Страница 28 из 28

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

СообщениеДобавлено: 13 янв 2024, 16:29
Лемурий
Есть один момент, который указывает, что иеромонах (иерей, пресвитер по ЖФП) Никон обязан был быть великосхимником:

    «29. В Уставе Алексия Студита поставление монаха в священники предполагает принятие великой схимы - иначе говоря, иеромонахи должны быть великосхимниками; это в равной степени относится как к насельникам данного монастыря, так и к священникам, приходящим из других монастырей, не постриженным в великую схиму. Итак, поставить в священники (иеромонахи) можно было только того, кто сначала принял великий образ; если придет поп или дьякон из другого монастыря, он сначала должен принять великий образ и тогда может служить как священник…»
    —-
    Успенский Б.А. Антоний Печерский и начальная история русского монашества (Рясофор в Древней Руси)//Slovĕne. 2016. № 1. С.86, Прим.29.
А Никон Великий был иеромонахом, поскольку постригал в монахи Феодосия, Ефрема и Варлаама:

    «Тогда повелѣ преподобный Антоние великому Никону, да пострижеть его и облечеть въ мнишескую одежю. Он же, по обычаю, молитвовавь, и остриже его, и въ мнишескыя ризы облече его, Варлаам имя тому нарекь.… Его же поучивъ старець еже о спасении души, и предасть его Никону, да того острыжеть. Он же и того остригь, облечь его въ мнишескую одеждю и Ефрѣм имя тому нарекъ...»(ЖФП)

Прозвища монахов

СообщениеДобавлено: 13 янв 2024, 20:05
Лемурий
По поводу нескольких имен клириков, иногда до 4 -5 раз смена имени мирское имя - крестильное - иноческое (рясофорное) - мантийное (малая схима) - схимническое (великая схима):

    «…схиепископ Петр, в миру Потапий Федорович Ладыгин (1866-1957), получил в крещении имя Потапий, в рясофоре — Пигасий (1896 г.), в малой схиме — Питирим (1898 г.), в великой схиме — Петр (1927 г.); Кукша Одесский, в миру Косма Кириллович Величко (1875-1964), получил в крещении имя Косма, в рясофоре — Константин (кон. ХІХ в.), в малой схиме — Ксенофонт (1904 г.), в великой схиме — Кукша (1931 г.)…

    Иеромонах Леонтий, в миру Лука Степанович Зеленский или Яценко (1729-1807), настоятель русской посольской церкви в Константинополе (1766-1799), был пострижен в рясофорные монахи с именем Леонид, а затем в малую схиму с именем Леонтий; под духовным завещанием он подписался тремя именами:

    Светское — Лука Степанович, рясофорное — Леонид, мантийное — Леонтий (А. П. Попов, 1911, с. 14-15).

    Епископ Белгородский Иоасаф, в миру Иоаким Андреевич Горленко (1705-1757), в 1725 г. был пострижен в рясофор с именем Иларион, в 1727 г. — в малую схиму с именем Иоасаф.

    —-
    Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.; СПб., 2017, С.30
У монахов были еще и прозвища, это к вопросу прозвища «Ходына» от глагола ходити, относящегося к Бояну:

    «Нередко монашеские прозвища (так же, как и прозвища ми-рян) имели пейоративный смысл, т. е. отражали чужую, негативную оценку данного лица. Вообще следует различать прозвища, которые могут выступать как самоименования, и прозвища, которыми человек наделяется со стороны, третьими лицами. Второго типа прозвища могут со временем становится нейтральными, несмотря на свой изначально пейоративный характер.
    Так, Стефан Пермский († 1396 г.) получил прозвище Храп (см., например: ПСРЛ, XVIII, 1913, с. 136)...»

    —-
    Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.; СПб., 2017, С.175