Keil писал(а):Данная былина подтверждает достоверность и естественность использования искомого образа «о мысленном путешествии» в Слове. Между тем, нами уже установлено, что первый фрагмент Слова и фрагмент означенной былины по структуре и содержанию одинаковы. Следовательно, что справедливо для былины, то справедливо и для Слова. В былине термин «древо» отсутствует, что исключает придание данному термину в первом фрагменте Слова какого-либо сакрального значения...
Доброе утро, Keil!
Одно из другого НЕ вытекает. Метафора о "полете мысли" и там и там присутствует, но КОНТЕКСТ разный. В СПИ Боян УЖЕ вещий (мудрый, сведущий) свивает славы этого "древа", а в былине Вольга токмо собирается мудрости научиться. И никакого сакрального значения в этом "молчании" о древе НЕТ, его по контексту быть там НЕ может.
Keil писал(а): Данное содержание, закладываемое автором, как в первый фрагмент Слова, так и в означенный фрагмент былины является целостным, полностью законченным и не требующим дальнейших изысканий.
Вот и поясните в таком случае, что это за "ботанический вид" со "Славами" того и сего времени, "Полями" и "Горами" и только потом считайте свою версию "целостной".
Keil писал(а):Моя концепция заключается в том, что не Боян бегает по дереву (о чем не раз я уже указывал), а мысль его, во время творческого процесса создания песни, движется (несется), словно белка по древу, словно серый волк по земле и орел под облаками.
Про "лес" писал
исключительно про отрывок с Вольгой, что мудрости решил поучиться. Если продолжать эту метафору познания, то одного "ботанического вида" будет мало, чтобы уму разуму научиться... Попробуйте сами подставить "ботанический вид" в метафору познания мира Вольгой и сами в этом убедитесь.
Keil писал(а):Я не вижу смысла какое-то дерево в мыслях держать, при создании песни о битвах (походах). Вы себе представляете А.С. Пушкина, постоянно держащего в уме дерево? Я нет. У любого поэта при создании песни (стиха) мышление очень активно. Именно процесс активного творческого мышления и описан в первом фрагменте Слова и более ничего.
У современного поэта НЕТ. А вот у гимнографа ОБЯЗАТЕЛЬНО. Современная поэзия не обязывает соблюдать
строгую последовательность из 9-ти песен, со "Славами" ветхозаветного и евангельского времени, тропарем (от τρόπος) "
единственное песнопение, не заимствуемое из Св. Писания", с "Полями" = строфами, с обрамляющих "древо" канона акро- теле - стихами, "свитых" и краестрочия "Слав сего времени" с обоих сторон (обаполы), т.е. первый и последний слог, чтобы получилось "обрамление по кругу".
Keil писал(а):Вы сами отметили, что упомянутые Вами славы возносят Богу и святым, а у нас песни посвящены походам, битвам и князьям. Мне видится, это абсолютно разными вещами. В первом фрагменте указано, что Боян творил песни еще о битвах первых времен (помняшеть бо, рече, първыхъ временъ усобицѣ).
Структура "древа" канона Не меняется. Ветхозаветными временами в Ирмосе (начале каждой из 9-ти песен), могут быть как ветхозаветные библейские (=иудейские) времена, а могут быть местные языческие, если гимнограф принадлежит к конфессии, заявившей, что будет петь песни Богу по-новому: "
Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе..." (СЗБ)
Построенные песни по правилам "византийского богослужебного канона" по такому "принципу", будут повествовать от языческих местных времен до настоящего времени.
Славя не только Бога, но и Владимира Святого (как в СЗБ), Изяслава Мстиславича (6-я песнь СПИ "Самъ единъ еси безсмертный..." или "Слава" 8-й песни СПИ со Славой Илариона (Бояна) : "
Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова..". В таких песнях прославляются не только Святые, но и те кто по мнению гимнографа, достоин канонизации (н-р Владимир Святой в СЗБ ).
Keil писал(а):По Вашему переводу получается, что Боян, соловей старого времени, если бы мог воспеть битвы Игоря, то почему-то начал составлять акростихи по первым буквам слав господа и святых. Я не специалист, но может Вы, знаете и укажите на парочку акростихов посвященных битвам и походам древнерусских князей..
Акро- теле- стихи свиваются по "Славам" токмо в богослужебных канонах. В СПИ предполагаемые "цитаты" Бояна Автор называет "припевками", но и на них есть акростих, о котором писал выше.
Подробно в теме:
"Акростихи в "Слове о полку Игореве"Keil писал(а):Кроме того, текстом Слова Ваша концепция также не подтверждается. В тексте Слова нет терминологии Вами указанной. Нет понятия «кананон», для слов «свивать славы» нет никаких оснований полагать какое-либо другое значение кроме как «слагать песни».
Не просто подтверждается, но это единственная версия, связывающая ВСЕ употребленные в СПИ термины: "Славы" того и сего времени, "Поля", "Горы", "Древо", которое нужно держать в мыслях, а также обрамление этого "Древа" путем "свивания" "Слав" по краестрочиям (обаполы).
Подробно в теме:
"Мысленное древо Бояна"Keil писал(а):Слова «рища въ тропу Трояню» Вы вообще не переводите, только заменяете слово «тропа» на «тропарь». Вместе с тем, слово «тропа» написано как слово «тропа», а не «тропарь» и нет никаких оснований считать иначе. А то, что термину «тропа» мы не находим аналога ранее XVI века, как уже отмечалось ничего не означает, это не единственный термин из текста Слова которому не могут найти аналога в XII веке и ранее. Данное совершенно не значит, что этот термин не употреблялся в XII веке именно в означенном значении..
Про это заимствованное из греческого языка слово (τροπάριον, от
τρόπος = ήχος, глас, напев) подробно писал
выше.
На остальное отвечу позже...