Уважаемый Лемурий, я не вижу предложенного Вами сатирического изображения Святослава бабой на выданье (типичный нид был бы).
И иронии в Ваших примерах не вижу. Татраны - жители Татр, присланное из Закарпатья войско. В Пряшеве - украинском городке в Восточной Словакии, где у меня живут друзья, - так, к слову сказать, футбольная команда называется.
Естественно, что и дунайский русин, упомянутый Анной Комниной (не печенег - она их всякий раз отмечает отдельно среди скифов и тавроскифов) - с севера, из Татр. Да и не сделался бы он прозывным. В Киевской Руси вообще нет аналога выражениям типа "платонов и быстрым разумом ньютонов", "маленькие штирлицы", "вот благодаря таким огурцовым", "здесь такие товарищи сааховы везде " и т.д.
Могуты - богатыри, могучие люди. Естественно, что употреблялось как имя, если не сочинено в Никоновской летописи, как про Алешу Поповича и прочих богатырей. Но "Словарь-справочник" Вас порадует массой примеров. Вон Радивилова спросите, как на украинском языке могучий. Будет чему удивиться. Могутній. И нельзя утверждать, что автор поэмы не знал этого слова как апеллятива (то есть обычной лексемы, не имени собственного)
А были - бывалые, сравните польское bywly. Вовсе они не тюрки, как и ревуги, шельбиры и прочие.
Здесь нет иронии. Вы сами предложили такие толкования, вот и обрели её. А другие толкования не оставят для смехачества места.
Ну был у дикарей приказ брать русских князей живьем, не убивать - вот и захватили. И чеканные "правильные слова", Игорем сказанные, не сбылись. И хорошо. В моем понимании автор на стороне Игоря - ему не до мелочненькой мерзкой насмешки, гаденького подтрунивания в спину. Опять же, здесь - лично Ваше мнение вследствие специфического восприятия текста, но оно не вытекает из него прямо, а следовательно не беочевидно и не бесспорно.
Наконец, Осмомысл. Имена со значением "Восьмимыслящий", "Восьмимудрый" были у иранцев. Ну, "восемь" там и "восемь" там - только это и роднит избранные Вами слова. Ну у восьмерки масса смыслов и значений:
Це не мусить дивувати, оскільки число 8 надзвичайно популярне в міфологічних та космологічних уявленнях багатьох народів і входить в імена (Октавіан), назви місяців (фр. octobre), терміни (октет, октава). Щодо октави, то Платон наводить цікавий міф. Хтось на ім'я Ер побував на тому світі, а коли повернувся, то став розповідати, що бачив там веретено Ананки — богині невідворотності в греків. Вісь того веретена — вісь Усесвіту, що його утворюють вісім напівсфер, вкладених одна в одну. Кожна напівсфера має свій колір і своє числове значення — співвідношення цих чисел і творить гармонію світу. На кожній напівсфері сидить сирена, яка видає звуки певної висоти. Поєднання цих восьми звуків і дає музичну октаву...
Якщо вдатися до індійського матеріалу, то він дає безліч фактів, пов'язаних із числом 8. Вісім частин тіла, вісім наук, вісім благородних металів, вісім душевних настроїв (основа давньоіндійського театру), вісім уславлених гір, вісім богинь-захисниць, вісім утілень Шіви, вісім ступенів йоги, вісім розділів медицини, вісім книг знаменитої граматики Паніні, вісім правил буддійського ченця, вісім священних атрибутів для коронації, вісім чаш при жертовному обряді богові Агні тощо. Але найбільше причетні до розмови ..., гадаємо, факти деяких міфологій, пов'язані з вісьмома богами. Єгипетська міфологія має вісім першопочаткових богів, з яких виник Усесвіт. Китайська даоська міфологія знає надзвичайно популярних героїв, вісьмох безсмертних. Індійська міфологія налічує вісім божеств — хранителів сторін світу, де Індра — охоронець сходу, Варуна — заходу, Кубера — півночі, Яма — півдня, <75> Сома — північного сходу, Сур'я — південного сходу, Агні — південного заходу, Ваю — північного заходу ...
Вот поэтому система употребления четырех древних автентических и четырех к ним плагальных гласов или ладов введена в культ. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня Пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл стали повторять в течение года, до новой Пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих. Священное число древних. Причем осмогласие - понятие религиозное, однозначно позитивное в оценке христианина, оно не может служить предметом или косвенным средством глумления. Бояр было не восемь. Восемь мыслей Ярослава - тоже положительное явление, судя по вышесказанному.
Здесь тоже всего лишь Ваша личная попытка отыскать нечто христианское путем притягивания слова, которое похоже начинается, только и всего. И ничего очевидного и прямо следующего из текста. Этот момент тоже поддается иным чтениям и толкованиям. Которые далеко не ироничны.
Таким образом, вердикт мой прежний. Иронии в поэме нет. "Обнаружить" её можно только при условии пренебрежения научно установленными сведениями о средневековой ментальности и введении своих собственных особых (субъективных в очень большой мере) толкований. А без этого она не получится.