Новый » 31 окт 2008, 08:52
Подключаясь, после длительного исчезновения, к дискуссии, первым делом выскажу очередной раз серьезное сомнение в тождестве Бояна и Илариона.
Прежде всего, очень вероятно, что Иларион-митрополит - это тот самый схимник Ларион, который жил в одной келье с Феодосием Печерским и умер в 1066 г. Я читал об этом выдержку на базе "Библиологического словаря" А. Меня и потом постараюсь выложить её. Сам факт, что названный человек делил келью с Феодосием, наводит на мысль, что это был некто высокопоставленный (хотя бы в прошлом). И одноименность говорит сама за себя. Я сомневаюсь, что Иларион менял ранее взятое уже в духовном звании имя: это не было принято. Новое имя брали при пострижении, и оно становилось окончательным. Яркий пример - знаменитый (и канонизированный) митрополит Филипп (это 16-ый век, но ведь церковный устав оставался тем же): он и после разжалования, находясь в монастыре , звался "старцем Филиппом"... Если митрополит и схимник - это одно лицо, то он ни в коем случае не мог бы воспевать Романа Святославича, убитого тринадцатью годами позже его смерти.
Далее, псалмопевчество в те времена, по-моему, не тот признак, который может свидетельствовать о музыкальной или поэтической одаренности - разве что о хорошем религиозном образовании. Псалмы пел ещё убиенный Святополком Борис (см. ПВЛ), а о нём мы в плане дарований ничего не знаем.
Боян, согласно сказанному в начале "Слова", воспевал Ярослава, Мстислава и Романа. Наверное, не только, но, видимо, песни о них были самой броской репрезентацией его творчества. Если так, это должен быть всё-таки человек, живший (в основном) во ВТОРОЙ половине столетия (и припевка Всеславу если не бесспорно свидетельствует об этом, то, по крайней мере, повышает вероятность такой хронологической трактовки). Другое дело, что он, согласно "Слову", "Помняшеть... первых времене усобице...", но это "помняшеть", я думаю, означает "помнил сказания о них", так же, как, допустим, Троянскую войну "помнил" Гомер.
И об этих "первых временах". Я не согласен с Владимиром Медведевым, что, сказав, "... от стараго Владимера до нынешняго Игоря", Автор не имел права УПОМИНАТЬ кого-либо жившего за пределами этого хронологического диапазона. Но, тем не менее, он, видимо, и в самом деле очерчивает тем самым временнЫе пределы того, что поэтически воспевается (и уважаемый Медведев, по-моему, правильно считает, что эта фраза не просто "брошена для красоты", а несет существенную смысловую нагрузку). И действительно, после фразы "О, стонати Рускои земли, помянувше ПЕРВУЮ годину и ПЕРВЫХ князей!" читаем опять про Владимира... Всё это усугубляет мои сомнения в том, что Боян пел песни о вещем Олеге и Святославе Игоревиче: если "первые" времена - это эпоха Владимира и Ярослава, то всё, что было раньше - это времена "до-первые", "предысторические".