Zinchenko_tanya » 03 апр 2012, 08:30
Здравствуйте, Лемурий ,Nikola,Konrad!
Как понимает творчество автор «Слова…»?
«Боянъ бо вещий аще хотяше песнь ТВОРИТИ, то растекашется мыслию по древу, серымъ влъкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы». Анализ словарных дефиниций понятия « песнь творите» т.е. понятие «творчество» позволяет говорить о таких составляющих центральной зоны смысла как творец, процесс творчество и результат творчества . Творчество как непрерывное рождение нового, как вечное обновление по – мнению автора «Слова … « Бояна составляет сущность жизни « певшее песнь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ пети: слава Игорю Святъславличу, буй тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу». Боян понимает творчество как уникальный способ постижение мира , в стремлении весь мир воспринимать через время и во времени. Я уже писала «Боянъ.бо вещий, еще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымх орломъ подъ облакы» -это текст пример структурного мышления. Объединяющий фактор – время. Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Древо-каждый год изменяется, прирастает, и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства сохранения времени называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. Другие свойства времени, темпосепарация, тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в виде следов волка. След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле /переносно/ создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д.
Другие свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы». Это растворение временных свойств, разрушение или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Это начальное время иногда характеризуется как время первотворения мира в котором есть только основные свойства времени. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Сознание и ощущение движения и изменяемости мира в многообразных формах времени. Боян, как автор, может изобразить короткий «бишася день , бишася другый, третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы»или длинный промежуток времени, на основе протяжённости рода « от старого Владимира до нынешнего Игоря», может показать течение времени медленное, малое количество событий создает ощущение медленного течения времени « Игорь ждёт мила брата Всеволода…» или быстрое большое количество событий, совершившихся за короткое время, создает впечатление быстрого бега времени, может изобразить его протекающим непрерывно или прерывисто.
Всё «Слово…» развертывается во времени. Время нужно для его создания «Боянъ бо вещий аще хотяше песнь ТВОРИТИ» и его восприятия « Боянъ же, братие, не 10 сколов на стадо лебедей пущаще, нъ своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху». Автор всегда рассчитывает — сколько времени отнимает у читателя или слушателя его произведение. Это истинный «размер» произведения. Автор может изобразить время произведения в тесной связи с историческим временем «то было в ты рати в ты плъкы» . Изображать прошлое « Были вецы Трояни минула лета Ярослава, были плъци Олговы», настоящее: «Тогда Игорь възре на светлое солнце» и будущее « Святославъ мутенъ сон…» в различных сочетаниях .Автор где –то участвует в действии произведения « О Бояне соловие старого времени, абы ты сиа плъкы ущекотал…»», а в каких - то событиях не участвует « Боянъ же братия не 10 соколов на стадо лебедей пущаше» поэтому время автора меняется, оно либо двигается самостоятельно имея в произведении свою сюжетную линию и в то же время мы наблюдаем как авторское время сосредоточенно в одной точке, из которой он ведет свой рассказ. Это точка находится между прошлым«певше песнь старым князем» и будущем «А потомъ молодымъ пети…» на генеалогическом древе «Слава Игорю Святославичу, буй тур Всеволоду,(.) Владимиру Игоревичу».
Время в « Слове….» — это не только и не столько календарные отсчеты, сколько соотнесенность событий.
События в СПИ предшествуют друг другу и следуют друг за другом , выстраиваются в ряд, и благодаря этому читатель способен замечать время в художественном произведении, даже если о времени в нем ничего специально не говорится.
В следующий раз напишу о разнообразных приемах счисления времени в «Слове…»
Татьяна