краевед писал(а):1. Автор СПИ никак не мог противопоставлять "мысленное древо" Бояна по отношению к деяниям Игоря.
В Зачине идет противопоставление творческой манеры Бояна и творческой манеры Автора СПИ. который хочет начать песнь: "не по замышлению Бояню". Если считать иначе, то в таком случае стоит признать. что князь Игорь как - то причастен к созданию СПИ не как герой основной канвы произведения. а его соавтор.
Логическая ошибка (!), уважаемый краевед, к кому Автор обращается в первой строке? К летописной монашеской братии, причастной к Лавр. и Ипат. версиям похода Игоря. Во второй же строке Автор предлагает начать песнь по былинам сего времени, а не по замышлению родоначальника русского летописания Никона (Бояна). Под Бояном можете подразумевать кого угодно, НО "трудные повести" (временных лет) - это стиль их родоначальника.
Если бы Автор обращался к Игорю, то обратился также как и к другим князьям: "княже". Если бы Игорь обращался к другим князьям, то обратился бы "брате". Поэтому Игорь в "соавторы" ну никак не подходит. К тому же в тексте его клянут европейские купцы, вряд ли бы соавтор этим бы гордился.
краевед писал(а):Не знаю, как можно противопоставлять деяния духовного лица по отношению к мирскому. не иначе, если и мирское лицо облачилось в монашескую ризу. Но опять же все фокусируется на дате принятия Игорем духовного сана, а это конец 12 - начала 13 вв. В этом случае вариант противопоставления благочестия Бояна по отношению к Игорю возможен с ретросперктивного описания мирской и неБогоугодной жизни Игоря как объяснение того, почему князь Игорь пришел в лоно церкви став монахом.
С точки зрения обращений всё встаёт на свои места, но с точки зрения призывов - нонсенс. Игорь же сам по поручению Святослава на Русь половцев в 1180 году привёл. А теперь напоминает Всеволоду как тот рязанских князей против их коалиции пускал, напоминает Рюрику и Давыду как утопали их шеломы в крови в бойне, затеянной Святославом по совету жены и милостника. Говорит в 3-м лице что лист его "мысленного древа" опал, а и всё "Слово" в 3-м лице написано,
с иронией в отношении Ольговичей. НЕ мог написать СПИ Игорь даже будучи в постриге.
краевед писал(а):2. В летописном рассказе о походе Игоря на половцев весной 1185 г. исследователи находят следы редактирования. Например, описание солнечного затмения. заставшего Игоря при переправе через Донец на пути к Осколу. Вполне вероятно, солнечное затмение имеет следы более поздней вставки. что подтверждается различными датами выхода Игоря в поход из Новгорода-Северского в Хлебниковском списке и Ипатьевской летописи: 13 апреля и 23 апреля соответственно. Переписчик с более древнего протографа Хлебниковского списка оставил все как есть. в то же время летописец составляющий Ипатьевскую летопись умел считать и посчитав. что Игорь слишком долго добирался к Донцу из Новгорода-Северского. аж 19 дней. что невозможно было даже при большой тучности коней. посчитал ошибочность даты выхода в поход 13 апреля. поставив подходящую для этого дату 23 апреля - день Святого Георгия, которым был назван и Игорь при крещении.
Солнце ему тъмою путь заступаше...
"9 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10 Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11 Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей..."(Ис.13:9-11)
краевед писал(а):3. Если и существовали "совестные книги", то их написание было обязанностью духовного лица - исповедника князя, чтобы тот предстал пред лицом Бога на Судном дне в самом благоприятном свете. Иначе по приказу своевольного князя даже духовник мог ощутить. что "тяжко голове кроме плечу". Фраза СПИ многогранна и многозначна и может толковаться не только как связанная со свадебной обрядностью.
Если и писались "совестные книги". то Игорю такие книги писали тоже, не мог же духовник Мстиславичей пмсать "совестные книги" Игорю Святославичу, у того был свой духовный наставник и в какой-то мере его исповедник мог быть причастен к написанию СПИ. Поэтому я и считаю. что Автор СПИ был из лагеря Ольговичей.
Отнюдь, никого печерские монахи не боялись. Почитайте, что написал в ПВЛ редактор ДКС 1073 Никон Великий про Всеслава Полоцкого, которому по СПИ грозил:
«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».
§ 290... Под тем же годом [ 6552 (1044)] записано известие о смерти Брячислава и вокняжении Всеслава: появление этого известия в Новгородском своде объясняется тем, что новгородцам пришлось вести долгую борьбу с Брячиславом; заметка летописца под 6529 (1021) о том, что Брячислав воевал с Ярославом до конца своих дней, имеет, конечно, в виду прежде всего неоднократные нападения Брячислава на новгородскую область, куда направлял свои взоры впоследствии и его преемник. К этому известию о смерти Брячислава прибавлена заметка о чудесном рождении Всеслава от волхвования; заметка оканчивалась словами: «еже (язвьно) носить Вьсеславъ и до сего дьне на собЬ: сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие». Думаю, что слова эти или прибавлены (сначала они могли появиться на полях) позднейшим читателем, а именно в шестидесятых годах XI столетия, когда Всеслав наводил неоднократно ужас на Новгород своими набегами, или вставлены при переписке Новгородского свода (в Новгороде) для Киево-Печерского монастыря в конце восьмидесятых или начале девяностых годов того же XI столетия.
------------
Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001
Как был уверен, что после таких "совестных книг" князю ТОЧНО
суда Божіа не минути!краевед писал(а):4. Многие князья после мирской жизни уходили в монастыри, чтобы исповедаться перед Богом за свои грехи, которые совершили в мирской жизни. И не становились летописцами. Для этого предназначались другие люди, которые занимались жизнеописанием деятельности князей. Покаянная речь Игоря. произнесенная им на поле битвы при Каяле могла иметь и более позднее происхождение. уже тогда. когда Игорь принял монашеский сан. заручившись поддержкой монаха - летописца, засвидетельствовавшего перед Господом покаяние Игоря за совершенные им в мирской жизни грехи.
Открываем Ипат. лет. за 1202, ищем "совестную книгу" об Игоре Святославиче... НЕМА. В Лавр и Новг тоже. Что жил, что не жил, как смоковница с опадшими листьями, что плода не дала. Открываем тогда Татищева (1202):
Преставися князь черниговский Игорь, сын Святославль. Всё - длинной эпитафии не получилось.
краевед писал(а):Можно согласиться с мнением. что в основном рассказ о походе Игоря Ипатьевской летописи возник вскоре после написания рассказа о походе Игоря в Лаврентьевской летописи, как последовательный ответ на упреки лаврентьевского летописца, осуждавшего Игоря. тем не менее стоит учитывать и возможность его последующего редактирования вплоть до принятия Игорем духовного сана.
Посмотрите, что написано у Татищева про смерть великого князя Рюрика (1211), постриженного насильно в монахи, какая о нём "совестная книга" осталась.