Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 07 дек 2021, 00:30

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):История о Всеславе Полоцком приведена автором СПИ непроста. В обращении к событиям конца 11 - начала 12 вв. заложен некий смысл…

Конечно, уважаемый краевед, смысл есть и он в контексте:

    «Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ… »
Опять та же формула: слава внуков на чести отцов и дедов строится. Если Автор говорит, что надо выскочить из крамольной славы Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого, то далее объясняет почему он так считает.


Уважаемый Лемурий. согласен. что слава внуков на чести отцов и дедов держится. Только. вот, я считаю. что автор СПИ упрекает не Ярослава Черниговского и внуков Всеслава, за то. что они продолжают крамолы своих дедов. а за то. что выскочили из их славы. т.е. попрали славное прошлое Руси, созданной их дедами и погрязли в бесконечной междуусобной борьбе: "бо своими крамолами начасте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю". Автор не отделяет русь от Всеслава, для которого слава Руси - его жизненное кредо.
Другой отрывок про Всеслава. написан скорее с осуждением полоцкого князя. где мы видим в нем суждение о Всеславе Бона: "ни хытру ни горазду...". В отличие от этого фрагмента предыдущий отрывок "Русь - жизнь Всеслава" автор скорее ставит в пример этого князя, не отделяя его от исторического прошлого Руси.
Создаетс впечатление, что оба фрагмента написаны разными авторами. как бы заметна некая полемика между ними относительно роли Всеслава в исторических событиях.
Относительно Ярослава. якобы упомянутого в обращении к внукам Всеслава. Я считаю. правильно решил вопрос Д.С.Лихачев. предположивший, что издатели не заметили выносную букву -Л или же она была стерта со временем и не читалась. По контексту, обращение должно было быть адресовано внукам. а не конкретному кнзю. поэтому Д.С.Лихачев предположил. что: "Ярославли и вси внуци Всеславли!" Перед нами призыв прекратить вековые "которы" Ярославичей и полоцких Всеславичей". Д.С.Лихачев. Исторический и политический кругозор автора "Слова о полку Игореве"// Слово о полку Игореве. Сборник статей, М.- Л., 1950, С.15
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 дек 2021, 07:17

краевед писал(а):автор СПИ упрекает не Ярослава Черниговского и внуков Всеслава, за то. что они продолжают крамолы своих дедов. а за то. что выскочили из их славы. т.е. попрали славное прошлое Руси, созданной их дедами и погрязли в бесконечной междуусобной борьбе: "бо своими крамолами начасте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю". Автор не отделяет русь от Всеслава, для которого слава Руси - его жизненное кредо.

В СПИ же, уважаемый краевед, ответ на этот призыв выделен частицей БО:

    «Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ. Вы БО своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо бѣша насилие отъ земли Половецкыи!»
Речь о походе 1180 на Друцк πολιτεία (=жизнь) Всеслава Полоцкого. Разве в СПИ Гориславич и Всеслав не обвинены в разжигании усобиц? Оба обвинены. Поэтому и пугает Никон (Боян) Страшным Судом, поскольку сам же в летописи о нём вставку и оставил про рождение от волхования, про амулетоношение (грех из «Слово отростки»), про то, что немилостив на кровопролитие. Это вердикт деятельности Всеслава, его «мысленное древо», на котором нет плодов для покаяния, отчего и посекаемо, как смоковница бесплодная.

краевед писал(а): Другой отрывок про Всеслава. написан скорее с осуждением полоцкого князя. где мы видим в нем суждение о Всеславе Бона: "ни хытру ни горазду...". В отличие от этого фрагмента предыдущий отрывок "Русь - жизнь Всеслава" автор скорее ставит в пример этого князя, не отделяя его от исторического прошлого Руси.
Создаетс впечатление, что оба фрагмента написаны разными авторами. как бы заметна некая полемика между ними относительно роли Всеслава в исторических событиях.

Не «Русь жизнь Всеслава», а Друцк, куда его внуки привели ливов и литву, а Ярослав Черниговский с Игорем половцев, - это его полис πολιτεία (см Срезн. "Жизнь"). А «слава» Всеслава худая, почему Боян ему Страшным Судом и грозит, а Автор из этой "славы" выскочить его внуков призывает.

краевед писал(а): Относительно Ярослава. якобы упомянутого в обращении к внукам Всеслава. Я считаю. правильно решил вопрос Д.С.Лихачев. предположивший, что издатели не заметили выносную букву -Л или же она была стерта со временем и не читалась. По контексту, обращение должно было быть адресовано внукам. а не конкретному кнзю. поэтому Д.С.Лихачев предположил. что: "Ярославли и вси внуци Всеславли!" Перед нами призыв прекратить вековые "которы" Ярославичей и полоцких Всеславичей". Д.С.Лихачев. Исторический и политический кругозор автора "Слова о полку Игореве"// Слово о полку Игореве. Сборник статей, М.- Л., 1950, С.15

По поводу вывода Д.С. Лихачёва писал ранее, он фактически подвёл к ответу о походе 1180 на Друцк, сославшись на версии других исследователей, но потом, без объяснимых причин взял да и предложил ненужную и неуместную правку текста. Прям как "худсовет" с его выводами поработал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 дек 2021, 18:23

Добрый вечер , Лемурий!
«Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!»

Витии и песнотврцы имели нескольео предназначений:
Первое, своим красноречием собирать войско,
а вторую роль песнотворца- витии в жизни общества обозначил К. Туровский.
«Свт.Кирилл Туровский. СЛОВО. на похвалу 318 святых отец. Как историки и витии, то есть летописцы и песнотворцы, прислушиваются к рассказам о бывших между царями войнах и битвах, чтобы в изящной речи ПЕРЕДАТЬ слышимое и возвеличить похвалами крепко боровшихся за своего царя и не обратившихся в бегство во время боя со врагами;».
Песнотворец и вития Боян - главное звено в передаче информации .
Боян слушает сначала рассказы о походе Игоря «трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича» и передает это слышимое событие, ничего не добовляя от себя «а не по замышлению Бояню!»
«Но молю, братие, вашу любовь не прогневайтесь на мою худость, ничто здесь не написано от своего ума …»(К.Туровский)
В передачи информации главное «достоверность - степень соответствия принятой информации и переданной .»
Здесь не уместно прибавлять, домысливать или «замышлять» что- то от себя , от своего ума. Как произошел поход Игоря во времени, по рассказам очевидцев, так Боян его и рассказал «по былинамь сего времени.»
И еще один параметр - это скорость передачи информации. События передаются из поколения в поколение:
«Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:

"Слава Игорю Святъславличю,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!"
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 дек 2021, 23:22

Добрый вечер, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Витии и песнотворцы имели несколько предназначений: Первое, своим красноречием собирать войско.

Не занимались витии "сбором войска", это прерогатива князя.

Zinchenko_tanya писал(а):а вторую роль песнотворца- витии в жизни общества обозначил К. Туровский. «Свт.Кирилл Туровский. СЛОВО. на похвалу 318 святых отец. Как историки и витии, то есть летописцы и песнотворцы, прислушиваются к рассказам о бывших между царями войнах и битвах, чтобы в изящной речи ПЕРЕДАТЬ слышимое и возвеличить похвалами крепко боровшихся за своего царя и не обратившихся в бегство во время боя со врагами;»

Во-о-от, роль песнотворцев описывать княжеские рати постфактум - либо возвеличивать, либо клеймить позором: Ту нѣмци и венедици, ту греци и морава поютъ славу Святъславлю, кають князя Игоря, иже погрузи жиръ, во днѣ Каялы, рѣкы половецкія рускаго злата насыпаша

Zinchenko_tanya писал(а):Здесь не уместно прибавлять, домысливать или «замышлять» что- то от себя , от своего ума. Как произошел поход Игоря во времени, по рассказам очевидцев, так Боян его и рассказал «по былинамь сего времени.»

Боян - песнотворец старого времени Ярослава (Мудрого) - Олега (Гориславича) - так и написано в СПИ, а это XI век. Боян "помнил" речь первых усобиц, на которых не мог присутствовать, его повествование "вещее", можно сказать, астральное, ведь метафорические "гусли десятострунные" - это тело, приведённое в согласие с 10 заповедями Господними:

    "Псалтирь источник гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать Горнего, приятностью пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро, самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к Горнему... Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве."(свт. Василий Великий, толкование Пс.32:2)

Автор же СПИ намерен петь не по "вдохновению пророческому", а так как было на самом деле, по рассказам очевидцев этих событий.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 08 дек 2021, 00:00

Уважаемый Лемурий, согласно Ипатьевской летописи главным действующим лицом в походе на Друцк был и остается Святослав Всеволодович. т.к.: "рече Святославъ братье своеи се азъ старее Ярослава а ты Игорю старее Всеволода а ныне я вамъ во отца место остался". Фактически он был наиболее старый среди Ольговичей и тем более, основные события у Друцка развернулись после его прихода к городу с новгородским полком: "по сем же Святославъ приеха с Новгородьци и ради быша братья его и перегатиша Дръють хотяше ехати ко Давидови. Давидъ же заложися ночью и бежа Смоленськоу. Святославъ же пристоупи ко Дръютьскоу и пожьже острогъ...".
Из летописного сообщения следует. что сам город Друцк не являлся основной целью похода. а поход был организован против Давида. который видя. что не выстоит против войска Святослава сбежал ночью в Смоленск. а Святослав довольствовался сожжением только одного из острогов у Друцка.
Если все же главным действующим лицом оказался Святослав. тогда почему автор СПИ обращается в нарушение лествичного права к Ярославу: "Ярославе и вси внуце Всеславли"? Правка Д.С.Лихачева: "Ярославли и вси внуци Всеславли" выглядит не так уж ненужно и неуместно, т.к. поход на Друцк. это всего лишь эпизод в многолетних княжеских спорах между Ярославичами и Всеславичами.
Д.С.Лихачев делает не только поправку в тексте. но и старается обосновать свою точку зрения тем, что полоцкие князья хоть и были потомством Владимира, но : "сами себя считали Рогволдовыми внуками - по женской линии... От Изяслава полоцкая земля досталась Брячиславу. а от последнего Всеславу. чтобы потом пойти в раздел сыновьям последнего. Все полоцкие князья были потомками Всеслава. Их автор "Слова" и называет "Всеславлими внуками". Их он противопоставляет потомству Ярослава...". Сам Д.Лихачев далее рассматривает события у Друцка. как небольшой эпизод в постоянном противостоянии между потомками Ярославичей и Всеславичей.
Д.С.Лихачев. исторический и политический кругозор...". там же С.16
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 дек 2021, 16:18

Здравствуйте , Лемурий!
Вы пишите: « Не занимались витии "сбором войска", это прерогатива князя.» Ошибаетесь !
Кто пришел собирать войска к Игорю и Ярославу Черниговскому ? «вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг»
Или смотрите в тексте :
Ты, буй Рюриче, и Давыде!
« Вступита, ГОСПОДИНА, въ злат стремень
за обиду сего времени,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!
«Галичкы Осмомысле Ярославе…
Стреляй, ГОСПОДИНЕ, Кончака,
поганого кощея,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!»
Это Святослав киевский обращается к князьям называя их господами ? Или так правильнее называет князей Святославов муж ,песнотворец Святослава « Рекъ Боянъ и Ходына,
Святъславля песнотворца»
, собирая их на войну ?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 08 дек 2021, 18:48

Да, как говорится:
Сын Эола Мизен, что не знал себе равных в искусстве
Медью мужей созывать, зажигать их Марсовым пылом.

Вергилий / Энеида
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 дек 2021, 22:38

Zinchenko_tanya писал(а):Это Святослав киевский обращается к князьям называя их господами? Или так правильнее называет князей Святославов муж ,песнотворец Святослава « Рекъ Боянъ и Ходына, Святъславля песнотворца», собирая их на войну ?

Доброго времени суток, Татьяна! Вы имеете ввиду песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича? Это XI век, никак ко времени Святослава Киевского XII не относящийся. Ранее уже обращал Ваше внимание, что нет в этом отрывке святъславл<я> песнотворца, а есть Ходына святъ - славлю песнотворца (= гимнографа) старого времени.
Совершенно правильно заметили, что "господине" князь князя называть не мог, а вот Автор СПИ, некняжеского происхождения, назвал целых трёх князей.
На "войну" он их не призывал, а призывал выступить к Каневу торговые пути Руси поблюсти, серебряные струи Гречника, Залозника и Соляного путей защитить. Разве трибун рядовых воинов агитирует? Нет, только князей, поскольку знаком с воинской иерархией. Это Пугачёв или Разин могли силой своего красноречия беглых каторжников на мятеж вдохновить, а в любой дружине есть гриди, есть тысяцкие, есть воевода, а есть князь, которому воевода подчиняется. Никакой вития направить войско без воли князя НЕ мог.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 дек 2021, 22:45

corvin писал(а):Да, как говорится: ... Вергилий / Энеида

А так было на Руси XII века:

    «В то же время великый князь Всеволодичь Святославъ шелъ бяшеть в Корачевъ и сбирашеть от Вѣрхъних земль вои, хотя ити на половци к Донови на все лѣто...»(Ипат.1185)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 дек 2021, 23:48

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, согласно Ипатьевской летописи главным действующим лицом в походе на Друцк был и остается Святослав Всеволодович. т.к.: "рече Святославъ братье своеи се азъ старее Ярослава а ты Игорю старее Всеволода а ныне я вамъ во отца место остался".

Читайте, уважаемый краевед, о походе на Друцк 1180 года:

:arrow: Алексеев Л.В. Полоцкая земля (очерки истории Северной Белоруссии в IX–XIII вв.). М.: Наука, 1966, С.280-282

Святослав Всеволодович хоть и старшим был среди Ольговичей, но к Друцку он шёл из Новгорода, а поганых к "полису" (= жизнь) Всеслава Полоцкого вели Ярослав Черниговский с Игорем половцев, а внуки Всеславли ливов и литву.

краевед писал(а):Из летописного сообщения следует. что сам город Друцк не являлся основной целью похода. а поход был организован против Давида. который видя. что не выстоит против войска Святослава сбежал ночью в Смоленск. а Святослав довольствовался сожжением только одного из острогов у Друцка.

Поход был организован против Глеба Рогволодовича Друцкого - союзника Давыда.

краевед писал(а):Если все же главным действующим лицом оказался Святослав. тогда почему автор СПИ обращается в нарушение лествичного права к Ярославу: "Ярославе и вси внуце Всеславли"? Правка Д.С.Лихачева: "Ярославли и вси внуци Всеславли" выглядит не так уж ненужно и неуместно, т.к. поход на Друцк. это всего лишь эпизод в многолетних княжеских спорах между Ярославичами и Всеславичами.

Потому и обращается, что не Святослав половцев к Друцку приводил, ему и так души убиенных дружинников (=великий жемчуг) на лоно отсыпают, здесь призыв как и в «Слове о князьях»:

    «Слышите князи противящеся старѣишей братьи и рать въздвижуще и поганыя на свою братию возводяще, не обличилъ ти есть Богъ на Страшнѣмъ Судищи. Како святыи Борисъ и Глѣбъ претерпѣста брату своему не токмо отъятие власти но отъятие живота. Вы же до слова брату стерпѣти не можете и за малу обиду вражду смертоносную въздвижете, помощь приемлете от поганыхъ на свою братию…»(«Слово о князьях»)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 дек 2021, 13:27

Здравствуйте , Лемурий!
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.» (Слово о полку …)

«Бо –союз ибо , потому что .» «Боянъ бо вещий» потому что :
1)его сила заключается в знании тайн ,недоступных обыкновенным людям.
Боян ,как Бог Всеведующий и Всезнающий.
2)«аще кому хотяше» если кому хочет «песнь творити»
« Бог наш на небесах творит все , что хочет» ( Пс.113.11)
Бог творил мир своим желанием , он захотел чтобы был мир и соворил мир . Мир, сотворенный Богом ,существует во времени и пространстве.
«Господь творит все что хочет на небесах (шизымъ орломъ подъ облакы.) и на земле… (серымъ вълкомъ по земли).( Пс.134 .6)
3)«песнь(слова) творити,
то растекашется мыслию» «Бых мыслию паря как орел по воздуху… одеянием скуден .но разумом обилен ( Слово Даниила заточника…)
Бог – всесовершенный ум, который рождает мысль,которая проявляется как слово. « В начале было Слово и Слово было Бог .» (Евангелие от ИОАННА ).
«Боян бо вещий» сравнивает себя с Богом ,стремится к совершенству, к самообожествлению. Выставляя и подменяя собой Бога , что является проявлением гордыни .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 дек 2021, 15:14

Zinchenko_tanya писал(а):«Боян бо вещий» сравнивает себя с Богом ,стремится к совершенству, к самообожествлению. Выставляя и подменяя собой Бога , что является проявлением гордыни…

Ну да, а Вещий Олег тоже себя с Богом сравнивал? Разве что с Перуном, чьим именем скреплял греко-русские договора. Вещий - это сокращённый вариант ве(ду)щий, об этом ещё Дьяченко писал.

Ведь Боян сведущий был. Настроив своё тело в гармонии с 10 заповедями Господними открывались ему тайны, которые другие знать не могут, отсюда и "вспоминал" то, что другим было неизвестно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 12 дек 2021, 00:29

Уважаемый Лемурий, думаю, что решение пойти къ Друцку было принято еще в Любче на встрече Ольговичей. которую организовал Святослав: "6688 (1180) Иде Святославъ к Любцю и призва к собе братью свою Ярослава, Игоря, Всеволода ряды емоу деющю...". Видимо, Святославъ решил выступить единым фронтом против Ростиславичей. которые ему начали "пакостить" в Руси. То. что Ярослав и Игорь "здумаша" пойти к Друцку мне не представляется их самостоятельным решением, а скорее всего инициатором похода на Друцк скорее всего был Святослав. который выступил против Всеволода Большое Гнездо в связи с пленением своего сына Глеба. Уходя из Суздальской земли пожег город Дмитров. уйдя со своим сыном Владимиром в Новгород Великий. прежде всего Всеволода и своего сына Олега и Ярополка "въ Роусь" после чего неожиданно сдумали Ярослав и Игорь выйти в поход на Друцк У меня есть основания полагать, что сама идея похода на Друцк была передана Ярославу и Игорю вернувшимися князьями с похода на Суздаль. Если Ярослав и Игорь пошли в самостоятельный поход на Друцк. то почему не предприняли попыток его осадить: "не смеяста дати полкоу Давидови безъ Святослава"? Как мне представляется основной задачей Ольговичей все же был не Друцк, а выманивание к нему Давыда с целью пленения последнего. но слава пленения Давыда должна была достаться Святославу. которого и ждали Ольговичи. С приходом Святослава Давид заложившись ночью сбежал в Смоленск. т.к. понял, что всесь поход был затеян с целью его поимки.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 дек 2021, 08:19

Уважаемый краевед, Вы хотите обелить Ольговичей, кому было адресовано «Слово о князьях»: «Слышите князи противящеся старѣишей братьи и рать въздвижуще и поганыя на свою братию возводяще, не обличилъ ти есть Богъ на Страшнѣмъ Судищи…». В Новгород за полками Святослав поехал когда? Когда одновременно отравили Мстислава Ростиславича Храброго (13.06.1180) в Новгороде, куда тут же посадили сына Святослава Владимира, и Романа Ростиславича в Смоленске (14.06.1180). Исподтишка «славен» не будешь, впрочем с такими дедами и «честь» не найти. А Давид повернул будучи в очевидном меньшинстве, один против Ольговичей с половцами и Всеславичей с латами и литвой. Это как, если бы, разномастная кодла со всего района малолетку в подворотне поджидала, а Вы бы потом эту кодлу защищать бы стали: "испугался" малолетка, убежал. То что Давыд в одиночку пришёл на помощь своему союзнику - уже делает ему честь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 12 дек 2021, 23:12

Уважаемый Лемурий, я не ставил перед собой задачу в своем комментарии "обелить Ольговичей", и не собираюсь это делать в отношении других князей, их противников или союзников, а пытаюсь изучать древнерусскую историю беспристрастно относительно роли каждого из них в становлении и развитии Руси.
В чем - то Вы, конечно правы относительно решения Давыда в одиночку прийти на защиту Друцка и это делает честь Давыду. Возможно, именно на верности союзническим обязательствам и был построен расчет Ольговичей, которые были уверены в том. что Давыд придет на выручку Глебу Рогволдовичу. В конечном итоге так и случилось и Ольговичам скорее был важен не Друцк. а пленение Давыда, которому пришлось бежать обратно в Смоленск. т.к. он не мог противостоять объединенной коалиции Ольговичей с другими князьями с Всеславичами латами и литвой.
Я стараюсь не давать оценочных суждений, т.к. зачастую союзники становились потом врагами, а враги союзниками.
Как позже непримиримые враги Ольговичи и Мстиславичи прекратили между собой вражду, закрепив свой союз династийным браком и это вылилось в жесточайший захват Киева в 1203 г.
Вот интересно, в 1180 г. половцы союзники Ольговичей и противники Рюрика Ростиславича с Давидом, а в 1203 г. - это уже коалиция, помогающая Рюрику завладеть киевским столом. Такова история. таковы факты и разве можно становится в конечном итоге на сторону одной или другой княжеских династий?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28