Лемурий писал(а):краевед писал(а):Если это так, то в "Слове" речь могла идти именно о Бояне, которому в 1068 г. могло исполнится 70 лет: "на седмомъ вhцh БОЯНИ".
Не было такого значения у слова векъ как «столетие» до времён Петра I.
Это про 100-летие, а про 10-летие никогда такого значения и вовсе не было.
Лучше сравните:
«Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ...» (Кирик Новгородец о 6644 (1136) годе.
«На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу...» - Автор СПИ о 6576(1068) годе.
Что в этих отрывках общего? А то что события в обоих отрывках происходит на завершающием седьмом апокалипсическом тысячелетии.
Уважаемый Лемурий, согласиться с мнением Л.В.Соколовой можно лишь в том случае, если рассматривать фразу "на седмомъ веце трояни" только как единственно верную трактовку, связанную с понятием - век=тысячелетие.
Но это не совсем так, если допустить, что здесь речь идет все же о Бояне, а не Трояне, который мог получиться в тексте "Слова" из-за неверного прчтения скорописной буквы - Б, которая в некоторых случаях написания весьма напоминает лигатуру -Тр. В древнерусскиих текстах часто слово век упоминается и как время жизни человека.
Обратимся к МСДРЯ И.И.Срезневского: "Вhкъ - жизнь, vita: - вhкъ бо наречеться и когожьдо человека житье;
уже бо мало нашего живота и века. Кир.Тур.; въ княжихъ крамолахъ веци человекомъ скратишась Сл.о п.Иг.;
Гынаше жизнь наша въ князехъ которы и веци скоротишася человекомъ Апост., 1307; Раздреши Господь векъ человека ради и раздели е на времена и лета, на месяци и дни и часы 14в., Обычаи бо есть книжныи и мало днии веком нарещи; Векъ бо наречеться и когожьдо человека житье, речется пакы векъ тысящи летъ векъ единъ пакы глаголться векъ все сие житье и пакы придаи векъ иже по въскресении безъ конца будетъ".
Как видим, век употреблялся древнерусскими книжниками и в значении жизни определенного человека, как его годы, лета. В нашем случае речь может идти и о Бояне, современнике Всеслава, очевидце событий 1068 г. и как полагают. авторе летописных статей о Всеславе, в том числе и о его вокняжении в Киеве в 1068 г. в результате восстания недовольных киевлян. Вполне возможно, что в "Слове" или вообще не упоминается о Трояни, полученной неточным прочтением скорописной буквы - Б, приняв ее за лигатуру - Тр первыми издателями.
Ведь, точнее прочтение, например: "рища въ тропу Бояню, чресъ поля на горы", где тропа понимается в своем литературном значении как троп, образ, фигура, с намеком на какие-то потаенные чтения, которые читаются снизу вверх - "через поля на горы". В случае же с "тропой Трояней" все обстоит не так гладко.т.к. употребление слова - "тропа" в значении - "узкая протоптанная дорожка" появляется в русских памятниках письма не ранее 16 в.
Так же может обстоять дело и с: "вечи Трояни, минула лета Ярославля...", которые вполне могли иметь чтение: "Были вечи Бояни, минула лета Ярославля...". Боян автором в этом случае ставится даже выше князей, перечисляя их за Бояном, которого ставит даже выше временных границ, как бы говоря, что творчество Бояна бессмертно.