Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение userdez » 29 ноя 2020, 21:31

Если вернуться к цифрам, то в 80-е годы 12 века было очень важно, что прошло 200лет с крещения .Посмотрим хронограф 14века восходящий к 12 . "От Константина до Владимира, ижекрестил Русскую землю прошло... от Владимира до Всеволода Гюргевича прошло 200 лет.(Так и унас ""от старого Владимира") Собр некоторых книг Завета 2 Тр- Серг,лист 139.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1911
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2020, 10:55

userdez писал(а):Если вернуться к цифрам, то в 80-е годы 12 века было очень важно, что прошло 200лет с крещения .Посмотрим хронограф 14века восходящий к 12 . "От Константина до Владимира, иже крестил Русскую землю прошло... от Владимира до Всеволода Гюргевича прошло 200 лет.(Так и унас ""от старого Владимира") Собр некоторых книг Завета 2 Тр- Серг,лист 139.

Интересное место, но не нашёл. Ссылку на рукопись дайте. В СПИ разбито иначе:

    «Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.»
Были тысячелетия язычества, минули лета первого христианского князя, были усобицы Олега Святославича. Период от «старого Владимира» безусловно отмечен период христианства, когда «Даждьбожа внуци» стали «сынами света», точнее «сыны язычества» стали «сынами Христа - солнца праведного», «внуками Даждьбога».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение userdez » 30 ноя 2020, 19:13

К сожалению технически не могу, но Вы найдете: Главное собрание Троице- Сергиевской Лавры, фонд 304, номер 2, Собрание некоторых книг Ветхого Завета, лист 139 электронного каталога, 14 век, 166 листов, верх.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1911
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2020, 20:05

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение userdez » 30 ноя 2020, 23:36

В песнь 4 минеи: " Яко цевница(струна) ты был есмь Небесная и гусль всякою к себе влекущи мысль повестьми твоими и красными песнопении".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1911
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 01 дек 2020, 11:45

userdez писал(а):В песнь 4 минеи: " Яко цевница(струна) ты был есмь Небесная и гусль всякою к себе влекущи мысль повестьми твоими и красными песнопении".

Заметьте, в тропаре, посвященному гимнографу Роману Сладкопевцу, составителю первого кондака, а кондаки составляли на Руси в период Устава ВКЦ (до 1060-х), а Боян был песнотворец (= гимнограф) старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича. Всё сходится!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение краевед » 02 дек 2020, 00:53

Я конечно, не специалист в церковнославянской духовной литературе, но хотел бы обратить внимание на одно из интересных мест Минеи: "Стиховна Октоиха: и апостола стих, глас.4, с припевом во всю землю изыде ВЕЩАНИЕ их/
и в концы вселенныя глаголы их".
Очень часто в литературе посвященной "Слову" певец Боян представляется исследователями неким язычником - песнопевцем. Слово "вещание". отмеченное в минее скорее всего стоит подразумевать применительно к Бояну. как к проповедник. Слово ВЕЩИЙ - ПРОПОВЕДНИК и может вовсе не быть связано с язычеством. а с православием.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Вѣщий = знающий то, что другим знать не дано

Сообщение Лемурий » 03 дек 2020, 01:40

краевед писал(а):Слово ВЕЩИЙ - ПРОПОВЕДНИК и может вовсе не быть связано с язычеством. а с православием.

Слово "вещий" перебралось в язычество, уважаемый краевед, в советский атеистический период, до этого это было значение вѣщий как сокращенное от ве(ду)щий:

Изображение
Полный церковно-славянский словарь / сост. священник магистр Григорий Дьяченко

    " И прозваша Ольга «вѣщий» — бяху бо людие погани и невѣголоси..."(ПВЛ)
Не потому прозвали, что Олег был язычником, а потому, что знал ТО, что другим знать было не дано. Народ был языческий и невежественный, а не Олег.

Изображение

Истрин В.М. Книги временные и образные Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе., Т.I, С.3
Монах Георгий пишет о своих "вещих гораздьньствах" (опытность, знание - Срезн.)

P.S. Напомню, что и в тропаре, посвященному гимнографу Роману Сладкопевцу в Минеи (Октябрь): "прилежа́ти же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы сра́дуется, преподобне Романе, дух твой."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение userdez » 03 дек 2020, 22:01

Уважаемый, Лемурий, Вы часто цитируете текст о гуслях из фонд 304/ 1, номер 2 " Об именех глаголемых жидовским языком...", лист 150 рукописи или 152 электронного каталога, низ. Думаю Вы оцените разницу в работе переводчика- ремесленника и духовное СЛУЖЕНИЕ
поэта краснопевца...ну и может пригодиться в ваших изысканиях. "Гусли бо есть душа, а цевница язык,без него бо душа не может глаголити". Срезневский том 3 на "цевница"(струна). Толк на Евангелие, 1100 год
Последний раз редактировалось userdez 03 дек 2020, 23:19, всего редактировалось 2 раз(а).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1911
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение краевед » 03 дек 2020, 23:11

Видимо, не зря автор "Слова" упоминает именно Богородицу Пирогощу, т.к. именно там в свое время находилась икона
Пирогощая, на которой в центре композиции был изображен Роман Сладкопевец под патронатом Богородицы и в окружении наиболее значимых для Византии деятелей, как духовного. так и мирского сословия.
Все может выглядеть не так просто и имя Роман могло быть у одного из сочинителей "Слова", т.к. Боян назван "соловий", как и гимнограф Роман Сладкопевец в октябрьской минее. Один из исследователей "Слова" А.А.Горский обращает внимание на присутствие в концовке "Слова" анаграммирование имени Роман. Кто такой Роман? Не тот ли поп, что был послан к Игорю "со святою службою", когда тот находился в плену?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 дек 2020, 19:28

userdez писал(а):Уважаемый, Лемурий, Вы часто цитируете текст о гуслях из фонд 304/ 1, номер 2 " Об именех глаголемых жидовским языком...", лист 150 рукописи или 152 электронного каталога, низ. Думаю Вы оцените разницу в работе переводчика- ремесленника и духовное СЛУЖЕНИЕ
поэта краснопевца...ну и может пригодиться в ваших изысканиях. "Гусли бо есть душа, а цевница язык,без него бо душа не может глаголити". Срезневский том 3 на "цевница"(струна). Толк на Евангелие, 1100 год

Уважаемый Усердец, Вы интересные места находите там, где до Вас никто не искал.
Я приводил фонд 304/ 1, номер 2 " Об именех глаголемых жидовским языком...", лист 150 из другого источника:

Изображение
Никольский Н.К. «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в.» СПб., 1892, прим. с.94

Здесь струны - персты, а гусли - мысли, у Срезневского гусли - душа, а цевница (=струна) - язык, а на Вашей странице: псалтырь - ум, гусли - язык. В любом случае, это из толкований библейских текстов. У Никольского из толкования Псалтыри, а у Срезневского на Евангелие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 дек 2020, 19:49

краевед писал(а):Один из исследователей "Слова" А.А.Горский обращает внимание на присутствие в концовке "Слова" анаграммирование имени Роман. Кто такой Роман? Не тот ли поп, что был послан к Игорю "со святою службою", когда тот находился в плену?

Уважаемый краевед, интересное место было бы, Роман - это гимнограф Роман Сладкопевец, он же "слави́й и щур Боже́ственных песней, сладковеща́нная гусль, струна́ благознамени́тых Духа слове́с" он такой же сочинитель кондаков как и песнотворец (=гимнограф) старого времени Устава ВКЦ Боян. Знаю, все работы А.А.Горского в academia.edu представлены, не могли бы подсказать в какой из них эта ссылка?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение краевед » 05 дек 2020, 00:22

Уважаемый Лемурий, отослал на Вашу почту сборник с запрашиваемой Вами работой А.А.Горского. О связи концовки "Слова", где упоминается Церковь богородицы Пирогощеи с иконой Пирогощеи на которой изображен был Роман Сладкопевец писал на Форуме и ранее, предполагая. что таким образом автор "Слова" мог оставить намек на свое имя, а скорее всего один из авторов "Слова", правда это мое наблюдение осталось незамеченным, а ведь такую возможность исключать нельзя.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 05 дек 2020, 13:58

Горский 2004:635-638, уважаемый краевед, думаю, за это время поменял свою версию относительно Романа Нездиловича:

1) Автор относится к летописной монашеской братии (НЫ в первой строке).
2) «Совестные книги» князьям на Судный День писали только клирики.
3) У нас нет ни одного литературного памятника за авторством Романа Нездиловича, чтобы судить о его даре, мы даже не знаем был ли он грамотным.
4) Нездилович был не с Игорем, а на себя оттянул основные силы половецкие в апреле 1185, но об этом в СПИ ни слова, только пара строк в летописи. В чём же тогда его участие?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение краевед » 05 дек 2020, 23:24

Уважаемый Лемурий, Горский и не настаивает на причастности к созданию "Слова" Романа Нездиловича, находя указание на известную личность он тем не менее не делает категоричного утверждения в пользу сочинительства произведения Романом Нездиловичем. Дело в самом принципе прочтения имени Роман. находящегося по мнению Горского в зашифрованном виде в тексте "Слова". Я считаю. что мнение Горского о возможной зашифровке имени автора с помощью аллитерации или анаграммы может оказаться продуктивной. Конечно же, свет не сошелся клином именно на фигуре Романа Нездиловича, тем не менее намек на церковь Богородицы Пирогощеи, где в свое время находилась одноименная икона, на которой была изображена Покрова Богородицы Пирогощеи, где одно из центральных мест было отведено РОМАНУ СЛАДКОПЕВЦУ может косвенно указывать не столько на современного Игорю церковного деятеля с именем Роман, хотя и это не исключено, сколько на род деятельности самого сочинителя "Слова", как Вы правильно заметили церковного гимнографа. В этом случае указание именно на церковь Богородицы Пирогощеи имеет целенаправленное действие. Прав или не прав А.А.Горский относительно зашифровки имени Роман в тексте "Слова" покажет время, но косвенным подтверждением его догадки может являться намек на присутствие в свое время в церкви Богородицы Пирогощеи одноименной Покровской иконы, на которой был изображен Роман Сладкопевец.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17