Re: "Мысленный волк" и другие метафоры
Добавлено: 02 мар 2021, 13:14
"Мысленный рай" в переносном смысле. Насадить в душе деревья, цветы значит приобрести смирение, кротость и т. д.
краевед писал(а):казалось бы явное восхваление Романа и Мстислава: "яко соколъ на ветрехъ ширяяся хотя птицю въ буистве одолети". тем не менее может оказаться иносказанием, взятым из "Пчелы": "Соломон. Иже ся утверждает лъжею тотъ пасетъ ветры и птице крылатыя". Обращает на себя в "Слове" последовательность - сначала ветры, затем птицы, точь в точь как в "Пчеле". Да и слово "буесть" в которой Роман и Мстислав хотят одолеть птиц не так уж и однозначно трактуется исследователями, от храбрости до безумства.
Лемурий писал(а):краевед писал(а):казалось бы явное восхваление Романа и Мстислава: "яко соколъ на ветрехъ ширяяся хотя птицю въ буистве одолети". тем не менее может оказаться иносказанием, взятым из "Пчелы": "Соломон. Иже ся утверждает лъжею тотъ пасетъ ветры и птице крылатыя". Обращает на себя в "Слове" последовательность - сначала ветры, затем птицы, точь в точь как в "Пчеле". Да и слово "буесть" в которой Роман и Мстислав хотят одолеть птиц не так уж и однозначно трактуется исследователями, от храбрости до безумства.
То, что в отрывке, уважаемый краевед, есть "ветры" и "птицы" ни есть совпадение. Совпадением может быть либо сюжет, либо устойчивое словосочетание, означающее метафору как с «мысленным волком» и «мысленным древом», например, в отрывке «Пчелы» главное «лъжею пасеть», у Романа же и Мстислава высокая мысль поднимает их под облака (!) « Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло». Небеса, горы - это метафоры «Небесного Иерусалима». Помыслы, иначе говоря, их высокие, богоугодные.
краевед писал(а):КО БУИМ Роману и Мстиславу обращается автор "Слова" отомстить за раны Игоря. Думаю. явно не панегирическое настроение у древнерусского витии.
уже връжеса Дивь на землю
corvin писал(а):Помнится до толковались, что Див это ангел. Ну, точно ангел. А падший ангел у нас кто? Надеюсь уточнять не надо?
краевед писал(а):Хотелось вернуться к фразе "Слова": "и древо не бологомъ листвие срони". Это можеть быть, как факт поражения Ольговичей, которые отступив от Богоугодных дел попали под власть языческих сил. Метафорически "мысленное древо". сбросившее свою листву может символизировать безумие.
краевед писал(а): Так как точную дату пока не удалось установить бесспорно написания "Слова". в этой фразе может присутствовать аллегория на гибель в Галиче трех братьев Игоревичей. которые были повешены галичанами в борьбе против Ольговичей за галичский стол. Это случилось по разным источникам или в 1208 г. или же в 1212 г.
краевед писал(а): В пользу этого может служить еще одно упоминание о древе в "Слове": "древо с тугою къ земли преклонилось" как символ родового древа. скорбящего за погибшими. В этом случае датировку написания "Слова" необходимо отодвигать на более позднее время, датируя время написания не ранее начала XIII ст. Скорее всего "Слово" не было написано сразу в один прием, а в более ранний текст могли вноситься правки и добавления в связи с какими либо событиями. связанными с Ольговичами.