Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, это токмо особое мнение Ф.Я. Приймы, основанное на сербохорватских параллелях:
На самом деле:
"Синее море" - устойчивое словосочетание вне зависимости от контекста.
"Синие молнии" были у Перуна. После отвержения Божьего знамения - затмения солнца - Игорь попадает во власть языческих сил, с коими терпит сокрушительное поражение....молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мёртвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.
----
М.В. Семёнова Быт и верования древних славян, СПб., 2001
Уважаемый Лемурий!
В ЭСПИ в статье Цвет в "Слове" Л.В.Соколова дает несколько другие характеристики эпитета синий: "В "Слове" эпитет синий подчеркнуто связан с половцами и несет негативный смысл, в том числе и в выражении "синие молнии", которые употребляются в символическом значении. Черные тучи, идущие с моря-это полчища половцев, надвигающиеся на русских, а синие молнии -это сверкающие половецкие сабли. Синее же вино, которым поят Святослава-это кровь половцев, символически связанных с синим цветом". В этом случае упоминание синего Дону может говорить о районе, где начинались половецкие земли: "всядемъ братие на свои борзыи комони да позримъ синего Дону... хочу бо рече копие приломити конець поля половецкого". Возможна и Ваша трактовка "синих молний", думаю, с той лишь разницей, что на Игоря пал гнев не только Христианского Бога, но и языческих богов, т.к. он отказался от них, а как известно, население северских земель долгое время сохраняло верность языческим обрядам. Об этом говорят исследования курганов в Харьковской обл., где обнаружены русско-половецкие захоронения с языческим обрядом трупосожжения. Как я понял из Ваших комментариев, Вы приверженец гипотезы о балтийских готах, жителей острова Готланд. Стоит, однако, уточнить, насколько северным готам было известно имя Шарукана. Стоит учесть и результаты археологических изысканий относительно черняховской культуры, носителями которой были восточные готы, основная масса поселений которых в большом количестве встречается в бассейне реки Мжа. Именно они в свое время соприкасались с антами, в борьбе за территории. Возможно, именно о гибели антского князя Буса поют они на берегу Азовского моря, мечтая о мести Шаруканю, который изгнал их с насиженных мест, заняв территории их былого проживания.
Относительно готов есть интересная запись в Хронике Литовской и Жмотийской, относительно первого прихода половцев в Русь: "А то е ся Литве и Жмойде в той час з с тоей причины в Руси щастило, гды половцы з народу готов, также побратимы литовские з княжа темсвоим секал русские князества". Видимо, летописец Хроники не поняв имени половецкого князя Искал (Сокал), написал секал, т.е. сек саблями. Этот приход половцев в Русь совпадает со временем княжения литовского князя Кернуса, умершего в 1097г. Интересно, что за род такой половецкий из рода готов?