Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, что это за «молитва» такая «СМОЛА БАГРЯНАЯ»?
Византийский канон делился на девять песен, шестая песня всегда была Икос «
Самъ единъ еси безсмертный…» (см.
Икос Изяславу), а девятая песнь Богородичная, если в тексте есть акростихи, то искать их следует с девятой песни. Попробуем выделить акростих:
Дѣвици поютъ на Дунаи -
Вьются голоси чрезъ море до Кіева.
Игорь ѣдетъ по Боричеву
Къ Святѣй Богородици Пирогощей
Страны ради, гради весели!
Пѣвше пѣснь старымъ княземъ,
А по томъ молодымъ пѣти:
Слава
Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу!
Богоматерь (Заступница) Оранта Стена Нерушимая.
Мозаика в конхе центральной апсиды Софийского собора. Киев. 1040-е гг.Акростих в виде правильного Т-образного креста:
Дѣви, къ святѣй Богородици - спаси !
Уважаемый Лемурий, подобный акростих был выделен А.А.Гогешвили и опубликован в книге Акростих в "Слове о полку Игореве" и других памятниках русской письменности 11 - 13 вв., М., 1991, С. 71 - 92
А.Чернов в своей книге "Хроники изнаночного времени" приводит его в более полной редакции, обращая внимание на то, что: "Можно спорить с деталями этой реконструкции, но чтение спаси Святъславличя представляется весьма убедительным. Другое возможное чтение : Тяжъко зьло Руси, Деви в <ъ> икъс <ь> спаси Святъславличя... Найденный угловой акростих ... Спаси Святъславича, найденный А.А.Гогешвили, убедителен потому. что а). находится в конце текста4 б). связан с общим контекстом данного места; в). повторяет устойчивую молитвенную формулу; г). восходит к общепоэтической средневековой традиции "выкупов головы". А.Чернов. Хроники изнаночного времени. "Слово о полку Игореве и его окрестности"// СПб, 2006, С. 189 - 192
Однако, стоит заметить, что в этом месте не отражена полностью концовка текста "Слова" и при определенной разбивке текста акростих можно продолжить. Я приведу акростих. найденный А.Гогешвили, и здесь же отделив чертой другой возможный акростих, с той лишь разницей, что придется перенести имена князей. разрывая их. Итак:
ТЯЖКО ти головы кроме плечу
ЗЪЛО ти телу кроме головы
РУськои земли безъ Игоря
Сълнце светится на небесе
Игорь князь въ рускои земли
ДЕвици поютъ на дунаи
ВЬються голоси чрес море до Кыева
Игорь едетъ по боричеву
КЪ Святеи Богородицы пирогощеи
Страны ради гради весели
Певше песнь старымъ княземъ
А потомъ молодымъ пети
Славу Игорю СВЯТЪСЛАВЛИЧУИгорю
СВЯТЪ славлич
У буи туру В
Севолоду Владимиру
Игоревичу побарая за
ХРИСТ ианы на п
Оганыя полкы княземъ
СЛАВА а дружине
АМИНЬ
Несколько изменив последнюю строчку акростиха по Гогешвили, перенеся отчество Игоря вниз, мы можем прочесть акростих, где упоминается имя : СПАС СВЯТЪ ИСУСИ ХРИСТОС. АМИНЬ !
Обращение СПАСИ, объединяет Богородицу и Исуса Христа. И тут уже заметно, что вовсе не князьям поется слава, а Богородице и Исусу Христу!
Чем не вариант продолжения акростиха, найденного А.Гогешвили?