Страница 9 из 26

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 07 янв 2018, 22:08
userdez
Mitus писал(а): Вот, лютый зверь у Нестора не медведь и не змей, он скорее волк а может лев, а может крокодил или собака?

А у Златоуста не волк и не лев. Методом исключения
остаются крокодил с собакой.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=009&pagefile=009-0052

9.(2022) Иоанна Златоустаго и других поучения полууст., исх. ХІV века, в четверть, 235 листов.


Лист 43 об., 9 стр. от верха.

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 08 янв 2018, 14:08
Mitus
userdez писал(а):А у Златоуста не волк и не лев.
- сильно! Действительно, какие же львы лютые звери когда они пророка Даниила добродетель почтили и устыдились и свои уста обуздали..... А как переводите эту строку: "волкомъ паче кровию питомымъ нежели члв()комъ бг()носцемъ. (ЗДЕСЬ ВРОДЕ БЫ ТОЧКА) что ли гл(агол)ю о волцехъ некроткыхъ но и лютыхъ звереи и лвов неукротимыхъ поущh быша жидове" ? Дальше уже про Данила пророка.

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 08 янв 2018, 23:48
userdez
Mitus писал(а): А как переводите эту строку: "волкомъ паче кровию питомымъ нежели члв()комъ бг()носцемъ. (ЗДЕСЬ ВРОДЕ БЫ ТОЧКА)

Между нами, я не силён в переводах и к своему стыду
до сих пор не понимаю,что такое аорист.
Посмеётесь, но рукописи читаю "на распев",("про себя"
конечно),но зато информация идёт через душу к
голове,а не от головы в сердце, т.к. при этом "по дороге"
теряется "аромат" написанного. Да и писались(переводились) они для
богослужебных надобностей. Не поверите, но попадаются
удивительно музыкальные произведения.

Смысл таков, что жидове хуже волков, львов и другого лютого зверья.

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 09 янв 2018, 09:41
Mitus
всё так, в точку ... "разве только о волках я говорю? нет же, но и всех лютых зверей и львов неукротимых ...

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 10 янв 2018, 23:46
userdez
Про "ров" и "лютое нечаяние...змеиное".

144. (1906). Иоанна Златоустаго и других поучения, полууст, переходящий в скоропись, исх. ХVІ века

л. 133. Неделя 26. Слово Иоанна Златоустаго о покаянии

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=144&pagefile=144-0139
Лист 134,8 стр. от верха.

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 11 янв 2018, 09:20
Mitus
Лемурий писал(а): Андрей Рублев, его вариант зверей Апокалипсиса см. выше. «Лютый зверь» царства Антихриста у него волк, рогатый правда.
- по-моему это наилучшая версия. Хотелось бы так же увидеть новгородские печати с надписью "а се лютъ зверь" о которых О. П. Лихачёва пишет.

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 11 янв 2018, 20:05
userdez
Составное слово "бесозвери".
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=144&pagefile=144-0163
Л.157 об., 7 стр. от низа.

У Матфея это только "искуситель,сатана, дьявол".

Тогдá глагóла емý Иисýсъ: иди́ за мнóю, сатанó: пи́сано бо éсть: Гóсподу Бóгу твоемý поклони́шися и томý еди́ному послýжиши.
Тогдá остáви егó дiáволъ, и сé, áнгели приступи́ша и служáху емý.

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 12 янв 2018, 13:16
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий!
Число́ зве́ря — особое число, упоминаемое в Библии, под которым скрыто имя зверя . Лютый зверь имеет 7 голов и 10 рогов .
«Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей» и «На седьмомъ веце Трояни… Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ». Совпадение чисел 10 и 7 случайность или какая- то тайна автора Бояна ?

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 12 янв 2018, 17:53
Лемурий
Zinchenko_tanya писал(а):Совпадение чисел 10 и 7 случайность или какая- то тайна автора Бояна ?

Добрый вечер, Татьяна!
Мне нравятся Ваши неожиданные вопросы "в точку"!

10:
    "Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири . Пойте Ему новую песнь (Пс. 32:1-2). Но под десятиструнной псалтирью разумеет он не Логоса ли, не Иисуса ли ? Он, ведь, символически обозначается через десятиричное число..."
    -------------
    Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4

7:
    ""Глаголют же ся убо сего мира седмь вѣкъ рекъше от небесьскаго и земьнаго сътворения... речеть ся пакы вѣкъ тысющи лѣтъ вѣкъ единъ".
    (Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.(12-я гл. "Небес" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4.)

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 13 янв 2018, 09:07
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий!
10 заповедей Божьих в православии и 7 смертельных грехов.
«Для каждого христианина путеводной звездой является закон Божий. Именно он указывает путь в Небесное Царствие. Сегодня ( как и в XIIв.) 10 заповедей Божьих и 7 грехов смертных являются регуляторами жизни и основой христианства.»
10 заповедей Божьих :
1. верить в единого Господа Бога;
2. не создавать для себя кумиров;
3. не произносить имя Господа Бога напрасно;
4. всегда помнить о дне выходном;
5. почитать и уважать родителей;
6. не убивать;
7. не прелюбодействовать;
8. не воровать;
9. не лгать;не
10. не завидовать.
Помимо 10 православных Божьих заповедей существует и семь смертных грехов:
1. гордыня;
2. завистливость;
3. гневное состояние;
4. уныние
5. алчное отношение к ближнему;
6. обжорство и чревоугодие;
7. блуд, похоть .
1) гордыня;
Наиболее порочным из семи смертных грехов является гордыня, чего Господь Бог не может простить.
« Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе» « Ту немци и венедици,
ту греци и морава поютъ славу Святъславлю»
2) завистливость;
"Се мое, а то мое же".
3) гневное состояние; бей , убивай.
« Яр туре Всеволоде!
Стоиши на борони,
прыщеши на вои стрелами,
гремлеши о шеломы мечи харалужными.
Камо, туръ, поскочяше,
своимъ златымъ шеломомъ посвечивая,
тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.
Поскепаны саблями калеными шеломы оварьскыя,
отъ тебе, яръ туре Всеволоде!»
4). уныние
«Тоска разлияся по Руской земли;
печаль жирна тече средь земли Рускыи»
« Уныша об градомъ забралы,
а веселие пониче.»
« Уныли голоси,
пониче веселие»
5) алчность
«помчаша красныя девкы половецкыя,
а съ ними злато,
и паволокы,
и драгыя оксамиты.
Орьтъмами,
и япончицами,
и кожухы»
6) обжорство и чревоугодие;
«нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
7) блуд, похоть
«Спалъ князю умь
похоти,»
« Се бо готьскыя красныя девы
въспеша на брезе синему морю:
звоня рускыме златомъ;
поютъ время Бусово»
« и с хотию на кроватъ»

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 13 янв 2018, 15:24
Лемурий
Татьяна, обратите внимание на мои примеры с 10 и 7 - они непосредственно из СПИ, а заповеди и смертные грехи при чём тут?

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 14 янв 2018, 16:00
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий!
« Живая струны…»
«Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли — инструмент гармонизации вселенной», который был прочитан в Санкт-Петербурге 22 ноября 2009 года1, обратила внимание коллег на тождество славянского слова «гусля», что значит «струна, тетива, нить» санскритскому — «гу́на», означающему «нить, верёвка, струна». В древнеиндийской натурфилософии слово «гу́на» обозначает не только ряд понятий, связанных с нитью, верёвкой или струной; «гуна» используется как философское понятие. Гу́на — санскритский термин, который в более широком смысле означает «качество, свойство, нить, первооснова, элемент, признак». Это одна из категорий индийской философии санкхья, где описываются три гуны — «нити — элементы», из которых соткана материальная природа:
Саттва-гуна («гуна благости»)
Раджас-гуна («гуна страсти»)
Тамас-гуна («гуна невежества»).
Таким образом, весь материальный мир является сплетением гун, сочетанием их качеств. Мы уже говорили о родстве значений санскритского слова «гуна» и славянского слова «гусля», что значит нить, тетива, струна. В славянской традиции мы не находим прямого упоминания о том, что тварный мир каким-то образом связан с образами нитей и струн. Хотя нам хорошо известны выражения: «нить судьбы», «материя», «завязка событий», «развязка»… Это говорит о том, что подобные представления некогда существовали — тогда, когда формировался язык.»
В народной песне «Там стояло в поле древо» рассказывается, как к особому волшебному дереву собираются князья и бояре, они обсуждают, как срубить древо, и делают из него звончатые гусли.

«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу»
Там стояло в поле древо,
Там стояло в поле древо,
Тонко, высокое, тонко, высокое.
Подъезжали к этой древе,
Князья да бояре, князья да бояре.
Разрубили эту древу,
Разрубили эту древу,
На четыре части, на четыре части.
________________________________________
Да сделали с этой древы,
Да сделали с этой древы
Гусли звончатые, гусли звончатые.»
и «вещие персты»
В славянских языках остались следы представлений о гуслях как об инструменте, связанном с чудом, волшебством, чародейством:
«Язык немедленно указывает и на ближайший круг значений, соотносимых с гуслями: польск. gusla — «колдовать», guslarz и guslarka — «колдун», «колдунья», луж. gusslowasch — «языческий обряд, жертва, колдовать», gusslowar — «колдун», сюда же примыкает и литовское goslus — «чародейство».
Под гусли исполнялись «старины» — песни исторического содержания, воскрешавшие в памяти современников древние предания воинских дружин. «они же сами княземъ славу рокотаху»
Ещё одной важной функцией гуслей, на наш взгляд, была игра при исполнении псалмов и духовных стихов. Не случайно иерусалимские «тонцы» (или «струны натянутые от Иерусалима») упоминаются во множестве былин именно в качестве религиозного жанра и именно в связи с богатырями. Можно считать, что гусли были также инструментом для молитвы. воин находится в согласии с законом мироздания, установленным Богом, и поэтому становится непобедимым. Причем прослеживается некоторое сословное предпочтение к типам гуслей: есть основание предполагать, что воины были более склонны к лёгким и компактным крыловидным, а духовенство (и это несомненно) предпочитало многострунные «шлемовидные» гусли, наиболее близкие к библейской псалтыри, которые в народе так и называли — «поповские гусли». Итак, в среде воинов и духовенства гусли получили некое особое признание… Знаменитые пророки, например Елисей, прибегали к услугам музыканта, чтобы исполниться Божьего Духа перед речением пророчеств (см. 4 Цар. 3, 15). Царь Давид не только пел духовные стихи под аккомпанемент гуслей, но своей игрой на них даже изгонял из Саула злого духа (1 Цар. 16, 23).
В «Откровении» Спаситель показывает святому Иоанну видение:
«1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; иуслышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих..
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред ЧЕТЫРЬМЯ ЖИВОТНЫМИ и старцами…
«Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему». Святые отцы говорят, что такое созерцательное служение Богу через ум является образом самой псалтири. Не случайно этот инструмент имеет десять струн: естественно, ум восполняется до состояния созерцания только через исполнение десяти заповедей Закона Божия, и в нашем псалме это подчеркивается особо.» (Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.)
« Греческое слово «псалтирь» означает музыкальный инструмент с 10 струнами, а слово «псалом» (букв.: «бряцание») — духовная песнь, которая исполнялась в сопровождении игры на псалтири
На смену дохристианским представлениям о мире и месте человека в нём пришли представления христианские. И гусли, бывшие некогда инструментом языческих мудрецов и поэтов, зазвучали словами Евангелия и Новозаветными историям. Когда славянские духовные искания возвысились до принятия Православной веры и когда вера была принята, гусли, как инструмент философско-религиозный, продолжали использоваться в духовной практике, выполняя ту же функцию, что и прежде, но наполнив ее новым духовным содержанием. Эта устойчивость культурной роли гуслей и признание их христианским духовенством в качестве угодного Богу инструмента показательна и удивительна. Образ боговдохновенного певца царя Давида заменил древний и забытый образ дохристианского «Великого Гусляра», культурного героя и соучастника творения, а, может, даже и самого Творца Мира.»
(Григорий Николаевич Базлов
Русские гусли. История и мифология. )


«Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех».
(Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 16 янв 2018, 18:34
userdez
"Змий на древе". То ли положительный образ, то ли отрицательный ?

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=780&pagefile=780-0299

Л. 291-291об.

780. (1632.) Сборник, полууст., напис. 1549 года, в четверть, 537 листов.


л. 289 об. Мес. сентебря 14, канон честнаго Креста истолкован гл. 1.


После многих лет странствий по каменистой пустыне иудейский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать. В результате при пересечении страны эдомитов последовало Божье наказание из змеев «огненных»[1] (др.-евр. שרפים‎‎; «сараф»; мн. ч. серафимы; Чис. 21:6), от которых погибло много народа. После этого израильтяне раскаялись и упросили Моисея помолиться за них Господу. По повелению Божию Моисей изготовил тогда медного змея и закрепил его на шесте (Чис. 21:9). Всякий ужаленный змеёй, взглянув на медного змея, оставался живым (Чис. 21:4—9).

В другой книге Библии упоминается, что змей впоследствии стал для евреев кумиром, идолом для поклонения, и поэтому уничтожен среди прочих царём Езекией как святыня языческого культа. Царь назвал его «медным» (др.-евр. נחשתן‎‎), не божественным, а простым, металлическим. (4Цар. 18:4).


Хотя, ангелы тоже бывают "лютии и грознии".

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=144&pagefile=144-0173

Л. 167 об., последняя строка.

144. (1906). Иоанна Златоустаго и других поучения, полууст, переходящий в скоропись, исх. ХVІ века, в четверть, 291 лист.


л. 166. Неделя 31. Слово св. Отець о умилении души. Нач. Ох душе, увы мне ужико моя, о горе спружнице моя.

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 16 янв 2018, 21:26
Mitus
userdez писал(а):Хотя, ангелы тоже бывают "лютии и грознии".
- ох userdez ох же Вы и труженик!

Re: "Лютый зверь" в СПИ

СообщениеДобавлено: 19 янв 2018, 19:22
userdez
Встретил интересное словосочетание "кормник змия".
И это явно не дьявол.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=009&pagefile=009-0056

Л. 48,12 стр. от верха.

9.(2022) Иоанна Златоустаго и других поучения полууст., исх. ХІV века, в четверть, 235 листов.


л. 45 об. В великую среду страстныя недели. Слово тогоже о зависти жидовьстей, еже в Еуангельи речено: излезъше же вон фарисеи и книжници съвет сътвориша на Исуса, да Его погубять. Нач. Елико вас Илии ученици есте, еже убогия трапезы вдовича не похули.