Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 26 янв 2022, 23:01

В контексте язычества СПИ, "Додонский дуб" мне предпочтительнее "дуба Навуходоносора".Зевс-Дий его покровитель и предрекает беды Игорю.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 27 янв 2022, 17:45

По поводу версии "мысленного древа" и Дива - придётся от неё отказаться, поскольку

    «Не вы мене избрасте, но аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». «Я приставил к благодати, Я насадил, чтобы вы шли добровольно, приносили плод деятельностью. Ибо идите, Я сказал, добровольно; потому что хотеть что-либо делать, значит, уже идти мыслью». А какой плод должны они принести, присовокупляется: «и плод ваш пребудет». Все, над чем мы трудимся для настоящего века, едва достаточно до смерти. Ибо привходящая смерть срезает плод труда нашего. Но что делается для Вечной Жизни, то сохраняется и после смерти; и начинает являться тогда, когда начинает скрываться плод плотских трудов. Итак, то воздаяние начинается там, где это кончается. Следовательно, кто уже познал Вечное, в душе того должны терять цену плоды временные. Будем приносить такие плоды, которые «пребывали» бы, будем приносить такие плоды, которые сами получали бы начало от смерти, когда смерть все должна уничтожить. Ибо о том, что от смерти должен начинаться плод Божий, свидетельствует Пророк, который говорит: «тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» (Пс. 126:2, 3). Всякий, засыпающий сном смертным, теряет наследство; но когда (Господь) дает избранным своим сон, тогда это есть достояние Господне, потому что избранные Божии, после того как достигнут смерти, найдут наследство…»
    —-
    Cвт.Григорий Двоеслов Толкование Ин.15:16 // "Сорок бесед на Евангелия". Беседа 27, говоренная к народу в церкви Св. Мученика Панкратия в день страдания его
"Мысленное древо" князей можно разбирать только после их смерти, как Боян кому хотел пѣсь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.
Ярослав Мудрый (ум. 1054)
Мстислав Владимирович Храбрый (ум.1036)
Роман Святославич Красный (ум.1079)
И всех их пережил и написал о них в ДКС редактор 1073 Никон Великий (ум.1088).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 28 янв 2022, 23:26

А как же, Всеслав Брячиславич, уважаемый Лемурий, который умер после Никона в 1101 г. Ведь и о нем упоминает Боян (Никон) судя по тексту СПИ?
По аналогии с творчеством Бояна, который писал старым князьям, умерших к моменту создания им песен. которых "пережил и написал о них в ДКС редактор 1073 г. Никон Великий (ум. 1088)" можно сделать вывод, что и автор СПИ разбирал "мысленное древо" князей умерших к моменту написания им песен. в том числе и Игорь (1202) и Рюрик Ростиславич и Всеволод Большое Гнездо (1212).
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 29 янв 2022, 01:47

краевед писал(а):А как же, Всеслав Брячиславич, уважаемый Лемурий, который умер после Никона в 1101 г. Ведь и о нем упоминает Боян (Никон) судя по тексту СПИ?

А разве, уважаемый краевед, говорится что Боян о Всеславе песнь слагал по "мысленному древу" перемещаясь? НЕТ. Боян только пригрозил ему Судом Божьим, как это мог сделать Никон Великий автор вставок о Всеславе пока тот был жив.

краевед писал(а):По аналогии с творчеством Бояна, который писал старым князьям, умерших к моменту создания им песен. которых "пережил и написал о них в ДКС редактор 1073 г. Никон Великий (ум. 1088)" можно сделать вывод, что и автор СПИ разбирал "мысленное древо" князей умерших к моменту написания им песен. в том числе и Игорь (1202) и Рюрик Ростиславич и Всеволод Большое Гнездо (1212).

Э-э нет, только про Бояна сказано что он слагал песни по «мысленному древу» перемещаясь и сказано каких: Ярослава Мудрого, Мстислава Храброго и Романа Красного. Все они умерли ДО Никона Великого (ум.1088).
Автор же СПИ поёт по былинам сего времени и обращается только к тем, кто был жив к 25-26 сентября 1188 года.
Просто, чтобы не путаться, «мысленное древо» с плодами трудов и подвигов оценивать можно только в конце жизни, те плоды, что смерть переживут, только те и достойны покаяния, остальные «древа» аки смоковница бесплодная, усекновению подлежат.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 30 янв 2022, 00:45

Контекст СПИ выглядит не так уж и однозначно, уважаемый Лемурий, особенно в свете обращения к Роману и Мстиславу. которым: покорились: "многы страны хинова литва ятвязи деремела и половци сулицы своя повръгоша...". Многие исследователи обратили внимание на то. что речь может идти о событиях конца 12 - начала 13 вв. Можно даже конткретизировать. что описываются события не позже 1205 г., т.е. года гибели Романа мстиславича в польском походе. Совершенно очевидно. что здесь мы имеем общую картину завоевания Романом и Мстиславом окружающих западно русские земли народов. Автор СПИ подводит итог их княжения. Скорее всего описываемые события могли быть зафиксированы на страницах СПИ во временых рамках уже после смерти Игоря (1202). но еще при живом Романе. В этом случае далее строки СПИ приобретают иное звучание относительно солнца, которое погасло для Игоря. Сразу же за сообщением о покорении народов Романом и мстиславом следуют строки: "Но уже княже Игорю утръпе Сонцю светъ а древо не бологомъ листвие срони", что может соответствовать такой интерпретации: Роман и Мстислав покорили народы, когда для Игоря погас солнечный свет. что можно трактовать. как смерть князя. Слова о древе сронившем листья можно судить как об "мысленном древе" Игоря.
Ко времени похода Игоря на половцев в 1185 г. Роман еще не совершал походов на сопредельные территории. в том числе и на половцев. Основные победы над кочевниками приходятся на конец 12 - начала 13 вв.
Итак. речь в этой фразе может идти о смерти Игоря.
Стоит заметить, что речь может идти и о "мысленном древе" князя Ростислава Всеволодовича: "уныша цветы жалобою и древо съ тугою къ земли преклонилося". Несомненно. речь идет о событиях 1093 г.. когда Ростислав утонул в Стугне. но эти воспоминания уже не могли быть написаны Бояном (Никоном), т.к. он умер в 1088 г. и если это не отсылка самого автора СПИ к событиям конца 11 в.. то возможно говорить о некоем связующим звеном между автором СПИ и Бояном (Никоном). Не о Ходыне ли идет речь. который мог продолжить дело начатое Бояном?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 янв 2022, 09:28

краевед писал(а):Скорее всего описываемые события могли быть зафиксированы на страницах СПИ во временых рамках уже после смерти Игоря (1202). но еще при живом Романе. В этом случае далее строки СПИ приобретают иное звучание относительно солнца, которое погасло для Игоря.

К 1202 году, уважаемый краевед, умрёт слишком много героев СПИ, особенно нонсенс, если им в конце поётся здравница и слава живым, отделяя их от дружины, которой "аминь"(=конец).

Слава Игорю Святъславличю [ум.1202], буй туру Всеволоду [ум.1196], Владиміру Игоревичу [ум.1212]! Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!

Причём не только живы, а Автор должен знать, что они из плена вернулись. Игорь вернулся летом 1185, Всеволод зимой 1187/88, Владимир Игоревич с Кончаковной к 25.09.1188 к свадьбе Верхуславы. Эта дата и есть нижняя граница, а верхняя смерть Ярослава Осмомысла 1.10.1188.

краевед писал(а):Ко времени похода Игоря на половцев в 1185 г. Роман еще не совершал походов на сопредельные территории. в том числе и на половцев

А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носитъ васъ(2) умъ на дѣло.

Призыв не только к Роману Мстаславичу - старшему сыну Мстислава Изяславича (старшего сына Изяслава Мстиславича), но и к Мстиславу Романовичу - старшему сыну Романа Ростиславича (старшего сына Ростислава Мстиславича), который к 09.1188 несколько раз воевал с половцами в 1177, 1183, 1184 и 1185.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 30 янв 2022, 15:40

Сравним, СПИ:
Высоко летишь ты на подвиг в отваге, точно сокол, на ветрах паря, стремясь птицу в дерзости одолеть. Ведь у ваших воинов железные паворзи под шлемами латинскими. Потому и дрогнула земля, и многие народы — хинова, литва, ятвяги, деремела и половцы — копья свои побросали и головы свои склонили под те мечи булатные.

и ГВЛ:
Он победил все языческие народы мудростью своего ума, следуя заповедям Божиим: устремлялся на поганых, как лев, свиреп был, как рысь, истребляя их, как крокодил, проходил их землю, как орел, храбр был, как тур, следовал деду своему Мономаху, который погубил поганых измаильтян, называемых половцами …

Это почти один и тот же текст с заменой измаильтян на хинова. Но в начале 13-го века он уместен, а в 1187-ом анахронизм. Поход Романа на прибалтов имел место 90-ые годы.

Ярослав Осмомысл согласно летописи умер в 1187-ом.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 янв 2022, 17:10

corvin писал(а):Поход Романа на прибалтов имел место 90-ые годы.

Схожесть стилей можно объяснить тем, что в 1154 году Климент Смолятич ушёл в Волынь вместе с детьми Изяслава Мстиславича и, наверняка, имел доступ к летописанию.

    "Почему не замещалась кафедра Владимира [Волынского], отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент..."
    ---
    Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, СПб (1913) 2003, с.214
Это могла быть его "заготовка" «мысленного древа» Романа Мстиславича, внука своего князя-патрона и сына Мстислава Изяславича прикольном Клим был духовником.
С прибалтами и карелами Роман Мстиславич постоянно сталкивался когда был новгородским и волынском князем. Всё укладывается в рамки сентября 1188 года.

corvin писал(а):Ярослав Осмомысл согласно летописи умер в 1187-ом.

В тот же год умер, что и свадьба Верхуславы была и в тот же год, когда Владимир Игоревич с Кончаковной вернулся. А по дням недели это получается 1188 год, Моисей скомпилировал запись галицкого летописца в Киевский свод 1200 года с ошибкой в год. См. Бережков 1963:203-204.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 30 янв 2022, 17:55

Схожесть стилей можно объяснить тем, что в 1154 году Климент Смолятич ушёл в Волынь вместе с детьми Изяслава Мстиславича и, наверняка, имел доступ к летописанию

Ага, пришёл и заговорил на тамошнем языке.
С прибалтами и карелами Роман Мстиславич постоянно сталкивался когда был новгородским и волынском князем. Всё укладывается в рамки сентября 1188 года.

Летопись описывает поход Романа на прибалтов в 90-ые как что-то небывалое, но вполне соответствующее “дрогнула земля, и … копья свои побросали”.
Официальная история считает годом смерти Осмомысла 1187-ой.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 янв 2022, 20:49

corvin писал(а):Ага, пришёл и заговорил на тамошнем языке.

Тамошний это какой? Вы же сами ранее поддерживали торопецкий говор Автора СПИ, а в Торопецкой земле селились кривичи Побойнин 1902:3, даже Торопец ранее назывался Кривитеск. Основные города Смоленск, Полоцк, Изборск. На Волыне те же кривичи были. И, опять-таки, может пропустили, приводил выше цитату Григория Двоеслова о "плодах" "мысленного древа", которые срезают после смерти. Смолятич не мог писать панегирик Роману Мстиславичу, но мог подготовить "шаблон", вносил же записи местный летописец.

corvin писал(а): Летопись описывает поход Романа на прибалтов в 90-ые как что-то небывалое, но вполне соответствующее “дрогнула земля, и … копья свои побросали”.

Вообще-то, в контексте речь о привлечении католиков ляхов в качестве союзников.

corvin писал(а):Официальная история считает годом смерти Осмомысла 1187-ой.

Официальная история опирается на работу Н.Г.Бережкова, который разделил статью Ипат.1187 по своему разумению. Самое важное событие для галицкого летописца - смерть Ярослава Галицкого - оставил в 1187, а остальное назвал вставкой и перенёс в 1188. Получается по его делению что между смертью Осмомысла и свадьбой Верхуславы событий совсем не было.
Потом другие исследователи А.А.Горский и А.М.Ранчин усмотрели в этом "ножницы дат": Владимир Игоревич вернулся в 1188, а Осмомысл умер в 1187 значит… ничего не значит, просто перечитайте деление на года одной и той же летописной статьи Бережков 1963:203-204.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 30 янв 2022, 23:33

В том же Хронографе Зевс пишется буквально рядом как "Зеус". Отсюда возможен вариант: Дий- Диус- Дивс- Дивъ.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 янв 2022, 10:31

userdez писал(а):В том же Хронографе Зевс пишется буквально рядом как "Зеус". Отсюда возможен вариант: Дий- Диус- Дивс- Дивъ.

Всё это, уважаемый Усердец, для простого обывателя XII века из разряда непостижимого. Про дивих зверей и птиц на дубе Навуходоносора они слышали, но чтобы Зевс вместо Олимпа на дуб забрался, да ещё чебурахнулся оттуда…
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 янв 2022, 13:05

На Руси кто был и.о. Зевса? Перун. Вот он и мог волноваться, а потом вержеться дубовой своей головой на землю, как было ранее в Киеве и Новгороде. В прошлом году, уважаемый Краевед разбирал эту версию.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 янв 2022, 18:20

Уважаемый Лемурий, Вы знаете все. Где то, то-ли в Хронографе древнерусский переводчик дописал имя Перуна в ряду египетские или греческих богов?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 31 янв 2022, 18:46

Язык СПИ искусственный. В нем присутствуют языковые фрагменты из разных мест. Самопроизвольно у Автора такой язык сложиться не мог.
Описание Романа в СПИ и ГВЛ похоже, но для ГВЛ оно уместно, а для СПИ нет.
Летопись указывает на 1187-ой год. Доказательств противного нет.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48