краевед писал(а):...главное условие возвращения в 1180 г. Святослава была система лествичного права, по которой совершенно на законных условиях на стол должен был вступить Святослав без всяких битв за владение Киевом. Рюрик в этом случае поступил как обычный захватчик, не взирая на древние устои наследования велиеоеняжеского стола. Для автора "Слова" Святослав: "грозный великий киевский", а Рюрик кровожадный князь, старающийся все конфликты в Руси решать с помощью битв: "не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша"...
А кто по-Вашему, уважаемый краевед, этих поганых на Русь привёл? Когда обе дружины Давыда и Рюрика вместе бились с половцами? Когда Рюрик получил не злытый, а злаченый шелом соправителя? В 1180 в усобице с Ольговичами и их "
погаными толковинами". Знаете откуда такая метафора?
«...одна из редакций «Устава» Ярослава указала для девицы и еще одну волчью яму: «Иже девку кто умолвит к себе [соблазнит замужеством] и даст в толоку [пустит по рукам пособников похищения – пережиток, может быть, группового брака]...»
---
Романов 2013:167
К "толковинам" относятся как сами насильники, так и инициатор умыкания девицы. То, что Ольговичи при любом удобном случае приводили на Русь поганых, это сейчас забыли, а в конце XII века хорошо помнили:
"Сие-то гибельное обыкновение, в войнах междоусобных дружиться с иноплеменными хищниками и призывать их для ужасных злодейств в недра государства, всего более обесславило Князей Черниговских в нашей древней истории и было одною из причин народной любви к Мономаховым потомкам..."
---
Н.М.Карамзин История государства Российского. Т.3
Заметьте, у Мстиславичей союзники - христиане. По их мановению руки (
павороза = петля для крепления оружия к руке ) "латинские шеломы" ляхов и угров с языческими народами бьются и половцами в том числе. "Не худа гнезда шестокрильци" = серафимы - высшая иерархия среди Ангелов. Высокая мысль (= стремление к горнему, божественному) носит вас на дело. Что это, если не панегирические метафоры величественного восхваления!
краевед писал(а):Кредо Рюрика утопить все в крови, добившись своей цели любой ценой. Обращает внимание и наименование Рюрика буим: "ты буи Рюриче...", что не находим в отношении Святослава. а сам эпитет буй в древнерусское время имел разные значения, в том числе и бешенный. необузданный, что никак нельзя зачесть рюрику как добродетель.
В чьей крови? "Поганых толковин" а Русь Святославом и Игорем в 1180 приведённых. Это описание героического поступка.
"Буй-тур" и к Всеволоду применено в обороне сражающегося, в СПИ имеет значение мужественного и отважного воина.
краевед писал(а):Грозным и в древнерусское время именовались сильные князья, а скорее даже мудрые политики. которые старались решать вопросы внутри государства не военной силой. а с помощью дипломатии. Так и в гриднице Святослава поется ему восхваление за разгром половцев на Орели немцами. венедицами, греками и моравой, признавая его заслуги на международном уровне. Что в древнерусское время подразумевалось под словом грозный, неужели насмешка?
Это как карлика Гулливером назвать. Карлику приятно, а для остальных очевидная ирония. Не "доспели" Ольговичи на брань. Весь
поход 1183 года организовал Рюрик.
краевед писал(а):Обратимся к ГВЛ под 1287 г.: "... Младший брат Кондрат обращаясь к своему старшему брату Владимиру называет его ГОСПОДИНЕ 6 раз при этом именует его ГРОЗНЫМ. Где же здесь ирония в отношении грозности Владимира? Кондрат говорит о его грозности в прошедшем времени, до того как Владимир в связи с болезнью передал свои земли брату Мстиславу, правда с условием княжения на них после своей смерти...
Сколько у него СТАРШИХ князей, которых князь "господине" называет? ОДИН. А в СПИ "господине" и Ярослав Осмомысл, и Рюрик, и Давыд - прям, "слуга трёх господ" получается...
краевед писал(а):Вообще то, читая рассказ ГВЛ о княжении Владимира посещает чувство, что лексический состав рассказа о Владимире удивительным образом совпадает с лексикой "Слова", что неминуемо ведет к заключению. что по крайней мере автор "Слова" имел галичские корни. От мысли, что в лице составителя рассказа о Владимире мы имеем дело с самим автором "Слова", отделяет только одно препятствие - время написания рассказа о Владимире, что относится к 1287 г. Хотя и попытки всех исследователей датировать написание "Слова" от 1185 до 1200 гг. носят чисто гипотетический характер....
Да как бы, никто из лингвистов не сомневается, что СПИ в конце XIIв написано, если закрыть глаза на контекст - начало XIII край. По употреблению двойственного числа (
Исаченко 1941 34-48), и древнерусских энклитик (
Зализняк 2008: 148-149) "Слово" древнерусский памятник конца XII века, а
цели воззвания к князьям и контексту можно точно определить
дату и место - 25.09.1188 Белоград.
краевед писал(а):Создается впечатление, что под Святославом киевским подразумевается Владимир Василькович, внук Романа. Тоже гипотеза, но она может быть основана на лексическом совпадении "Слова" и ГВЛ. В этом же рассказе о доблестном княжении Владимира Васильковича неоднократно появляются и другие лексические совпадения, такие как: "рци", "роусци и немце", "хороборъ" и т.д. Особо хочется выделить "росци". Сравним роусци ГВЛ и русици "Слова". Очень близко отстоят от друг друга эти слова по написанию. ранее этого времени насколько я знаю в летописных источниках название русци не встречалось...
В древнерусском языке целый лексикон "похожих" слов. Надо смотреть на гапаксы и устойчивые словосочетания. "Росци" ближе к византийскому
Ῥῶς, а русичи - этноним как вариант от предка Руса, как поляки от Ляха, а морава от Чеха.
краевед писал(а):Обращает на себя и "темное место" "Слова": "и беша дебрь кисаню", что по мнению авторитетных ученых слововедов должно читаться как "дебрьские", т.е. декабрьские похоронные сани, что снова удивительным образом совпадает с описанием смерти Владимира Васильковича, которого в церковь действительно везли в санях и в декабре. Что, новая гипотеза? А почему бы нет?
Причём тут "бусови врани" из "мутен сна" князя, умершего за столетие до смерти Вашего кандидата? Про болонь реки Сан подробно см.
Барсов 1889:191-192.