Страница 196 из 250

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 07 дек 2021, 23:25
Лемурий
userdez писал(а):"Использовать потир" в прямом смысле - побуждение сходить в церковь и применить его по назначению.

3-х литровый потир кто употребляет по назначению? А к церкви в конце СПИ даже Игорь пришёл.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 08 дек 2021, 09:12
userdez
Один неблядый муж нудил, что мера веры есть потир. Другой настойчиво твердил, что мера в veritas и звал в трактир. Лишь Дивъ за этим наблюдал и не вержелся, не кричал: за глубиной седых веков забыл он сам, кто есть таков.)) По назначению потиром пользуется священник или Херувимы, как в "Житие Нифонта": зареза Детища и кровь накапали в потир.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 09 дек 2021, 08:26
Лемурий
Уважаемый Усердец, можете найти этот отрывок в Кормчей (1284 г.)?

    «Умъ убо нерасыпаемъ о внѣшнихъ, и от чувъстъвъ же въ миръ растекается, въсходить убо къ себе, собою же на божие помышление въсходить…» (Ряз. кормч., 194 об.)

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 09 дек 2021, 11:27
userdez
Если эта цитата из "Вопрошания Кирилла к епископу Новгородскому Нифонту" то в рукописи 16 века ее нет. Фонд 304/1, номер 205., электронная страница 283.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 09 дек 2021, 15:49
userdez
Хотя в электронной библиотеке рукописей РНБ есть и оцифрованная рукопись Рязанской Кормчей 1284 г. Лист 194 об., 2 столбец, 10 стр. от низа в послание Василия Великого Григорию Боголслову.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 09 дек 2021, 16:17
userdez
Эта же глава есть и в рукописи 205 Ф. 304/1 , номер 69 на рукописном листе 327 об. Ваша цитата на электронной странице 334, прав. стор., середина.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 09 дек 2021, 23:31
Лемурий
userdez писал(а):Хотя в электронной библиотеке рукописей РНБ есть и оцифрованная рукопись Рязанской Кормчей 1284 г. Лист 194 об., 2 столбец, 10 стр. от низа в послание Василия Великого Григорию Боголслову.

Уважаемый Усердец, Вы волшебник!

:arrow: рукопись Рязанской Кормчей 1284 г. Лист 194 об., 2 столбец, 10 стр. от низа

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 15 дек 2021, 14:33
userdez
Василий Великий о постничестве, фонд 304/1, номер 129, 25 электронный лист, лев. страница, 7 стр. от низа: "книгы ся дийскыя". Вероятно это "писания елинских б... й риторских", т. е. языческие.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 08 янв 2022, 09:19
userdez
"Верже себе на землю". Патерик скитский, Ф. 304/1, номер 704, лист 223(рукописи), 2 ст., 10 стр. от верха. "Верже(ся) Дивь на землю". Вопрос: "ся" окончание или местоимение?

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 08 янв 2022, 14:01
Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 08 янв 2022, 21:39
userdez
"Дуб" это хорошо, только ответ на вопрос не увидел, хотя и Вы не обязаны отвечать ...(а вопрос то к Вам.)

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 08 янв 2022, 23:17
Лемурий
userdez писал(а):"Вопрос: "ся" окончание или местоимение?

Возвратная частица, у Зализняка А.А.подробно о местоположении этой частицы в тестах XII века найдёте.

Изображение

:arrow: Зализняк А.А. Древнерусские энклитики. М.: Языки славянских культур, 2008

Читайте про препозицию СЯ - 7 ранг энклитик.

Например: СЯ ПАШУТЬ - это одно слово с препозицией энклитики СЯ

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 янв 2022, 01:09
краевед
Уважаемые Лемурий и Userdez, действительно образ дива в СПИ продолжает оставаться одним из наиболее "темных" мест в древнерусской поэме. И итальянский исследовтель СПИ Кристиано Дидди тщательно проанализировавший версии высказанные ранее исслледователями об образе Дива пришел к выводу. что: "значению Див в тексте "Слова" суждено остаться неуловимым". Кристиано Дидди. К осмыслению термина Див в "Слове о полку Игореве". Сборник научных статей..., Москва. Азбуковник, 2021. С. 321 328.
Тем не менее предлагаю взглянуть на образ дива с несколько другой стороны, которую, судя по моим знакомствам с литературой посвященной толкованию образа дива ранее не рассматривали.
Несомненно, в образе Дива просматривается языческий элемент и этот образ можно прочно связать с языческими представлениями. А.Н.Ужанков как я считаю. совершенно точно передал замысел автора СПИ. считая. что князь Игорь вышел в поход в неурочное время в дни приближающиеся к Пасхальным, чем прогневил Господа.
Я пришел к выводу. что под образом Дива автор СПИ скрыл самого князя Игоря. Рассмотрим два фрагмента СПИ по Екатерининскому списку, где упоминается Див: "Тогда вступи Игорь князь въ златъ стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тмою пкть заступаше нощь стонущи ему грозою птичь убуди. Дивъ кличетъ връху древа велитъ послушати земли не знаеми Влъзе и Поморию и посулию и Сурожу и Корсуню и тебе Тъмутороканьский блъванъ".
Другой фрагмент, повествующий о результатах поражения Игоря от половцев: "Уже снесеся хула на хвалу. уже тресну нужда на волю. уже връжеся дивъ на землю. Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю звоня Русымъ златомъ поютъ время Бусово лелеютъ месть Шароканю".
Именно то. что в слове "връжеся" присутствует постпозиция энкликтики -СЯ и натолкнуло меня на мысль. что под образом Дива автор СПИ скрыл самого князя Игоря. отправившегося в поход за славой. но поход закончился бесславным поражением. В современном переводе СПИ слово "връжеся" звучало бы как "сверг себя".
Как мы знаем, СПИ вышло из под пера монаха. который в своей работе. несомненно пользовался Святыми Писаниями. Несомненно то. что в строках о Святославе Киевском заметен перефраз из Библии о победе над половцами в 1184 г. : "притопта хълмы и яругы взмути реки и озеры". А может нечто подобное могло быть написано и в отношении князя Игоря. но фраза была взята не из Библии, а из Евангелие: "ибо. кто возвышает себя. тот унижен будет. а кто унижает себя, тот возвысится". Евангелие от Мефодия 23:8
Многие святители толкуют эти слова как желание человека возвыситься в погоне за славой. Например как толкует этот фрагмент Евангелие преподобный Иоанн Лествичник: "Когда мы домагаемся славы или когда без искательста с нашей стороны она приходит к нам от других или когда покушаемся употреблять некие ухищрения".
Один из египетских подвижников писал: "часто именно падение поднимало нас с земли на высоту. а возвышение низвергало на землю". Очень точно подмечено и соответствует образу дива из СПИ. который сначала возвысился взгромоздясь на древо. а затем свергнулся с него. В этом случае древо может символизировать возвышение Игоря. который шел в поход за славой. чтобы похвастаться перед другими князьями своими победами. но был свергнут с древа. т.к. прогневил Бога.
Также можно обратить внимание. что Игорю : "ему солнце тмою путь заступаше". а вот Див остается без обращения "ему". словно Дивом оказывается князь Игорь, проигнорировавший солнечное затмение. как недобрый знак, ввергнув себя в тьму язычества. превратившийся в Дива. Итак, кнзь Игорь - Див?

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 янв 2022, 07:57
Лемурий
краевед писал(а):Я пришел к выводу. что под образом Дива автор СПИ скрыл самого князя Игоря. Рассмотрим два фрагмента СПИ по Екатерининскому списку, где упоминается Див: "Тогда вступи Игорь князь въ златъ стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тмою пкть заступаше нощь стонущи ему грозою птичь убуди. Дивъ кличетъ връху древа велитъ послушати земли не знаеми Влъзе и Поморию и посулию и Сурожу и Корсуню и тебе Тъмутороканьский блъванъ".

Уважаемый краевед, как обращал внимание выше, дуб, на который взгромоздился Див, не обязательно должно быть привычное нам дерево, это может быть и «мысленное древо» с плодами содомскими, как «дуб Навуходоносора» у Стефана Яворского. Там эти плоды не для людей, а для птиц и «зверей дивих».

P.S. Есть ещё тюркский фольклор о Диве в сказке «Джыртдан».

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 янв 2022, 18:07
userdez
У Низами Див интереснее: и на дереве, и на Дону, и 12 век, да к тому же и патриот своей земли...