Припевки Бояна и Климент Смолятич

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Тюркизмы в СПИ

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2008, 11:47

Итак, откуда Климент Смолятич был знаком с тюркским наречием ?

1. Зарубский монастырь находился около Зарубского брода места, где проходил торговый путь, по которому постоянно ездили купцы: половцы, "торки и береньдее"...

"...пришед Боняк зиме [1105] на Заруб и победи торки и береньдее". Их вежи стояли в перемешку в долине Днепра, по которой проходила дорога на Заруб. По пути Боняк взял их..." (С.А. Плетнева ПОЛОВЦЫ М., 1990 с.80)

2. С приходом к власти в 1146 г. Изяслава Мстиславича у последнего появляются новые вассалы - "черные клобуки".
"... и ту прислашася к нему чернии клобуци и все Поросье и рекоша ему: ты наш князь, а Ольгович не хочем; а поеди в борзе, а мы с тобою" (ПСРЛ, II, с.328) Особенно выразительно подчеркивается роль киевского князя в качестве черноклобукского сюзерена в лаконичном сообщении летописца о смерти князя Изяслава Мстиславича в 1154 г. : "...и плакася по нем вся Руская земля и вси чернии клобуци и яко по цари и господине своем, наипаче же яко по отци..."(ПСРЛ, II, с. 469).
Итак, за предоставленные в Поросье земли черные клобуки обязаны были киевскому князю военной службой...

(С.А. Плетнева ПОЛОВЦЫ М., 1990 с.76)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 28 ноя 2008, 12:02

Лемурий, а тот поп, которого "выписал" с Руси Кончак Игорю - это НЕ БЫЛ, СЛУЧАЕМ, Смолятич? Дело в том, что если встать на точку зрения Святослава, то именно посылать надо было не простого попа, а золотого... Потому что проблема-то была очень и очень серьезная.
Вот почему я и считаю, что СПИ (его центральный фрагмент со сном Святослава и с призывами к князьям) было специально написано для такого "визита"...
Кроме того, Смолятич мог оказаться в опале уже после того как СПИ было закончено и распространилось. Это могло бы означать, что вину за это распространение Рюрик и другие недруги могли возложить именно на Смолятича. Значит, вероятно, он каким-то образом УЧАСТВОВАЛ в составлении окончательного варианта и это было известно.
Я не верю, что СПИ написал Смолятич! Ну нет, не может быть - стиль у Смолятича более резкий, мужской, как бы "каркающий". Нет в нем плавной лиричности, которая могла принадлежать только женщине, а значит - только Марии Васильковне(потому что никакая другая женщина ничего просто подобного написать и даже подумать не могла!).
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 28 ноя 2008, 12:32, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 28 ноя 2008, 12:05

Как-то так.
Весной 1185 года Смолятича отправляют к Кончаку, к Игорю. Там он передает "середину" СПИ, послание Игорю Святославичу как бы от Святослава, написанную им совместно с МВ. Это так воздействует на Игоря, что он возвращается на Русь.
Затем Климента по инициативе Рюрика ссылают на север, где он пишет "Моление Даниила".
В 1190 году примерно он умирает.
МВ заканчивает СПИ и включает в него строки из послания Игорю Святославичу. То, что СПИ написала МВ вытекает из того, что именно она написала включенный в послание Плач Ярославны (по стилю полностью совпадающий со всем поветвованием)...
Вот такой "роман".
Не знаю...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2008, 14:36

Евгений Беляков писал(а):Я не верю, что СПИ написал Смолятич! Ну нет, не может быть - стиль у Смолятича более резкий, мужской, как бы "каркающий". Нет в нем плавной лиричности, которая могла принадлежать только женщине, а значит - только Марии Васильковне (потому что никакая другая женщина ничего просто подобного написать и даже подумать не могла!).
А Боян, чьим последователем был АВТОР, тогда кто?

Евгений, на авторство надо смотреть в совокупности фактов.

Вот Вы говорите стиль:
Злато искушается огнемъ, а человѣкъ напастьми.
Пшеница бо, много мучима, чистъ хлѣбъ являеть,
А в печали человѣкъ обрѣтаеть умъ свръшенъ.
(Моление Даниила Заточника)

У Вас много примеров "каркающего" Смолятича - только его послание ФОМѢ, ПРОЗВИТЕРУ СМОЛЕНСКОМУ - не забывайте, что епископом в это время в Смоленске был его враг грек Мануил, который в отличие от пребывающего под "надзором" в Киевско-Печерском монастыре новгородском епископе Нифонте, "бѣгалъ перед Климомъ" (т.е. скрывался) и посылал на него все возможные "пасквили" через своего смоленского прозвитера, знающего Клима по Зарубу.

"Речеши ми: «Славишися, пиша, философ ся творя»,
речеши мнѣ: «Славишися!» (ПКС)

А его ёмкое вмещение целых философский понятий в одно слово (см. ерихон морской, алкион, саламандр...) - и это ФАКТ.

А то что не читая НИ одной буквы, написанной Марией Васильковной, писать о "плавной лиричности"... по сравнению с чем "плавная" :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 28 ноя 2008, 16:58

Плавная - это значит: не резкая, нежная, мягкая, душевная.
У Смолятича такого отношения к женщине (сосуду зла) не может быть по определению.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2008, 17:03

Евгений Беляков писал(а):Как-то так.
Весной 1185 года Смолятича отправляют к Кончаку, к Игорю. Там он передает "середину" СПИ, послание Игорю Святославичу как бы от Святослава, написанную им совместно с МВ. Это так воздействует на Игоря, что он возвращается на Русь.
Затем Климента по инициативе Рюрика ссылают на север, где он пишет "Моление Даниила".
В 1190 году примерно он умирает...
Все в таком случае НЕ логично, ИБО Вы забываете о самом ГЛАВНОМ:

Ольговичи считали Клима наравне с Изяславом Мстиславичем ВИНОВНЫМ в смерти Игоря Ольговича в 1147 (вспомните в Ипатьев. 6655 автор пытается оправдать в истории убийства князя-схимника Клима и тыся:
"митрополитъ же въбрянаше имъ и Лазорь тысяцкои и Рагоуило Володимиръ тысяцкои, како быша не оубили", хотя ниже приводит рассказ о "сокрытии" чуда Климом, когда все свечи над телом убитого Игоря зажглись сами собой, однако : "митрополитъ же запрети, да никомоу же не поведять, но повеле потаити такоую благодать Богоу явлешю над ним (Игоремъ)"...

Святослав Ольгович (отец Игоря) так и не простил Изяславу и его окружению смерти брата и в Ипатьев. 6657 говорит Юрию Долгорукому "брате, то намъ ворогь всимъ Изяславъ, брата нашего оубилъ" ...

И после всего этого Вы, Евгений, пишите о том, что в качестве "попа" к Игорю выслали Клима... Это НЕ правильно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2008, 17:19

sasha a писал(а):Плавная - это значит: не резкая, нежная, мягкая, душевная.
У Смолятича такого отношения к женщине (сосуду зла) не может быть по определению.
А Вы, Саша, вспомните, что за убийство было в 1174 году... и кто его главная зачинщица... (подсказка ниже).

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 28 ноя 2008, 17:52

Не поняла логики. Какое отношение убийство 1174 г. имеет к Ярославне?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2008, 18:46

sasha a писал(а):У Смолятича такого отношения к женщине (сосуду зла) не может быть по определению.
Отнюдь...
Он выделяет добрых жен и злых:

Добра жена — вѣнець мужу своему и безпечалие, а зла жена — лютая печаль, истощение дому. Червь древо тлить, а зла жена домъ мужа своего теряеть. (СДЗ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 29 ноя 2008, 20:03

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):У Смолятича такого отношения к женщине (сосуду зла) не может быть по определению.
Отнюдь...
Он выделяет добрых жен и злых:

Добра жена — вѣнець мужу своему и безпечалие, а зла жена — лютая печаль, истощение дому. Червь древо тлить, а зла жена домъ мужа своего теряеть. (СДЗ)


Смолятич, как мы видим из его афоризмов, подходил к женщине с утилитарной точки зрения. Добрая жена - добрый (обихоженный) дом. Злая жена - худой дом. Такое отношение к женщине соответствует психологии мужчины, сознательно выбравшего целибат.
В Слове - совершенно иное отношение к женщине. Автор показывает переживания, ЧУВСТВА Ярославны.
Какой монах будет копаться в переживаниях женщины, если она - сосуд зла, предназначенный для обслуживания дома и обеспечения беспечалия мужчине?
Нет, Лемурий, вы как хотите, но психологически Смолятич ну никак не проходит в Авторы.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 29 ноя 2008, 20:46

Ну, почему же. Помните, Мария со Святославом осталась в Киеве после того, как ольговичи его покинули после смерти Всеволода Ольговича, хотя Святослав БЫЛ ОЛЬГОВИЧЕМ. А Мария имела все основания многих монамашичей просто люто ненавидеть. Они ведь не стали пленниками, хотя выносить тягостную атмосферу мономашичьего двора были не в состоянии. Но с ними ничего не сделали. Больше того, Изяслав их отпустил в Чернигов, хотя и понимал, что это его потенциальные враги и соперники (на самом деле так и вышло). Выдающуюся роль Смолятича (как и Изяслава Мстиславича) мог понимать и Игорь! Но главное, что именно Смолятич был настоящим "удостоверением", что речь говорится от имени великого киевского князя. Любой другой мог обмануть, но не Смолятич. Это был идеолог, песни которого в прямом и переносном смысле перепевала МВ. Это же даже не нужно доказывать! А МВ это Святослав!
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2008, 13:05

sasha a писал(а):Нет, Лемурий, вы как хотите, но психологически Смолятич ну никак не проходит в Авторы.
Хотите, не хотите, а против ФАКТОВ не попрешь.
Жена же, сущи акы немощна, послѣ жь мужьжа бывши, въ равеньство возвыситися хотящи Божеско, абие притече къ древу и вкуси скоро и мужеви дасть...
--------
Жена же как создание слабое и происшедшее уже после мужа, желая возвыситься в равенство с Богом, тотчас приблизилась к древу и быстро вкусила и мужу дала.


:arrow: см. Послание Климента Смолятича

Волей, неволей так напишешь о злой жене (см. Моление Даниила Заточника), когда:

1. В 1154 году его "патрон" Изяслав Мстиславич женился на дочери грузинского царя Деметре I - Русудан и через несколько месяцев умер. Русудан вышла второй раз замуж за Hiyas ad-Din Sanjar Shah, который вскоре тоже умер.
Тогда она возвращается в Грузию, воспитывать аланского князя [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Давид-Сослан]Давид-Сослана[/url].

Напомню, что в деле убийства Андрея Боголюбского в 1174 году фигурировал (Анбалъ, ясинъ ключникъ) с сестрой которого проводил последние ночи князь.

И прииде Амбалъ ключникъ, ясинъ родомъ, тотъ бо ключь держашеть у всего дому княжа и надо всими волю ему дал бяшеть. И рече, вьзрѣвь на нь, Кузмище: «Амбале, вороже! Сверзи коверъ ли, что ли, что постьлати или чимъ прекрыти господина нашего». И рече Амбалъ: «Иди прочь! Мы хочемь выверечи псомъ». И рече Кузмище: «О еретиче! уже псомъ выверечи! Помнишь ли, жидовине, вь которых порътѣхъ пришелъ бяшеть? Ты нынѣ в оксамитѣ стоиши, а князь нагъ лежить, но молю ти ся: свѣрьзи ми что любо!»
--------
И подошел ключник Анбал, родом яс, управитель всего княжьего дома, надо всеми власть ему дал князь. И сказал, взглянув на него, Кузьма: «Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина нашего». И ответил Анбал: «Ступай прочь! Мы хотим бросить его собакам». И сказал Кузьма: «Ах, еретик! уже и собакам бросить! Да помнишь ли, жид, в каком ты платье пришел сюда? Теперь стоишь ты в бархате, а князь лежит наг, но прошу тебя честью: сбрось мне что-нибудь!»


:arrow: см.ПОВЕСТЬ ОБ УБИЕНИИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО

там же "Блаженыи же вьскочи, хотѣ взяти мечь, и не бѣ ту меча, бѣ бо томъ дни вынялы Амбалъ ключникъ, его то бо мечь бяшеть святого Бориса." - взять меч могла из спальни Андрея могла только допущенная в спальню сестра Амбала - ясыня.

см. выше рисунок из Радзивиловской летописи - слева ЖЕНЩИНА.

Но вернемся к нашей грузинской "серой кардинальше" ...

1185 году в Грузии умирает грузинский царь Георгий. На престол взошла его дочь Тамара, на государственном совете (дарбази) решено было выбрать ей мужа. Тогда вельможа Абул-Асан заявил: «Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея; он остался малолетним после отца и, преследуемый дядей своим Савалатом, удалился в чужую страну, теперь находится в городе кипчакского царя Севенджа» (см.История и восхваление венценосцев.)
"Она же, твердая в вере истинной, чтобы этого не случилось в самом деле, совершенно отказывалась от брака и просила освободить ее вообще от необходимости выйти замуж. Но царица Русудана и военные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу, сообразную с ее олимпийским величием и царственностью"

Так по НАСТОЯНИЮ бывшей жены Изяслава Мстиславича Русуданы на грузинский престол взошел младший сын Андрея Боголюбского Юрий Андреевич. Но в 1187 году

"Кроткая и приятная, разумная и сметливая Тамара целых два года, а то и больше, терпела ниспосланное ей испытание. Когда это узнали везиры и бояре, удивились и согласились в том, что это — дело того самого древнего врага, который подвинул брата на убийство брата, отца -- сына и который изгнал первого человека из рая; он и теперь подготовил изгнание князя из видимого сего рая и пресветлого Едема. Подобно древнему хакану скифскому, враг этот и тут предпринял осаду; если хакан обложил царицу городов, здесь дьявол подступил к царице цариц и царю царей, чтобы в конец разрушить ее. Не питая доверия к сделавшемуся органом дьявольского служения князю, доселе милостивая и не гневавшаяся Тамара, проливая слезы, отправила его в изгнание, причем снабдила его несметным богатством и драгоценностями. Хотя он и заслужил это, она не предала его смерти, равно как, будучи щедрою, подобно солнцу, не ограбила его. Посаженный в корабль, он прибыл в Константинополь и жил там некоторое время."(см.История и восхваление венценосцев.)
Да уж времена проходят, а в грузинском летописании ничего не меняется... :wink:
Короче, Юрия Андреевича обвинили "У русского стали обнаруживаться скифские нравы: при омерзительном пьянстве стал он совершать много неприличных дел, о которых излишне писать, чтобы мой рассказ; не затянулся...А царица Русудан и все князья изгнали его так, что можно было его пожалеть, причем он был несчастен не столько в виду низвержения его с царского престола, сколько вследствие лишения прелестей Тамар." (см. ЖИЗНЬ ЦАРИЦЫ ЦАРИЦ ТАМАР

И тогда наша дважды вдова женит царицу Тамару на своем воспитаннике Давид-Сослане...

А Вы говорите, при чём здесь ЖЕНЫ :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2008, 13:07

Евгений Беляков писал(а): Любой другой мог обмануть, но не Смолятич. Это был идеолог, песни которого в прямом и переносном смысле перепевала МВ. Это же даже не нужно доказывать!
Ещё как НУЖНО доказывать... До вечернего диспута! :wink:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 30 ноя 2008, 18:16

Лемурий писал(а):--------
Жена же как создание слабое и происшедшее уже после мужа, желая возвыситься в равенство с Богом, тотчас приблизилась к древу и быстро вкусила и мужу дала.


А Вы говорите, при чём здесь ЖЕНЫ :?:[/quote]

И явился ему Диавол в образе женщины (с).

Лемурий, при чем тут грузинские дела? Мы говорим о Слове, в котором о Грузии даже не поминается.
Из ваших изысканий выходит, что Автор побывал не только в Брянских лесах, Архангельске (которого еще и в помине не было), но и при грузинском дворе.
Не Автор, а летун какой-то...

Кроме того, очень хотелось бы знать, почему убийства, совершенные мужчинами (взять хотя бы злодейство в отношении св. князей Бориса и Глеба (1015) или подлое убийство Ростислава Тмутараканского корсунским котопаном в 1066 и т.д.), не привело Климента к обобщающим выводам в отношении рода мужского. :?:

Более того, ваши выводы полностью противоречат образу Ярославны, любовно выписанному Автором.
Не мог Климент Смолятич с таким предвзятым отношением к ЖЕНАМ разбираться в тонкостях их психологии.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2008, 21:20

sasha a писал(а):Не мог Климент Смолятич с таким предвзятым отношением к ЖЕНАМ разбираться в тонкостях их психологии.
Да не к женам, а только к женщине - РУСУДАН. На грузинский двор он мысью не летал, но держать в поле зрения (явно с негативной стороны после быстрой смерти "патрона") вполне мог.

Чем Вам, Саша, не нравится биографический рассказ об этом "сосуде зла" (как Вы любите называть жен в понятии Климента) ?

Вот, поэтому и его предостережение племяннику Изяслава - новгородскому князю Ярославу Владимировичу, чтобы разборчивей был в выборе жены. Дядин пример наукой будет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37