем поднимания одних букв над другими и не зависит от построчного написания текста.
Это совершенно различные формы формирования затаенных текстов. не зависимх друг от друга.

Раз считаете, то сформулируйте правило такого свивания.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 12 авг 2021, 23:27

Я думаю, что поиски возможных затаенных текстов в "Слове" созданных при помощи свивания краестрочий необходимы и полезны для общего понимания структуры текста "Слова". тем не менее взгляд на то, что в "Слове" может присутствовать только система свивания словес как скорее не тайнопись, а форма художественного оформления текста ввиду ее распространенности в церковнославянской литературе, не дает рассматривть варианты других способов написания затаенных текстов. я не зря обращал внимание на то. что в перечислении народов. поющих славу Святослав: "ту немци и венедици ту греци и морава поютъ славу Святославлю каютъ князя Игоря" мог быть заложен двойной смысл. согласно которому речь может идти о реальном событии прославления Святослава и вместе с тем являться намеком на присутствии в тексте "Слова" затаенных чтений, написанных с помощью тайнописи. Ведь слово -ТУ могло означать и здесь. в тексте "Слова" можно обнаружить способы тайнописи, пришедшх в Русь из Германии (немцы), Италии (венедицы), Византии (греци) и Чехии (морава), что являлось неким маркером, оставленном автором "Слова" для читателя, могущего заглянуть внутрь произведения.
Очень показательным примером, в котором можно увидеть необычайно осмысленные чтения, предположительно вариантов сразу трех систем тайнопси в одном месте, может послужить такой фрагмент "Слова"

УСОБИЦАМИПОГЫБАШЕТЬЖИЗНЬДАЖДЬ
БОЖАВНУКАВЪКНЯЖИХЪКРАМОЛАХЪ
ВЕЦИЧЕЛОВЕКОМСКРАТИШАСЬТОГДА
ПОРУСКОИЗЕМЛИРЕТКОРАТАЕВЕ
КИКАХУТЬНЪЧАСТОВРАНИГРАЯХУТЪ
ТРУПИАСЕБЕДЕЛЯЧЕАГАЛИЦЫСВОЮ
РЕЧЬГОВОРЯХУТЪХОТЯТЪПОЛЕТЕТИ
НАУЕДИЕТОБЫЛОВЪТЫРАТИИ

БОЖА ЦИ РУКА ИСУСО ИОВЕ ТО РОБЯХЫ.
Причем, слова БОЖА ЦИ РУКА читаются в двубуквенном сочетании сверху вниз. Связанное с этим текстом имя ИСУСО написано по диагонали. Фраза ИОВЕ ТО РОБЯХЫ читается в двстрочии снизу вверх в двустрочии вправо.
Я констатирую тот факт. что необычайно осмысленные чтения связанные с именем Исус присутствуют. вместе с тем и именем вероятнее всео автора "Слова" находится в тексте Е.списка. Смысл фразы понять не мудрено - С Божьей помощью Исуса делал Иов. Можно конечно сослаться на невероятную случайность появившегося затаенного чтения, но таких "случайностей" в тексте "Слова" предостаточно.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Наводити поганыя на жизнь Всеславлю

Сообщение Лемурий » 13 авг 2021, 00:56

Думал, что это "тёмное место" не поддастся, однако, ответ нашёл среди откинутых версий:

    "Однако с наибольшей полнотой поэтическое понимание автором «Слова» текста «Повести временных лет» нашло себе выражение не в этих «случайных» упоминаниях, только «инкрустирующих» поэтический рассказ «Слова», а в образах двух зачинщиков феодальных смут, двух родоначальников самых беспокойных княжеских гнезд — Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого.

    Перед нами в «Слове» не только портреты двух этих князей, но в известной мере суммарные характеристики их непокорных и суетливых потомков — ольговичей и всеславичей. В самом деле, по мысли автора, князья и княжества всегда являются носителями славы их родоначальников, предков, основоположников их независимости: черниговцы без щитов с одними засапожными ножами кликом полки побеждают, «въ прадѣднюю славу». Изяслав Василькович позвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, «притрепа славу дѣду своему Всеславу»; Ярославичи и все внуки Всеслава уже выскочили «изъ дѣдней славѣ»; Всеслав, захватив Новгород, «разшибе славу Ярославу» и т. д. Все это не пустые слова: с точки зрения автора «Слова», славу современных ему князей и княжеств уставили «деды», следовательно, «деды» нынешних князей черниговских и полоцких — Олег Святославич и Всеслав Брячиславич — живы в деяниях своих потомков. Автор «Слова» не случайно дает характеристику именно этим князьям: он говорит о их злосчастной судьбе, чтобы призвать к миру и согласному действию против степи их беспокойных потомков. Представления о том, что сыновья и внуки продолжают политику отцов и дедов, были обычными в Древней Руси.

    Характеристика Олега Гориславича предшествует сообщению о поражении Игоря. Поражение Игоря рассматривается как непосредственное следствие политики феодальных раздоров, начавшейся при Олеге. Рассказав об усобицах Олега, автор «Слова» переходит прямо к поражению Игоря: «То было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!», то есть те все несчастья были от тех ратей и тех походов, но эта рать Игоря превзошла своими последствиями усобицы Олега. Рассказу о Всеславе в «Слове» непосредственно предшествует обращение к потомкам Всеслава и их противникам Ярославичам.

    В самом деле, как понять следующее место «Слова»: «Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо бѣша насилие отъ земли Половецкыи!».

    О каком Ярославе здесь идет речь? Может быть, это Ярослав Всеволодович Черниговский, как думают одни комментаторы? 1) ...

    Совсем неточно определяет Ярослава А. В. Соловьев в своей, в общем превосходной, работе «Политический кругозор автора „Слова о полку Игореве“». Он пишет: «Следующее обращение — «Ярославе и вси внуци Всеславли» — опять называет неизвестного нам князя, происхождение которого трудно установить. Многие комментаторы полагают, что это Ярослав Юрьевич Турово-Пинский, участник похода 1184 г. на половцев (правнук Святополка Изяславича); другие считают, что это опять упоминается Ярослав Всеволодич Черниговский. Но нам кажется, что по всему контексту («Ярославе и вси внуци Всеславли... уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ») здесь имеется в виду еще какой-то полоцкий князь, один из многих правнуков вещего Всеслава. Они своими крамолами (раздоры между Васильковичами, Глебовичами и Борисовичами) начали наводить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеславлю, т. е. половцев на русское полоцкое княжество, на богатство и наследство Всеслава. Полагаем, что тут намек на события 1180 г., когда раздоры между линиями полоцких князей вызвали приход Игоря северского к Друцку вместе с ханами Кончаком и Кобяком, бывшими тогда его союзниками»2."

    ---
    Источники:
    1.Вяземский П. Замечания на «Слово о полку Игореве». СПб., 1875. Исследования о вариантах. СПб., 1887.
    2. Соловьев А. В. Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве»..., с. 84.

    ---
    Лихачев Д. С. Исторические и политические представления автора «Слова о полку Игореве» //"Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.,1985.

Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!

Именно обращение к Ярославу Черниговскому, представителю Ольговичей, и ко всем внукам Всеслава Полоцкого, поскольку именно они своими крамолами в 1180 привели половцев к Друцку (Полоцкое княжество):

    "Сдумав же Ярославъ [Черниговский] съ Игоремь [Святославичем] поидоста къ Дрьютьску, поемше с собою Половцѣ, а Всеволода [Святославича], Игорева брата, оставиша в Черниговѣ, и Олга Святославича. И придоша Полотьскии князи въ стретение, помагающе Святославу [Всеволодовичу]: Василковича(2) Брячьславъ изъ Витебьска [и] братъ его Всеславъ с Полочаны, с ними же бяхуть и Либь, и Литва, Всеславъ Микуличь [внук Володаря Васильковича] из Логажеска, Андрѣи Володьшичь [внук Василько Рогволодовича] и сыновець его Изяславъ [Мукулич, внук Володаря Васильковича], и Василко Бряцьславичь [внук Василька Рогволодовича]; снемшеся вси, поидоша мимо Дрьютьскъ противу Святославу [Всеволодовичу]..." (Ипат. 1180)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 16 авг 2021, 22:59

Если речь идет о событиях у Друцка, то тогда можно не сомневаться, что речь может идти о Ярославе Черниговском, как одной из сторон усобицы 1180 г. в полоцких землях. Интересно. что как один из участников не упоминается в "Слове" Святослав Всеволодович, хотя. насколько я помню он был одним из участников похода.
Хотелось бы обратить внимание на два места в "Слове" как на прекрасные образцы древнерусской тайнописной мысли, в которых скрыто имя "словутного певца Митусы". Структура образования затаеннных чтений имени Митуса сходна в формировании затаенных чтений его имени, с той лишь разницей, что в одном из фрагментов имя читантся сверху вниз, а в другом снизу вверх. Имя Митуса читается с помощью перескакивания через строку. Такая форма написания затаенных чтений была хорошо известна в русских памятниках письма.

СУТЬБОУВАЮЖЕЛЕЗНИПАПОРЗИПОДЪШЕЛО
МЫЛАТИНЪСКИМИТЕ МИТ РЕСНУЗЕМЛЯ
ИМНОГЫСТРАНЫХИН ОВА ЛИТВАЯТВЯЗИ
ДЕРЕМЕЛАИПОЛОВЦ ИСУ ЛИЦИСВОЯПОВРЪГО
ШААГЛАВЫСВОЯПОКЛОНИШАПОДЪТЫИ

ВЪОБИДУНЪСЕЗЛОКНЯЖЕМИНЕПОСОБИЕ
НАНИЧЕСЯГОДИНЫОБРАТ ИШАС ЯСЕУРИМ
КРИЧАТЪПОДЪСАБЛЯМИП ОЛОЕ ЦКИМИ
АВОЛОДИМЕРЪПОДЪРАНА МИТУ ГАИ
ТОСКАСЫНУГЛЕБОВУВЕЛИКИЙКНЯЖЕ
ТОСКАСЫНУГЛЕБОВУВЕЛИКИИКНЯЖЕ

МОИ МИТУС

Я выделил только имя, хотя оно находится в обрамлении других затаенных чтений, позволяющих более полно оформить скрытое от посторонних глаз затаенное имя Митусы. В первом фрагменте оно сопровождается словами
ВИТЕИ ТЕ УН МИТРЕ МИТУСИ ИМЕ МОИ. В другом фрагменте МОИ ИМЕНЕ МИТУСЕ ПЕСЕВЕ ТУ.
Интересна сама форма намека про годины, которые "обратишася". Так и имя в отличие от одного фрагмента относительно другого читается в обратную сторону снизу вверх, т.е. "обратишася".
Обращает на себя внимание и тот факт, что затаенное имя по Екатериненскому списку в обоих случаях написано вверху листа. что говорит о довольно точном делении полистно копии с древнерусского списка.
В обоих случаях можно говорить о системе написания затаенного имени Митусы как пример древнерусского витейства. Если признать, что мы имеем дело с затаенным именем Митусы. то тогда может рухнуть еще одна барикада. возведенная противниками древности "Слова", т.к. певец Митуса являлся реальной личностью, отмеченной как прославленный певец. если он был просто певцом с прекрасным голосом. то это никак не опровергает и наличия у него поэтического таланта.
Системы тайнописи, известные на Руси были были более разнообразны, особенно в конце 12 - нач. 13 вв., поэтому сводить наличие тайнописи "Слова" только к форме "свивания краестрочий" с выделением акростиха совершенно недостаточно для получения нужного результата.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 авг 2021, 07:54

краевед писал(а): Если речь идет о событиях у Друцка, то тогда можно не сомневаться, что речь может идти о Ярославе Черниговском, как одной из сторон усобицы 1180 г. в полоцких землях. Интересно. что как один из участников не упоминается в "Слове" Святослав Всеволодович, хотя. насколько я помню он был одним из участников похода…

Святослав Всеволодович, уважаемый краевед, из Новгорода шёл, где накануне 14 июня 1180 одновременно (!) с Романом Ростиславичем в Смоленске был отравлен Мстислав Ростиславич Храбрый. «И болезнь крѣпка. И охудѣвающи силѣ. И отоимающи языкъ» (Ипат.1179, по Бережкову 1180/81 по дню недели 13.06 пятница в 1180).
Симптомы подходят под отравление чемерицей.

    « «О злое, острое оружие диаволе и стрѣла, лѣтяща с чемеремъ!» (Даниил Заточник новгородскому князю Ярославу Владимировичу о злых жёнах)

И посажен в Новгороде был сын Святослава Владимир - cui prodest (Кому выгодно?):

    «Въ лЂто 6688 [1180]. Переставися кънязь Мьстиславъ НовегородЂ Ростиславиць, вънукъ Мьстиславль, мЂсяця июня въ 14, и положиша и въ святЂи Софии у святыя Богородиця. И послаша новгородьци къ Святославу въ Русь по сынъ, и приведоша Володимира въ Новъгородъ…»(1-я Новг.)
На «жизнь» (=достояние) Всеслава город Друцк, первое упоминание при Всеславе Полоцком, навели Половцев Ярослав Черниговский и Игорь Святославич, а Литву все внуки Всеславовы, кроме Глеба Рогволодича Друцкого, кому город и принадлежал и кто поддерживал Ростиславичей, отсюда своими крамолами поганых наводите.

:arrow: Алексеев Л.В. Полоцкая земля (очерки истории Северной Белоруссии в IX–XIII вв.). М.: Наука, 1966, С.280-282

Изображение
Там же С.281
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 окт 2021, 21:30

Здравствуйте , Лемурий!

«Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти;»
Д.С Лихачев так переводит эту фраза: « Лучше изрубленным ( убитым ) быть нежели пленному быть.»
Крылатая фраза «Русские не сдаются» обдетела весь мир в годы Первой мировой войны. Во время ВОВ защитники Брестской крепости писали на ее стенах «Умрем , но не уйдем», « Я умираю , но не сдаюсь» , « Погибнем , но не сдадимся» т.е. воевать будем до смерти . В «Слове…» в тексте
«Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти» заложены два смысла : умение побеждать и умение сдаваться.
Умение побеждать, вести борьбу на войне и неумение сдаваться приводит к сильной фиксации на чем либо . « Я это хочу и чего мне это не стоило я это получу .»
"Хощу бо, - рече, - копие приломити
конець поля Половецкаго,
съ вами, русици, хощу главу свою приложити,
а любо испити шеломомь Дону .»
Потребность в воде у человека гораздо сильнее , чем в пищи. Переносно « любо испити шеломомь Дону» - необыкновенное сильное желание . Жажда мучит человека ,пока он не напьется воды . И в этот момент ,Игорь должен был провести трезвую оценку чего именно ему и войску будет стоить данный поход . Но ,
«Спалъ князю умь
похоти,
и жалость ему знамение заступи
искусити Дону великаго.» Далее по тесту развивается иллюзия собственного всемогущества, более свойственная младшей юной дружине .
«Седлай, брате,
свои бръзыи комони,
а мои ти готови,
оседлани у Курьска напереди.
А мои ти куряни - сведоми къмети:
подъ трубами повити,
подъ шеломы възлелеяны,
конець копия въскръмлени;
пути имь ведоми,
яругы имь знаеми,
луци у нихъ напряжени,
тули отворени,
сабли изъстрени;
сами скачють, акы серыи влъци въ поле,
ищучи себе чти, а князю славе"
.Игорь «вцепился» в иллюзию и принял окончательное решение «Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
и поеха по чистому полю…». Но реальность была совсем другая
«Бишася день,
бишася другый;
третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы.» Игорь начинает понимать, что можно убиться в борьбе с половцами ,а можно сдаться в плен и сохранить жизнь . Но « Победители никогда не сдаются, а сдавшиеся никогда не побеждают .»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 окт 2021, 23:22

Рад, Татьяна, снова видеть на НГ!
Zinchenko_tanya писал(а):«Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти;» Д.С Лихачев так переводит эту фраза: «Лучше изрубленным (убитым) быть нежели пленному быть.»

А Автор говорит, что Боян перед тем как князьям песнь складывал на 10-струнной псалтири, сперва одну из струн задействовал.

    "Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего... Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве..." (Беседы на псалмы, святитель Василий Великий, толкование Пс.32:2)
Вот так тронет струну "не убий" или "не лжесвидетельствуй" - сразу звучит песнь о "храбром" Мстиславе, который дал слово на борьбу без оружия, а сам зарезал Редедю, помолясь Богородице.
Или о Романе Красном, иже нанял половцев на усобицу, да и тех обманул, вот и лежат его кости без погребения близ Тмуторокани до сих пор.

Или тронет струну "Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего" и сразу звучит песнь про стадо галок, что бегут на уедие к Дону Великому.

Или снова струну "не лжесвидетельствуй" - «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ». о том как Игорь обещал, но уклонился от похода Кунтугдыя в феврале 1185.

Zinchenko_tanya писал(а): Крылатая фраза «Русские не сдаются» обдетела весь мир в годы Первой мировой войны. Во время ВОВ защитники Брестской крепости писали на ее стенах «Умрем , но не уйдем», « Я умираю , но не сдаюсь» , « Погибнем , но не сдадимся» т.е. воевать будем до смерти.

Разница в том, что бойцы ВОВ сказали и исполнили, а Игорь пообещал и не сделал, ВСЕ попали в плен живыми, ни один не предпочел быть порубленным. На момент написания СПИ Автор об этом знал, Это очевидная ирония. а "струна" называется: Ὑπερηφανία — гордыня, заносчивость.

Zinchenko_tanya писал(а):"Хощу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону .»

Преломить копьё о конец поля Половецкого - это когда ВСЕХ врагов победил и оружие уничтожил за ненадобностью и снова гордыня и заносчивость. Разве было возможно столь малыми силами завоевать ВСЁ поле? Нет.

Zinchenko_tanya писал(а): «Спалъ князю умь похоти, и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго.»

"И потемнѣ ми сердце похотïю и прѣступивъ заповѣдь Господню ..."("Заветы патриарха Иуды сыновьям своим"). ОПЯТЬ про преступление заповеди.

Zinchenko_tanya писал(а):Далее по тесту развивается иллюзия собственного всемогущества, более свойственная младшей юной дружине. Игорь начинает понимать, что можно убиться в борьбе с половцами, а можно сдаться в плен и сохранить жизнь . Но «Победители никогда не сдаются, а сдавшиеся никогда не побеждают».

Вот только после побега Игоря "А они вси держими бяху твердо, и стрегоми, и потвержаеми многими желѣзы и казньми" (Лавр.1186).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 окт 2021, 19:37

Здравствуйте , Лемурий!
Текст в»Слове…» , как и в «Библии», содержит множество смыслов :
1) Прямой или буквальный.
2)Аллегория – содержание передается подразумеваемое.
3) Духовный – смысл христианских вероучений.
«Своеобразие христианской модели состояло в идеи иерархического соединения всех смыслов и перехода к смысловым уровням, начиная с низшего буквального смысла к таинственному Божественному.»
Каков прямой смысл текста :
«Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»?
1)Боян не называет инструмента на котором играет, лишь приводит пример звукоизвлечения из струн при помощи пальцев . Таким струнно – щипковым инструментом могли быть гусли : крыловидные , псалтирь , столовидные. Принципиальных различий в игре на этих инструментах по существу не было .
2) Аллегория –«задеть за живую струну» -иносказательно затронуть чувствительное место.В древности струны делали из жил. « Гусли бо строятся персты ,а тело основывается жилами.»( Слово Даниила заточника ….)
О чем рассказывал автор Боян «княземъ славу рокотаху»?
Как правильно пишите Вы, о князьях нарушающих заповеди Бога .
Слово « рокотаху имеет два значения :1) рокот – низкие звуки (прямой смысл)
«Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь
творити» сочинял песню и сам же ее пел «княземъ славу рокотаху», имея самый низкий певческий голос – бас .
2) рокот - раскаты грома .
Гром яркий библейский образ , который устрашает людей, связан с божественным гневом. Так в псалме сказано : «Глас грома твоего в круге небесном , молнии освещали вселенную, земля содрагалась и тряслась.»( Пс.76,19) Тот же образ и в «Слове…»
«чръныя тучя с моря идутъ,
хотятъ прикрыти 4 солнца,
а въ нихъ трепещуть синии млънии.
Быти грому великому,
итти дождю стрелами съ Дону великаго!»
От грома все « содрагало и тряслось» и «трепетало». Образ грома ( рокот ) не принадлежит миру природы, это могущество и суд Бога , вызывающие трепет и ужас у людей за свои грехи .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 окт 2021, 22:21

Zinchenko_tanya писал(а): 1)Боян не называет инструмента на котором играет, лишь приводит пример звукоизвлечения из струн при помощи пальцев . Таким струнно – щипковым инструментом могли быть гусли : крыловидные , псалтирь , столовидные. Принципиальных различий в игре на этих инструментах по существу не было .

Гой еси, Татьяна! Именно были. Обычные крыловидные гусли 6-8 струн, играют на них, зажимая одной рукой деку, Боян же играл перебором - все 10 его перстов касались струн, следовательно гусли были мин. 10 струнные, выше уже обсуждали. Такими на Руси могли быть ТОЛЬКО гусли-псалтирь.

Zinchenko_tanya писал(а): 2) Аллегория –«задеть за живую струну» -иносказательно затронуть чувствительное место. В древности струны делали из жил. « Гусли бо строятся персты ,а тело основывается жилами.»( Слово Даниила заточника ….)

Правильное произведение вспомнили, Татьяна! В нём расшифровка многих толкований: как мысленного древа = "Азъ бо есмь аки óна смоковница проклятая: не имѣю плода покаянию"(СДЗ), иными словами он самого себя с "мысленным древом" сравнивает, недавшего плода (см. толк. Василия Великого к Пс.32:2), так и здесь, Даниил говорит, что исповедался и набрался Божественного Духа перед тем как ЧЕРНИЛЬНЫЕ СТРУНЫ трогать:

    «Давыду убо сыну Осееву некогда пасущу овцы отца своего, и сотворив себе гусли и накладая на многогласные струны свои многоочитыя персты, и ударяя в них своими персты, и испущаху многоразличныя гласы. Несмыслен ж скоти приходяще и слушающе. Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны. Устне бо движа, языком со гласом своим якоже бряцалом бряцаше, и громогласно звеняше, и прочим человеком в слухи преподавая бытейския деяния истории сия. И егда ж Давыду над Саулом в гусли гудяше, и отгоняя от Саула давившему его духу нечистому. Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога <...>»
    ---
    Дёмин А. С. «Слово о полку Игореве» и предисловие к «Хронографу 1641 г.»// «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978 г. С. 87-94.

Zinchenko_tanya писал(а):Гром яркий библейский образ , который устрашает людей, связан с божественным гневом. Так в псалме сказано : «Глас грома твоего в круге небесном , молнии освещали вселенную, земля содрагалась и тряслась.»( Пс.76,19) Тот же образ и в «Слове…» «чръныя тучя с моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а въ нихъ трепещуть синии млънии. Быти грому великому, итти дождю стрелами съ Дону великаго!» От грома все « содрагало и тряслось» и «трепетало». Образ грома ( рокот ) не принадлежит миру природы, это могущество и суд Бога , вызывающие трепет и ужас у людей за свои грехи .

Согласен, Татьяна, ключ почти всех метафор СПИ - ПСАЛИТИРЬ !
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 25 окт 2021, 22:53

Не может ли как то отразится в "Слове" во фразе о манере песней Бояна древнескандинавская легенда о Мировом дереве - ясене Иггдрасиль по которому постоянно снует белка Рататоск, передавая бранные слова. которые посылают друг другу Хресфельг. сидящий на вершине дерева и Дракон Нидхегг. находящийся у корней Иггдрасиля.:
"Боянъ бо вещии аще кому хотяше песне творити то растекашется мыслию по древу серым волкомъ по земли шизымъ орломъ подъ облакы...". В принципе в "Слове" вместо дракона фигурирует волк. Весьма близок образ "мысленного древа" "Слова" к скандинавскому ясеню Иггдресиль, кстати с восседающим на вершине древа орлом.
Не Дивъ ли это "Слова": "Дивъ кличетъ връху древа"? Можно сравнить: "Орли клектомъ на кости звери зовутъ".
Вполне возможно, автор "Слова" описывая поэтическую манеру Бояна метафорически сравнивает ее с мифологическим ясенем скандинавов Иггдресиль, намекая на поэтическую манеру Бояна. заимствовавшего у скандинавских скальдов их поэтическую форму в своем творчестве.
Размышляя над "старыми" и новыми" словесами, которыми пользовался некогда Боян и от которых как бы отказывается Автор. решивший не идти по стопам Бояна меня посетила мысль. что под "старыми словесами" Автор "Слова" мог подразумевать ни что иное. как Библию, т.е. Старый или Ветхий Завет, а под "новыми словесами" - Новый Завет или Евангелие. к которому обращался Автор "Слова". Как уже было доказано исследователями "Слова". в нем заметны явные следы библеизмов, перефразированные Автором "Слова". но угадывемые по смыслу сказанного. Думаю. что в "Слове" можно обнаружить и обращение к Новому Завету. т.е. к Евангелие как к "новым словесам", конечно же в виде перефразов или в сходстве сюжетов Евангелие и "Слова".
Если все же считать "старые" и "новые" словеса как словеса библейские и Евангельские. т.е. словеса Старого и Нового Заветов, то можно сделать вывод. что поэтическая манера Автора "Слова" по отношению к манере Бояна не очень то и изменилась. т.к. в основе их творчества лежат обращения к Богоугодной литературе.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 окт 2021, 02:45

Эпитет «мысленный» указывает, что искать надо в толкованиях. В СПИ есть такое же «мысленное древо», только не давшее плодов (трудов и подвигов), а почему и лист его опал, и посекаемо как смоковница бесплодная.

Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони

« И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет….» (Пс.1:3)

    «Отпадение или отметание листьев означает бедственность и потерю всякого благочестия (Ис. 1:30, Ис. 64:6). Означает также недостаток или потерю честности и добродетели, как отъятие грозди от лозы или листьев с дерева (Иер. 8:13)...»(свт. Феофан Затворник Толк. Пс.1:3)
Небогоугодное дело совершил Игорь раз его «мысленное древо» листья сронило, не исполнял заповеди Господни. С Бояном же как раз всё наоборот:

    «Псалтирем… называется ум, ищущий горнего… Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве…»
    —-
    Свят. Василий Великий, толкование Пс.32:2
Он благочестен, он рыщет в горы - «горы ж суть Христовы заповѣди святых апостолъ и пророкъ и святых отецъ…»(Слово о посте XII в), он перебирает заповеди как струны десятострунной псалтири, чтобы оценивать жизненный путь князей и писать им «совестные книги» на Судный день.

Все ключи «тёмных мест» найдёте в Псалтири и толкованиях святителей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 35