userdez писал(а):Да и сам Даниил интересен,почему его имя упоминается при деликатном "женском вопросе" у Даниила Заточника и в молитве о
блудном помысле?
Хороший вопрос задали, Усердец!
Жены ради Иосифъ Прекрасный в темници затворенъ бысть =("О злых женах") "по вине женщины заключил в оковах в темницу благороднейшего Иосифа"]
Жены ради Данила пророка в ровъ ввергоша, и лви ему нози лизаху - а вот тут, как мне видится, Заточник говорит о себе самом. Даниила (см. Дан. 6:10—24; 14: 23—40) в ров со львами ввергали, но НЕ из-за женщины.
Как Вы знаете, то в моей версии "поп Данила" Мстислава Изяславича и митрополит его отца Климент Смолятич одно и тоже лицо, только Климент - имя монашеское, а Даниил - схимническое.
Так вот Климент потерпел своё "крушение" после смерти своего патрона Изяслава Мстиславича, которого, судя по описанию его смерти, совпадают с отравлением чемерицей.
- О злое, острое оружие диаволе И стрѣла, лѣтяща с чемеремъ! (СДЗ)
Остается присоединиться к той оценке этой смерти, которую дает профессор М. Грушевский, считавший ее великой утратой для Киевщины, тем более тяжелою, что дела междукняжеских отношений стали складываться чрезвычайно благоприятно для Изяслава. Умер Владимирко Галицкий, Святослав Ольгович уже смотрел в сторону от Юрия, половцы - устрашены походом Мстислава Изяславича. Переживи Изяслав Юрия и Вячеслава, он стал бы господином положения на Руси. Прибавим к этому, если позволительны такие предположения, что и церковный вопрос мог принять иное течение, и не за горами было бы признание Империей русской митрополии для Киева. Смерть Изяслава в этом последнем смысле сняла, как известно навсегда для Киева вопрос о русском митрополитстве.
-------
М. Д. Приселков М.Д. «ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв.» СПб.(1913)2003, с.211-212