Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи)

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 21 июл 2008, 09:18

Андрей Чернов писал(а):л. А убедила меня старая работа Рыбакова, который, хотя и ни хрена не понимал в логике поэтического строения текста (о чем и говорят его детско-наивные перестановки текста, а также и его Петр Бориславич, редкостный мерзавец и предатель киевлян, якобы написавший «Слово»), но был видным академиком и т. д.
Или так: я только от вас услыхал, что каганом называли себя великие киевские (и только киевские) князья X–XII вв., но этот факт для меня столь нов, что я беру тайм-аут, чтобы его осмыслить. А на досуге прочту, чего вы, Чернов, в двух своих томах напридумывали.

Андрей, извините, но я как раз цитировал Вам работу того самого академика, с Ваших слов "ни хрена не понимающем в логике поэтического построения"... Ко всему прочему он был ещё и хороший историк и если бы Вы его читали до конца, то не писали бы "якобы написавший "Слово" - ибо он только сделав сравнительный анализ 4-х составителей Киевского летописного свода того времени, писал, что из них более всего подходит Петр Бориславович...

У меня не так много времени, поэтому предпочитаю читать только экспертов в этой области...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21098
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Андрей Чернов » 21 июл 2008, 15:26

Лемурий, Вы вольны не считать меня экспертом и потому не читать (это Ваше личное лемуриево дело).

Но, смотрите, как просто было угадать Ваш ответ и ссылку именно на Б. А. Рыбакова, в чьей парадигме Вы и находитесь (увы, в маргинальном и легковерном одиночестве)...

Рыбаков -- историк. (Несколько его частных наблюдений по тексту весьма ценны.) Но: "Он правит автора "Слова", как свего аспиранта..." (Лихачев о Рыбакове, сказано еще в 1970-х.)

Отличала Рыбакова огромная эрудиция, невероятная работоспособность, буйная фантазия, чисто советская ментальность (в конце 20-х он начинал как воинствующий безбожник) и абсолютная поэтическая глухота. Человек эпохи конструктивизма, он и был талантливым коструктивистом: мог размонтировать текст и перемонтировать его по своему вкусу, снабдив это палеографическими расчетами и совершенно игнорируя особенности поэтики. Его книги -- архаичный "большой стиль" совка времен и Со-со-лизма, и Бровеносца в потемках, плавно переходящие в попсу.

Не случайно в Новгороде В. Л. Янин багровеет, когда при нем заговаривают о научном вкладе Рыбакова.

И археологом он был тем еще (см. в инте воспоминания копавших Вщиж после Рыбакова): находки, которые ему не нравились, шли в отвал. Те находки, которые не ложились в его державную, умеренно-националистическую концепцию. Это при Рыбакове были свернуты до минимума археологические работы в Старой Ладоге (он говорил: "Старая Ладога -- это естественная база норманнов на севере Руси...)

Клеветника и предателя киевлян тысяцкого Петра Бориславича (из-за измены которого Киев был сдан Мстиславу и разорен), Рыбаков сначала признал летописцем, а после, правда, с оговорками, и автором "Слова".
(Достоверна же только принадлежность Петру Бориславичу рассказа о посольстве к Владимиру Галицкому в 1152 году, что установил еще в 1878-м И. Хрущов. Кроме того, после 1160 имя П.Б. со страниц летописи исчезает.)

Л. А. Дмитриев справедливо пишет: "...и образ П. Б. как летописца, и представление о написанной им летописи носят сугубо гипотетический характер. Еще более гипотетично предположение, что он был автором "Слова"".

Видимо, Вы просто заплутали в бесконечных подвалах этой сталинской "высотки". И вряд ли уже выберетесь. Ваши "эксперты" и Ваше нелюбопытство ("нехватка времени"), скорее всего, не позволят этого сделать.
Последний раз редактировалось Андрей Чернов 21 июл 2008, 22:47, всего редактировалось 1 раз.
Андрей Чернов
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 14 мар 2007, 20:16
Откуда: Петербург

Сообщение Гиви Чрелашвили » 21 июл 2008, 18:03

Вы не сказали ничего нового, Лемурий.
Если Хазарский каганат был под Хорезмом, то это уже не Хазарский каганат, а колония Хорезма.
А насчет того, что нужно проштудировать всё, если тема интересует, это верно. Одна проблема: эта тема, увы, не очень-то меня и интересует.
У меня такое огромное количество нечитанной литературы по античности (а вы знаете, это истинно мое), что если выдается сводобное время, я предпочитаю его античности отдавать.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Владимир Медведев » 24 июл 2008, 09:06

Уважаемый
Последний раз редактировалось Владимир Медведев 26 июл 2008, 09:43, всего редактировалось 1 раз.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Евгений Беляков » 24 июл 2008, 12:45

Участвующий в дискуссии здесь Андрей Чернов - автор еще одной, как мне помнится, гипотезы о поле битвы Игоря Святославича. Я сижу в провинции у моря и лишен "первоисточников". Но мне помнится, речь шла о какой-то реке на Кубани. Будте добры, уточните. Какая-то Быстрая что ли... Или Вы считаете, что это уже не гипотеза? Находится ли эта речка вблизи (или в бассейне) Днепра? Надо признать - существенный момент, т.к. небезызвестная всем нам Ярославна просит о помощи именно Днепр. Она была бы, извините, полной дурой, если бы просила милости У ДРУГОЙ РЕКИ. Все это же относится и к г. Ульянову (имеется в виду - наряду с Черновым!!).
И, кстати, НЕ ОТНОСИТСЯ к Б.Рыбакову (см. его же книгу "Петр Бориславич"). Потом напишу подробнее, извините.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 24 июл 2008, 20:26

Еще пара слов.
Просто за Ярославну обидно!
Многажды обруганный здесь Б.Рыбаков достоин, братия, чтобы встать на его защиту. Как раз именно ОН, в отличие от некоторых других, вовремя вспомнил, что Ярославна молила именно Днепр о спасении своего мужа. Поэтому одним из условий, которым должна удовлетворять местность, где происходил бой Игоря с Кзой он назвал - бассейн Днепра. Далее он взял циркуль и провел окружность от Изюма (или от Оскола) - последнего места, где мы достоверно знаем о нахождении войска Игоря (по летописи) - на расстоянии, по-моему, 70 км (я могу ошибиться, не в этом суть), куда они еще за пару суток похода могли добраться. И соединил с зоной бассейна Днепра. Этот чертеж интересный приводится в вышеуказанной книге. Получилась небольшая территория, ограниченная притоками реки Самары: река Скалистая, река Бык и еще какой-то Бык и т.д. Между прочим, попало и село Святая Могила и одноименный холм. Я не знаю, ездил ли Рыбаков в эти места... Очень хотелось бы там побывать, даже собирался в этом году, но как-то вроде и не выходит. Жаль.
Еще нужно сказать, что Каяла с тюркского - скалистая. а Сюурли - Быки.
Для меня это все звучит очень убедительно. Во всяком случае - для начала работы, раскопок и т.п.
Эх, не взять ли туда металлоискатель, а? Говорят (немцы там какие-то иль венецианцы...), что Игорь на дне Каялы потопил русское злато? Может, это не метафора?
Неподалеку там есть озеро. Может быть, В НЕМ Игорь злато утопил, которое везли в качестве, например, приданого для Кончаковны? Чтобы врагам не отдавать?
Короче, кладоискатели! Айда! :lol:
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 31 июл 2008, 17:16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 24 июл 2008, 20:29

Правда, я-то туда собирался просто с фотоаппаратом...
Жаль, не доехал.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Fikus » 06 авг 2008, 09:49

Не знаю, кто тут говорил об этом или нет. Всё тему не прочитал.
Времени мало. Но...
Каяла достаточно прозрачно понимается по-тюркски:
КАЯ-скала, глыба. ОЛА-быть.
То есть пороги на реке тоже СЮДА. Порожистая река, в которой есть валуны, пороги. Вода бьётся о них в свём стремительном потоке и создаёт шум.
Шумная река это быстрая река в человеческом понимании.
Отсюда простой вопрос: А есть ли на Потудани пороги?

Фикус
Не обижайте Фикусы!
Fikus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 15:46

Сообщение Евгений Беляков » 06 авг 2008, 11:03

Вот именно. ППКС. А также - на реке Быстрой.
(ППКС с интернетного означает "подписываюсь под каждым словом").
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 11 авг 2008, 07:59

Андрей Чернов писал(а):Лемурий, Вы вольны не считать меня экспертом и потому не читать (это Ваше личное лемуриево дело)...

Может быть Вы неправильно меня поняли, я писал об отсутствии времени на лишних 2 тома...
Извиняюсь за долгое молчание, но только позавчера вернулся с отпуска, где имел удовольствие познакомиться с творчеством Антони Гауди, который своим творчеством наглядно доказал, что в совершенном творении не должно быть ни прямых углов, ни прямых линий (как в природе)...

Вот Вы прямолинейно заявляете:
Андрей Чернов писал(а):...каганом называли себя великие киевские (и только киевские) князья X–XII вв...

Между тем Олег Святославич (Гореславич) никогда не был киевским князем, соответственно никак НЕ МОГ быть "государем" как вы перевели, а вот каганом, по причине завоевания хазар, был.

Вот что пишет Артамонов в примечании к титулу «каган» для киевских князей X-XII вв.:
Впервые каган Руси (Рос) упоминается в Бертинских анналах под 839 г. В первоисточнике Ибн Русте, Худуд ал-алем и Гардизи, относящемся к первой половине IX в., говорилось, что «русы имеют царя, который зовется хакан-рус» (Ибн-Русте). В письме Василию I Македонянину, датированном 871 г., король Людовик указывает правителей 4-х народов, а именно аварского, хазарского, норманнского и болгарского. Норманнами здесь, по-видимому, названа Русь. Позже каганами назывались киевские князья Владимир и Ярослав (В "Слове о законе и благодати" митрополита Иллариона). В "Слове о полку Игореве" каганом назван Олег Святославич. В Софийском соборе в Киеве имеется граффити XI-XII вв.: "Спаси, господи, кагана нашего"

(М.И. Артамонов ИСТОРИЯ ХАЗАР М. 2002 стр.369)

Позже выложу материал из книги о самом титуле "каган" в Хазарии- это очень интересно...

В книге В.В. Кожинов "История Руси и русского слова" в главе Правители Руси есть
"Память и похвала Иакова мниха" сообщает также о походе Владимира на хазар: "на Козары шед, победи я (их) и дань на них положи" 65г. Это сообщение не раз подвергали сомнению, полагая, что Владимиру в нем приписан поход его отца Святослава. Однако оно подтверждается современными арабскими источниками, согласно которым после сокрушительного разгрома Каганата тот в какой-то мере восстановился благодаря помощи связанного с ним с давних пор сильного мусульманского государства Хорезм, хотя для этого Каганату пришлось объявить себя исламским. Это произошло в конце 970-х или даже в начале 980-х годов, уже после гибели Святослава, и крупнейший арабский географ ал-Мукаддаси (947—1000) писал в конце 980-х годов, что хорезмский эмир ал-Мамун "обратил ее (Хазарию) в ислам. Затем... войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус напало на них и овладело их страной" 66г.

Союз Руси и Византии был тогда настолько прочен, что арабскому автору русское войско представлялось частью византийского; во второй половине 980-х годов для такого представления были, как мы еще увидим, существенные основания. С другой стороны, из сообщения явствует, что Владимир действительно "шед" на восстановленную в конце 970-х или начале 980-х годов под эгидой мусульманского Хорезма Хазарию. И именно Владимир, окончательно подчинив себе Каганат, принял титул "каган" (который наследовал и его сын Ярослав).


А теперь перейдем к Вашим "по-хотникам" песнотворцам...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21098
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 14 авг 2008, 11:27

Андрей Чернов писал(а):Именно по-чешски chot’ (м. р.) значит „муж“; chot’ (ж. р.) — „жена, супруга“. Последнее значение мы найдем в „Слове о полку Игореве“: „Забыв чти... и своя милыя хоти красныя Глебовны свычая и обычая“. Здесь И. И. Срезневский правильно перевел „хоть“ как „желанная, милая, жена“».
...Впрочем, сам же А. В. Соловьев и говорит, правда, вскользь и глухо, что в старочешском зафиксировано chot’ (м. р.) — «желанный муж».
Я разговаривал с чешскими лингвистами по поводу значений слова - chot`
Кстати, можете и здесь прочитать :arrow: Výraz choť se dnes v našem jazyce
Они говорят, что есть два значения "chot" (хот) и `"choť " (хоть)

Старорусское и старославянское "chot" - означает тоска по кому-то (стремление, жажда), желанный, а также милый (милая) с эротическим оттенком. От него происходит слово chotět...

И непосредственно слово "choť " (хоть) БЕЗ ВАРИАНТОВ - супруг (супруга): Prezident republiky s chotí navštívili (Президент республики прибыл с женой) - наберите это словосочетание в www.seznam.cz и у Вас море официальной прессы с таким сочетанием...

Хотя есть и другое мнение, с которым мой лингвист категорически не согласен:
"Použít slůvko choť jako normální, neutrální pojmenování manželky či manžela není v současné češtině možné. Jde o výraz knižní... " - "Употребление слова "choť " как (нормальное, нейтральное) наименование жены или мужа в случае официальной прессы недопустимо. Это книжное выражение..."

Но давайте перейдем непосредственно к отрывку.

Господин Мусин-Пушкин предоставил нам удивительно иронический ребус... Вот смотрите:

Рекъ Боянъ и ходына Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти:
«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы», Руской земли безъ Игоря!


Возьмем даты (рожд., смерти, брака и т.д.)
Поехали:
Рек Боян (преди пѣсь пояше старому Ярослову (ум.1054), храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми (в ПВЛ 1022), красному Романови Святъславлич (убит 2.08.1079))

песнотворец старого времени Ярослава (Мудрого) при госпоже(«ходын» -тюрк.= 1) баба; 2) госпожа; 3) жена )) Святослава (отец князя тмутараканского Олега, ум. 1076 был дважды женат 1-й раз на Килликии от неё же все дети в т.ч. и Олег; 2-й раз на Оде, графини Штаденской - от неё Ярослав)

жене кагана Олега (Олег Святославич (Гореславич) женился на гречанке Феофании Музалон в 1081, в 1083 года после завоевания Хазарии на 11 лет получает титул архонта "Матрахи, Зихии и всей Хазарии" и имел полное право называться каганом. (А.В. Соловьев. Восемь заметок... стр. 378)

тяжко быть голове без плеч, зло быть телу без головы - Русcкой земли без Игоря (род. 1151)

Удивительная "проницательность" или...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21098
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 21 авг 2008, 09:14

А почему Вы переставили? "Рек Боян (Троян?) и ходына Святославля", а потом уже "песнетворца ("песнетворка"?) старого времени Ярославля, Ольгова коганя хоти".
Ходына Святославля - песнетворка старого времени, всех тех дат, которые Вы приводите. А Ольгова коганя хоть - это Феофания Музалон. Например. Ее воспевала ходына Святослава, т.е. МВ.
Причем те древние "слои" в СПИ, открытые Никитиным - это как раз включения в СПИ из старых поэм МВ о временах Олега.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 21 авг 2008, 09:59

Олжас Сулейманов "От Аз до Я"
Посудите сами, должен ли был П-16 вмешаться, дабы у читателя не оставалось сомнений относительно личности Бояна.

Млъвитъ Гзакъ Кончакови...
Рече Кончакъ ко Гзе...
И рече Гзакъ Кончакови...
Рекъ Боянъ...

Структура всего куска подводит к убеждению, что некий Боян участвует в диалоге половецких ханов. Боян замешан в контексте, который рисует его отрицательной краской и сближает с половцами: Боян почему-то «ходил» на кого-то из Святославичей и жену Олега.
Встретившись вновь после большого перерыва с персонажем по имени Боян, к тому же обретающимся в нeздоровой компании с Кончаком и Гзаком, П-16 счел необходимым выделить его из их среды и объяснить читателю, что Боян вовсе не соучастник ханов, а тот самый певец XI века, о котором говорится в начальной части поэмы. И он подписывает под именем «Боян» пояснительную фразу - «пестворец старого времени», и уточняет какого именно времени - «Ярославля».
В списке XVI века рассматриваемый кусок мог выглядеть примерно так (5):

Рекъ Боянъ и ходына Святъславля
пестворецъ стараго времени, Ярославля.
Ольгова коганя хоти...

Межстрочная приписка показывала, что П-16 пытался толковать смысл переписанной им фразы и хоть чем-нибудь помочь будущему читателю. Надо полагать, что вставка была выполнена более мелкими буквами, чтобы можно было отличить ее от авторского текста. Мусин-Пушкин не понял назначения «мелкой» записи и при переписке включил ее в основной текст, тем самым окончательно затемнив и без того темное место.
Разобравшись в этой механике, мы можем попытаться узнать то, что не поняли ни псковский монах, ни ученый граф, т. е. значение авторских слов - «и ходына Святославля, Ольгова коганя хоти...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21098
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 22 окт 2008, 10:59

Добрый день любители Слова о полку Игореве.

Почитал Вашу полемику, правда, не всю, а только то, что касается реки Каялы и был, честно сказать, немного разочарован.
Начали так хорошо, а затем скатились до обычных кухонных разборок.
Андрея Юрьевича понять то можно. Ему, за свою жизнь, от таких нападок отбиваться приходилось множество раз. И, самое обидное, чем человек хуже знает предмет, тем больше от него идет пустого звона, а конкретных замечаний, или своих каких-то выводов, за душой не бывает.
Вы то люди, как я заметил, весьма грамотные и, неужели, не могли найти нормальных аргументов, что бы опровергнуть ту версию реки Каялы, что придерживается и отстаивает Андрей Юрьевич.
Не буду многословным, но попытаюсь помочь вам. Правда, оговорюсь сразу, с вашей помощью.
У тех, кто занимался поисками реки Каялы, обычно бывает, кроме мелких просмотров, одна грубейшая оплошность.
Все почему-то забывают об обозе. А, если и помнят, то он для них совершенно несущественен. Так, где-то позади конных полков болтаются два десятка телег, да и Бог с ними.
То, что вы сейчас прочитаете, будет для вас полнейшей неожиданностью. Может, для кого-то приятная, а для кого-то и не очень.
Автор данных строк, лет 15 назад, когда готовил материал о «черных людях» летописной повести о походе князя Игоря, насчитал аж 800 телег. Много, это или мало можно представить себе, если вычислить примерную длину такого обоза. Он составит ни много, ни мало, а 4 километра.
Так что скорость передвижения Игоревой рати надо будет считать по скорости передвижения обоза, а не по Рыбаковским конникам Буденного.
В обозе везли всё: и провиант, и корм для лошадей, котлы для варки еды, доспехи, одежду и еще множество всего того, что необходимо в походе.
Почитав материалы на вашем сайте, решил проверить, прав ли был тогда, когда насчитал 800 телег, или нет. Забрался в Интернет, нашел то, что мне нужно и решил, что выложу всё это на форуме. А уж вам решать – сколько в обозе было телег? Восемьсот, или вообще ни одной.
Для начала надо будет ознакомиться с нормами потребления русской армии начала первой мировой войны.
Нормы продснабжения на мирное время на 1 человека в сутки:
Наименование Армия Гвардия
Провиант Хлеб ржаной
или Сухари ржаные
или Мука для печения хлеба 1230гр.
819гр.
927гр. 1230гр.
819гр.
927гр.
Крупа (просяная, гречневая, овсяная, рисовая) 136гр. 205гр.
Приварочные деньги, на которые можно купить: Мясо 307гр. 307гр.
Овощи, перец, сало, масло, мука, приправы 2.5 коп. 2.5 коп.
Чайные деньги, на которые можно купить: Чай 2гр. 2.гр.
Сахар 25 гр. 25 гр.
Нормы продснабжения в военное время на 1 человека в сутки:
Наименование Армия Гвардия
Провиант Хлеб ржаной
или Сухари ржаные 2254гр.
1539гр. 2254гр.
1539гр.
Крупа (просяная,гречневая, овсяная, рисовая) 238гр. 307гр.
Приварочные деньги или продукты натурой Мясо
или Мясо+мясные консервы 716гр.
307г+409.5г. 716гр.
307г+409.5г
Овощи свежие
или Овощи сушеные 255гр.
17гр. 255гр.
17гр.
Масло коровье или сало свиное 21гр. 21гр.
Мука пшеничная 17гр. 17гр.
Чайные деньги или продукты натурой: Чай 2гр. 2.гр.
Сахар 25 гр. 25 гр.

Возможно, кто-то из вас найдет и другие данные о суточном рационе воина. Интересно, будет сравнить с этими.
Только не надо вести разговоры типа, положили за пазуху шмат сала, а в торбу сухарей, и айда. Разговор должен быть конкретным.
Еще необходимо обратить внимание на нормы кормления коней. Они тоже имеются.
Овес. Основной концентрированный корм для лошадей, овес по своему составу и диетическим свойствам относится к лучшим кормам. В составе протеина белок занимает 93%. В овсе много фосфора и витаминов группы В. Оптимальные нормы скармливания овса в сутки в сочетании с другими концентрированными кормами следующие: для жеребцов-производителей - 3-6 кг (в зависимости от породы и племенного использования), для кобыл - 2-4 кг (в зависимости от физиологического состояния), для рабочих лошадей - 2-5 кг (в зависимости от выполняемой работы), для спортивных лошадей - 5-7 кг (в зависимости от периода отдыха или выступления). Предельная норма скармливания овса в рационах взрослых лошадей с живой массой 500 кг - 6 кг (без работы) и 12 кг (при работе) в сутки.

Сенаж. Это провяленная, консервированная углекислым газом зеленая трава с содержанием влаги. По своим свойствам, качеству и питательности сенаж занимает промежуточное место между сеном и силосом. В отличие от силоса он является пресным кормом, близок по содержанию сахара к зеленой траве и охотно поедается лошадьми. Сенажа в зимний период дают взрослым лошадям до 5-8 кг, молодняку старше года - 3-4 кг в сутки. Сенажом можно заменять в рационе до половины сена.
Чем тяжелее работа, тем меньше дают сена. В среднем взрослой рабочей лошади скармливают 8-10 кг сена, жеребцам-производителям - 10-16, кобылам - 12-15, жеребятам-годовикам - 8-12, жеребятам старшего возраста - 8-16 кг в сутки.
Сенаж и сено, в летнее время заменяют зеленой травой. Ее необходимо около 30 кг.
Но, если кто-то попытается в походе князя Игоря сено заменить травой, то такой вариант рассматриваться не будет. Это только у фантазера Рыбакова 23 апреля, на широте Курска, трава чуть ли не по пояс.
Тем более коней в ночное отправляют на второй юрьев день, а он в мае месяце, а не 23 апреля, как указал Рыбаков.
23 апреля на окраины сел и деревень выпускают мелкий скот; овец, коз и тому подобное.
Остается подсчитать, сколько провианта находилось в обозе в расчете на 6-7 тысяч человек помноженные дней на 20 похода, а так же корма для лошадей, а их было примерно на 1-2 тысячи больше, чем людей. Добавить сюда остальной скарб, что везли в обозе, не забывая про места для больных, и вы получите искомый вариант.

С уважением Кравченко Александр
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 22 окт 2008, 14:03

Добрый день, Александр Сергеевич!

Вышеупомянутое место битвы подробно обсуждалось в темах "Готские девы и др. словосочетания в СПИ" и "Разгадка "Слова о полку Игореве".

Сложное место в СПИ ("коганя хоти"), о котором спорили с Андреем Юрьевичем расшифровано в теме "Припевки Бояна и Климент Смолятич".

Так понимаю Вы сторонник версии, что автор СПИ был одним из участников похода, однако Симеоновская летопись свидетельствует об обратном. В Тмутаракань они и не собирались, это лишь поэтическая фантазия автора СПИ. В лучшем случае перейти Дон и захватить вежи нижнедонских половцев, или спуститься к луке (изгиб) моря (Азовского) и захватить вежи лукоморских половцев.

"Мы должны здесь учитывать то обстоятельство, что, несмотря на мужественные речи князей о высокоидейной цели - борьбе за славу русского оружия, они шли в степь прежде всего "ополониться"". (С.А. Плетнева "ПОЛОВЦЫ", М.1990, стр. 162)

Откуда тогда должны быть 800 "телег" :?:
Последний раз редактировалось Лемурий 23 окт 2008, 13:07, всего редактировалось 2 раз(а).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21098
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1