краевед писал(а):если иметь ввиду события 1180 г.. то шлемы плавающие по крови героическим поступком никак не назовешь. т.к. Рюрик решил захватить силой киевский стол, который по старшинству должен был достаться Святославу на законных основаниях. Здесь упрек Рюрику. развязавшим распрю. Битва в общем итоге свелась к уступке Святославу киевского стола. .е. жертвы были совершенно напрасны.
Вот те раз, уважаемый краевед, открываем события, предшествующие усобице 1180 года:
- "Легко понять, как раздосадован был Святослав, когда узнал о поступке Всеволода с его сыном; чем меньше ждал он этого, тем сильнее была его ярость. Он распалился гневом, разжегся яростию, по словам летописца, и сказал: «Отомстил бы я Всеволоду, да нельзя: подле меня Ростиславичи - эти мне во всем делают досады в Русской земле; ну да мне все равно: кто ко мне из Владимирова племени ближе, тот и мой». Из этих слов видно также, что Святославу очень не нравилось близкое соседство Ростиславичей, которыми был окружен. В это самое время Давыд Ростиславич охотился в лодках по Днепру, а Святослав охотился против него на Черниговской стороне; случай этот показался киевскому князю очень удобным для исполнения своего замысла: посоветовавшись только с княгинею да с любимцем своим Кочкарем, не сказавши ничего лучшим боярам своим, он переправился через Днепр и ударил на Давыдов стан, рассуждая: «Схвачу Давыда, Рюрика выгоню, завладею один с братьями Русскою землею и тогда стану мстить Всеволоду за свою обиду». Но замысел не удался: Давыд с женою своею успел сесть в лодку и уплыть, неприятельские стрелы не сделали ему никакого вреда; успев захватить только дружину и стан Давыдов, Святослав отъехал к Вышгороду и, проведши под ним ночь, стал искать повсюду Давыда, но после долгих безуспешных поисков отправился на восточный берег Днепра, сказавши своим: «Теперь уже я объявил свою вражду Ростиславичам, нельзя мне больше оставаться в Киеве». Приехавши в Чернигов, он созвал всех сыновей своих, младшую братью, собрал все силы Черниговской волости, всю дружину и стал говорить им: «Куда нам ехать? В Смоленск или в Киев?» На это отвечал ему двоюродный брат Игорь северский: «Батюшка! Лучше была бы тишина, но если уже так случилось, то дал бы только бог тебе здоровья». Святослав тогда сказал: «Я старше Ярослава, а ты, Игорь, старше Всеволода: так я теперь вам остался вместо отца и приказываю тебе, Игорь, оставаться здесь с Ярославом оберегать Чернигов и всю волость, а я со Всеволодом пойду к Суздалю выручать сына своего Глеба, как нас там бог рассудит со Всеволодом Юрьевичем». Святослав разделил и половцев надвое: половину взял с собою, а другую половину оставил братьи, после чего отправился в поход, взявши с собою Ярополка Ростиславича; подле устья Тверцы соединился он с сыном Владимиром и со всеми полками новгородскими (потому что Владимир княжил тогда в Новгороде), положил всю Волгу пусту, по выражению летописца, пожег все города и в сорока верстах от Переяславля Залесского, на реке Влене, встретился со Всеволодом, который вышел с полками суздальскими, рязанскими и муромскими. Прежде обыкновенно князья любили находиться в челе полков своих, любили первые врезываться в ряды неприятелей, спешили решить дело битвою, в которой видели суд божий. Но Всеволод руководствовался другими понятиями: он выбрал для своего войска выгодное положение, огородился горами, рытвинами и, несмотря на просьбу дружины, не хотел вступить в решительную битву с южными полками, отличавшимися своею стремительностию в нападениях, тогда как северное народонаселение отличалось противоположным характером, было слабо в чистом поле и неодолимо при защите мест. Всеволод послал только рязанских князей, которые ворвались в обоз Святославов и сначала имели было успех, но потом были прогнаны с большим уроном. Уже две недели стояли таким образом неприятели друг против друга, перестреливаясь через реку; Святославу, наконец, наскучило такое положение, и он послал своих священников сказать Всеволоду: «Брат и сын! Много я тебе добра сделал и не чаял получить от тебя такой благодарности; если же ты уже задумал на меня зло, захватил сына моего, то недалеко тебе меня искать: отступи подальше от этой речки, дай мне дорогу, чтоб мне можно было к тебе переехать, и тогда нас бог рассудит; если же ты мне не хочешь дать дороги, то я тебе дам, переезжай ты на эту сторону, и пусть нас бог рассудит». Вместо ответа Всеволод задержал послов, отослал их во Владимир, а сам по-прежнему не двигался с места; Святослав постоял еще несколько времени и, боясь оттепели, пошел назад налегке, бросив обозы, которыми овладели полки Всеволодовы, но по приказанию князя своего не смели гнаться за удалявшимся Святославом. Последний, отпустив брата Всеволода, сына Олега, и Ярополка Ростиславича в Русь, сам с сыном Владимиром поехал в Новгород Великий.
Между тем Давыд Ростиславич, спасшись от плена, которым угрожал ему Святослав, прибежал в Белгород, к брату Рюрику; тот, услыхавши, что Киев оставлен Святославом, поехал туда и сел на столе отцовском и дедовском, но, предвидя сильную борьбу, стал набирать союзников: послал за князьями луцкими, сыновьями Ярослава, Всеволодом и Ингварем, и привел их к себе; послал за помощию к галицкому князю Ярославу, которая явилась с боярином Тудором..."
---
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Гл.6
Кто инициатор конфликта? Святослав "И тогда Святославъ сдумавъ с княгинею своею и с Кочкаремь - милостьникомъ своимъ. И не поведѣ сого мужемь своимъ лѣпшимъ думы своея..." (Ипат.1180)
Кто призвал в толоку поганых "для ужасных злодейств в недра государства"? Святослав, поэтому именно ему христианские души (= Великий жемчуг) загубленных дружинников на лоно отсыпают.
Почему в СПИ Святослав называет Игоря и Всеволода сыновцами? Отсылка к событиям 1180.
Против кого пускал огненными стрелами Всеволод Большое Гнездо рязанских князей? "Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрѣляти – удалыми сыны Глѣбовы". Против Святослава, они ему обозы пожгли. Отсылка к событиям 1180.
Кого Рюрик с Давыдом в 1180 призвали в союзники? Тех же самых князей, к кому обращается Автор СПИ с призывом защитить "землю Русскую" (владения Рюрика по ряду 1180).
краевед писал(а):В отношении Святослава не вижу никакой иронии, а даже присутствует чрезмерное восхваление киевского князя. Перефраз из Библии относительно Святослава понятен - автор не мог в отношении Святослава написать точную цитату из Библии, т.к. она относится к Господу, но и перефраз может быть надежным аргументом не иронии. а восхваления Святослава, т.к. если воспринимать это место как иронию. то тогда стоит признать, то автор смеется и над Господом. а это было бы святотатством. Рюрик в "Слове" предстает в негативном ключе...
В каком это месте СПИ с Рюриком негатив, если князей Автор призывает защитить именно ЕГО землю "Рюрикъ ... размысливъ с мужи своими угадавъ бѣ бо Святославъ старѣи лѣты. И урядився с нимь, съспупився ему старѣшиньства и Киева, а собѣ возя всю Рускую землю. И утвердившеся крестомъ честнымъ.."(Ипат.1180)
Солнце светится небесах, страны рады и грады веселы только тогда, когда Ольгович в земле Рюрика идёт к церкви его деда Мстислава Великого.
Рюрика и Давыда Автор называет господина(2) знаете почему? Потому что Автор смолятич и смоленские князья для него "к моему же напрѣсну [на веки вечные] господину" (ПКС)
Святослава же немощного князя, которому родня не помогает с гор киевских прогоняют, кнес терема как колдуну грешному разобрали, чтобы дух не задерживался, Всеволода Юрьевича из далека просит Автор прилететь Киев вместо старого князя поблюсти, "великим князем" величая, а того, вместо которого Рюрик все походы организовывал, "грозным". Сейчас ирония может не так заметна, но для конца 1180-х очевидна.
краевед писал(а):Автор не "слуга трех господ". а было три автора "Слова".
На современном языке постройте фразу так, чтобы господина(2) произносилось двумя авторами.
"Вступита, господина(2), въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую" - за землю Рюрика по ряду 1180.
краевед писал(а):Несмотря на исследования фраза "и беша дебрь кисаню" пока остается одним из "темных мест" "Слова". Если следовать мнению Барсова, то упоминание реки Сан говорит о том, что поэту были близки галичско-волынские земли. что может говорить о галичском происхождении одного из писавших.
Никоем словом. Просто "торговый путь" Регенсбург - Киев проходил через галицкое княжество. Ярослав Осмомысл железными полками "королевский путь" венграм заступал и купеческие товары из Перемышля на болони реки Сан в Плеснеск через высокогорные Карпаты перекидывал Меча бремены чрезъ облаки. Болонь = низменное место РЕКИ и требует гидронима для уточнения положения. Нельзя сказать на побережье и всё, надо уточнить каком именно, так и здесь.
- "Изяславъ же приде на Санъ рѣку яже идетъ подъ Перемышль ...городъ же Перемышль тогда взяли быıша, зане нѣкому ся бяшеть из него бити, но про то его не взяша оже бяше дворъ княжь внѣ города на лузѣ, надъ рѣкою надъ Саномъ. И ту бѣ товаръ в немъ многъ..." (Ипат.1152)