Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение sasha a » 06 май 2009, 00:28

Лемурий писал(а):Завтра, Саша, напишу подробно.

т.е. бывшего митрополита, говорите, вновь в "землекопы" и "цьркъвь святыя Богородица възгради" по-Вашему это "печера освященная"... :D


Ждем-с, до первой звезды...
:D

Про "землекопов":
Копать пещеры под кельи не считали зазорным ни св. Антоний, ни преп. Феодосий и Никон. Если мне не изменяет память, сам князь Святослав, выделив землю под Успенский собор, самолично изволил копнуть лопаткой при закладке фундамента в 1073 г. (не отсюда ли берет начало славный обычай почетных финансистов и администраторов красиво фотографироваться в строительной каске и с лопатой в руках при закладке каких-либо значительных объектов ?)
Так что не вижу ничего странного в том, что монастырь в Тмутаракани был выкопан Никоном собственноручно. Белоручек в Печерском монастыре не было. Это ясно видно из Патерика.

При игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь. В Тмутаракани строительного леса нет. Чтобы возвести деревянную церковь, Никону пришлось бы завозить стройматериал издалека. А на это нужны соответствующие средства и время.
Тело Ростислава было доставлено в Тмутаракань и захоронено в кратчайшие сроки (жаркий климат).

Немецкий ученый Л.Н.Гитц в своем труде по истории Киево-Печерского монастыря отмечает, что обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани.

Следовательно, князь Ростислав был захоронен в пещерной церкви и этот способ захоронения принес Никон в Киев. Студийский устав, в котором разрешалось хоронить покойников в пещерах, использовался в Печерском монастыре с 60-х гг., но первое захоронение таким способом совершилось только в 1073 г., после того, как Никон вернулся в очередной раз из Тмутаракани. Видимо, структура почв в Киевской горе и в том месте, где стоял Тм. м-рь, были одинаковы, и через 8 лет после захоронения князя Никон обнаружил, что тело Ростислава мумифицировалось.

О том, что Никон "цьркъвь святыя Богородица възгради на немь , и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь", написано Нестором в 1088 г., то есть через 23 года со дня основания. За это время Тмутараканскй монастырь мог значительно расшириться и обустроиться. А над пещерной церковью могли возвести храм из ракушечника по подобию Мстиславова. Кстати, Никон последний раз ходил в Тмутаракань в сопровождении двух иноков в 1074 г. именно для того, чтобы "устроить" его.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Кравченко Александр » 06 май 2009, 04:59

Информация к размышлению:
=================================
Томаторкань
- название древнего города на Таманском полуострове у Таманского залива. Константин Багрянородный в 948 г. знал его под греческим именем "Таматарха". Но под тем же именем город упоминается уже в VIII веке, как резиденция епископа, подчиненного митрополиту боспорскому. В русских летописях Т. упоминается как Тмутаракань, Тъмуторокань, а иногда как Тьмутаракань. О том, почему ее стали называть на Руси последним именем, в летописном своде Татищева рассказывается так: Во время борьбы Ольговичей за Северскую область один из них, Игорь, "презирая Владимировичей, рекл: "Скажи, чтоб он не шумел, за печью сидя как сверчок, а шел бы сюда. Если же он сюда идти не хочет, то я его сысчу и во Владимире". Изяслав, услышав такие поносительные слова и угрозы, не ожидая брата, ту ночь чрез Днепр переправился и на рассвете напал на полки Игоревы. И хотя Ольговичи трикрат более войска имели, но храбростию Изяслава так побеждены, что лучших людей и большую часть войска потеряв, со стыдом к Чернигову ушли. От чего пословица прошла: "Сверчок тьму таракан победил", понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10.000 тараканов" (В.Н. Татищев. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с. 155). На памятном камне, найденном у ст. Таманской, указано точное местоположение города: "В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тъмутороканя до Корчева 14.000 сажен". Если принять в расчет, что твердый знак в древнеславянском языке служил для обозначения краткого О, название города будет читаться - Томуторокань. В горских преданиях о Редеде и Мстиславе - Тамтайкаер и Тымайтерхон. Самым близким к произношению Византийцев и Славян, а потому и самым правильным, следует признать начертание "Томаторкань". К такому же выводу приводят и иные соображения. Дело в том, что первоначально в этом месте церковная история указывает приморский город Томи, где помещалась кафедра митрополита Томи и Таны уже во время Второго Вселенского Собора (381 год). Кроме этого константинопольский патриарх Никифор в "Краткой Истории" указывает под годом 704 приморский город Томи по кавказской стороне Керченского пролива. В арабском начертании то же имя - Тома (Али бен Саиб Магриби). Отсюда позднее - Таманский полуостров, Таманский залив. О том как образовалось из Томи название Таматарха у Греков и Тъмуторокань у Славян, можно делать различные предположения. Это новое имя могли создать местные Греки, Скифы-Иранцы (Осетины?) или Кавказские Славяне. По греческому смыслу ему придавалось значение главного города (Томатархон), центра гражданского и церковного управления краем; Иранцы на своем языке понимали бы его, как "Тома Приморская"; Славяне же могли назвать Томи городом Торков или Тороков. Старинный русский историк Татищев знал место в летописи, где говорится, что жившие в городе Казары назывались и Торками (История Российская, том IV, с. 426). Получилась Томаторкань, после переделанная в Тмутаракань. В восьмом веке при Томи находился торговый порт и Казары называли его "Самкерц". Отсюда шли греческие товары на восток к Волге, Каспийскому морю и дальше в Азию. В IX-X вв., по персидской географии Гудул ал Алэм (982 г.), город окружала принадлежавшая Аланам Земля Касак. В 965 г. Таманью и Землей Касак завладел Киев, но с 1015 г. Т. стала главным городом независимого государства, созданного Мстиславом Храбрым. Такое положение она сохраняла около ста лет, а затем ее заняли Адыгейцы. При них Т. тоже оставалась христианским центром и предположение профессора Г. Вернадского о том, что оттуда первоначально пополнялось духовенство Киевской Руси, не лишено основания. Не без причины в облачении русского духовенства появились скифские головные уборы "скуфьи", а крой рясы приобрел фасон длинного чекменя с широкими рукавами и правой полой поверх левой. Филолог-гебраист Н.А. Мещерский не раз высказывал мнение, что там где-то в Казаре выполнены и первые переводы с греческого и еврейского на древнеславянскии язык (Н.А. Мещерский. История Иудейской войны, М.-Л. 1958, с. 114, ел. Того же автора "Византийско-славянские литературные связи", Византийский Временник, т. XVII, М.-Л. 1960, с. 67,68). В Томаторкани того времени, действительно, были распространены наряду с греческим славянский и еврейский языки, а в местном монастыре могли оказаться и ученые монахи. До 1266 г. торговым портом Т. пользовались Византийцы, а после этого Греки уступили место Венеции. Итальянцы отбросили первый слог в названии города, очевидно, приняв его за артикль, появилось сокращенное имя "Матрига". В 1395 г. его основательно разграбили войска Тамерлана, а в 1486 г. Т. была окончательно разрушена толпами мусульман-фантиков, истреблявших на Сев. Кавказе всех христиан.»
==============================================================================

Необходимо еще добавить, что после того, как Мстислав покинул Тьмуторокань, и она снова перешла под юрисдикцию Византии, императором Византии были изданы несколько указов.
Один из них запрещал торговым судам Генуи и Венеции заходить в порты Тьмуторокани.
Еще одним указом запрещалось взимать, как с жителей Тьмуторокани, так и с купцов какую-либо дань. Такая вот была, говоря современным языком, свободная экономическая зона.
Правда, Олег Святославович обошел этот запрет, начав печатать свою монету, так называемую варварскую подделку. Эта монета, в изобилии, встречается только на Тамани и нигде больше. Можно предположить, что он создал своеобразный обменный пункт, а уж курс валют он, по-видимому, устанавливал не в ущерб себе, если у него хватило средств, что бы нанимать половцев для того, что бы вернуть себе и братьям, принадлежащее ему по праву, Черниговское княжество.
Где проходила граница между Косогами, нынешними адыгейцами и Тьмутороканью неизвестно. Да и была ли она вообще, сейчас сказать трудно.
Легенда о поединке Редеди с каким-то иноземным предводителем до сих пор существует в эпосе Адыгов, только с прямо противоположным результатом. В ней Редедя оказался победителем, а, будучи христианином, он и заложил церковь.
Сейчас ученые предпочитают больше верить легенде, взятой из эпоса Агыгов, чем записи в повести временных лет.
Подземный храм, или как его еще называют монастырь, был замурован большевиками, и служба там не велась. В настоящее время он восстанавливается в том облике, в каком и существовал издревле.
Не так давно, по ТВ был показан сюжет на эту тему. Оказывается, если это не ТВ «утка», то сохранился план храма и по нему ведутся восстановительные работы. Но самое удивительное, что на этом плане отмечена комната, где хранится архив, а котором собраны документы с начала основания храма. Монахи сами не решаются вскрыть её, опасаясь, что своими неумелыми действиями могут навредить документам. Ждут специалистов.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 06 май 2009, 17:46

sasha a писал(а):Немецкий ученый Л.Н.Гитц в своем труде по истории Киево-Печерского монастыря отмечает, что обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани.
Следовательно, князь Ростислав был захоронен в пещерной церкви и этот способ захоронения принес Никон в Киев...

Даже не буду с Вами спорить, Саша, что из чего вытекает, остановлюсь на Вашем же собственном выводе:
"...монастырь в Тмутаракани был выкопан Никоном собственноручно...Следовательно, князь Ростислав был захоронен в пещерной церкви"
Даже спорить не буду, что "възгради на немь" отличается от "ископа ту печерьку малу дву саженъ" - оставим эти пустые "хлопоты"...

Главное, Вы и сами согласны, что Ростислава захоронили в церкви Св.Богородицы Никона. И тут не важно "ископа ту печерьку малу" или "цьркъвь святыя Богородица възгради на немь , и бысть манастырь славьнъ", главное, что главная церковь, в которой захоронили Ростислава и земля при ней считались "Никоновской (Бояньей) землей" и могли фигурировать как наименование "налогоплательщика" при установлении в Тмуторокани епископии после 1079 г.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 06 май 2009, 20:36

1) Лемурий, Вы великий путаник или мастер передергиваний, если совмещаете вот эти мои две фразы (вторая из которых НЕ вытекает из первой):

" ...монастырь в Тмутаракани был выкопан Никоном собственноручно...Следовательно, князь Ростислав был захоронен в пещерной церкви"

Моя мысль выглядит так:
В 1065 г. еще не существовало наземной церкви при Тмутараканском монастыре, следовательно, Ростислав был захоронен в пещерной церкви.

2) Вы опять возвращаетесь к версии Никон = Боян Соф. ц. = Боян СПИ, ничем не подкрепленную.
Совпадение имен в СПИ и на стене Софийского собора не есть доказательство тождества.
Я НЕ считаю Боянью землю собственностью Никона. И НЕ считаю Никона Бояном из СПИ.

3) Не поняла, с какой стати Печерский монастырь, его "приклад" или чернец Никон должны были выплачивать десятину? Десятая часть дохода в пользу Церкви взималась со СВЕТСКИХ ЛИЦ.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 07 май 2009, 14:17

sasha a писал(а):1) Лемурий, Вы великий путаник или мастер передергиваний,
с какой стати Печерский монастырь, его "приклад" или чернец Никон должны были выплачивать десятину? Десятая часть дохода в пользу Церкви взималась со СВЕТСКИХ ЛИЦ.
Смотрим в книгу и... не видим сути - так получается?
Это называется не "передергивание", а умение строить логические схемы.

Всеволожая княжна - СВЕТСКОЕ ЛИЦО? Да.
Посадник Ратибор - Всеволожий? Да.
Кто должен платить церковную десятину с Тмутороканской земли :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 07 май 2009, 15:00

Вот и объясните народу, уважаемый Лемурий, причем здесь преподобный Никон, по-вашей логической схеме, - продавец земли в Киеве - которого причислить к светским лицам никак нельзя?
Почему княгиня Всеволжая выплатила десятину Церкви тайно, под видом акта продажи земли, при этом зафиксировав операцию в камне в назидание последующим поколениям? Зачем такая таинственность, если десятина являлась официальным налогом?
Получила ли княгиня купленную землю? И если получила, то какая же это - десятина?
И еще такой вопрос: Выплачивала ли княгиня десятину таким же макаром (под видом покупки земли) каждый год (десятина являлась ежегодной выплатой)? И если ответ положительный, то почему только одна процедура передачи денег была запечатлена на стене собора?
Зачем понадобилось собирать такое количество послухов (даже при засвидетельствовании духовных грамот князей упоминается меньшее количество свидетелей)?

Лемурий, Ваша схема логических построений больше похожа на несуразицу: в Тмутаракани - бузина, а в Киеве - дядька.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 08 май 2009, 08:05

sasha a писал(а):Почему княгиня Всеволжая выплатила десятину Церкви тайно, под видом акта продажи земли, при этом зафиксировав операцию в камне в назидание последующим поколениям? Зачем такая таинственность, если десятина являлась официальным налогом?

При чем тут Никон читайте эту тему с 1-й страницы.
Надпись на Софийском соборе в присутствии 13 послухов Вам кажется "тайной сделкой"?
Здесь не всё так просто:

Изображение

«М(ѣся)ця енаря въ 30 с(вя)т(а)го Ип(оли)та крила землю княгыни Бояню Всеволожаа передъ с(вя)тою Софиею передъ попы. А ту былъ попинъ Якимъ Дъмило, Пателеи, Стипъко, Михалько Нѣжьнович, Мих(а)л, Данило, Марко, Сьмьюнъ, Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ, Тудоръ Тубыновъ, Илья Копыловичь, Тудоръ Бързятичь. А передъ тими послухы купи землю княгыни Бояню вьсю, а въдала на неи семьдесятъ гривьнъ соболии. А въ томь драниць семьсъту гривьнъ».


см. :arrow: Адрианова-Перетц. Основные вопросы поэтики "Слова о полку Игореве"

"Крила" - в значении "купила" по Срезневскому не употребляется. У него значение "покрывать".

Другое дело " А передъ тими послухы купи землю княгыни Бояню вьсю..." вот что нужно разбирать.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 09 май 2009, 02:32

Вот и я удивляюсь: чего ради создавать такие ухищрения и маскировать церковный налог под акт продажи Бояньей земли монахом, который спрятался под мирским именем?

Еще раз пролистала тему от 1 страницы, и пришла к выводу, что нет ни одного достаточно веского аргумента, чтобы считать пр. Никона продавцом Бояней земли, а сообщение на стене Соф.с. каким-то образом связывать с Тмутараканским монастырем и Бояном из СПИ.

В деле выяснения личности Бояна из СПИ мы не продвинулись ни на шаг.
Ну, да, как говорят: отрицательный результат эксперимента это тоже - результат.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 09 май 2009, 09:14

sasha a писал(а):Вот и я удивляюсь: чего ради создавать такие ухищрения и маскировать церковный налог под акт продажи Бояньей земли монахом, который спрятался под мирским именем?
Саша, мы ИЩЕМ, а следовательно, как в лабиринте можем зайти в тупик.
С самого начала эту вторую часть сообщения и надо было рассматривать, а не придумывать с переименованной церковью в которой завалило рабочих.
Поиски НЕ пустые. Вы же и сами понимаете, что Ростислава захоронили в церкви Святой Богородицы, которая была на земле Никона. Другой "одноименной" церкви в Тмуторокани НЕ было.
Вариант с "церковной десятиной" был бы логичен без последней фразы на которую сам же и указал: "А передъ тими послухы купи землю княгыни Бояню вьсю..."

НО в этой фразе есть одно "недоразумение" на которое указывал ещё А.Л. Никитин "Икон Илларион и начало русского летописания"

само словосочетание "землю княгыни Бояню" повторяющуюся в записи дважды он посчитал "землей КНЯГИНИ Бояней" и из этого сделал вывод, что Боян был князь, а раз русских князей с таким именем не было, то князь болгарский.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 09 май 2009, 20:35

Продолжаем разговор ((с) Карлсон, который живет на крыше)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 10 май 2009, 11:08

Ну, предположим, Никон сделал правку летописей. И как раз в части подвигов Романа и Мстислава. Но так как правка была сделана сухим канцелярским стилем, это не может служить аргументом в пользу того, что Боян=Никону.
Отождествление Никона и Иллариона у меня тоже вызывает сомнения (из-за хронологического разброса). Все же люди в Древней Руси жили не так долго, мало кто доживал до 60-70 лет, а тут надо еще посчитать: вряд ли митрополит может быть совсем молодым человеком, вряд ли моложе 45-50 лет - сколько же тогда он прожил?
Если он дожил до 80 года, когда мог бы написать о Романе Красном, то ему (50+29) 79 лет - правильно? И брался за редактирование летописей...
Что-то мне не верится, что это было так...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 10 май 2009, 19:19

Евгений Беляков писал(а):Если он дожил до 80 года, когда мог бы написать о Романе Красном, то ему (50+29) 79 лет - правильно? И брался за редактирование летописей...
Что-то мне не верится, что это было так...
Куда пропали, Евгений? Старый Янь, про которого вскоре продолжим исследование, прожил 90 лет. Ну и... Ещё тот сказитель был. Про то как он обухом топора волхва завалил в 1,5 раза больше написано, чем про походы Святослава. А Никона с 1078 по 1088 ещё игуменом Киево-Печерского монастыря был, а редактировал он летопись до 1073 года... Старцы на Руси сильны духом были.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 11 май 2009, 02:07

Если редактировал летописи до 1073 г., то кусок про Романа он не мог редактировать. (Потому что с Романом приключилось в 79 г., если память не изменяет).
А вот начало СПИ, по-моему, нужно так прочитать:
Вообще-то Боян (Троян), когда не знал, о ком из князей петь, на охоту ехал и и пускал 10 соколов (принадлежащих каким-то 10 князьям) т.д., но вот для следующих князей, а именно, Ярослава, Мстислава и Романа он никуда не ездил, а просто возлагал руки на струны, а струны как бы сами выбирали, кому петь.
ТО ЕСТЬ ТРИ КНЯЗЯ,которых он каким-то образом выделял из числа других. Ярослав, Мстислав и Роман. Интересно, по какому признаку выделение?
======
Извините, Лемурий, так получается, что всерьез не могу пока работать тут... Вновь обратился к переводу.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 11 май 2009, 09:59

Евгений Беляков писал(а):Если редактировал летописи до 1073 г., то кусок про Романа он не мог редактировать. (Потому что с Романом приключилось в 79 г., если память не изменяет)...
Так не только ЭТА летопись была. Во время второй поездки в Тмуторокань он застал красного Романа. У Вас есть ещё один такой летописец? Кстати, старик Янь бы подошел...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 11 май 2009, 12:06

Лемурий! Мне кажется, нужно сделать "биографию" Иллариона=Никона (?) и Климента Смолятича = Даниила (?). Я займусь этим, но расчитываю на Вашу помощь. Идет?
И еще о чем прошу: помедитируйте на тему о трех князьях (Ярославе, Мстиславе и Романе) - мне чудится, что это большая загадка, почему они так были собраны в "один веник". Я просто мучаюсь :-)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 112