"Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 02 июл 2015, 16:22

corvin писал(а):Почему тогда Мстиславичей только трое?

Поколенное обращение, откуда ж это в 13 веке помнили бы?

См. последовательность поколенного обращения в издании:

:arrow: Рыбаков Б.А. ПЕТР БОРИСЛАВИЧ. Поиск автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, С.158-159

А "шестокрыльцами" названы "Инъгварь, И Всеволодъ, И вси три Мстиславичи - не худа гнѣзда шестокрилци!" - все 4-е колено Мстиславово:
Инъгварь и Всеволодъ - дети Ярослава Изяславича (сына Изяслава Мстиславича);
Давид, Владимир и Мстислав "Удатный" - сыновья Мстислава Ростиславича "Храброго" (сына Ростислава Мстиславича).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Арсений » 05 янв 2016, 22:25

Обычная традиция жениха называть князем, а невесту-княжной. Сравнение жениха и его команды с волками присутствует в украинском фольклоре.

Ю.Б.Полидович "ХИЩНИК И ЕГО ЖЕРТВА: ВЫРАЖЕНИЕ КРУГОВОРОТА ЖИЗНИ И СМЕРТИСРЕДСТВАМИ СКИФСКОГО ЗООМОРФНОГО КОДА"

"Представление о единстве смерти и жизни присутствует и в обычае похищения (умыкания) жены, который в древние времена был настолько распространенным, что даже реконструируется единое индоевропейское слово-термин с основой *Hued(h)- , “уводить насильно женщину”, “похи-щать невесту” (Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В.,1984, с.756-757). Отношение к этому обычаю было неоднозначным, поскольку его результатом была не только свадьба и зарождение новой семьи, но довольно часто и смерть родственников похищенной девушки. Не случайно у самых разных народов похититель сравнивался с хищником. В хеттских законах отмечалось: “если кто-то женщину похитит ... (и) если 2 или 3 мужчины (при этом) погибнут, нет возмещения: поскольку ты стал волком!”(Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В., 1984, с.756). Удревних индийцев этот обычай носил название“ракшаса” (т.е. демонический) (Пандей Р.Б., 1990,с.146-148).
У многих народов существовал обычай устраивать единоборства за обладание невестой (Шанин Ю.В., 1980, с.68-71). Среди них выделялось единоборство невесты с претендентами на ее руку, которое заключалось как в настоящем поединке (классический сюжет представлен в “Песне о Ни-белунгах”), так и в соревнованиях в беге (ср. с сюжетами погони охотника за своей жертвой, оборачивающейся девушкой).
В свадебном фольклоре украинцев сохранилось определение самого жениха и его родственников как волков (Костомаров Н.И., 1994, с.339-340). Возможно, именно поэтому считалось, что свадебный поезд (то есть, жених с шафером, друзьями и родственниками, которые ехали за невестой) может превратиться в вурдалаков, как о том рассказывали еще в XIX в. (Сомов О., 1991, с.205-216; Иванов П.В., 1991).(http://www.academia.edu/1529463/%D0%9F% ... D0%BA_2006 )

 
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение краевед » 29 мар 2016, 23:35

Арсений писал(а):Обычная традиция жениха называть князем, а невесту-княжной. Сравнение жениха и его команды с волками присутствует в украинском фольклоре.
В свадебном фольклоре украинцев сохранилось определение самого жениха и его родственников как волков (Костомаров Н.И., 1994, с.339-340). Возможно, именно поэтому считалось, что свадебный поезд (то есть, жених с шафером, друзьями и родственниками, которые ехали за невестой) может превратиться в вурдалаков, как о том рассказывали еще в XIX в. (Сомов О., 1991, с.205-216; Иванов П.В., 1991).  


Уважаемый Арсений, совершенно с Вами согласен, что украинский фольклор, несомненно, может рассматриваться как аргумент, позволяющий рассматривать "Слово" как произведение, повествующее о свадебном походе Игоря в половецкое поле за невестой для своего сына Владимира. Возможно фраза: "скачютъ акы серые вълци въ поле" является намеком именно на свадебную направленность похода. В украинском фольклоре сохранилось немало свадебных песен, которые перекликаются с сюжетом "Слова", в которых свадебный поезд за невестой изображается в виде дальнего похода княжеского полка. Так, один украинский исследователь "Слова" Иван Денисюк записал в Полесье свадебную песню, которая перекликается со "Словом":

Сипте пшеницю в нове корито
Кормите кони все женихове
Бо вин поиде в велику дорогу
В велику дорогу до тестя свого
Буде ихати бором - краминем
Бором - краминем, листом - коринем
Буде бир шумити, крамень звенити

Обращает на себя внимание текстологическая близость песни к описанию начала похода Игоря в Ипатьевской летописи: "у нихъ кони тучни велми". Да и описание самого похода, как в летописи, так и в "Слове" перекликается со свадебной песнью о дальнем походе к тестю.
Не менее интересно выглядит и другая свадебная песня, записанная И.Денисюком там же:

Бором, бором. боровиною
едет Количка, а з дружиною
А з дружиною, великим полком
Послал пахолка наперед полка
Щоб були брами поодчипляли
Медом кубички поналивали
Щоб була Маничка хорошо вбрана
Хорошо вбрана. за стил заведена
За стыл заведена, благословлена
благославлена на посад саджона

Как пишет И.Денисюк: "лицарська поезія звучить уже "прямим текстом" з неодмінними її лексемами - "дружиною" і "полком". Якщо змінити Колічку давнім іменем Ігор, то се звучатиме, як переспів "Слова"

Бором, бором, боровиною
Їде Ігор а з дружиною
А з дружиною, з великим полком

І.Денисюк. Із спостережень над текстом "Слова о полку Ігоревим"//Слово о полку Ігоревим...//Матеріали наукової конференції. Львів - Дрогобич, Спадщина предків, Коло, 2011, С.125
Другой исследователь "Слова" С.Л.Николаев приводит еще одну свадебную украинскую песню, которая перекликается с фразой "Слова": " начаша мосты мостити", отмечая: "обращает на себя особое внимание сочетание мосты (мн.ч.) мостити в западноукраинском фольклоре - в частности, в песне, в которой одновременно с этим, как и в "Слове" упомянуты паволоки и жемчуга (ж.р.)

із-під гіренька, із під соненька
Надіялася свого милого
Гатила гаті - дорогими шати
Мостила мости жуковинами
Садила сади все виногради
Вбирала ліси паволоками
Сіяла поле дрібнов жемчугов

Формула мості мостити известна из укр., полесского, белор., белорусского свадебніх фольклоров и северорусских былин.... "Донъ ти княже кличетъ и зоветъ князи". Ср. укр. кликати, "называть по имени, русскодиал. кликати в свадебном обряде - приглашать, вызывать кого-либо, провозглашая в честь его здравицу". С.Л.Николаев. Лексическая стратификация "Слова о полку Игореве"//Словене, Институт славяноведения РАН, М., 2014, С.72, 90
Целый ряд песен, как элемент свадебных обрядов, пришедших к нам из глубокой древности перекликается с сюжетом "Слова", позволяя заключить, что поход Игоря в половецкую степь мог быть не боевым походом, а поездкой за невестой для Владимира.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 11 май 2016, 16:44

краевед писал(а): поход Игоря в половецкую степь мог быть не боевым походом, а поездкой за невестой для Владимира.
- и типа вот ну никак про это написать нельзя было? Чего же Автор СПИ не пишет про свадьбу-то, а про какой-то тут военный поход рассказывает, да и других на защиту Родины зовёт.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение PoslannikM » 12 май 2016, 10:44

Mitus писал(а):
краевед писал(а): поход Игоря в половецкую степь мог быть не боевым походом, а поездкой за невестой для Владимира.
- и типа вот ну никак про это написать нельзя было? Чего же Автор СПИ не пишет про свадьбу-то, а про какой-то тут военный поход рассказывает, да и других на защиту Родины зовёт.


Этт точно! Оказывается, это была просто обычная "поездка за невестой"! И чего автор СПИ так изгаляется? :D
И вот для этого нужно было огромное пешее войско Игорю собирать, со всей Северской землии, и тащить его за собой в земли незнаемы ("Игорь к Дону вои ведёть", СПИ. "...сами уйдём, а чёрных людей бросим?", Летопись).
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение краевед » 25 авг 2016, 23:57

Mitus писал(а):
краевед писал(а): поход Игоря в половецкую степь мог быть не боевым походом, а поездкой за невестой для Владимира.
- и типа вот ну никак про это написать нельзя было? Чего же Автор СПИ не пишет про свадьбу-то, а про какой-то тут военный поход рассказывает, да и других на защиту Родины зовёт.


Уважаемый Митус, автор "Слова" о свадебном походе и писал, намекая читателю именно на свадебный поход: "Наведе своя храбрыя полки на землю половецкую за землю Руськую... по полюпомчаша красныя девки половецкыя а съ ними злато и паволоки и драгыя оксамыты орътмами и япончицами и кожухы начаша мосты мостити по болотомъ и грязивымъ местомъ и всякыми узорочьи половецкыми". Явная и довольно нелицеприятная ирония, призыв Игоря постоять за землю Руськую сводится к банальному грабежу половецких веж. Хочешь постоять за землю Руськую - грабь соседа! Но, стоит обратить внимание, что все богатство, собранное на вежах было при девах: "а съ ними злато и паволокы...", явный намек на приданное. Обычно этот фрагмент рассматривался как захват половецкого добра русичами, которые затем этим добром мостили мосты. А почему мосты мостити не могли своим добром сами половцы, бросив под ноги "захватчика" свои пожитки, как приданное невесты? Если рассматривать текст в таком ключе, тогда стоит говорить именно о свадебном походе.
Вопрос, почему Игоря, прибывшего из плена радостно принимают в Киеве, как защитника русской земли, пожалуй разрешил М.Д.Приселков, предположивший, что половецкое войско было собрано не в связи с походом Игоря, а сами половцы собирались напасть на Русь, Игорь сам того не подозревая, оказался в полосе сбора половцев, которые оказались на расстоянии одного конного перехода от войска Игоря. Игорю пришлось сразится со всей половецкой землей, сорвав планы половцев ценой гибели свонго войска. По-этому и принимали его с большой радостью, как защитника Руси. В "Слове" автор призывает князей к совместному походу на половцев, отомстить за раны Игоревы.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 26 авг 2016, 01:52

краевед писал(а):Но, стоит обратить внимание, что все богатство, собранное на вежах было при девах: "а съ ними злато и паволокы...", явный намек на приданное...

Приветствую, уважаемый краевед, после столь долгого перерыва. Тогда мы, да помнится, остановились на сфрагиде, предложенной А.Черновым, однако, сфрагида не в "ходыне", а именно здесь:

"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36

Злато, и паволокы, и драгыя оксамиты - отрывок как и строки "Слова Даниила Заточника": "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть" - относят нас к событиям 1164 года, когда киевский князь Ростислав Мстиславич за дары от византийского императора ("30 сребреников" по отношению к Клименту Смолятичу) согласился принять греческого митрополита Ивана вопреки своему желанию добиваться митрополитства для Клима.
В лето [6672] Приде митрополит Иван в Русь и не хоте его Ростислав прияти, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к церкви, хотя оправити Клима [Смолятича] в митрополью. И възвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевом послом и присла царь дары многы Ростиславу: оксамотъı и паволокы и вся узорочь разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: "Молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святыя Софья... [далее запись обрывается]" (Ипат. 1164)

Именно это место, как и подобная сфрагида в СДЗ - "личная подпись" Климента Смолятича (!)

краевед писал(а):Вопрос, почему Игоря, прибывшего из плена радостно принимают в Киеве, как защитника русской земли.

Разве грады и страны рады "защитничку" погубившего задарма Русскую силу? Никоим образом. Они рады что Ольгович в земле старшего Мстиславича ("Рюрикъ ... собѣ возя всю Рускую землю..." Ипат.1180) :arrow: едет к Церкви Мстислава - Пирогощей.

:arrow: Комм. 12. Причины воззвания (политические)

краевед писал(а): В "Слове" автор призывает князей к совместному походу на половцев, отомстить за раны Игоревы.

Кого призывает? Лишь Мстиславичей и их союзников, к тому ж не просто за раны, нанесенные Русской земле Игорем, а БУЙНЫМ Святославичем (Ольговичем то бишь).
Причем там и цели указаны: "УЖЕ БО Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю..."

:arrow: Комм. 13. Причины воззвания (экономические)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 26 авг 2016, 13:14

краевед писал(а):Вопрос, почему Игоря, прибывшего из плена радостно принимают в Киеве, как защитника русской земли, пожалуй разрешил М.Д.Приселков, предположивший, что половецкое войско было собрано не в связи с походом Игоря, а сами половцы собирались напасть на Русь, Игорь сам того не подозревая, оказался в полосе сбора половцев, которые оказались на расстоянии одного конного перехода от войска Игоря. Игорю пришлось сразится со всей половецкой землей, сорвав планы половцев ценой гибели свонго войска.
- Ваша правда и я уже пытался недавно убедить форум в том, что у Игоря нет вины перед Переяславцами. В том-то и суть, что Кза не пошёл бы к Путивлю, ибо здесь он искал лёгкой добычи. Будь Игорь дома все силы половцев обрушились бы на Переяславль. И всё так же "рустии князи опоздишася". Как были виновны во всём Рюрик и Давыд так и остаются. Между тем Игорь Владимиру Переяславскому помогать бы ну никак не стал ибо враги они, а тут волей неволей но Игорь СПАС Переяславль. :D
Последний раз редактировалось Mitus 26 авг 2016, 14:45, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 26 авг 2016, 13:27

краевед писал(а): оказались на расстоянии одного конного перехода от войска Игоря.
- именно так и было, когда они прошли Курск и двинули к Дону, то в первый же день и обнаружили половецкие разъезды. Соответственно, и половцы их заметили и устороили им замануху с девками. Мосты мостили = быстрые свадьбы с половчанками, то бишь не свадьбы, а насилие.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 26 авг 2016, 14:53

Mitus - друг, но "Истина дороже!"(с)

    "Рече бо дѣи Игорь: «Помянухъ азъ грѣхы своя пред Господомь Богомъ моимъ, яко много убийство, кровопролитье створихъ в землѣ крестьяньстѣй, якоже бо азъ не пощадѣхъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ у Переяславля..."(Ипат.1185)
Может Автор был другого мнения относительно Игоря и переяславцев? Отнюдь.

За что кают западные купцы Анику-воина? За то что их жиръ (=пожить, то с чего они кормились) утопил в Каяле реке половецкой.

Мстиславичи, взывает Автор, загородите поле от половцев, залечите раны от буйного Святославича, СЕ БО (=причинно-следственная связь) не текут к Переяславлю среброносные торговые пути: Солоный и Залозный.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 26 авг 2016, 18:42

Лемурий писал(а):"Истина дороже!"(
- и вправду дороже: 1)раскаяние Игоря по отношению к переяславцам разве чему-то противоречит? Я что не указал что Игорь Владимиру Переяславскому был враг? .... А вот какого мнения Автор СПИ об отношении Игоря к переяславцам он не прописал :D ...... 2) Иосиф Сталин: "Враги нас ругают - значит всё правильно делаем". И в этой связи у меня к Вам вопрос: "В каком именно городе русские князья контролировали Ваши "среброносные пути" ? Как это всё в реальности было знаете? Кто вообще защищал всех этих купцов тянувшихся транзитом через половецкую степь в Русь?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 26 авг 2016, 18:44

Лемурий писал(а):За что кают западные купцы Анику-воина?
- а когда русские вторгались в поле половецкое как думаете купцы их ругали или рукоплескали? Как думаете, купцам не всё равно кто вторгался?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 26 авг 2016, 19:18

Mitus писал(а):у меня к Вам вопрос: "В каком именно городе русские князья контролировали Ваши "среброносные пути" ? Как это всё в реальности было знаете? Кто вообще защищал всех этих купцов тянувшихся транзитом через половецкую степь в Русь?

Как это было на деле, фонарь не держал, но если Мстислав Изяславич со своим духовником Климентом Смолятичем в 1170 году Мстиславичам призыв кинули и Залозный и Соляной пути "расчистили", значит такая возможность у них была. Открывайте "погодную статью" в Ипат. за 1170 год - там все написано. И начинается почти также как СПИ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 26 авг 2016, 19:22

Mitus писал(а):а когда русские вторгались в поле половецкое как думаете купцы их ругали или рукоплескали? Как думаете, купцам не всё равно кто вторгался?

Купцы заинтересованы в договорных торговых путях, на которых заключен ряд с народами, через который этот тракт проходит, это их "бизнес", их пажить, по-древнерусски ЖИРЪ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 26 авг 2016, 20:56

Лемурий писал(а):Как это было на деле, фонарь не держал,
- тогда бы хоть летопись что ли прочитали ("истина дороже ...") где в статье 1170 года и есть ответ на мой к Вам вопрос и где сам же Мстислав и объясняет другим князьям как они нагадили торговле.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 41