Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2018, 12:33

Mitus писал(а): где в летописи рассказано про Антония? в Житии: "Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы он изгнал преподобного Антония из киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого." - всё по летописям говорите?

Не надо ограничивать поиск исключительно ПВЛ, Шахматов (Разыскания ...1908 §240) и Присёлков (Очерки...1913 §69) использовали ещё Житии Антония, Феодосия и КПП не краткой, а полной версии. Читайте их работы.

К моменту выдворения Всеслава из поруба Никон и Антоний были в КПМ, поэтому Автор и пишет о прямом контакте Никона (=Бояна) с Всеславом Полоцким и о напоминании ему о Судном Дне. Это было в Киеве, ДО его бегства от «клюков».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 05 ноя 2018, 13:12

Лемурий писал(а):Не надо ограничивать поиск исключительно ПВЛ
Лемурий писал(а):использовали ещё Житии Антония
в Житии тоже прописано
Mitus писал(а):"Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы он изгнал преподобного Антония из киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого."
- или в более полной версии эти слова удалены? Тогда мне это не подходит. Я остановлюсь на сообщении Нестора.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 13 дек 2018, 10:19

Вернёмся к Бояну и к земле бояновой, которую княгыни Всеволожая крини и коупи за 700 гривен (47, 6 кг серебра) а отдала соболями. Огромадные деньжищи и у меня вопрос к сторонникам версии А. Б. Рыбакова: "Зачем же Анна Половецкая жена или вдова Всеволода Ярославича потратила столько денег на покупку этой земли? Что она именно она там построила, чем увековечила своё славное имя?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 13 дек 2018, 12:43

Подробно тема Бояновой земли и состава послухов разобрана здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 13 дек 2018, 13:58

Лемурий писал(а):Подробно тема Бояновой земли и состава послухов разобрана здесь.
- здесь мы были и нам неясно зачем княгыни Всеволожья покупала землю бояновую за такие огромные деньги. Деньги на ветер? Ведь, если тут у Вас уже и настоятель Янчина монастыря Иван Янчин, а Анна Янка Всеволодовна умерла 3 ноября 1112 года, то княгыни Всеволожая покупает эту землю для чего? Чего она там построила? Вы от вопроса не уклоняйтесь.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 13 дек 2018, 14:01

Там у Вас Иван Янчин настоятелем монастыря прописан. Стало быть покупка после смерти Анны Всеволодовны или как? Я так думаю, что про настоятеля Ивана это грубая ошибка и Рыбаков такого не писал.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 13 дек 2018, 15:49

Mitus писал(а):...нам неясно зачем княгыни Всеволожья покупала землю бояновую за такие огромные деньги. Деньги на ветер? Ведь, если тут у Вас уже и настоятель Янчина монастыря Иван Янчин, а Анна Янка Всеволодовна умерла 3 ноября 1112 года, то княгыни Всеволожая покупает эту землю для чего? Что она там построила?

Чтобы ответить на этот вопрос приведу ТРИ отрывка:

1.
    "§61. Как рисуется нам Никон по своей жизни и деятельности в Печерском монастыре, так рисуется нам и митрополит Иларион, первый русский митрополит, поставленный Ярославом. Иларион тот же аскет, ископавший себе пещеру для тайной молитвы, и смелый политический деятель, принявший избрание на митрополичий стол Киева. Едва ли древность наша была так богата людьми, подобными Илариону и Никону, чтобы нам пройти мимо такого сопоставления. Тогда вспомним, что жизнь и деятельность Илариона нам известны до постановления его на митрополию в 1051 г., после чего мы совершенно о нем ничего не знаем. Наоборот, великий Никон является в пещере Антония, вдруг когда-то после 1051 г. - 1058 г. Нельзя ли в этом видеть две разорванные части одной биографии, т.е. в лице великого Никона - ушедшего с митрополии Илариона?

    В самом деле, в главе II мы имели случай останавливаться на известиях о митрополите Иларионе и установить, что ко времени погребения Ярослава (1054 г.) митрополита в Киеве не было и что под 1055 годом есть известие о пребывании на митрополичьем столе Киева нового митрополита Ефрема. Больше того, известие о рождении Владимира Мономаха у Всеволода от греческой "царицы" (1053 г.) дало нам право предполагать, что постановление Илариона было ликвидировано к 1052-1053 гг. Естественно задаться вопросом, что оставалось делать выбранному было на митрополью собором русских епископов Илариону, когда переговоры с греками привели к его устранению и к постановлению на кафедру предстоятеля русской церкви - Ефрема? "Постникъ" Иларион, по нашему предположению, вновь вернулся к своим подвигам аскетизма в свою прежнюю пещерку с тою разницей против подвигов прежнего времени, что теперь он был не "попомъ", а "мнихомъ". Принятие им великого ангельского образа - схимы - сняло с него сан епископа и возвращало к презвитерству, как могло снять и имя. Принимая остроумное предположение профессора Шлякова, что пострижения того времени происходили обычно в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день, получаем любопытное подтверждение нашей догадки о тождестве Илариона и Никона. Память Никона падала на воскресенье между 1051-1054 гг. один раз: это воскресенье 7 ноября 1053 г.

    Итак, чрезвычайно правдоподобным представляется весь ход событий. Иларион, после того как выяснился вопрос о неприемлемости его кандидатуры на митрополичий стол, отстраняется о кафедры и епископства. Выход простой: он принимает схиму и становится презвитером и черноризцем Никоном, великим Никоном, по Житию Феодосия. Куда же отправился новый инок, какой монастырь выбрал он местом своих духовных подвигов? Из предыдущего разбора сведений о начале Печерского монастыря мы уже выводили участие, которое встретил Антоний, не нашедший приюта в киевских монастырях после возвращения из своего путешествия, - со стороны Илариона и, по-видимому, Ярослава, - первого - указавшего свою пещерку, второго - подарившего Антонию землю этой пещеры. Отсюда ясно было нам и некоторое недовольство Илариона тогдашними безуставными монастырями, так как его забота об Антонии иначе понятна быть не может. Но тогда понятно и то, что покинув кафедру, Иларион - теперь великий Никон - не может искать поселения в этих монастырях, а возвращается в свою пещеру к ее новому владельцу и насельнику - Антонию. Это объясняет и то, почему впоследствии Никон, по-видимому, душа и двигатель всей последующей истории скромной пещерки и превращения ее в уставный монастырь, остается в тени в рассказах и своего же летописного свода 1073 г. и в Житии Феодосия..."

    -----------
    Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, Спб (1913) 2003, с.104-105

2.
    "Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь, и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь...

    Никонъ же възворотися въспять. Таче пришедъ въ манастырь великааго отьца нашего Феодосия, и вься своя благая предавъ блаженууму, самъ же бѣ съ всякою радостию покаряяся ему, зѣло же любляшет и́, и богодъхновеный Феодосий, яко отьца его себе имѣяшеть..." (ЖФП)

3.
    "С середины XI в. взоры византийских императоров все сильнее привлекает Тмуторокань. К 1059 г. Византия владела Восточным Крымом (Сугдеей) . Между населением греческих колоний в Крыму и жителями Тмуторокани установились дружественные отношения. Экономическое значение Херсона падало, и овладение богатой и удаленной от основных русских земель Тмутороканью становилось для Византии все более заманчивым делом. Однако Византия соблюдала осторожность. Случай представился лишь в царствование Алексея I. В 1079 г., еще при Вотаниате, по соглашению с византийским двором великому князю Всеволоду удалось сослать в Византию тмутороканского князя Олега. Олег и стал орудием замыслов Алексея I. Он прожил в Византии четыре года. Там он женился на знатной гречанке Феофано Музалонисе. В 1083 г. Олег вернулся и, видимо, с помощью империи снова утвердился в Тмуторокани, которой владел, может быть, до своей смерти в 1115 г. С 1094 г. упоминания о Тмуторокани исчезают из русских летописей. Разгадку этого, по всей вероятности, следует видеть в том, что, помогая Олегу вернуться, Алексей обеспечил себе верховные права на Тмуторокань. Подтверждение этому можно усмотреть в сообщении Мануила Страворомана о том, что Алексей I сделал приобретение на «Боспоре Киммерийском» , где и находилась Тмуторокань..."
    ---
    Литаврин Г.Г. Русско-Византийские отношения в XI—XII вв.//История Византии: В 3 т./М.: Наука, 1967, Т. 2. Глава 15: С. 352

День памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).

Итого: Иларион ( = Боян по дню памяти 28/03) принимает схиму и возвращается в свою же печеру с именем Никона Великого. Некоторые считают, что он вернулся в виде того же Илариона, однако при пострижении в рясофор, малую схиму или великую схиму происходила смена имени:

:arrow: Успенский Б. А. , Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. — М. : Институт славяноведения РАН ; СПб. 2017 гл. IV. Изменение имени при пострижении в великую схиму
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 13 дек 2018, 16:40

Итак, Иларион (Боян по 28/3) принимает великую схиму и изменяет имя на Никон Великий. Рассорившись с Изяславом Ярославичем, Никон уходит в Тмуторакань и здесь обретает ЗЕМЛЮ под монастырь (2). Права на эту землю и монастырь (после 1068) он передаёт Феодосию как "прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь".

Планы Византии отбить у Руси Тмуторокань (Матарху) с выходом в Зихию, где была нефть (основной компонент "греческого огня"), были давно, по словам Автора СПИ ещё Ярослав Мудрый такой захват предвидел:

    Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше. Ступаетъ въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. То же звонъ слыша давный великый Ярославь...
В 1083 году Олег Гориславич, с помощью Византии (3) отбивает Тмуторокань у Руси и становится византийским наместником "архонтом Зихии и Матархи" (см. печать Олега: Соловьев А.В. "Восемь заметок к "Слову о полку Игореве" // ТОДРЛ, М., Л., 1964., Том XX., с.378).

Итак: если Печерский монастырь захотел бы избавиться от недвижимости в неспокойном княжестве с 1068 по 1083 то продал бы эту землю Илариона в схиме как ЧТО? Схимник не может иметь имущество, однако, принадлежность земли надо как-то обозначить, чтобы поняли о чём идёт речь. Вот и взяли имя Бояна из дня поминовения Илариона (28 марта по старому стилю).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 19 дек 2018, 08:08

Лемурий писал(а):Итак: если Печерский монастырь захотел бы избавиться от недвижимости в неспокойном княжестве с 1068 по 1083 то продал бы эту землю Илариона в схиме как ЧТО? Схимник не может иметь имущество, однако, принадлежность земли надо как-то обозначить, чтобы поняли о чём идёт речь. Вот и взяли имя Бояна из дня поминовения Илариона (28 марта по старому стилю).
- то бишь Вы Никона-Бояна уже похоронили? Зачем Вам указание на 1083-й год? где оно неспокойное до 1083-го года? Но Вам непременно надо продать эту землю до прихода Олега Святославича ибо при Олеге Всеволодова семья не будет эту землю покупать! Не будет. Итак, по Вам покупали эту землю имея там свою власть до 1083-го года. А я бы покупал её только до 1081-го когда туда припёрлись Давыд и Володарь. При живом Никоне продОвали - покупали тайком обозначив его Бояном да ещё и предугадав дату его смерти ? Забавно ...
Лемурий писал(а): Схимник не может иметь имущество
Лемурий писал(а):землю Илариона в схиме
- просто и недвусмысленно без укпоминания слова СХИМА Илларион ставши монахом назвался Никоном. Никон монах как Вы пишите не может иметь имущество - то бишь как же он его приобрёл? А он нашёл "место чисто близъ города" - он его или не покупал или покупал не себе, а ХРАМУ В ТЬМУТОРОКАНЕ. Не мог он землю из под храма в Тьмуторокане ни подарить Печерскому монастырю ни каким-то образом продать.
Последний раз редактировалось Mitus 19 дек 2018, 08:58, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 19 дек 2018, 08:23

Зачем его «хоронить»? Он умер в 1088 если что, а в 1188 некий Автор ему акростих из припевок Бояна посвятил.
Схимник не может иметь недвижимость, а Великий Никон приобрёл землю близ Тмуторокани, а затем передал права на неё Феодосию. Чья это земля? Илариона (Никона в схиме) - Бояна по дню поминовения 28.03
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 19 дек 2018, 08:59

Лемурий писал(а):Зачем его «хоронить»? Он умер в 1088 если что,
- вот именно. А зачем Вы пишите про 1083?
Mitus писал(а):Зачем Вам указание на 1083-й год?
- потому и спрашиваю: при живом Никоне продавали - покупали в неспокойном княжестве ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 19 дек 2018, 09:17

Читайте выше (3): в 1083 году Олег Гориславич с помощью Византии отбил Тмуторокань у Руси и сам сел в Матархе византийским наместником - архонтом. О планах захвата могло быть известно заранее, вот и решили продать то, что могло быть безвозвратно потеряно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 19 дек 2018, 10:57

Лемурий писал(а):Читайте выше
- а Вы тоже читайте выше. Но хорошо я повторюсь. Итак Вы выяснили для себя что
Лемурий писал(а): в 1083 году Олег Гориславич с помощью Византии отбил Тмуторокань у Руси и сам сел в Матархе византийским наместником - архонтом. О планах захвата могло быть известно заранее, вот и решили продать то, что могло быть безвозвратно потеряно.
- а я Вам писал что Всеволодовых выгнали ещё в 1081-м - ну да ладна, пусть будет 1083-й. Итак при живом Никоне, который стал Бояном 23-го марта 1088 года, Вы решили в 1083-м году избавиться от Бояновой земли? Я всего-то о нелепости связывать с 1083-м пишу, всего-то лишь на эту мелочь Ваше внимание обращаю.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 19 дек 2018, 21:43

Такое ощущение, что не слышите: не может схимник иметь материальное имущество и в послухах состоять НЕ может.
Зачем относить события ПОСЛЕ смерти Никона Великого? Он мог быть инициатором продажи приклада Печерского монастыря и при жизни. Не вижу пока аргументов против.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 20 дек 2018, 05:18

Лемурий писал(а):Такое ощущение, что не слышите: не может схимник иметь материальное имущество и в послухах состоять НЕ может.
- о чём это Вы? Где я писал, что Никон имел? Я писал
Mitus писал(а):как же он его приобрёл? А он нашёл "место чисто близъ города" - он его или не покупал или покупал не себе, а ХРАМУ В ТЬМУТОРОКАНЕ. Не мог он землю из под храма в Тьмуторокане ни подарить Печерскому монастырю ни каким-то образом продать.
- не мог он такого вклада в Печеры сделать .............................
Лемурий писал(а):Зачем относить события ПОСЛЕ смерти Никона Великого?
- затем, что я правильно поднял этот вопрос и Вы теперь можете заранее прописать в своей версии, что Никон ещё при жизни, ещё в 1083 году был инициатором этой продажи земли под храмом Пресвятой Богородицы в Тьмуторокане. Эй налетай, землю под Киево-Печерской лаврой не резон УПЦ МП продать жене президента пока не отобрали? Чем приплетать сюда живого Никона, лучше и проще убрать из Вашей теории Олега Святославича в 1083 году, ибо лишняя подробность = ЛИШНЯЯ МОРОКА:
Лемурий писал(а):Такое ощущение, что не слышите
- не слышите. В 1083 решили продать и выставили под каким названием? тетерево ? , а в 1088 умер Никон и стал Бояном и уч-ток переименовали? а потом княгиня Всеволода Ярославича купила себе землю на которой стоит церковь Пресвятой Богородицы в Тьмуторокане? Подберите Никону другой вклад.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35