Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2018, 13:51

краевед писал(а):Думаю, что возвращая древнерусского читателя во времена Всеслава автор "Слова" под лютым зверем прописывает како-го то из современных ему князей, находящегося в его повествовании, как в свое время и Всеслав в окружении языческих сил.

А как же Волх Всеславич, рождённый от Змея, волком страну перебегающий?

У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот. [цит. Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, c. 68-69]
------------
Сапунов Б. В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве» //ТОДРЛ, т. 17, М-Л, 1961, с.78—79

A организация им «Жатвы» на седьмом апокалипсическом веце (=тысячелетии)?
    Враг, посеявший их, есть Диавол. Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
    Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего... (Мф. 13:39-40)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2018, 13:59

Mitts писал(а):Как Вы сами и пишите Соломону всё это не липнет, так чего же он прописан идущим по земле лютым зверем?

Не надоело по слову из контекстов вырезать? Вы сочетание смотрите: жатва + кончина века + лютый зверь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 03 ноя 2018, 20:16

Лемурий писал(а):Не надоело по слову из контекстов вырезать?
- ой не надоело, я же НЕ контекстовик как Вы а переводчик. Проще говоря, я Слово о полку перевожу, а для этого мне надо знать значение слова лютыи. И я вообще не понимаю чего Вы во Всеславе апокалиптического нашли? Чем он Вам насолил и чего он такого натворил? Тоже мне граф Цепеш Дракула выискался. Слова летописи "немилостив был на кровопролитие" как понимаете? - а слова "милостив был на кровопролитие" ? Вот потому он и оставил войско под Белгородом и бежал ЛЮТЫМ зверем, что он был немилостив на кровопролитие. Вон Мономах так тот милостив на кровопролитие и бахвалится что сжег Менск и всех там поубил и даже ни скота ни собаки не пожалел. А Всеслав нормальный себе грабитель был и без остервенения воевал.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 03 ноя 2018, 20:33

Лемурий писал(а):Не надоело по слову из контекстов вырезать?
"тому в полоцке позвонили ... а тот в Киеве звон слышал" - он где волком выл у Софии Полоцкой или у Софии Киевской ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2018, 22:41

Mitus писал(а):я же НЕ контекстовик как Вы а переводчик...

Да как бы, и Ваш визави тоже переводчик, даже советы давал начинающим. Только разница между нами в том, что Вы рассматриваете слово, а я предложение целиком, естественно учитывая предыдущий и последующий контекст, чего и Вам желаю.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 04 ноя 2018, 07:54

Лемурий писал(а):Вы рассматриваете слово, а я предложение целиком,
- то есть значение слова Вы подавляете значением желаемого контекста? Скочи от них лютым зверем в полночи из Белграда. Каков здесь контекст? А он таков что Всеслав СБЕЖАЛ от киевлян. Он каков при этом своём бегстве? Он страшен? Он апокалиптичен или так скажем разъярён? Я скорее вижу его побитой собакой с поджатым хвостом. Так что? Будем нагружать слово "Лютыи" значением Трусливый - перепуганный" ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2018, 13:19

Вот Вам, Mitus, проверка на внимательность:

    «На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу.
    Тъй клюками подпръся окони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго.
    Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ..»
Отъ нихъ - замена существительного, о котором говорилось ранее. Вы говорите, что это киевляне, я с Вами согласен. Найдите это значение в этих трёх строках.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 04 ноя 2018, 14:37

Лемурий писал(а):Вы говорите, что это киевляне, я с Вами согласен. Найдите это значение в этих трёх строках.
- а где проблема-то? коснулся киевского золотого стола = получил киевское княжение и ускакал от них лютым зверем. Слово киевляне прописано в киевском золотом столе.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2018, 19:20

Mitus писал(а):- а где проблема-то? коснулся киевского золотого стола = получил киевское княжение и ускакал от них лютым зверем. Слово киевляне прописано в киевском золотом столе.

С таким отношением к русскому языку в «гильдию переводчиков» не примут.

Ваш вариант: Ревизор прибыл в Шую и бежал от НИХ лютым зверем обернувшись. Топоним Шуя не равносилен именованию жителей города, а Вы заменяете топоним Шуя местоимением к слову шуйцы.

В этом случае правильный вариант был бы такой: Ревизор прибыл в Шую и бежал из НЕЁ (местоимение к этому топониму) лютым зверем обернувшись.

Так вот, киевляне в указанных строках заменены словом клюки, т.е. клирики с клюками пастырей, которые поддержали Всеслава во время восстания 1068 года.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 04 ноя 2018, 20:01

Лемурий писал(а):С таким отношением к русскому языку в «гильдию переводчиков» не примут.
- Как раз так и будет в др-рус. синтаксисе, а как у Вас - так это была бы верная фальшивка. Вы с Усердцем этот вопрос обсудите если мне не верите. В др-рус. яз. это всё согласование по смыслу как у Пушкина: по бокам стоит верная стража на плечах топорики держат. или в СПИ: ДРУЖИНА РЫКАЮТ и т. п. Но СПИ потому и считают фальшивкой что Вы из него своими представлениями др-рус. синтаксис напрочь выхолостили =
Лемурий писал(а):В этом случае правильный вариант был бы такой: Ревизор прибыл в Шую и бежал из НЕЁ (местоимение к этому топониму) лютым зверем обернувшись.
- автору СПИ об этом расскажите.
Лемурий писал(а):Так вот, киевляне в указанных строках заменены словом клюки, т.е. клирики с клюками пастырей, которые поддержали Всеслава во время восстания 1068 года.
- тогда он ускакал не от киевлян а от пастырей? Клюки возможно с войском шли? Если так то Мстислав Изяславич переказнил бы их всех как тех которые Всеслава из поруба высекали.
Последний раз редактировалось Mitus 06 ноя 2018, 07:42, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2018, 20:12

Давайте разбираться:

Никон вернулся в неспокойное время (июль - август 1068 г.): на Русскую землю напали половцы, и Ярославичи потерпели поражение. Мы уже знаем, что поражение Изяслава вызвало в Киеве революцию: Изяслав - изгнан, а Всеслав Полоцкий, через преступление крестоцелования захваченный Ярославичами и посаженный в поруб за год перед тем, - высажен из поруба киевлянами на Киевский стол. Уже указывалось и на то, что Антоний Печерский выступал в этих событиях как защитник этого переворота, опираясь на чудесное совпадение праздника Креста (15 сентября) с указанными событиями и видя в этом перст Божий. Никон, занесший эти события в свой летописный Свод в таком освящении, значит сочувствовал борьбе Антония за соблюдение князьями крестоцелования. Если справедливы были наши соображения, что в Киеве описанная революция имела в числе других источников и недовольство церковной политикой Ярославичей , то тем понятнее становится роль обители Антония и Никона, защитников русской церкви от угнетений греческого господства.
----------
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913) Спб, 2003 с.117


Изображение

    "Антоний же прииде к Кыеву..." (Радз. 1051)
Были «клюки» в Всеславе заинтересованы - привели его к власти, но, почувствовав опасность, бежал от НИХ Всеслав. Всё по-русски. Местоимение НИХЪ поэтому так и называется, что вместо имени, произнесённого ранее.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 04 ноя 2018, 20:21

Лемурий писал(а):"Антоний
- так и знал что Преподобного Антония к делу привлечёте. Антоний не убегал, но был оклеветан перед Изяславом, тогда Святослав Ярославич и вывел его в Чернигов. Факт нарушения крестного целования не говорит о симпатии Никона к Всеславу. Никон напротив 2-й раз уехал в Тьмуторокань после смещения Изяслава.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2018, 20:34

Поэтому и «окони»:

Наше предположение состоит в том, что окони - это есть тот не засвидетельствованный другими памятниками вариант слова оконо `как бы`, `как будто`...
--------
А. А. Зализняк "Слово о полку Игореве": взгляд лингвиста, М., 2008 изд. третье, дополненное, с.256-257

По слухам. Всё по летописям.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 05 ноя 2018, 08:43

Лемурий писал(а):Поэтому и «окони»:
- а сами-то Кирика читали? Кирик о разных ситуацих спрашивает у более сведущего "есть ли то грех?" а тот ему отвечает "да вроде бы есть как будто, а може и нет" Вот то-то и оно.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 05 ноя 2018, 08:58

Лемурий писал(а):По слухам. Всё по летописям.
слова "по слухам" всплыли самостоятельно? или из википедии вычитали слова "как будто бы", а где в летописи рассказано про Антония? в Житии: "Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы он изгнал преподобного Антония из киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого." - всё по летописям говорите?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16