Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 09 апр 2009, 10:25

Не всё сразу, Евгений. Анатолий Иванович выделил более 200 акромезотелестихов в СПИ и более 800 в СЗБ.
Одно дело выделить, другое правильно прочитать сокращения и даты.

Поэтому публиковать буду только то, с чем сам на 100% согласен.
Например, вот ещё одна из остроумных находок.

Публикается по материалам книги А.Золотухина «Тайны «Слова о полку Игореве» , Николаев, 2005, с. 106-107:
Византийский канон как песнопение состоит из восьми или девяти песен, каждая из которых начинается со строфы, называемой ирмосом, цитирующей определенную Библейскую песнь, за которой идут тропари, повторяющие форму ирмоса, но по содержанию приспособленные к текущей службе. Повествование в каждой песни канона идет от древних времен к настоящим. Последние тропари каждой песни назывались богородичными, или славами. Точно так же устроен и весь канон в целом от первой и до последней песни. Поэтому IX песнь канона называется также Богородичной песней. В ней все стихи тропарей от ирмоса до слав или богородичен могли обрамляться акростихами...
"Слово о полку Игореве" отличается от других "Слов" древнерусской литературы тем, что в нем Автор оставил большое количество символических указаний на то, как можно составлять акростихи. Во времена Бояна составлялись не только акростихи, но ещё и мезостихи на пятые и десятые слова тропарей. Богослужебный анализ "Слова о Законе и Благодати" Илариона-Никона-Бояна показал, что в нем имеются мезостихи на пятнадцатые и двадцатые слова.
Слово "Троян", например, несет в себе смысл деления всего текста на три части. Поэтому оно употребляется именно в тех местах, где должна проходить граница в "Слове о полку Игореве" между третьей и четвертой песнями канона "Были вѣчи Трояни, минула лѣта...", а также между шестой и седьмой песнями "На седьмомъ вѣцѣ Трояни...". Причем здесь седьмой век одновременно указывает и на седьмую песнь канона. Дальнейшее деление внутри каждой из трех песен между собой производится на основе упоминаний в ирмосе языческих богов, которые в языческой Руси играли роль Ветхозаветных богов. Таким образом, ирмос второй песни канона отыскался по упоминанию в нем Трояна и начинается он со стиха "О Бояне, соловію стараго времени! " Ирмос третьей песни - по упоминанию в нем Даждьбога и Трояна. Таким образом, в первой тройке песен и во второй в ирмосе срединных песен присутствует упоминание Трояна как указание на срединность. Определение ирмоса 6-й песни выпадает из общего правила, но тоже имеет символическое выделение. Оно выражено и совпадает с названием шестопсалмия утрени. Первый псалом шестопсалмия начинается со слов: "Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ..."


От себя хочу добавить, что проверив шестопсалмие обнаружил там икос 6-й песни (Церковное песнопение, восхваляющее церковное событие. Исполняется стоя после кондака. После вытеснения кондака, как жанра гимнографии, каноном с VIII века эти две строфы (кондак и икос) остались только в 6-й песни).
Начинается икос 6-й песни так:

:arrow: Самъ Единъ еси безсмертный...

Сравните: Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ... а самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ литовскыми мечи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Летопись и СПИ

Сообщение Лемурий » 22 апр 2009, 16:45

Многие исследователи ( в т.ч. и Татьяна Зинченко) находят в СПИ много отрывков схожих с летописью. Есть схожие отрывки, которые относятся непосредственно к Клименту Смолятичу и тем князьям при которых он находился. Итак

1."тогда же Изѧславу приде вѣсть къ Киеву... и реч̑ слово то . акоже и переж̑ слъıшахомъ . не идет̑ мѣсто къ головѣ . но голова к мѣсту" (Ипат. 1151) . - т.е. припевка не Изяслава Мстиславича - "слово то . акоже и переж̑ слъıшахомъ"
сравним:
Рекъ Боянъ...:«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы».

2. Второй отрывок обнаружил Евгений Беляков и он непосредственно касается Климента Смолятича и тех "30 сребреников", за которые Ростислав Мстиславич в 1164 году уступил Византии в выборе митрополита вместо Клима:
"В лѣти [6672] Приде митрополитъ Иванъ в Русь . и не хотѣ его Ростиславъ приӕти . занеже ѿрѧдилъ бѧше Ростиславъ Гюрѧту Семковича . къ цр҃ви хотѧ ѡправити Клима въ митрополью . и възвратисѧ ѡпѧть . Гюрѧта изъ Ѡлешьӕ . с митрополитомъ и с цр҃вомъ посломъ . и присла цс̑рь даръı многъı . Ростиславу ѡксамотъı и паволокъı . и всѧ оузорочь разноличнаӕ посолъ же цр҃въ молвѧше Ростиславу . молвить ти цр҃ь аще примеши с любовью . блгс̑вние ѿ стъıӕ Софьӕ...[далее запись обрывается]" (Ипат. 1164)
сравним
"...и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты...и всякыми узорочьи половѣцкыми."

3. Далее речь-призыв сына Изяслава Мстиславича (1170 г.):
"В лѣти [6678] Вложи Бъ҃ въ срд̑це Мьстиславу Изѧславичю . мъıсль бл҃гу ѡ Рускои земли . занеже еѣ хотѧше добра всимъ срд̑цемъ.и съзва брад̑ю свою . и нача думати с ними . река имъ тако братье . пожальте си ѡ Рускои земли . и ѡ своеи ѿц҃инѣ и дѣдинѣ . ѡже несуть хрс̑тьӕнъı на всѧко лѣто оу вежѣ свои .а с нами роту взимаюче всегда переступаюче . а оуже оу нас̑ и Гречьскии путь изъѿтимають .и Солонъıи и Залознъıи . а лѣпо нъı бъıло братье възрѧче на Би҃ю помочи . и на млт҃ву ст҃оѣ Бц҃и поискати ѡц҃ь своихъ и дѣдъ своихъ пути. и своеи чс̑ти..."(Ипат. 1170)
сравним
"Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе..."
"Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 апр 2009, 07:44

Здравствуйте , Лемурий!
Разделение на устные и письменные языки на Руси произошло с официальным принятием христианства. Произошло это постепенно и «Повесть временных лет…» содержит много типических формул традиционных для устного языка. Например:
В лето6479(971)… «Идеже глава твоя, ту и свои главы сложим»
В СПИ «съ вами русици хочу главу свою приложити…»
«В лето 6496(988) « Яко в полон иду луче бы ми сде умерети»
В «СПИ» « Луце же потяту бытии ,неже полонену».
«В лето6522(1014г)» Требите путь и мостите мосты»
В «Слове…» Начаша мосты мостите по болотам»
«В лето 6526(1018) Бе же пяток ,восходящю солнце…»
В СПИ «С зарания пяток.. «
«В лето 6532(1024)И бысть сеча сильна, яко посветеше молонья и бе грозва велика и сеча сильна и страшна…»
В СПИ «… а в них трепещутъ синии млънии. Бытии грому великому, идти дождю стрелами…ту сяк опием приламати….».
« В лето 6472(964) «…легко ходя, аки пардус войны многие творяше…»
В Спи « …прострошася половци, акы пардуже гнездо».
«В лето 6573(1065)… кровавы, восходяше с вечера по заходе солнечном…»
В СПИ «…кровавые зори светъ поведают…»
Скажу больше , в летописном рассказе о мести Ольги древлянам письменный текст соединён со свадебным обрядом.
Но к 1185году, времени создания и летописного рассказа о походе Игоря и «Слова…» письменный и устный языки разошлись довольно далеко, хотя и летописи XIIвека ещё можно найти типические формулы , характерные для устного языка. А также отметить возникновение новых письменных формул.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Литература о Клименте Смолятиче

Сообщение Лемурий » 04 июл 2009, 10:06

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Трубы городеньскиe

Сообщение Лемурий » 14 июл 2009, 07:27

Взяв за основу версию, что в отрывке

Не бысь ту брата Брячяслава, ни другаго – Всеволода, единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе.
Унылы голоси, пониче веселіе. Трубы трубятъ городеньскіи...

Брячяслсав и Всеволод - это якобы братья Марии Васильковны, почти все исследователи считаю, что трубы в этом случае должны трубить в Полоцком княжестве в г. ГороденЪ (совр. Гродно). И даже в Словаре-справочнике "Слова о полку Игореве": В 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; Под ред. Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; Сост. В. Л. Виноградова. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984 это слово видоизменено, чтобы оно подходило под город на Немане.
ГороденЪские вместо ГороденЬские (как по тексту)
Городенъскии, -ая, -ое — притяж. прилаг. к Городьнъ (1): Уныли голоси, пониче веселіе, трубы трубятъ Городенъскіи. 34.

1132: Ходи Мьстиславъ на Литву съ сынъми своими и съ Лговичи, и съ Всеволодомъ Городеньскимъ. Ипат. лет., 294 (XV в.). 1151: В то же веремя Вячьславъ и Изяславъ ... и Володимеръ братъ Ростиславль, и Городеньскыи князь стояхуть вси у Ивана. Там же, 426. 1183: Богъ вложи въ сердце Святославу князю Киевьскому и великому князю Рюрикови Ростиславичю и поити на Половцѣ, и посласта по околниѣ князи, и совкупишася к нима Святославича, Мьстиславъ и Глѣбъ ... и Городеньскии Мьстиславъ. Там же, 630—631.

Ср. Городенъ, Городно.

1127: В то же лѣто посла князь Мстиславъ братью свою на Кривичѣ четырми пути: Вячеслава ис Турова, Андрѣя ис Володимеря, а Всеволодка из Городна. Лавр. лет., 297 (1377 г.). 1183: Того же лѣта Городенъ погорѣ всь, и церкы каменая от блистания молниѣ и шибения грома. Ипат. лет., 634 (XV в.). 1253: Потом же посла (Данил) с братомъ и съ сыномъ

Романомъ люди своя и взяста Городенъ. Там же, 819. А се литовьскыи (города, — В. В.): Случескъ..., Ижеславль, Торопець древянъ, Городно, Мащинъ, Бѣлаа. Новг. 1 лет. (Комис.), 476 (XV в.).

Ср. Н. Н. Воронин (Древнее Гродно. — Материалы и исследования по археологии СССР, № 41. М., 1954, стр. 707): Это была первоначально небольшая русская крепость, занявшая очень выгодную в стратегическом отношении позицию на высоком берегу Немана... Крепость действительно была основана на чистом месте, ей не предшествовало никакое более раннее селение дофеодального типа. Следовательно, древнее Гродно дает тот вариант образования города, когда его исходной ячейкой является феодальный замок, крепость, постепенно притягивающая к себе ремесленное население. М. Н. Тихомиров (Древнерусские города. М., 1956, стр. 374): Древний город („старый замок“) находился на высоком мысу, при впадении в Неман реки Городничанки. ...Многочисленные находки, сделанные на Замковой горе при раскопках, обнаруживают, что Городно, или Городен, был большим ремесленным и торговым центром. ...К замку примыкал посад, тянувшийся за речкой Городничанкой, где на холме стояла Борисоглебская церковь XII в. Кроме нее в Городно существовали и другие каменные здания.

◊ Городенъскіи — им. пад. мн. ч.

Между тем нет никакой надобности видоизменять это слово, речь идет совсем о другом городе.

Слово "ГороденЬский" встречается в Ипатьевской летописи два раза:
В лѣто [6640 (1132)] Ходи Мьстиславъ на Литву . съ сыновъми своими . и съ Лговичи . и съ Всеволодомъ . Городеньскимъ . и пожгоша ӕ а сами сѧ расхорониша . а Кианъ тогда много побиша Литва...

В се же лѣто [1141] преставися Всеволодъ Городеньскии...

И оба раза они относятся к Всеволод (Всеволодко) Давидович, кн. городеньскому, сыну Давыда Игоревича, внуку Игоря Ярославича
[1116]Володимерь[Мономах] отда дщерь свою Огафью за Всеволодка.
[1128 ]Мьстиславъ съ братьею своею . многъı Кривичи . четъıрьми путьми ... Всеволодка из Городка.

Существовали 14 городов с подобным названием:
Городен (Городок) - Волынское кн.
Городен (совр. Гродно), на реке Неман
Городняни, жит. г. Городен
Городеськ, г. в Киевском кн.
Городець див. Городок
Городець, г. в Полоцкой земле
Городець, под Киевом
Городець (Городечь, Городок), г. на левому берегу Днепра, между Переяславлем и Киевом
Городець (Городокъ) Вострьскій, на р. Остре (Острьський городок)
Городець (Радиловъ), г. на Волге
Городище, вблизи Новгорода Вел., на правому берегу Волхова
Городок див. Городен
Городок (Городець), г. в Болохівській землі
Городок, г. Галицкое кн.

Так из какого городка был Всеволод? Географический указатель Ипатьевской летописи указывает на Городен (Городок) - Волынское кн.

Не будем полагаться на записи Ипатьевской, тем более что Тихомиров в своей известной книге называет совсем другой город: см. М.Н. Тихомиров Древнерусские города
К числу значительных городов Полоцкой земли надо отнести и Городно, более известное под позднейшим названием Гродно. Впрочем, известия о Городно в летописи чрезвычайно отрывочны, так что не всегда можно даже сказать, идёт ли в них речь именно об этом городе. О Городно упоминается в 1132 г. Ипатьевская летопись под этим годом рассказывает о походе киевского князя Мстислава Владимировича против Литвы вместе «с Всеволодом Городеньским» [Ипат. лет., стр. 212. Под 1141 г. сообщается уже о смерти Всеволода Городеньского]


Давайте лучше посмотрим, а какой город Всеволод (Всеволодко) Давидович мог, вообще, получить по наследству...

Его отец Давыд Игорьевич был печально известен тем, что в 1097 году ослепил Василька Теребовльского, за что на Витечевском съезде князей в 1100 году был лишён своего города Владимира Волынского. Вместо этого он получил волынские города Буск, Острог, Дубно и Черторыйск, а вскоре Дорогобуж. В этом же княжестве он основал новый городок, который так и назвали в последствии [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Давид-Городок]Давид-Городок[/url].

:arrow: Выходит, что не прав Тихомиров и сторонники "полоцких" городеньских труб. Городень находился в Волынском княжестве, а его печальная история с потерей войска по возвращению из Литовского похода 1132 года могла быть известна Клименту Смолятичу по летописям Владимира-Волынского, где он был долгое время после смерти Изяслава Мстиславича с его сыновьями.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 14 июл 2009, 08:01

Всё вышеизложенное лишний раз подтверждает версию, о которой писал ранее:

После обращения к "Племени Мстислава" идет восхваление подвига Изяслава Мстиславича в 1132 г. во время возвращения из Литвы.

Восхваление оформлено в виде ИКОСа - (Церковное песнопение, восхваляющее церковное событие. Исполняется стоя после кондака. После вытеснения кондака, как жанра гимнографии, каноном с VIII века эти две строфы (кондак и икос) остались только в 6-й песне).

Начинается икос 6-й песни так:

:arrow: Самъ Единъ еси безсмертный...

Сравните: Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ...самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ литовскыми мечи.

А вот что хотел сказать Автор СПИ:

исхоти ю на кров ать и рекъ: "Дружину твою, княже...
исходил тогда на кровь да и рек: "Дружину твою, князь...

[оставшийся в живых Изяслав "рапортовал" князю (своему отцу), что его дружина погибла]...

cм. :arrow: Соловьев С. История России с древнейших времен:
...в том же 1127 году Мстислав послал войско на князей полоцких: есть известие, что они не переставали опустошать пограничные волости Мономаховичей. Мстислав послал войска четырьмя путями: братьев - Вячеслава из Турова, Андрея - из Владимира; сына Давыда Игоревича, Всеволодка, зятя Мономахова - из Городна и Вячеслава Ярославича - из Клецка; этим четверым князьям велел идти к Изяславлю; Всеволоду Ольговичу черниговскому велел идти с братьями на Стрежев к Борисову, туда же послал известного воеводу своего Ивана Войтишича с торками; свой полк отправил под начальством сына Изяслава к Лагожску а другого сына, Ростислава, с смольнянами - на Друцк. В Полоцке сидел в это время тот самый Давыд Всеславич, которого прежде мы видели в союзе с Ярославичами против Глеба минского; за сыном его Брячиславом, княжившим, как видно, в Изяславле, была дочь Мстислава киевского...

Изяслав Мстиславич опередил один всю братию и приблизился к Лагожску; зять его Брячислав, князь изяславский, вел в это время лагожскую дружину на помощь отцу своему Давыду, но, узнав на середине пути, что Изяслав у города, так перепугался, что не знал, что делать, куда идти, и пошел прямо в руки к шурину, к которому привел и Лагожскую дружину; лагожане, видя своих в руках у Изяслава, сдались ему; пробыв здесь два дня, Изяслав отправился к дядьям своим Вячеславу и Андрею, которые осаждали Изяславль. Жители этого города, видя, что князь их и лагожане взяты Изяславом и не терпят никакой беды, объявили Вячеславу, что сдадутся...

в последний год его княжения летописец упоминает о походе на Литву: Мстислав ходил с сыновьями своими, с Ольговичами и зятем Всеволодом городенским. Поход был удачен; Литву ожгли по обыкновению, но на возвратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины; литовцы настигли их и побили много народу....

Единъ же Изяславъ = Изяслав Мстиславич опередил один всю братию

позвони своими острыми мечи о шеломы литовскія = на Литву: Мстислав ходил с сыновьями своими...

Исхоти ю на кров ать и рекъ: «Дружину твою, княже, птиць крилы пріодѣ, а звѣри кровь полизаша». = на возвратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины; литовцы настигли их и побили много народу

Не бысь ту брата Брячяслава + единъ [первый] же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе. = Брячислав, князь изяславский, вел в это время лагожскую дружину на помощь отцу своему Давыду, но, узнав на середине пути, что Изяслав у города, так перепугался, что не знал, что делать, куда идти, и пошел прямо в руки к шурину...

Под выражением "сынъ Васильковъ" (имя Василий для князей было Василько) скорее всего иметься ввиду - "духовный сын, продолжатель дела" Старого Владимира, причем не важно кого из Владимиров (Святого или Мономаха) Автор СПИ подразумевал под именем "Старый Владимир"- оба в крещении носили имя Василий (Василько).
Всеволод Новгородский - родной брат Изяслава Мстиславича - во время возвращения объединенной рати из Литвы возвращался в Новгород другой дорогой, а литовцы напали по летописи именно на киевлян, но, судя по "унылым трубам", в "переделку" попали и полки Всеволодка Городеньского (Волынское княжество).
После брака родной сестры Изяслава Мстиславича (Ксении) с Брячеславом Давыдовичем их семьи породнились. Теперь Брячеслав "брат" Мстиславу, а дед Брячеслава (Всеслав Полоцкий) "дед" Изяславу.

В Радзивилловской летописи так и написано:
1127. посла князь Мстиславъ братию свою на кривичи ... Всеволодка из Городна Изяслав...водя с собою Брячеслава, брата своего (в рукописи вычеркнуто), зятя своего, иже пошол ко отцю своему, и бывъ посредих путей, устрашивъся, и не поиде ни онамо, ни семо, и иде к шюрину своему в руце...

Изображение
Миниатюра №371 Радзивилловской летописи [1127]: Пленение Изяславом Мстиславичем своего шурина Брячеслава (кот, поймавший мышь)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Летопись Переяславля Южного

Сообщение Лемурий » 14 июл 2009, 20:44

Для начала введем eще одно "связное звено":

Сильвестр епископ Переяславский— до 1119 г. игумен Киевского Михайловского Выдубецкого монастыря, а впоследствии епископ Переяславский (ум. 1123 г., апреля 23), известен как составитель первой, по мнению академика А. А. Шахматова, редакции "Повести временных лет". Древнейшее свидетельство о С. находим в следующей приписке, сохранившейся в Радзивилловском, Академическом и Лаврентьевском списках летописи после 1110 г.: "Игумен Селивестр Святого Михаила написах книгы си летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князе Володимере, княжащю ему в Кыеве, а мне то время игуменящу у Св. Михаила в 6623 индикта 9 лета". Для своего труда С. пользовался печерской летописью, причем, как указывает А. А. Шахматов, внес некоторые изменения в рассказ своего источника: он "придал общерусский характер некоторым известиям печерской летописи, если они приводились в ней в качестве известий монастырских"; кроме того он опустил некоторые известия, касавшиеся до внутренней жизни монастыря, а также им опущены некоторые малоизвестные имена и изменены новые подробности. Филарет, "Обзор дух. литературы". — Платонов, "Лекции по русской истории", вып. І. — Костомаров, "Лекции русской истории". — Шахматов, "Житие Антония и Печерская летопись", (в "Журн. М. Н. Пр.", 1898 г., № 3). А. Б—н. {Половцов}

— епископ переяславский с 1119 г., а до тех пор игумен Михайловского Выдубецкого монастыря (умер в 1123 г.). В Лаврентьевском списке летописи под 1110 г. читаем: "Игумен Селивестр святого Михаила написал книгы си летописец". Переписав в 1116 г. летопись Нестора, оканчивавшуюся 1110-м годом, С. продолжал ее до начала 1123 г., т. е. до своей смерти. {Брокгауз}
--------
:arrow: Данилевский И. Н. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ
Южнорусское летописание

в ХII-ХIII вв. на юге Руси летописание систематически велось лишь в Киеве и Переяславле Южном. В Чернигове же существовали только семейные княжеские летописцы...

Летописание Переяславля Южного зародилось в начале ХII в. и велось вплоть до 1228 г. Начало его было, скорее всего, заложено уже упоминавшимся игуменом Сильвестром, впоследствии переведенным на переяславскую еписконию. Большинство исследователей полагают, что в Переяславле существовали два летописных центра - епископский (по крайней мере, до 1187 г.) и княжеский.

Вероятно, еще в ХII в. начало вестись летописание в Галиче Волынском. К сожалению, галицко-волынские летописи за это столетие почти не нашли отражения в позднейших сводах. И все-таки есть основания ("судя по точности дат и мелочам описания, которые нельзя было передать припоминанием" считать, что уже тогда здесь систематически пелись годовые записи. В конце ХШ в. на этом материале было создано единое повествование, лишенное годовых дат. Основной целью его было, как полагает М.Д. Присёлков, "привести и собрать доказательства от истории в свою пользу как обладателя старого Киева на право первенства среди русских княжеств" Считается, что его автор был светским человеком, возможно, из княжеской дружины. По стилю его рассказ напоминает произведения византийских "историков", не переведенные на древнерусский язык. Оно-то и составило основу Ипатьевской летописи.

--------
:arrow: М.Д. Приселков История русского летописания XI - XV вв.
...изложение киевских событий XI и XII вв. в Лаврентьевской ведет нас не к киевскому, а к переяславскому (южному) летописанию...

Изображение

---------
:arrow: Б.А.Рыбаков Петр Бориславич М., 1991, с.199:
Переместившись вслед за своим князем Изяславом в Переяславль, Петр Бориславич оказался в крупном культурном центре епископы которого долго именовались митрополитами. Здесь велось свое летописание, по соседству с Переяславлем находился Зарубский монастырь на высоком берегу Днепра, на месте древнего языческого комплекса...
Когда Изяслав княжил в Переяславле, "философ" Климент находился в непосредственном соседстве и был, очевидно, хорошо знаком князю, что и позволило назначить Климента митрополитом в 1147 году. Вся дальнейшая судьба Климента и Петра Бориславича была связана с судьбой князя Изяслава; оба были в Киеве, когда князь княжил там, они уезжали во Владимир-Волынский, когда боярство Киева не хотело видеть Изяслава на "отнем золотом столе". Врагами всех троих - князя, митрополита и летописца - были прежде всего Ольговичи...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Добуквенное соответствие летописям

Сообщение Лемурий » 27 авг 2009, 15:36

Многие "темные места" СПИ на деле оказываются редкими словами из летописей, например:

пардуже гнѣздо

...по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо...

Ѡлегъ [Cын Святослава Ольговича] же ѣха . напередъ къ Гюргеви [Юрию Долгорукому] . и да е пардоусъ (Ипат. 6655).
-------
да Святославъ [Ольгович] Ростиславу пардусъ и два конѧ борза (Ипат. 6668)


Здесь в обоих случаях идет речь о подарках (распространении) пардусов (гепардов) князем Святославом Ольговичем.

"Гнездо" - это человеческая семья, род (перен.) сравните: "...и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя... Дремлетъ въ полѣ Ольгово "хороброе" гнѣздо".

Вот и получается, что речь идет о "гнезде Святослава Ольговича", отца Игоря и Всеволода...

В сборнике Сахарова И.П. "Сказание русского народа", т.2, кн. 5, Спб, 1849 - слово "пардусъ" переводится в разных словарях по-разному:

Лексикон славенорусский сост. отцом Кир Памвою Берындою на с.73: пардусъ - рысь

Азбуковник XVI в.на с.176: пардосъ - лютый зверь

В любом случае, очевидное негативное отношение Автора СПИ к Святославу Ольговичу Черниговскому и к его потомству.

---------

Саню

...у Плѣсньска на болони бѣша дебрь(с)ки Саню и несошлю къ синему морю...

Наутрiй же день въставъ король [Угорский] прiиде къ Перемышлю, и ста подлѣ рѣку Саню, полки уряжая, и подвижеся съ полки по рѣцѣ по Санѣ... (Никон. 1152)


В "мутенъ сне" великий князь опасается выхода угров, которым "Галичкы Осмомыслѣ Ярославе... подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь", к пограничной реке Санъ (правый приток р. Висла):
"у [пограничного] Плѣсньска на болони бѣша дебрь(с)ки Саню и несошлю къ синему морю» - понеслись к "воротам Дуная"...
-----------

куръ

...дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше...

В се же лѣто иде Леонь царевичь зять Володимерь на куръ . ѿ Олексия (Ипат.1116)

оумре куръ Олексии и взя царство сынъ его Иванъ (Ипат.1117)


:arrow: Анна Комнина АЛЕКСИАДА
Это было поистине удивительное зрелище: как кованная из бронзы или каленого железа статуя, еженощно стоял император с вечера до полуночи, а нередко и до третьих петухов или даже до ярких солнечных лучей. Все остальные, не выдержав усталости, нередко уходили, отдыхали и, недовольные, возвращались вновь. Никто из присутствовавших не мог сохранять неподвижность, все они старались как-нибудь изменить позу: один садился, второй склонял или подпирал голову, третий прислонялся к стене. И лишь один император мужественно выносил этот труд. Какими словами можно описать его долготерпение? Ведь он беседовал с тысячами людей, при этом каждый из них подолгу разглагольствовал и, как говорит Гомер, «каркал не в меру болтливо», один уходил и предоставлял возможность разглагольствовать другому, тот третьему, а третий четвертому. Графы стояли, только пока они разговаривали, а император все время стоял до первых или вторых петухов. После небольшого отдыха он вновь с восходом солнца восседал на троне, и новые труды и вдвойне тяжкие словопрения приходили на смену ночным бдениям.

По этой причине болезнь и поразила ноги самодержца...

Иными словами запись 1116-1117 гг о "куръ Олексии" вполне объяснимо могла иметь иронию, связанную с привычкой Алексея Комнина - бодрствовать до восхода Солнца, до первых петухов.

С 1083 г., благодаря помощи Куръ Олексия Олегу Святославичу, Тмуторокань у Руси отвоёвана.

Тмутороканская печать Олега Святославича: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии (о которой писал Соловьев в "Восемь заметок к СПИ") на греческом языке и принадлежит к типу печатей провинциальных наместников византийских императоров.

Сравните её с более поздней "черниговской" (1094-1115) печатью Олега Святославича:
:arrow: В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков Древнерусские вислые печати

великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше...

"Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог...(Ипат 1114)


Именно Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака, будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям.

см. :arrow: Сергей Троицкий ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БРАКА

Церковь не только запрещала венчание второбрачным, но и сама предписывала им гражданскую форму брака. «Если вдовец хочет жениться на вдове» - говорит сто тридцать пятое правило св. Никифора Исповедника, патриарха Константинопольского, - он должен приготовить пир. и позвать на него десять соседей, и в их присутствии объявить: «Знайте, господа и братья, что я беру эту женщину за супругу», а никакого обряда не дозволяется. И Феодор Студит называет такие браки «гражданскими». Долгое время (до 1095 года) брак рабов совершался без венчания, так как существовало мнение, что венчание дает свободу рабу. Только новелла* Алексея Комнина (1095 года) дозволила венчание рабам, но господа и после новеллы иногда запрещали рабам венчание...
.....................
(*) Новелла напечатана в 43-й гл. Кормчей (II, лист 23 и сл, греч. Zach. Jus gr. r. Ill, 401404), причем здесь говорится, что господа рабов не дозволяли им венчание, боясь «да не на свободу отпустятся». Об этом страхе говорит и Вальсамон в толк. 85 правила Трулльского и 82 прав. Карфагенского собора (Афинск. Синт. II, 500; III, 508), и послание монаха Василия, архиепископа Никиты и хартофилакса Петра (Афинск. Синтагма V, 443, 444, 371). Смотри также рескрипт Алексея Комнина архиепископу Феодулу (Zachariae, Jus. Gr. Rom, III, 404) и житие Василия Нового (Споменик Српск. Краль. Акад. XXIX, с. 73). Последнее житие свидетельствует (Мытарство 17-е), что между рабами или отроками браки заключаются без венчания и вообще без какого бы то ни было участия Церкви простым распоряжением их господина.


Это обстоятельство лишний раз подтверждает, что автором СПИ был клирик.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

"Отец" Святополка

Сообщение Лемурий » 14 окт 2009, 12:37

Съ тоя же Каялы Святоплъкь повелѣя отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святѣй Софіи къ Кіеву.
Давний спор о происхождении имени "Каяла" можно решить применением двух точек зрения. Напомню, что в Ипатьевской летописи в рассказе о походе Игоря упоминается река "Каялы": "Наведе на ня Господь гневъ свои, в радости место наведе на ны плач и во веселие место желю на реце Каялы". Вероятно, здесь половецкая река, на которой Игорь потерпел поражение, названа реальным именем, образованном, естественно, от половецкого (тюркского) слова gajaly - "скалистая, каменистая, порожистая".
В "Слове" же половецкое название реки в несклоняемой форме - "Каялы" (транслитерация тюркского gajaly) дается автором в русской огласовке, с окончанием -а, по аналогии с таким гидронимами на -ла, как Сула, Висла, Ворскла, Сысола.

Пользуясь сходством имени "Каялы" с русским глаголом "каяти", автор "Слова" предлагает читателю русскую этимологию этого имени, придавая ему символический смысл. Как было сказано, этот символический смысл связывали с разными значениями глагола "каяти". Наиболее верной представляется точка зрения Н. Ф. Грамматина, связывающегго имя "Каяла" с глаголом "каяти" в значении "осуждать, порицать". Это значение не только было присуще в древности глаголу "каяти", но было у него основным...
---------
Л. В. Соколова "Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве»//ТОДРЛ т. 48 Спб., 1993, с.43-44

Каяла - символичное название разделяющей половцев и Русь "реки Смерти", иногда трактуется как река Скорби (Печали):
с тюрк. qajgyly > qajuly 'печальный, горестный'; ср. чагатайск. тат. qajgu — qajgy, тур. qaju 'печаль, горе' + аффикс обладания -ly > qajgyly ~ qajlily 'печальный, горестный'...
------
Н.А. Баскаков "Река Каяла в “Слове”и река Сюурлий в русских летописях"

- на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону Великаго...
- Съ тоя же Каялы Святоплъкь повелѣя отца своего... (р. Трубеж близ Переяславля, откуда Святополк в июне 1096 г. вез в Киев через Зарубский брод (!) хоронить своего врага и тестя (отца) хана Тугоркана);
- Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрой Каялы
- погрузи жиръ во днѣ Каялы, рѣкы половецкія...
- На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла: по Руской земли прострошася половци...
- омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ ("мертвая вода")

Л. В. Соколова в своей статье "Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ т.48, Спб. 1993, с. 38-47, сравнивает эту реку с быстрой черной рекой "Смородина", образованной вероятно от слова "смород/смрад" и предлагает считать, что Ярославна летит за "мертвой водой" Каялы и "живой водой" Дуная, дабы заживить раны и оздоровить Игоря, т.к. подобное "лекарство" может состоять только из сочетания этих двух частей.

Но хотел бы обратить ОСОБОЕ внимание на описание похорон "отца Святополка".
Очевидно, Автор СПИ был знаком с летописными, либо устными, повествованиями о времени, когда
Святополк вез лелея тело своего "отца" между угорскими иноходцами.
Сам Святополк не участвовал в битве при Нежатиной Ниве в 1078 г., когда был убит его отец Изяслав Ярославич, поэтому с той Каялы он не мог везти тело, к тому же война была междоусобная, а здесь символ именно "пограничной" реки, разделяющей половцев и Русь.
Если принять конъектуру «полелѣя», то окажется, что Святополк непосредственно участвовал в перевозке тела убитого отца; если согласиться с конъектурой «повелѣ яти», то он лишь распорядился это сделать. Но в обоих случаях предполагается присутствие Святополка на месте событий.
Однако в ПВЛ (см. с. 132—135) явно утверждается, что в 1078 Святополка в Южной Руси не было.
--------
Энциклопедия СПИ, в 5 т, Спб. 1995, О. В. Творогов. "Святополк Изяславич"

Интересный комментарий к этому отрывку привел ещё в 1938 году академик Орлов Александр Сергеевич:
Следуя Буткову, В. Н. Перетц видит здесь отражение эпизода, описанного в "Повести временных лет" под 1096 г. Тогда половцы с ханом Тугорканом, тестем Святополка, осадили (31 мая) Переяславль. 19 июля Святополк одержал над ними победу на реке Трубеже, причем "Тугорган убьенъ бысть, и сынъ его и инии князи мнози ту падоша; наутрея же налезоша Тугоркана мертва, и взя и Святополкъ, аки тьстя своего и врага, и привезъше Киеву и погребоша и на Берестовое, а другымъ, идущимъ въ монастырь". Название Тугоркана отцом, а не тестем, имеет параллель в Волынской летописи: "Володимеръ зовяше тестя своего Романа, река: господине отче" (1274 г.); слова же "ко святей Софии къ Киеву" - синонимы и вовсе не означают, что Тугоркан похоронен в Софийском храме...
Необъясненным остается "съ тоя же Каялы", а не с Трубежа. Сообщение Буткова, что русские преследовали половцев (от Трубежа, на котором стоит Переяславль) до р. Каялы, пока ничем не оправдано.
--------
А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", М.— Л., Изд-во АН СССР, 1938, с.107

Откроем летопись 1096 г.
приде Тугорканъ тесть Святополчь къ Переяславлю месяца мая въ 30-й [день] и ста около города . а Переяславце затворишася в городе . Святополкъ же и Володимеръ попдоста на нь (пошли на него) по сеи стороне Днепра . и приидоста к Зарубу и туто перебродиста... (Ипат. 6604[1096])

В Киев, уже с телом своего "отца" Тугоркана, Святополк мог попасть только этой же дорогой через Зарубский брод.

Это ещё один "пазл" к "мазайке" авторства Клима, схимника Зарубского монастыря.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Грозы твоя по землямъ текутъ...

Сообщение Лемурий » 30 окт 2009, 13:25

"Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Кіеву врата, стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями..."

Ключевое словосочетание: "отворяя Киеву врата". Осталось только вернуться во время, когда Ярослав "открывал Киеву врата", после того как "грозы его текли по землям".
[1158] Ярослав галицкий, ведая, что дядю его Ивана Ростиславича Берляндина князь великий Изяслав [Давыдович] при себе держит, опасался весьма, чтоб оной войны противо его не начал и не лишил всего владения, просил многих князей с дарами и обесчаниями... И послали послов в Киев к великому князю Изяславу: Ярослав галицкий Сбигнева, Святослав Ольгович Жирослава Ивановича, Ростислав Мстиславич и Мстислав Изяславич Жирослава Васильковича, Ярослав Изяславич и Владимир Андреевич Гаврила Васильковича, Святослав Всеволодич киянина, король венгерский и польские своих знатных мужей. Которые, приехав в Киев каждый особно, а потом, собрався все обсче, просили об отдаче Ивана Ростиславича... Изяслав уверил всех, что он для Ивана войны не начнет и его не доспустит.
-------------
Татищев В.Н. «История Российская» в 7 т., т. III, М-Л, 1964, с.64

Иван Берладник, убоявшись такого влиятельного посольства, тайно уехал из Киева к половцам, куда Ярослав Осмомысл посылает венгерского посла "с немалым людством", но половцы не выдали Ивана, а на попытку взять Берладника силой - многих побили, а послов выгнали.
Иван Берладник же учинил разбой по Дунаю: грабил рыболовные галицкие промыслы, конфисковал 2 купеческих судна. К нему примкнуло 6000 сторонников. Тогда он стал брать города Кугдятин, Кушин...
Киевский князь Изяслав Давыдович, видя что Иван за его обеспечением войну начал - призвал его в Киев.
Тогда Ярослав Осмомысл заключил союз с Мстиславом Изяславичем Волынским с намерением идти на Киев.
Война началась. Ярослав Осмомысл и Мстислав Изяславич со своими вассалами подошли к самому Белгороду под Киевом. Изяслав привел 20 000 половцев хана Башкорда и пугал этой армией Ярослава и Мстислава, затворившихся в Белгородской крепости. В осажденный город к Мстиславу пробрался боярский отрок, сообщивший, что берендеи, союзники Изяслава, готовы изменить ему, если князь Мстислав даст ханам по хорошему городу. Торг состоялся... Великий князь превратился в изгоя.
Ворота Киева были открыты. Ярослав Осмомысл, призвавший девять государств, чтобы рассудить его с предводителем дунайской вольницы, теперь шел победителем к столице Руси. 22 декабря 1158 г. Ярослав и Мстислав вошли в Киев, пригласив туда княжить Ростислава Смоленского. Эти события и должен был иметь в виду автор "Слова о полку Игореве", обращавшийся к Ярославу:
Грозы твоя по землям текут...
Отворяеши Киеву врата.
-----------
Б. А. Рыбаков "Слово о полку Игореве" и его современники, М., 1971, с.120-121

И этот эпизод связан с именем Климента Смолятича:
Мстислав Изяславич, Владимир Андреевич и Ярослав галицкий, видя Изяслава бежавша ночью, не гнали по нем. Но наутрие пошли ко Киеву наскоро и вошли в Киев без сопротивления, где Мстислав оставшие пожитки Изяслава и бояр его побрал, много злата, сребра, рабов, коней и скота сослал во Владимер [Волынский], а многое отдал Владимиру и Ярославу, а митрополита Константина выслал в Чернигов, где он прежде был епископом, а паки послал во Владимир по Клима...
------
Татищев В.Н. «История Российская» в 7 т., т. III, М-Л, 1964, с.67
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Владимир Медведев » 09 ноя 2009, 11:36

Дорогой Лемурий, вот Вам статья ижевского ученого Л. Р. Прозорова: http://traditio.ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0 ... 0%B5%C2%BB . Окончательный вывод ее, безусловно, ошибочен, но содержащиеся в ней данные все равно показывают невозможность создания "Слова" церковником.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2009, 13:36

Владимир Медведев писал(а):Дорогой Лемурий, вот Вам статья ижевского ученого Л. Р. Прозорова: Окончательный вывод ее, безусловно, ошибочен, но содержащиеся в ней данные все равно показывают невозможность создания "Слова" церковником.
Дорогой Владимир Витальевич!
Прочитав данную статью ОЧЕНЬ засомневался в "учености" данного автора.
Судите сами:
Ученые обратили на этот феномен внимание так В.Н Перетц констатирует полное отсутствие в «Слове» цитат из церковной литературы(14, с.54). С.П. Обнорский расширил этот вывод, говоря про «почти полное отсутствие слов церковно-религиозного оборота»(13, с. 182). Даже истовый сторонник христианства автора «Слова», Д.С. Лихачев, писал «меньше всего в «Слове» той христианской символики, которая стала типичной для церковно-учительной литературы. Здесь, конечно, сказался светский период произведения»(8).

Однако ссылка на «светский» характер «Слова» ничего не объясняет. Широко известно как минимум два заведомо светских памятника русской литературы того же XII века – «Поучение» Владимира Мономаха (написанное князем для князей) и «Моление» Даниила Заточника (написанное бывшим холопом князю).


Упомянув В.Н. Перетц он ссылается на его работу: Перетц В.Н. «Слово о полку Игоревiм – пам’ятка феодальной Украiны-Руси XII вiку. Киiв, 1926.

Между тем у В.Н. Перетц позже были две работы непосредственно касающиеся связи СПИ с библейскими сюжетами:

1. «Слово о полку Игореве» и исторические библейские книги // Сб. статей в честь акад. Алексея Ивановича Соболевского: Статьи по слав. филологии и рус. словесности. Л., 1928. С. 10—14. (СОРЯС. Т. 101, вып. 3);
2. «Слово о полку Игореве» и древнеславянский перевод библейских книг // ИпоРЯС. 1930. Т. 3, кн. 1. С. 289—309.

В которых он как и ранее Г.М. Барац в работе "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912 писал о библейских аллегориях, хорошо знакомых Автору.

Что же касается, того что автор называет Даниила Заточника "бывшим холопом", то это ВЕРХ безграмотности:

Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь:
«Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение»
(СДЗ)

Это какому это "холопу" великий князь власть ВЫШЕ "Курского княжения" предлагать будет?

Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех! / / Востану рано, исповѣмъ ти ся.
Пс. 56: и (повтор) в Пс. 107 (3-4)
9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано.
10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех,

Да разверзу въ притчах гаданиа моя / / И провѣщаю въ языцѣх славу мою.
Пс.77:2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.
Пс.95:3 Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.

Бысть языкъ мой— трость книжника-скорописца
Пс.77: 2 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца.

и разбих злѣ, аки древняя — младенца о камень.
Пс.136: 9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

аки нощный вранъ на нырищи.
Пс.101: 7 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

Возверзи на Господа печаль свою, / / И той тя препитаеть въ вѣки.
Пс.54: 23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику.

Надѣяся на Господа яко гора Сионъ: не подвижится въ вѣки.
Пс.124: 1 Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме.

Сладка суть словеса твоя, паче меда устомъ моимъ.
Пс.118: 103 Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.

и съвокупих, аки в мѣх воды морскиа.
Пс.32: 7 Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны.

:arrow: Даниил Заточник - это Климент Смолятич.

Его адресат - новгородский князь Ярослав (в княжестве, которого находилось Лаче озеро) сын Владимира Мстиславича, которого в 1147 году оставлял в Киеве вместо себя (на "царском" престоле) Изяслав Мстиславич - "Помилуй мя, сыне великаго царя Владимера..." (СДЗ)

"Художество" (это НЕ "бедность") - это умение, хитрость, ремесло, знание книг. Климент предлагает себя в качестве советника. А на жизнь он вовсе не жалуется, он ведь - схимник.

Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» = В лето [6672 (1164)] Приде митрополитъ Иванъ в Русь и не хоте его Ростиславъ прияти . занеже орядилъ бѧше Ростиславъ Гюряту Семковича . къ церкови хотя оправити Клима въ митрополью и възвратися опѧть Гюрята изъ Олешья с митрополитомъ и с царевомъ посломъ . и присла царь даръı многъı . Ростиславу оксамотъı и паволокъı и вся оузорочь разноличная посолъ же царевъ молвяше Ростиславу молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святъıя Софья...[летопись обрывается] (Ипат.)

Климент Смолятич после смерти Изяслава Мстиславича вместе с его детьми ушел в Владимир-Волынский. "Почему не замещалась кафедра Владимира, отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент."( М.Д. Присёлков"Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.214

А последнюю фразу сравните с цитатой из СПИ: "помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми"

Подробнее см.
:arrow: НГ: Припевки Бояна и Климент Смолятич

:arrow: НГ: "Слово Даниила Заточника" и СПИ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение sasha a » 09 ноя 2009, 17:59

Извините, Лемурий, что вмешиваюсь в Вашу беседу, но не могу не отметить: чисто механический подход к тексту приводит Вас к неверным выводам. Вот Ваша интерпретация, основанная на отождествлении местоимения "ми" без учета самого текста:

Что же касается, того что автор называет Даниила Заточника "бывшим холопом", то это ВЕРХ безграмотности:

Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь:
«Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» (СДЗ)

Это какому это "холопу" великий князь власть ВЫШЕ "Курского княжения" предлагать будет?


Совершенно очевидно, что великий князь НЕ предлагал передать власть Даниилу Заточнику. Здесь же прямая речь, кнзяь говорит о себе самом: "Не лгал мне Ростислав князь [когда говорил] :"Лучше мне смерть, чем курское княжение".
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2009, 19:01

sasha a писал(а):"Не лгал мне Ростислав князь [когда говорил] :"Лучше мне смерть, чем курское княжение".
Вот видите, что получается когда подставляешь лишние слова [когда говорил]...

Списков Заточника ОЧЕНЬ много. Сравните в других:

:arrow: Зарубин Н. Н. «Слово Даниила Заточника» по редакциям XII—XIII вв. и их переделкам. Л.,1932

В любом случае НЕ с "холопом" князь разговаривал, а с высокопоставленным книжником церковником, как видно из текста самого СДЗ и Псалтири и того, что Заточник запросто может писать напрямую новгородскому князю, называя его отца-неудачника "великим царем".

А фраза "Лучше МНЕ смерть, нежели курское княжение" относится к самому Клименту, занимающему на момент приглашения его Ростиславом в митрополиты, кафедру во Владимире-Волынском.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение sasha a » 11 ноя 2009, 01:52

В любом случае НЕ с "холопом" князь разговаривал, а с высокопоставленным книжником церковником, как видно из текста самого СДЗ и Псалтири и того, что Заточник запросто может писать напрямую новгородскому князю, называя его отца-неудачника "великим царем".

А фраза "Лучше МНЕ смерть, нежели курское княжение" относится к самому Клименту, занимающему на момент приглашения его Ростиславом в митрополиты, кафедру во Владимире-Волынском.



Попробую объяснить другим путем.
Дорогой Лемурий, Климент - лицо духовное, у князя - власть светская. Чтобы занять княжеский стол, Клименту пришлось бы пойти в расстриги. Предлагать отцу церкви снять духовный сан - верх неуважения. Нет никакого сомнения, что князь не стал бы предлагать своему духовному отцу совершить такое святотатство. Поэтому Ваш вариант перевода неверен.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 32

cron