О затмении:
Лаврентьевская
6694 "Мьсяця мая въ 1 день, на память святаго пророка Iеремия, въ середу на вечерни, бысть знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звьзды видьти, человькомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко мьсяць, изъ рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье божье".
Новгородская I
"Въ льто 6693. Маия въ 1 день, въ часъ 10 дни, яко въ звонение вечернее, солнце помьрче, яко на часу и боле, и звезды быша, и пакы просветися, и ради быхомъ. Мьсяця того же въ 6 заложиша Лукиници церковь камяну святых апостолъ Петра и Павьла на Сильнищи. Въ то же льто Милонегъ заложи церковь камяну святого Възнесения, при архиепископь Илии, а князи Мьстиславе Давыдовици. А на зиму поиде Давыдъ къ Полотьску съ новгородьци и съ смольняны, и, умиривъшеся, воротишася на Еменьци."
Новгородская II
Год 6693 "Мьсяца маия в 1, въ звоненiе вечернее бысть знаменiе в солнце: порочно бысть велми, яко на часъ и боль, и звьзды видьти, и человекомъ во очiю яко зелено бяше, н в солнци учинися аки мьсяць, изъ рогъ его аки огнь варящей исхожаше, и страшно бь человькомъ видьти знамение Божие, и просветися, и паки ради быхомъ."
Ермолинская
"Въ лето 6693. Бысть знамение в солнци маия въ 1, въ 11 часъ дни: поморочи велми боле чяса, и звезды видети; а во очию бе у человека зелено; а солнце учинилося аки месяць, из рогъ его яко огнь жаряще исхожаще."
Псковская I
Год 6693 "Бысть знаменiе въ вечернюю годину въ солнци: бысть морочно велми, яко и на боль часа, и звьзды видьти, и человькомъ въ очiю акы зелено бяше, и въ солнци учинилося акы мьсяцъ, изъ рогъ его акы огнь горящь исхождаше, и страшно бь человькомъ видьти знаменiе Божiе."
Воскресенская, Московский летописный свод конца XV века
"Въ лето 6694, маия 1, бысть знамение въ солнци въ вечернюю годину: морочно бе велми, яко и на боле часа, и звьзды видьти яко и въ нощи, а у человекъ во очию зелено бяше, а солнце учинилося бе яко месяцъ, изъ рогъ же его яко огнь горящь исхожаше; страшно же бе видети человекомъ знамение Божие."
Тверская
"Знаменье Въ льто 6694. Бысть знаменiе въ солнци, въ среду на вечерни, мьсяца маия 1 день, въ 11 часъ дни; бысть паморочно велми, боль часа дни солнце померче, и звьзды видьти, а во очiю у человекъ зелено, а солнце учинися яко мьсяць, изъ рогъ его яко угль горящь исхождааше, и страшно бь видьти человькомъ знаменiе Божие; и пакы просвьтися, и бысть радость въ людехъ. Сiе же знаменiе никакоже даровое бывааше. Того же льта родися у великого князя Всеволода сынь Константинъ, маiа въ 28. Того же льта приходи царь Алекса Мануиловичь Греческiй въ Новгородъ"
Никоновская
Год 6694 "Того же льта, мьсяца мая въ 1 день, на память святаго пророка Еремiа, въ среду на вечерни, бысть знаменiе въ солнць, темно бысть велми, и сiе бысть болши часа, яко и звьзды видьти, и во очию бь у человькъ зелено, а солнце сотворнся аки мьсяць, и изъ рогъ его яко огнь палящъ нсхожаше; и бь вндьти зьло страшно н ужаса исполнено знаменiе". [1 мая было средой в 1185, а в 1186 - четвергом]
Ипатьевская
Год 6693 "Въ то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поьха изъ Новагорода, мьсяца априля въ 23 день, во вторникъ поймя съ собою брата Всеволода изъ Трубецка, и Святослава Олговича сыновця своего изъ Рыльска, н Володимера сына своего нзъ Путивля ... и тако идяхуть тихо, сбираючи дружину свою... Идущимъ же имъ къ Донцю рькы, въ годъ вечерний, Игорь же воззрьвъ на ньбо и видь солнце стояще яко мьсяць, и рече бояромъ своимъ н дружинь своей: 'видите ли что есть знаменiе се?'. Они же узрьвше и видиша вси и поникоша главами, н рекоша мужи: 'княже! се есть не на добро знаменiе се'. Игорь же рьче: 'братья и дружино! тайны Божiя никтоже вьсть, а знаменiю творець Вогъ и всему мiру своему; а намъ что створить Богъ, или на добро, или на наше зло, а то же намъ видити'. И то рекъ, перебреде Донець, и тако прiиде къ Осколу".
Слово о полку Игореве
"Тогда Игорь възрь на свьтлое солнце и видь отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.
И рече Игорь къ дружинь своей: 'Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти; а всядемъ, братие , на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону'. Спалъ князю умь похоти и жалость ему знамение заступи искусите Дону великаго. 'Хощу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомъ Дону"
[Последняя фраза содержит намек автора Слова на дату 1 мая - день св. Иеремии, в пророчестве которого есть слова: "И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтоб пить воду из реки ея?"]
Комментарий Святского ко всем записям о затмениии 1185 года
"Все летописныя записи затмения 1185 г. (за нсключениемъ Ипатьевской летописи) очень сходны между собою и вероятно представляютъ из себя не более как варианты одной какой-нибудь первоначальной записи, на наш взгляд Лаврентьевской (см. ниже), все оне повествуют о полном затмении: сделалось очень темно и на небе появились звезды. А так как затмение описано полным, то в Новгородской области очевидно и было сделано наблюдение н вероятно и сама запись этого затмения. В Ипатьевской же летописи оно описано в том виде, как наблюдалось иа берегу р. Донца, в нынешней Курской г., где затмение было частным (солнце стояло как месяц). В "Слове о полку Игореве", также упоминается о солнечном затмении, но поэт-автор "Слова" относить его еще к тому времени, когда войска только что собирались выступить въ походъ: "Тогда же Игорь воззрь на свьтлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыта".
Татищевъ в рукописи своей "Истории Российской" выписал рядом известия Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, в печатном же издании обе версии соединил в одну: "(Игорь) продолжал путь свой к Донцу; иа вечер же Маия 1 дня увидели затмение солнечное, котораго осталось часть, яко луна трех дней, в рогах его, яко угль горящий был, и звезды были видимы, и в очах было зелено, и сказал вельможам своим: видите ли сие?"... и т. д. А в примечании к тому месту говорит: "пасха была Апреля 21 в 1185 и затмение в Новгородскомъ 1185 положено: колика тень, не находится, и конечно тамо видимо быть не могло: в других русских манускриптах положено 1186. Оное, мню, ошибка". (III, стр. 261 н прим. 536).
Таким образом, не имея таблиц для проверки затмения, Татищев все же по Пасхе привел к верному заключению об ошибочности 1186 года. Но он впал в другую ошибку, думая, что в Новгородской области затмения не было и что на берегу реки Донца оно было полным. В подобную же ошибку впал А.И.Майков в своем поэтнческом переводе "Слова о полку Игореве". Кроме самого "Слова" он пользовался также и летописями, но не поннмал того, что в летописях описана картина полного затмения, наблюдавшаяся в Новгородской области. Поэтому у него тоже получилось, будто Игорь па берегу Донца видел полное затмение:
"У Донца былъ Игорь, только вндитъ
Словно тьмою полки его прикрыты,
И воззрелъ на светлое онъ солнце --
Видитъ: солнце что двурогий месяцъ,
А въ рогахъ былъ словно угль горящий,
Въ темномъ небе звезды просияли,
У людей в глазахъ позеленело".
В летописных описанияхъ затмения 1185 г. есть одна любопытная подробность, которая привлекла особенно наше внимание -- это указание на исходивший изъ рогов затмившагося солнца "угль жаровъ", который повидимому надо отнести на счет протуберанцев иногда выступающих настолько далеко нз-за диска луны, что их можно бывает видеть простым глазом. С этим значением летописное наблюдение очень важно в астрономическом отношении, так как указывает на большие протуберанцы, наблюдавшиеся во время этого затмения, которые уже можно было видеть даже до наступление полнаго затмения, когда солнце "учинилось месяцемъ". В разныхъ летописях эти истечения из рогов солнца названы по разному:
Угль жаровъ -- въ Лаврентьевской и в рукоп. Татнщева.
Угль горящь -- въ Тверской
Огнъ жарящий -- въ Новгородской II.
Огнь горяший -- въ Псковской I.
Огнь палящий -- въ Никоновской.
Мы выписалн эти определения в том порядке, в каком по нашему мнению, они изменялись при последующих переписках этого места сводчиками, которые уже не были свидетелями этого затмения, а потому и не совсем понимали первоначальное определение: "угль жаровъ", превратившийся в Никоновской летописи уже в "огнь палящий". Редакция Лаврентьевской летописи нам кажется потому изначальной, что наиболее метко определяете протуберанцы. Розоватые язычки протуберанцев летописец вполне мог сравнивать с "жаром", которым и до сего времени в народе называются красноватые раскаленные угольки. Горящий же уголь -- это уже нечто другое, а темъ более палящий огонь."
Гинцель
http://www.pereplet.ru/gorm/atext/russian_.htm