Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 28 ноя 2021, 18:27

По поводу правильной версии.
Желая доказать библейскую основу СПИ, Ужанков приводит параллельные цитаты:
Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Асирию, чтобы пить воду из реки ее?

Спалъ князю умь похоти и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. "Хочу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, ... а любо испити шеломомь Дону" (с.11).

Но он почему-то не обращает внимание на то, что пить воду из реки в этом библейском отрывке означает вступить в соответствующий союз. Проведя параллель со СПИ, получаем, что речь идет союзе с половцам, ведь Дон это их река. И действительно русские князья участвовали в битве на Калке в союзе с половцами. Только успеха им это, также как и Седекии, не принесло.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 ноя 2021, 10:49

corvin писал(а):“обаполы слав” используется в значении существительного. С помощью этого словечка (обаполы - в значении существительного) вы пытаетесь утвердить связь между церковным текстом и СПИ. Между тем в тексте обаполы вообще не используется, а в СПИ имеет другое значение.

Слово обаполы - это наречие, обстоятельство места, это в Вашей версии "оба полы" как оба "полъ" (половины) хотя большинство примеров из СССПИ в "подтверждение" этому взяты как раз с наречием места:

    ~ Оба полы — ту и другую половину, обе части чего-л.: О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени. 6.

    Ср. Обаполы — по обе стороны, с обеих сторон.

    И вынидоша от града 30 връстъ, не токмо мужи, но и жены, и дѣти. И ставше обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу, рукы простираху к нему. Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ~ нач. XII в.). Сикарии же создаша внутрь стѣны ины, не камены, но оба полы древо, а в срѣдинѣ персть. Там же, 458. 1097: И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати. Пов. врем. лет, 173 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1104: В се же лѣто бысть знаменье: стояше солнце в крузѣ ... а внѣ круга обаполы два солнца. Там же, 185. Посреди бо имяше звѣзду всю злату, обаполы же его измарагды, имуща стихи обаполы по шести. Александр., 39 (XV в. ~ XII в.). И оба полы рѣкы дрѣво животное творя плоды 12 на мѣсяць, кождо въздая плодъ свои. Апокал., 103 (XII—XIII вв.). Оба полы убо лица челюсти есте двѣ, връхнѣя и дольнѣя. Шест. Ио. екз., 218 (1263 г.). Сътвори (Август) градъ, иже прозва Анкура; обаполы бо его еста два моря, Понтескаго моря. Хрон. Малалы, IX, 15 (XV в. ~ XIII в.). 1360: Того же лѣта тогды побѣжа изъ Орды на Русь князь Андрѣи Костянтинович[ь], и наѣха нань ординскыи князь Аратѣхозя. И начаша татарове оступати его с оба полы и со всѣ стороны. Рог. лет., 71 (XV в.).
    (СССПИ "Полъ")
Чтобы "оба полы" точно рассматривалось как существительное, а никак обстоятельство места, предлог должен быть в начале: "с оба полы и со всѣ стороны"

corvin писал(а):Я же много раз писал, что славы это песни Бояна. Предполагается, что песня у Бояна была не одна.

Что такое "славы" Бояна? Панегирики князьям в конце их жизни, это понятно, вердикт их делам и поступкам. У каждого князя своя "слава", на которой потом будет строится честь его сыновей и внуков (Изб.1076). Это логично и укладывается в контекст, если Бояна воспринимать Никоном Великим, основателем русского летописания, стиля трудных повестей временных лет, редактором 1073 ДКС с тмутороканскими вставками.
Если же Бояна воспринимать просто как певца, то приведите пример "слав" у певцов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 ноя 2021, 10:59

corvin писал(а):Желая доказать библейскую основу СПИ, Ужанков приводит параллельные цитаты:
Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Асирию, чтобы пить воду из реки ее?

... Проведя параллель со СПИ, получаем, что речь идет союзе с половцами, ведь Дон это их река. И действительно русские князья участвовали в битве на Калке в союзе с половцами. Только успеха им это, также как и Седекии, не принесло.

Правильно, о союзе с половцами, но не на Калке в 1223, а о "поганых толковинах" 1180 года.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 02 дек 2021, 23:40

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Только на основе одного упоминания о кур Алексее, как о правителе разрешившем второй брак, чем "прерыскал путь Солнцу" трудно доказать, что речь идет именно о кур Алексее. Если уж автор СПИ и имел ввиду именно царевича Алексея, то сообщал об этом неспроста, возможно связывая смысл предложения с деятельностью Всеслава, поступившего также, как царевич Алексей. Просмотрю еще раз рассказы о деятельности Всеслава на предмет последующего сравнения с Олегом Святославичем. либо Олексия.

Хорошая идея! В любом случае, кандидатов только два.


Уважаемый Лемурий, прежде всего стоит задаться вопросом, почему Автор СПИ упоминая события конца 12 в. упоминает о Всеславе Брячиславиче. Видимо. ответ кроется в событиях. современных автору, но сходных с событиями времен Всеслава. Если брать за основу возможность намека в СПИ во фразе: "дорискаше до куръ Тмутороканя" на византийского императора Алексея Комнина I, власть которого тогда распространялась и на Тмуторокань, возможно, под образом Алексея Комнина может скрываться аллегория на судьбу современного автору СПИ византийского императора Алексея III Ангела. правившего в Византии в 1195 - 1203 гг.
Что может связывать Всеслава и Алексея III Ангела? Как известно, Алексей Ангел был низложен в результате IV крестового похода и всю свою дальнейшую жизнь провел в скитаниях по бывшим землям Византии.
В какой - то мере его жизненный путь напоминает и жизнь Всеслава, ставшего к концу жизни изгоем в Руси.
Вполне возможно, мы имеем дело с каким либо древним выражением или афоризмом, бытующим в Руси. которое применялось к изгоям и путь в Тмуторокань означал изгнание какого либо правителя со своих земель и не обязательно только в Руси.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 дек 2021, 08:36

краевед писал(а):Вполне возможно, мы имеем дело с каким либо древним выражением или афоризмом, бытующим в Руси. которое применялось к изгоям и путь в Тмуторокань означал изгнание какого либо правителя со своих земель и не обязательно только в Руси.

Да, уважаемый краевед, мы имеем дело с древнерусским афоризмом, но явно не с Алексеем III Ангелом (1195-1203), как к нему мог рыскать Всеслав Полоцкий (ум.1101)?

А афоризм такой: ищучи себе чти, а князю – славѣ, ищучи себѣ чти, а князю – славы.

    "Оже ны будет ту побѣда, идем по них и луку моря, гдѣже не ходили ни дѣди наши, а возмем до конца свою славу и честь...""(Лавр.1186)

    «Не слави ся въ бештьстьи отьця своего, нѣсть бо ти слава къ бештьстьи, нъ слава чловѣку отъ чьсти отьця своего, и поношение чадомъ мати въ беславьи…»(Изб.1076)
Не может строится "слава" внуков на бесчестии дедов.

Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше - «Слово о плъку Игоря, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова»

Олег Гориславич архонт и дука Матархи отдал русский город Тмуторокань Византии и сел там их наместником, поэтому его внуки и "ищут ветра в поле" се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьмутороканя, а заодно и своей славы на бесчестии деда.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 03 дек 2021, 23:41

Всеслав Полоцкий. уважаемый Лемурий. "рыскал" до "куръ Тмутороканя". а не к Алексею III Ангелу. который, как и Всеслав был низложен и стал изгоем в Византии. Истори о Всеславе Полоцком приведена автором СПИ снепроста. В обращении к событиям конца 11 - начала 12 вв. заложен некий смысл, объясняющий события конца 12 - начала 13 вв. взглядом автора в прошлое, находящего много черт в современной ему истории с помощью ретроспективной аналогии. Я понимаю, что Вы неприемлите такую трактовку. т.к. в этом случае написание СПИ следует отнести к началу 13 в.. хотяя неоднократно писал. что СПИ произведение не одного года написания. В него могли вноситься правки на протяжении не одного года. Захват Константинополя и судьба Алексея Ангела не могла пройти мимо православного мира и найти свой отклик в СПИ.
Вполне возможно, путь к Тмуторокани в какой - то мере можно назвать "путем бесславия", "путем бессчестия", к которому приходили в разное время древние правители. Вполне может быть, сам афоризм был высказан автором СПИ. хотя и не исключено. что такое выражение существовало и при Бояне. Можно вспомнить в этом отношении и "храброго Мстислава". который "зареза Редедю". опять же в борьбе за Тмуторокань, правление там Олега Святославича, известного на Руси как зачинщика междоусобиц. Нельзя исключать, что под выражением "поискати града Тмутороканя" автор скрыл и "путь бесчестия князя Игоря", т.к. многие исследователи пришли к выводу. что в реальности Игорь не смог бы в боевом походе 1185 г. достичь Тмуторокани.
Не знаю. насколько древен афоризм : "все дороги ведут в Рим", но если эти афоризмы бытовали на Руси, то афоризм: "до куръ Тмуторокани" мог быть противопоставлен "дорогам к Риму", как негативный.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 дек 2021, 00:48

краевед писал(а):История о Всеславе Полоцком приведена автором СПИ непроста. В обращении к событиям конца 11 - начала 12 вв. заложен некий смысл…

Конечно, уважаемый краевед, смысл есть и он в контексте:

    «Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ… »
Опять та же формула: слава внуков на чести отцов и дедов строится. Если Автор говорит, что надо выскочить из крамольной славы Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого, то далее объясняет почему он так считает.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Гусли и Псалтирь

Сообщение Лемурий » 04 дек 2021, 11:20

    «Гусли – тело человека: Исповедайтеся Господеви в гуслях, во псалтири десятиструннем пойте Ему (Пс.32:2). В высшем смысле под гуслями должно разуметь тело, ибо оно устроено долу из земли. И Василий Великий также говорит: что в гуслях медь издает голос с нижней стороны, смотря по ударению по ним орудием. Итак, исповедайте, то есть благодарите, Бога гуслями, то есть посредством тела – деятельной телесной добродетелью: постом, плачем, злостраданием и т. п. (ЗТП. 189).
    – состояние; деятельная добродетель; веселие: Исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой (Пс.42:4). Толковник так изъясняет смысл стиха: Я, говорит плененный еврейский народ, снова получу в Иерусалиме прежнее мое состояние, которое пророк Давид обозначил словом «гусли», ибо, говорит, буду благодарить Тебя игранием на мусикийских орудиях, которые во время Вавилонского плена висели на ивах, потому что на чужой земле они были праздны. В высшем разуме «гуслями» называется деятельная добродетель…

    Псалтирь – ум: Исповедайтеся Господеви в гуслях, во псалтири десятиструннем пойте Ему (Пс.32:2). Толковник полагает, что под «Псалтирью» можем понимать «ум». Ибо как на музыкальном инструменте «псалтири» полагалось десять струн и в верхней части заключалось то, что производило ее голоса, так и уму даны десять заповедей, которые внушены свыше от Бога. Сохраняя их, поем Богу умственную песнь. Итак, пойте Ему на псалтири, т. е. умом посредством созерцания…

    Псалтирь и гусли – силы душевные и чувства телесные: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано (Пс.107:1–2). По изъяснению Евсевия, под псалтирью следует понимать силы душевные, а под гуслями – чувства телесные, которые ц. Давид возбуждает в себе, почувствовав вдохновение Святаго Духа к прославлению Бога…»

    —-
    Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Слава и Честь

Сообщение Лемурий » 04 дек 2021, 12:38

    «Слава и честь – образ и подобие Божие; Божество в отношении ко Христу; способность человека к духовному развитию: Умалил еси его (человека) малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его (Пс.8:6). Ты увенчал, говорит пророк, «славою» человека, сотворил его по Своему образу и подобию. «Украсил славою», т. е. Божеством (речь идет о Спасителе). Иной толковник углубляет сказанное: Человек способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены животные низшие. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его «слава и честь» перед всем остальным миром (ЗТП. 48–49; ТБЛ. I. 157).

    Слава моя – прославленная жизнь; ум; добрая жизнь и ясное знание: Яко да воспоет Тебе слава моя (Пс.29:13). Ты, говорит Давид, обрадовал меня, чтобы прославляла Тебя прославленная жизнь моя – прославленная Твоею помощию. Или иначе: Давид называет «славою» ум, которым люди почтены и прославлены, так как и он есть по образу Божию. По Василию Великому, «слава поющая» есть добрая жизнь и ясное знание (ЗТП. 174).

    Честь – власть; превосходство; наименование Христа; способность человека к непрерывному духовному развитию: Умалил еси его малым чин от Ангел, славою и честию венчал еси его (Пс.8:6). Толковник предлагает несколько вариантов изъяснения. Увенчал честию человека, т. е. даровал ему власть над всеми животными. Слова могут быть отнесены ко Спасителю: венчал Его честию, иначе сказать – превосходством перед ангелами, почему они нередко служили Ему. Или также выражение «венчал честию» указывает на то наименование Иисуса Христа Богом, которое усвояют Ему верующие, и на то богопочитание, которое они Ему воздают (ЗТП. 48–49). Иной толковник говорит: человек способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены низшие животные. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его «слава и честь» пред всем остальным миром (ТБЛ. I. 157)…»

    —-
    Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 дек 2021, 12:52

corvin писал(а):Выражение “увить славой” вам не знакомо? В смысле прославить кого-нибудь или что-нибудь. Историческое событие, например.

Исходя из вышеизложенного НЕ может быть у человека 2 и более «слав», если это итоговый вердикт его деяний. Можно «венчать славой и честью»: « Умалил еси его (человека) малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его (Пс.8:6)», но не вить несколько «слав» одному человеку, поскольку «слава поющая» есть добрая жизнь, коих не может быть у человека две.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Дубравы и Птицы (птиць по дубію)

Сообщение Лемурий » 04 дек 2021, 13:41

    «Дубравы – души язычников; капища язычников: И открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу (Пс.28:9). Дубравами Давид называет здесь лесоподобные и бесплодные души язычников, в которых гнездились, наподобие зверей, различные жестокие страсти. Глаголы Господа очистят эти души. Феодорит «дубравами» называет капища идолов, как совершенно бесплодные, как и дубравы и рощи, апостолы, исторгнув с корнем капища идолов, насадили Церкви Божии. Посему в храме Его всякий глаголет славу (ЗТП. 168).

    Птицы – души людей, гонимых за благочестие: Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими (Пс.103:17). Исихий полагает, что под «птицами» Давид понимает «души, гонимыя за благочестие диаволом и содействующими ему, и не воз- могшие избегнуть сетей его» (ЗТП. 156)…»

    —-
    Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 дек 2021, 09:00

Здравствуйте ,Лемурий!
Продолжу тему вещего Бояна .
«О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,»
Боян - вития ,человек искусный в красноречии. Это свойство использовалось в обществе, витий собирал войско для киевского князя .
Боян должен одолеть врага в духовной битве, воздействовать словом на воинов, побуждая и князя и дружину выступить в поход : « Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици (половцы ) стады бежать
къ Дону великому(собираются вместе у Дона,угрожая Руси ).
Боян одержал ДУХОВНУЮ победу -Игорь выступил в поход , но пока Игорь топтался по берегу реки Сулы в распутицу"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве» Киевский князь одержал ТЕЛЕСНУЮ победу над видимыми половецкими войсками « Даровал( в 1185году месяца марта первый день) господь избавление- дал победу русским князьям Святославу Всеволодовичу,,,»
Боян и вития и песнотворец «Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити» Он носитель и передатчик информации для князей .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 дек 2021, 13:04

Zinchenko_tanya писал(а):Боян - вития ,человек искусный в красноречии. Это свойство использовалось в обществе, витий собирал войско для киевского князя…

Где это Вы видели, Татьяна, чтобы вития своим красноречием мог собирать войска? Минин и Пожарский тому исключение и ещё, разве что, мой однокурсник во время известных событий своим красноречием собравший вокруг себя ветеранов, подчинившихся на время ему без должности и звания, для охраны известного сейчас губернатора. В XI-XII вв воинов собирал сам князь: [«i]В то же время великый князь Всеволодичь Святославъ шелъ бяшеть в Корачевъ и сбирашеть от Вѣрхъних земль вои[/i]…»(Ипат.1185)

Zinchenko_tanya писал(а):Боян должен одолеть врага в духовной битве, воздействовать словом на воинов, побуждая и князя и дружину выступить в поход : «Пети было песнь Игореви, того внуку…»

АБЫ (= если бы) ты, Боян, эти полки ущекотал - гипотетическое обращение, отсюда никакого реального влияния песнотворца старого XI века на события XII быть не может.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 дек 2021, 15:44

Два текста, говорящих об одном событии:
«О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве;»(Слово…)

В год 6693 (1185). Даровал господь избавление — дал победу русским князьям, Святославу Всеволодовичу и великому князю Рюрику Ростиславичу, месяца марта в первый день…
А князь Ярослав Черниговский не пошел с братом своим Святославом, говоря так: «Я послал к половцам мужа своего Ольстина Олексича и не могу пойти войной на своего мужа»; этим и оправдался перед братом своим Святославом. Игорь же отвечал Святославову мужу: «Не дай бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!» Потом стал совещаться Игорь с дружиной: каким путем поехать, чтобы соединиться с полками Святослава. Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь как птица: вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?» ( Летопись)

"Комони ржуть за Сулою -
Игорю не по душе пришлись эти слова дружины, хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом. (Летопись)

«звенить слава въ Кыеве;»
В год 6693 (1185). Даровал господь избавление — дал победу русским князьям, Святославу Всеволодовичу и великому князю Рюрику Ростиславичу, месяца марта в первый день.( Летопись)

О Бояне ( Святославов муж) абы ( лишь бы , только бы с оттенком желательности) ты сиа плъкы ущекоталъ» (уговорил князей выступить вместе со Святославом в поход .)
«А князь Ярослав Черниговский не пошел с братом своим Святославом.»
Тогда Боян стал призывать Игоря выступить в поход
«Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому". ( Слово…)
Игорь же отвечал Святославову мужу (Бояну): «Не дай бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!» Потом стал совещаться Игорь с дружиной: каким путем поехать, чтобы соединиться с полками Святослава. Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь как птица: вот приехал к тебе муж от Святослава (Боян) в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?» (Летопись)

"Комони ржуть за Сулою -
Игорю не по душе пришлись эти слова дружины, хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом.(Летопись)
« звенить слава въ Кыеве;»
В год 6693 (1185). Даровал господь избавление — дал победу русским князьям, Святославу Всеволодовичу и великому князю Рюрику Ростиславичу, месяца марта в первый день.
Боян не только автор «Слова…», но и участник событий.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 дек 2021, 17:05

Всё так, только «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ» это ирония Автора, вложенная в гипотетическую припевку Бояна, в отношении отлынивания Игоря от февральского 1185 похода за Сулу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4