Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение sasha a » 26 апр 2009, 17:05

Ага, новая версия: землю продавал не монах с мирским именем, а клир Софийского собора всем скопом.

Лемурий, мы вроде бы договорились, что женщины древней Руси (например, Ольга и Ингегерда) получали юридическую независимость после смерти мужей.
То есть княгиня Всеволжая не имела права купить недвижимость при живом муже - это расценивалось бы как унижение мужского достоинства Киевского князя. Таким образом, нет сомнений, что Боянова земля была продана по смерти В.Я. (1093).
Если я ошибаюсь, и Вам известны случаи покупки земли женщинами раннего средневековья при живых мужьях, пжлста, дайте ссылку.

В 1088 г.Никон умер. А Ратибор по смерти кн. Всеволода перебрался в советники к Владимиру Мономаху (Брокгауз и Ефрон).

Какое "деликатное" дело решал через эту сделку клир Софийского собора в 1093-1107 гг?

Пэ.Сэ.

1078 - Никон становится игуменом Печерского монастыря, конторолировать землю своей Тмутороканской обители он уже не может.

Хотела еще уточнить, что Никон поставил игуменом Тмутараканского монастыря Николая - постриженника Печерского м-ря. То есть Тмутараканский м-рь находился под контролем Печерского м-ря и после того, как Никон стал игуменом в Киеве.

Еще такое соображение:
Софийский собор являлся ктиторским, а Печерский м-рь - общежительным. МЕжду ними было некоторое противостояние. (Недаром преп. Феодосий перед смертью просил вел.князя не дать монастырь в обиду). Следовательно, если бы представитель Печерского м-ря надумал продавать монастырскую землю, то в послухах значились бы монахи Печерского м-ря, а не Софии.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 27 апр 2009, 09:43

sasha a писал(а):Лемурий, мы вроде бы договорились, что женщины древней Руси (например, Ольга и Ингегерда) получали юридическую независимость после смерти мужей.
То есть княгиня Всеволжая не имела права купить недвижимость при живом муже - это расценивалось бы как унижение мужского достоинства Киевского князя. Таким образом, нет сомнений, что Боянова земля была продана по смерти В.Я. (1093)...
С кем и когда мы договаривались, Саша?

С клиром-продавцом версия, конечно, никуда НЕ годится.
Тут дело в другом:
Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь, и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь. (ЖФП)


"Ключ" к расшифровке в самой Киевском Софийском соборе, ставшем, вслед за Десятинной церковью, центральным пунктом сбора церковной десятины.
Откроем книгу М.Д. Присёлкова "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв." (1913), Спб, 2003 с.89:
§50. Была кроме Волыни земля, не имевшая своей кафедры. Земля эта стояла во враждебных отношениях к Киеву и едва ли платила десятину митрополии. Это-Тмуторокань, пристанище обиженных и угнетенных. Несомненно, Всеволода должна была интересовать мысль взять в свои руки эту область, чтобы полишить племянников последней части Русской земли, откуда ему постоянно грозила попытка отнятия Чернигова, как и митрополита могла интересовать та же мысль об установлении здесь власти киевского князя для устройства правильного поступления отсюда церковной десятины. В расправе с Романом и Олегом мы видим работу обоих представителей Киева: удачный мир Всеволода с половцами заставляет Романа вернуться без успеха, а ловкая интрига, на чисто византийский вкус, приводит к убийству Романа от руки прежних союзников - половцев; "а Олга емше Козаре поточиша и за море Цесарю-граду"(Лавр.6587), в чем трудно не видеть помощи греческой руки митрополита. Тмуторокань теперь остается без особого политического владельца, и Всеволод посылает туда своего посадника Ратибора (1079 г.)...
Епископ Симон в послании Поликарпу называет в числе других епископов, поставленных из братии Печерского монастыря, Николая "Тьмутороканю" (Патерик КПМ).


Далее в Патерике о затворнике Никите, который наизусть знал Бытие, Исход, Левит, Числа, Книгу Судей, Книгу Царств и все Пророчества по порядку, и все книги иудейские знал хорошо, отчего все поняли, что "яко прелщенъ есть от врага" :D и пришли к "прельщенному" отгонять "беса" в следующем составе:
И сего не тръпяще преподобнии ти отци: Никонъ-игуменъ, Пиминъ Постникъ, Исайа, иже бысть епископъ граду Ростову, Матфѣй Прозорливець, Исакей святый Печерникъ, Агапитъ Лечець, Григорий Чюдотворець, Никола, иже бысть епископъ Тмутороканю, Несторъ, иже написа Лѣтописець, Григорий, творець каноном, Фектистъ, иже бысть епископъ Черниговъскый, Онсифоръ Прозорливець.


Великий Никон обрел землю в Тмуторокани и построил там церковь Святой Богородицы, заложенную ещё Мстиславом. Церковь считалась главной, ибо после отравления Ростислава котопаном (см.Древнейший Киевский свод в редакции Никона) "И умьре месяца февраля въ 3 дьнь, и тамо положенъ бысть, въ цьркъви святыя Богородица"/

В это время епископии в Тмуторокани не было. Никона нигде не называют епископом. По утверждению Присёлкова "основание кафедры [следует отнести] к годам обладания Тмутороканью Всеволода (1079-1081 гг.)" (ОЦПИ, с.89-90).
Название "епископъ Тмутороканю" появляется уже после того, как Никон стал игуменом Печерского монастыря, т.е. после 1078 г.

Киевский Софийский Собор заинтересован в поступлении церковной десятины с Тмуторокани, главная церковь которой и земля при ней находятся в "прикладе" Печерского монастыря и считаются "землей Никона": "Тъгда же великий Никонъ обѣщася ему, глаголя, якоже «тъкмо дошьдъ тамо и манастырь свой обрядивъ, и ту абие възвращуся въспять» (ЖФП).

Теперь самое интересное:
У Срезневского есть похожие слова к слову "крила" [землю княгыни Бояню Всеволожаа]:

1. Кръiти - покрывать, крыть, переплетать ("Крилъ (онъ) обое книгы на спасенью собе и на здравию" (Милят. ев. 1215)
2. Крьнуту, крьнути, крьну - купить, взять.

А не идет ли здесь речь о "покрытии" десятой части 70/700 (церковной десятине) дохода от новой епископии "Тмутороканю", землю которой назвали по имени её номинального владельца.

В этом случае ЛОГИЧНО присутствие большого количества попов Софийского Собора и представителей Ярославичей. Кстати, женщины в этом случае не "унижают мужское достоинство Киевского князя", за которое Вы, Саша, так ратуете.

P.S. Откуда, Саша, у Вас уверенность в сделке периода "1093-1107 гг"?

"Начертания таких характерных букв, как Ж и Ч, указывают на последнюю четверть XI в., встречаясь в надписях 1068, 1073, 1076, 1092, 1096 и 1097 гг" (Рыбаков)

Относить подобные записи на позднее время, всё равно как с уверенность "доказывать", что написание ять, фита и еръ в конце слова можно "легко" встретить в советских изданиях после 1918 г.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 27 апр 2009, 15:55

1) В Тмутаракани существовало две церкви Богородицы. Фундамент одной -Благовещения (?) - раскопал Рыбаков на обширном городище. Как считается, эту церковь заложил и построил Мстислав, и в ней был похоронен Ростислав. Вторая церковь, очевидно - Успения Богородицы, по аналогии с собором, построенном в Печерском монастыре по заветам Шимона, - была заложена Никоном в его пещерном монастыре, удаленном от городища Тмутаракань, поскольку он искал уединенное место.

2) За мужское достоинство ратую не я, а Святое писание:
Еф. 5; 23, 24: "Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем".

Поэтому, если жена участвует в важной сделке, а муж ее при этом не упомянут, то тут возникает вопрос: кто кем владеет? Князь своей женой или жена князем вертит?
Следовательно, наиболее логичный вариант: княгиня получила право участия в торговой сделке в качестве юридического лица только после того, как глава семьи скончался, передав ей это право по духовной грамоте.

3) По поводу букв: что-то мне не известно о какой-либо реформе в области русской грамматики на рубеже 11-12 вв. А Вам?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 27 апр 2009, 18:02

sasha a писал(а):1) В Тмутаракани существовало две церкви Богородицы. Фундамент одной -Благовещения (?) - раскопал Рыбаков на обширном городище. Как считается, эту церковь заложил и построил Мстислав, и в ней был похоронен Ростислав. Вторая церковь, очевидно - Успения Богородицы, по аналогии с собором, построенном в Печерском монастыре по заветам Шимона, - была заложена Никоном в его пещерном монастыре, удаленном от городища Тмутаракань, поскольку он искал уединенное место.
А для кого цитировал Древнейший Киевский свод 1039 года в редакции 1073 года (Никона) ?

И умьре [Ростислав] месяца февраля въ 3 дьнь, и тамо положенъ бысть, въ цьркъви святыя Богородица


и Житие Феодосия Печерского:
Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь , и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 27 апр 2009, 20:19

В смысле? Вы согласны, что было две церкви во имя святой Богородицы в Тмутаракани, одна из которых была заложена в честь Благовещения, а вторая - в честь праздника Успения?
Так, к примеру, 4 века спустя юные Иван Грозный и князь Старицкий получили в благословение от митрополита парные иконы: «образ пречистые богоматере честнаго ея успения», и «образ пречистые богоматере честнаго ея благовещения.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Новый » 29 апр 2009, 11:59

Кравченко Александру (отвечаю на ваш пост от 25-го числа. Вы пишете:

(цитата)Вы, что хотите сказать, раз человек перекрестился, произнес молитву, то он уже и нормальный христианин?
А как же тогда охарактеризовать души фарисеев, которых Иисус Христос выгнал из храма?
Да и Гитлер был крещен, знал молитвы, посещал храм Божий, усердно молился, но что это было за чудовище не мне вам говорить.
Так что подберите более веские доказательства того, что душа Всеслава была не вещей (колдовской), а нормальной – человеческой.(конец цитаты).

Для начала, хоть это и не относится к теме: некорректно сравнивать с Гитлером фарисеев или кого-либо из тех, о ком мы дискутируем (волхвов или Всеслава). "Души фарисеев" были вполне нормальными: они честно соблюдали и отстаивали принципы той религии, принадлежность к которой ими и декларировалась, и, кстати, расхождения между ними и Иисусом (при безусловной остроте конфликта) носили ВНУТРИ-, а не МЕЖконфессиональный характер (христианства тогда ещё и не было). Выгнал он из храма (Мф. 21,12) не "фарисеев", а "...всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей...", в обличениях же своих заходил не дальше, чем пророки - особенно Исаия и Иеремия (самое конкретное - Иеремия 7,11. что Иисус в данном эпизоде и цитирует).
Насчет Гитлера: разве он ходил в церковь и молился? Если приведете источник, где это зафиксировано, спорить не буду; но мне всегда казалось, что он хотел реанимировать древнегерманское язычество, да и Шамбалой интересовался... "Колдуном" он, однако. в любом случае не был, да и не мог быть: за "колдунами" не встают массы, настоящий ВОЖДЬ, тот. за кем идут толпища, должен выдвигать идеи простые и броские, а не оперировать некими "тайными знаниями".
В этой связи (возвращаясь к волхвам и Всеславу) дам слегка измененный фрагмент из своего собственного текста - о летописных волхвах:
(начало цитаты) Если мы попробуем выявить некий «общий знаменатель» сведений о «наших» (летописных) волхвах – нечто такое, что даст нам их контурную характеристику, - то получится следующее: это были люди, утверждавшие, что имеют пророческий дар, способные увлечь за собой массы, порою – не обязательно все, но некоторые, - не гнушавшиеся кровавым изуверством и спекулировавшие на поражавшем ту или иную область голоде, объявляя его, по-видимому, карой свыше. Они были противниками православия; поддавалось же их влиянию в основном простонародье, причем на периферии куда больше, чем в центре: ведь в рассказе о киевском волхве нет описания сколько-нибудь массовой поддержки, оказанной ему народом, - в отличие от того, что было в Новгороде и в Ростовской земле. Надо отметить, что из отрывочных данных, коими мы располагаем, можно заключить, ПРОТИВ ЧЕГО они выступали: объектом их нелюбви было православие. А вот насчет того, ЗА ЧТО были эти люди, ничего конкретного у нас нет, если не принимать всерьез дидактику (якобы то, что рассказывали волхвы Яну Вышатичу) о сидящих в бездне чертях. Поэтому очередной раз будем «вычислять» логически.

Если же задействовать логику, ЭТИХ волхвов считать колдунами ни в коем случае нельзя, ибо за ними, как говорилось уже не раз, вставали «народные массы». Колдун – по определению одиночка, он окружен таинственностью, и его могущество – в ней и только в ней, а не в тех или иных простых символах и призывах, которыми только и можно увлечь толпу. Массовые движения порождаются общедоступными идеями: за «магию» народ не поднимет смуты. Вставать и идти за вождями можно только чувствуя причастность к идеям этих вождей: броские и хлесткие лозунги для того и придумываются, чтобы это чувство создать. Но разве можно чувствовать причастность к колдовским знаниям, даже если веришь, что у самого колдуна они есть? В магии нет ни житейски-простой идеи, ни почвенно-фольклорной теплоты: она не способствует сближению владеющего ее тайнами с народом, а, напротив, отчуждает и обособляет его. Колдунов ведь, в принципе, никто не любит, к ним относятся с опасением, поскольку они же якшаются с некоей «чертовщиной»… Даже те, кто обращается к гадалке и платит ей, стараются, закончив «ворожбу», быстро и опасливо смыться. К опасениям примешивается также нелюбовь к тем, кто «знает что-то особенное»: «он знает, а мы нет…». Дело не в специализированности знаний - специализированные знания есть и у автомеханика, но их любой может приобрести, пройдя соответствующий курс, - а в некоей мистической приобщенности, доступной не всем желающим, а лишь одаренным редкими природными свойствами… Колдун, в глазах масс, человек особенный, «не свой»: он чужак и вождем быть не может. Вождь, по закону социальной психологии, обязан иметь не только волю и ум: в нем должна быть еще и жилка «свойскости», его «я» должно излучать теплоту и быть «от мира сего». И если эти волхвы увлекали за собой простонародье – значит, в них эта «свойскость» была, и выдвигаемые ими идеи сводились к чему-то близкому и родному многим, а не к холодному и опасному миру тайных магических потемок.

Дополним эти рассуждения тем, что в православной традиции «волхвы» не всегда отрицательны: дары младенцу Иисусу – золото, ладан и смирну, - приносят «волхвы с востока» ( Евангелие от Матфея, гл. 2, 1-12 ). Кроме того, у Нестора «волхвы» – не обязательно языческие персонажи, ибо, рассуждая о «волхвовании», он начинает с истории язычника Аполлония, но потом называет, например, Саула и Каиафу в качестве «пророчествовавших, не будучи достойными»; и дело не в том, уместны ли данные примеры, - не припоминаю я, чтобы Саул и Каиафа «пророчествовали», - а в том, что это, безусловно, лица из иудео-христианской сферы. Кроме того, припоминается летописцем и противоречивый образ самаритянина «Симона волхва» ( Деяния апостолов, гл. 8, 9-24 ).Упоминание их здесь свидетельствует о том, что для Нестора «волхв» - понятие пусть и негативное, но оно шире, чем просто «колдун»: «волхв» для него – это «пророчествующий нечестивец». (конец цитаты).

Если тщательно вглядеться в то, чтО говорится об этих "волхвах", то, не оправдывая совершаемых ими убийств, выскажу мысль, что естественнее всего считать их не "колдунами-шаманами", а сторонниками некоего ЕРЕТИЧЕСКОГО, но имевшего христианские основы течения. Тем более, что (я уже об этом писал) киевский волхв оперирует апокалиптической идеей "нестатичности" земель, а волхвы-изуверы, пойманные Яном Вышатичем, с помощью каких-то фокусов, кормили народ хлебом и РЫБОЙ: рыба - это не фольклорная и не общераспространенная репрезентация пищи, это - новозаветный мотив, и мне сдаётся. что они пытались как-то имитировать евангельские чудеса.
Продолжение следует (о Всеславе).
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 29 апр 2009, 13:09

Так вот, о Всеславе. Мне кажется, что "доказывать" надо НЕ то, что у него была нормальная человеческая душа и НЕ то, что он был христианином (второе, разумеется, не обязательное условие для первого, но его частный случай), а обратное (если вы считаете иначе). Поскольку эта сентенция ("О кресте честныи! Понеже в тобе веровах...") - единственный случай его прямой речи в источниках, (языческих же высказываний НЕ приводится), и поскольку Боян в "Слове" предрекает ему Божий суд, а суд может быть только над тем, кто ПОДСУДЕН.
"Колдуном" же, который якшался бы с тёмными силами, он не мог быть хотя бы потому, что в нём, несомненно, было обаяние народного лидера (см. рассуждения о колдунах в предыдущем посте). У нас мало сведений о нём, но мы знаем, тем не менее, что киевляне доверили Всеславу Брячиславичу СВОЙ ГОРОД. И это говорит само за себя.
И вообще мне иногда, в связи со Всеславом. кажется: что от человека хотят, почему за ним укоренилась эта тёмная репутация? Если он развязывал войны, то кто из князей, спрашивается, этого не делал? Он был каким-то образом связан с "волхвами"; но волхвы - не обязательно адепты язычества (см. предыдущий пост), и все ли волхвы (допустим, противники православия) являлись изуверами, подобно тем, с которыми расправился Ян Вышатич? Для сравнения: в более поздние времена в России было немало течений, расходившихся с государственной церковью, но была "хлыстовщина", а было и нормальное старообрядчество...
Далее, в летописи о нём сказано, что он "немилостив на кровопролитие". Но не штамп ли это? Ему никаких конкретных зверств не приписывается. К тому же. если его рать где-то кого-то и резала, то можно ли считать это чем-то эксклюзивным, если Изяслав в 1069 г., с помощью поляков вернув Киев, расправился с семьюдесятью причастных к извлечению Всеслава из поруба, "... а иных ослепи, а другых БЕЗ ВИНЫ ПОГУБИ, НЕ ИСПЫТАВ". И если Владимир Мономах (сам признаётся) не оставил в Минске "ни челядина, ни скотины"... Так тогда, к сожалению, воевали.
Что же касается фрагментов "Слова", то и здесь не обязательны выводы о зловеще-колдовской сущности Всеслава. Скорее он произвел сильное впечатление своей воинской удалью (думаю, что были у него ещё какие-то победы, не зафиксированные в ПВЛ, - масштабность восприятия этой личности, независимо от того, насколько это "положительный герой, должна основываться на реальных свершениях), быстротой марш-бросков и, наверное, уровнем притязаний6 метил на великое княжение... Впечатление примерно того, сорта, что и произведенное много позднее Наполеоном. Этот последний ведь... "королям страны рядяше"... "из Парижа дорискаше до пирамид Египта...", "...дотчеся стружием злата Кремля Московского...", "...скочи от них лютым зверем... из Малоярославца (в смысле - умчал, покинув армию, из России в Париж), "...разшибе славу Людовику...".
Всеслав - это очень масштабная личность, но вовсе не обязательно приврженец тёмных сил. Наконец, надо учитывать, что его образ очень дорог поэту, о чём свидетельствуют и восхищённо-сочувственное "Аще и веща душа в дерзе теле, нъ часто беды страдаше", и фраза "...на землю Рускую, на жизнь Всеславлю...".
Всё сказанное, правда. не означает, что мне ясны характер и направленность деятельности Всеслава. Тут много белых пятен. Просто я не вижу оснований воспринимать его как зловещий образ.
Последний раз редактировалось Новый 29 апр 2009, 14:08, всего редактировалось 1 раз.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 29 апр 2009, 14:03

sasha a писал(а):В смысле? Вы согласны, что было две церкви во имя святой Богородицы в Тмутаракани, одна из которых была заложена в честь Благовещения, а вторая - в честь праздника Успения?

Вот Вам, Саша, карты городов Киевской Руси - найдите хоть в одном городе "две церкви во имя святой Богородицы".

А.А.Шахматов пишет, что Ростислава захоронили в церкви св. Богородицы в Корсуни, на том основании, что в Древнейшем своде сказано, что на 8-й день (с того момента как византийский посланник пил чашу с Ростиславом) в Корсунь пришел котопан и сказал, что Ростислав умрет, за что его закидали камнями. В Корсуни была главной церковь Василия, основанная ещё Владимиром. Невозможно даже представить, что умирающего Ростислава будут перевозить в Корсунь, чтобы захоронить в не главной церкви (если в Корсуни вообще была церковь Св. Богородицы).
Никон пишет:
"И умьре месяца февраля въ 3 дьнь, и тамо положенъ бысть, въ цьркъви святыя Богородица "
Вот на этом основании, что "тамо положенъ" Шахматов и "переместил" Ростислава в Корсунь, хотя котопан до этого города дошел только на 8-й день.

Про вторую церковь Богородицы в Тмуторокани в летописях не написано. Написано, что Мстислав заложил две церкви:
- церковь Св. Спаса, считавшуюся главной, т.к. ней и был захоронен Мстислав,
- церковь Св Богородицы (заложенную по возвращению с победой над касогами).

Вторую то церковь и вывел на первый план бывший митрополит Иларион-Никон и именно в ней и захоронен был Ростислав.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 29 апр 2009, 14:28

Новый писал(а): но волхвы - не обязательно адепты язычества (см. предыдущий пост), и все ли волхвы (допустим, противники православия) являлись изуверами, подобно тем, с которыми расправился Ян Вышатич?
Напомню, что об этом отрывке "о волхвах" и участии Вышаты в походе на Царьград мы узнаем от того же Никона.
Были версии об возможности тождества Бояна с Яном Вышатой:

«ЗС» №3/1963: В поисках Бояна
Ян был знаменитым воином и рассказчиком Печерские старцы — лучшие друзья Яна. Он завещал похоронить себя в монастыре. Здесь старика уважают и слушают. Здесь, на закате жизни, он охотно вспоминает (а вспомнить есть о чем): была служба Святославу Ярославичу (одному из трех Ярославичей), были Чернигов и Тьмутаракань, были бешеные схватки с половцами Осенние походы в края дальние и глухие за данью, короткая расправа с теми, кто перечит княжеской воле Было и много другого.

Вспоминает Ян и о своих предках. Вот в летописи 1043 года. «Послал Ярослав сына своего на греков и дал ему воинов много, а воеводство поручил Вышате, отцу Яна»…

Легко заметить, что приведенные строки записаны позже, когда сына знали куда лучше отца. Иначе не было бы такого пояснения «Вышата, отец Яна».

Открывается также имя Янова деда:

1064 год. «Бежал Ростислав Владимирович в Тьмутаракань и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы Новгородского».

Остромир — известное имя! Древнейшая из существующих русских книг «Остромирово Евангелие» (1057) была изготовлена для Остромира, посадника Новгородского! Значит, знатный род, из которого происходил Ян — Новгородский.

Удалось найти и более дальних предков. Отцом Остромира был Константин Добрынич, также новгородский посадник, помогавший Ярославу Мудрому в борьбе за власть, а потом с князем неполадивший и угодивший в темницу.

Прапрадед Яна особенно знаменит:

«И приходится Добрыня дядей великому князю Владимиру. Отец же его — Малк Любечанин».

Но Малк Любечанин в летописях и преданиях был известен еще под другим име-нем Никита Залешанин. Сын же его — Добрыня Никитич! Значит, былинный богатырь, один из главных сподвижников Владимира «Красное солнышко», не кто иной, как прямой предок Яна Вышатича!

Но и этого мало! Отцом Малка, дедом Добрыми и, стало быть, прапрапрадедом Яна был, по-видимому, знаменитый Свенельд, воевода первых князей — Игоря и Святослава.

Значит, Ян — потомок одного из древнейших и знатнейших дружинных родов. Больше полутора веков эта семья играла видную политическую роль и даже породнилась с князьями (Добрыня — дядя Владимира!).

В таких родах особенно бережно хранят и передают из поколения в поколение семейные предания, «устную летопись». Воспоминания Яна про своих предков для летописца — сущий клад.


Только не надо забывать, что все рассказы от "старик Янь" дошли до нас благодаря летописи великого Никона :!:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 29 апр 2009, 18:36

Лемурий писал(а):
Про вторую церковь Богородицы в Тмуторокани в летописях не написано. Написано, что Мстислав заложил две церкви:
- церковь Св. Спаса, считавшуюся главной, т.к. ней и был захоронен Мстислав,
- церковь Св Богородицы (заложенную по возвращению с победой над касогами).

Вторую то церковь и вывел на первый план бывший митрополит Иларион-Никон и именно в ней и захоронен был Ростислав.


Вы ошибаетесь, Лемурий.
Церковь св. Богородицы в Тмутаракани была заложена Мстиславом в 1022 г., за 40 лет до того, как Никон пришел на Тамань и основал там свой монастырь. Церковь Богородицы в Тмутаракани уже была освященной и действующей, когда туда пришел Никон.
Фундамент этой церкви был найден Рыбаковым в самом центре городища.

Пятилетние раскопки Б. А. Рыбакова завершились находкой остатков церкви в центральной части городища, где были заложены раскопы общей площадью около 800 кв.... ткрытые остатки фундаментов и рвов от них образовали каркас церкви длиной в 16,5 м и шириной в 10,65 м. Хуже всего сохранились восточная, закругленная часть. Фундаменты здесь разобраны до основания, но наличие полукруглого выступа с плечами с обеих сторон свидетельствует о наличии у раскопанной церкви одной или даже трех апсид. Интересен способ крепления поверхности, занятой плотными рядами вбитых деревянных кольев, от которых остались ямки диаметром в 5-7 см.

Такая же картина прослежена при раскопках церкви Богородицы (Десятиной) в Киеве (991- 996 гг.), для строительства которой князь Владимир Святославович "приведе мастеры от грек"...Это церковь святой Богородицы, упоминаемая в ПВЛ под 1022 г. в эпизоде поединка князя Мстислава Владимировича с касожским князем Редедей, После победы над ним Мстислав, "вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и построил ее, стоит она и до сего дня в "Тмуторокани".


Макарова Т.И. "Церковь Святой Богородицы в Тмутаракани"

Прошу заметить, что никаких следов пещерного монастыря в центре городища найдено не было. Следовательно, рядом с этой церковью не мог находится монастырь Никона.
В летописи сказано, что Никон искал для своего монастыря место уединенное, вдалеке от людей. И обретя землю, устроил пещерный монастырь по подобию Печерского и поставил церковь Богородицы.
Таким образом, обе церкви были сооружены с интервалом почти в полвека и находились на определенном расстоянии друг от друга - одна в городе, другая - за городом.

Надо полагать, что архитектура церкви, построенной Никоном, соответствовала тому видению, о котором поведал печерским монахам Шимон, в тех же пропорциях, которые ученые находят во всех церквях Успения Богородицы: 20:30:50.

"Числовые соотношения высоты, длины и ширины собора, положенные в его основание, имели определенное мистическое значение 13). В самом деле, число "10" считалось пифагорейцами самым совершенным числом, положенным в основание всего существующего, а производные от десяти - заключающими это совершенство. Число "100" есть десять, помноженное на десять, и воспринимается как наивысшее совершенство. Именно это число "100" составляется в .сумме трех чисел, указанных варягу Шимону для построения храма Успения: 20+30+50=100".

Лихачев Д.С. Градозащитная семантика Успенских соборов на Руси.

http://www.russiancity.ru/books/b5.htm

Видение Шимона, когда ему были указаны точные измерения храма, случилось в 1068 г. - та же дата стоит на Тмутараканском камне, содержание надписи которого также говорит об промерах в идентичной пропорции: 10000: 4000= 50:20 (без высоты, соответственно).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Бенни » 29 апр 2009, 21:47

Новому: по Библии, Саул действительно пророчествовал, когда на него сошел дух Божий (1 Цар. 19:23). Что касается Каиафы, вероятно, имеется в виду Ин. 11:49-52, где первосвященник говорит "не от себя", что Иисус умрет за народ.
Бенни
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 19 дек 2007, 19:16

Сообщение Новый » 29 апр 2009, 23:49

Бенни
Да, совершенно верно. Спасибо.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 30 апр 2009, 08:04

sasha a писал(а):Вы ошибаетесь, Лемурий...
Если бы в Тмуторокани было 2 церкви, то в названии одной из них ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовало бы третье слово, отличающее одну церковь от другой. Вспомните церкви Киева( см. Киев V-XIII вв) - церквей Богородицы много, но у каждой из них отличительное название:

1. Церковь Богородицы (Десятинная)
2. Св. Богородицы (Благовещения)
3. Успения Богородицы
4. Успения Богородицы (Пирогощая).

А ошибаются Макарова и Рыбаков. В центре Тмуторокани была церковь Св. Спаса.
Внимательнее летописи читать надо. Древнейший Киевский свод 1039 в редакции 1073 г. Никона:
[6530]... дань въложи на Касогы. И пришьдъ Тьмутороканю, заложи цьркъвь святыя Богородица, и съзьда ю, яже стоить и до сего дьне Тьмуторокани.
[6544] Мьстиславъ изиде на ловы, разболеся и умьре; и положиша и у цьркъви святого Съпаса, юже бе самъ заложилъ: бе бо възьдано ея немь възвыше, яко на кони стоящю досящи.


Великий Никон был в Тмуторокани в большом авторитете (ещё бы - бывший митрополит).
- К нему обращаются с просьбой ходатайствовать перед киевским князем о назначении Тмутороканским князем сына Ростислава - Глеба.
- Он в большой дружбе с Яном Вышатичем. Старик Янь впоследствии не раз появится в летопись Печерского монастыря.
- По смерти Ростислава, Тмутороканского князя хоронят не вместе с отцом (о церкви Св. Спаса заметьте Никон писал, что до стен достать рукой можно, стоя на коне, даже в этом видно "соперничество" церквей)
а в церкви Св. Богородицы "съзьда ю, яже стоить и до сего дьне Тьмуторокани"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Владимир Медведев » 30 апр 2009, 09:14

Уважаемый Новый!
Говоря о Всеславе Полоцком, Вы почему-то забываете о двоеверии, а ведь именно представителем двоеверия Святослав Златослов и считает Всеслава.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение sasha a » 30 апр 2009, 14:58

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):Вы ошибаетесь, Лемурий...
Если бы в Тмуторокани было 2 церкви, то в названии одной из них ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовало бы третье слово, отличающее одну церковь от другой. Вспомните церкви Киева( см. Киев V-XIII вв) - церквей Богородицы много, но у каждой из них отличительное название:

1. Церковь Богородицы (Десятинная)
2. Св. Богородицы (Благовещения)
3. Успения Богородицы
4. Успения Богородицы (Пирогощая).

А ошибаются Макарова и Рыбаков. В центре Тмуторокани была церковь Св. Спаса.
Внимательнее летописи читать надо. Древнейший Киевский свод 1039 в редакции 1073 г. Никона:
[6530]... дань въложи на Касогы. И пришьдъ Тьмутороканю, заложи цьркъвь святыя Богородица, и съзьда ю, яже стоить и до сего дьне Тьмуторокани.
[6544] Мьстиславъ изиде на ловы, разболеся и умьре; и положиша и у цьркъви святого Съпаса, юже бе самъ заложилъ: бе бо възьдано ея немь възвыше, яко на кони стоящю досящи.


- По смерти Ростислава, Тмутороканского князя хоронят не вместе с отцом (о церкви Св. Спаса заметьте Никон писал, что до стен достать рукой можно, стоя на коне, даже в этом видно "соперничество" церквей)
а в церкви Св. Богородицы "съзьда ю, яже стоить и до сего дьне Тьмуторокани"...


"бе бо възьдано ея немь възвыше, яко на кони стоящю досящи".

Никон, конечно, неспроста указал на то, что при церковь Богородицы была перестроена между 1022 и 1036 гг., и высота стен увеличена ("възьдано възвыше"). Это означает, что после капитального ремонта (возможно, он был вызван последствиями землетрясения или оползня, что на Тамани случается), церковь была в обязательном порядке вновь освящена. И освящена на этот раз была в честь Христа Спасителя. Таким образом, речь идет об одной и той же церкви.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 126