Время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Время бусово

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 01:52

Евгений Беляков писал(а):Как вижу, вся команда в сборе. (Надеюсь, и Новый появится вскоре).
Ну держись, Кончак и Гза! :lol:
Кончак и Гза, всё грозятся "Соколика опутать", да пока "путы" дырявые... :D
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Время бусово

Сообщение sasha a » 25 ноя 2009, 02:39

Из Срезневского видно, что слово встречается в редкой церковной литературе.


А в иконографии когда впервые появился?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Время бусово

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 09:47

sasha a писал(а):А в иконографии когда впервые появился?
Вы имеете в виду что любой неграмотный мог "Серафима" подсмотреть?

С XI до XIV в. на Руси действовал Студийский устав, по которому книги Ветхого Завета (кр. Псалтырь Давида) считались неканоническими, поэтому цитаты из этих книг нельзя было услышать во время богослужения.

Что же касается иконографии.

ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора [787 г.], Никейского

Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.


"Честных ангелов", действительно, дозволялось изображать.

Только... Автор СПИ применяет "Шестокрилцы" в значении - первочин в ангельской иерархии, наиболее приближенный к Богу. Он называет "не худа гнезда шестокрилцами" - представителей "Мстиславова племени", противопоставляя им потомков крамольных Всеслава Полоцкого и Олега Гориславича. Ольговичам в СПИ помогают только языческие силы, ибо они греховны и удалены от Христа и только в конце СПИ страны ради "Ольгович" Игорь едет на покаяние к иконе Богородицы в церкви Мстислава Пирогощей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Время бусово

Сообщение sasha a » 25 ноя 2009, 16:43

Спасибо, Лемурий, очень интересно. Если Автор употребляет это слово, то он расчитывает, что читатели с ним знакомы...
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Время бусово

Сообщение Евгений Беляков » 26 ноя 2009, 01:14

И вот этим-то приближенным к Богу ангелочкам говорятся ТАКИЕ ГАДОСТИ В ПОДТЕКСТЕ, что уши вянут. Я уже об этом писал.Конечно, упоминанеи ангелов-шестокрыльцев АБСОЛЮТНО ИРОНИЧЕСКОЕ. Неужели вы в этом сомневаетесь, Лемурий?
Тут как раз одним только ольговичам-то и не говорится гадостей (лишь, что они "готовы на бой" и все). За исключением амбивалентного отношения к самому Игорю... Правда, ольговичей вообще не призывают...
Ярослава (м.б. галицкого?) и детей Всеслава призывают воткнуть в землю поврежденные мечи. То есть ПРЕВРАТИТЬ ИХ В ОРАЛО (Именно так! Призыв к миру с библейской аллюзией!). Явно - не прекратить их войну друг с другом: они же НЕ ВОЕВАЛИ НИКОГДА, Лемурий!..
Другого Ярослава - "не вижду уже"...
Всеволода Большое Гнездо - "ты даже не мыслишь прилететь"...
Мстиславичам - припомнила все в подтектсте...
Ольговичей вообще не призывают никуда.
Вот Вам "златое слово".
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Время бусово

Сообщение Евгений Беляков » 26 ноя 2009, 02:01

Хотя, может быть, так и призывают на войну, играя на комплексе вины?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Время бусово

Сообщение Dona » 26 ноя 2009, 07:34

Лемурий писал(а):Что же касается иконографии.

ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора [787 г.], Никейского
Уважаемый Лемурий!
Скажите, пожалуйста, что означают слова:
Трехсот шестидесяти седми святых... ?
Особенно "числовое понятие" - 367?
Уж очень похоже на число дней в году солнечного круга - 365!
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Время бусово

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2009, 14:39

Евгений Беляков писал(а):Конечно, упоминанеи ангелов-шестокрыльцев АБСОЛЮТНО ИРОНИЧЕСКОЕ. Неужели вы в этом сомневаетесь, Лемурий?

И "Господами" к ним обращаются и заслуги незначительные Роману Мстиславичу и Мстиславу Романовичу превозносят тоже с "иронией" ? Давайте так, переведите целиком обращение к князьям - потом и вернемся к этому вопросу.
Евгений Беляков писал(а):Тут как раз одним только ольговичам-то и не говорится гадостей

Считайте:
1. «Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти...- заранее зная, что все Ольговичи попали в позорный плен живыми;
2. «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому» (про жадных до легкой добычи Ольговичей)
3.. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.
4. и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя...Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо. Далече залетѣло!
5. Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на побѣду. - Олговичи, "храбрыи" князи, доспѣли на брань.
Дон же, князья, кличет и зовет князей на победу - Ольговичи, "храбрые" князья, уже доспели на брань.
Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:

"Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)
--------
Б. А. Рыбаков ПЕТР БРОИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, с. 66-67

6. аки пардужье гнездо - родовое гнездо Святослава Ольговича (отца Игоря и Всеволода), известного "распространителя" пардусов (гепардов):
"..Олегъ [сын Святослава Ольговича] же еха напередъ къ Гюргеви . и да е пардусъ" (Ипат. 6655).
"...да Святославъ [Ольгович] Ростиславу пардусъ и два коня борза" (Ипат. 6668)
В 1147 г. Святослав Ольгович подарил пардуса Юрию Долгорукому. В 1160 г. такой же подарок (пардус) сделал Святослав Ольгович Ростиславу.

Евгений Беляков писал(а):Правда, ольговичей вообще не призывают....

А кого приглашать. Влиятельного и многовойного Ярослава, которого Святослав не видит, а Автор не обращается и только вместе с внуками Антихриста Всеслава Полоцкого призывает вонзить свои мечи вредоносные, ни Туровских князей (врагов Мстиславичей), ни Новгород (бывш. союзник Святослава по 1180г.) никого нет в перечислении "Загородите полю ворота" -только союзники антисвятославовой коалиции 1180-1181 гг..

Если ещё скажите, что и само Воззвание "ирония", то Вы будете ПЕРВЫЙ...

Евгений Беляков писал(а):.Ярослава (м.б. галицкого?) и детей Всеслава призывают воткнуть в землю поврежденные мечи. То есть ПРЕВРАТИТЬ ИХ В ОРАЛО (Именно так! Призыв к миру с библейской аллюзией!). Явно - не прекратить их войну друг с другом


К Галицкому Ярославу Автор СПИ уже более чем ПОЧТИТЕЛЬНО обращался
* Вередити, вережу - вредить (Срезн.), а отнюдь не повредить. Мечи ИМЕННО вредоносные.
А воевали Ольговичи не с друг с другом, а с "Мстиславовым племенем".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Время бусово

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2009, 15:03

Dona писал(а):Уважаемый Лемурий!
Скажите, пожалуйста, что означают слова:
Трехсот шестидесяти седми святых... ?
По числе участников - 367 отцов церкви.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Время бусово

Сообщение Dona » 27 ноя 2009, 00:46

Лемурий писал(а):
Dona писал(а):Уважаемый Лемурий!
Скажите, пожалуйста, что означают слова:
Трехсот шестидесяти седми святых... ?
По числе участников - 367 отцов церкви.
Спасибо!
Однако интересно, что собирались на эти Соборы очень много участников. Более трехсот человек! С чем это было связано? Не было достаточной централизации или соблюдали некий "канон"?
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Время бусово

Сообщение Евгений Беляков » 27 ноя 2009, 01:20

Хорошо. Ну давайте "златое слово" сделаем отдельной темой.
Я возвращаюсь к теме "время бусово".
Почему я считаю, что "бус" - это не судно, а молодой сокол.
Соответственно, "время бусово" - это просто давнее время, когда старые соколы (реально старые, а не "старые" в техническом смысле) были еще нелинявшими малолетками. То есть - время Олега, Романа, даже Мстислава (который зарезал Редедю). Все эти соколы были еще живы при жизни Смолятича.
Почему я так думаю.
Да потому что в "Слове" ПОСТОЯННО УПОМИНАЮТСЯ СОКОЛИНАЯ ОХОТА.
1. Тогда пущащеть 10 соколов на стадо лебедей...
2. Летая умом под облакы...
3. Не буря соколы занесе...
4. Ольгово хороброе гнездо далече залетело...
5. О, далече заиде сокол, птиц бья...
6. Уже соколама крыльца припешали...
7. Уже тресну нужда на волю... (как сокол на добычу...)
8. В буясти, яко сокол на вертах ширяяся...
9. Не худа гнезда шестокрильцы...
10. И полете соколом под мглами, избивая гуси и лебеди...
11. Молвит Гза Кончакови: "Аще сокол ко гнезду летит..."
-----
А ЕСТЬ ЛИ ВООБЩЕ УПОМИНАНИЯ О КОРАБЛЯХ???
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Время бусово

Сообщение Евгений Беляков » 27 ноя 2009, 01:25

А! Было одно - НАСАДЫ. Но насады - не бусы. Или - бусы?
И - только одно. Не мало ли?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Время бусово

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2009, 17:16

Евгений Беляков писал(а):А! Было одно - НАСАДЫ. Но насады - не бусы. Или - бусы?
И - только одно. Не мало ли?

Бусы - названия именно северных военных кораблей, у Салминой есть летописные подборки с примерами (см. 3-ю страницу этой темы).
Насады - русские суда.

Изображение
Русская боевая ладья (лодья). Общий вид

Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой назывались набойными, суда с обшивкой вгладь – насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.

Выдолбленные из одного дерева челны имели низкие борта. Чтобы увеличить грузоподъемность судна и сделать его более устойчивым и мореходным, к его корпусу прибивались или пришивались плотно пригнанные одна к другой доски. Такая лодья называлась "набойной". "Морская" лодья, упоминаемая в "Русской Правде", повидимому, отличалась от "набойной" лишь размерами и наличием оборудования, необходимого для морского плавания. Во всяком случае, она тоже имела "набойные" доски на бортах. В летописях XI-XII вв. впервые упоминаются суда "насады", название которых удержалось до XIX века. Этот термин происходит от глагола "насаживать", близкого по значению к глаголу "набивать". Поэтому можно предполагать, что "насады", как и набойные лодьи, имели приделанные к днищу дощатые борта. Летопись отмечает значительную грузоподъемность насада. В 1149 г. князь Изяслав послал за князем Ростиславом насад, "и что с ним дружины, взлезе в насад, с теми же и превезоша". Оборудование судов, не исключая морских, было несложным. Крупные суда имели палубу и мачту с реей и парусами.
------
Проф. К. В. Базилевич ИЗ ИСТОРИИ МОРСКИХ ПОХОДОВ В VII-XII вв.

----
P.S. Чистоту навёл, только надолго ли?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Время бусово

Сообщение Кравченко Александр » 28 ноя 2009, 04:00

Лемурий писал:
«P.S. Чистоту навёл, только надолго ли?

_________________
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis»

Доброе утро Евгений!

Лемурий, так торопился навести чистоту, что, видно случайно, вместе с темой удалил с форума и моё письмо к Вам. Восстанавливаю его в том виде, как оно и было выложено на форум вчера. И еще раз подтверждаю то, что по отношению к нему буду вести себя прилично до тех, пока и он будет себя вести подобающим образом и со мной.
------------------------------------------------------------------


Добрый день Евгений!
Для вас может он и добрый, а для меня не очень. И снова виноваты вы. Вчера весь вечер искал в интернете работы по ссылке Л. «Д. Н. Дубенский «„Слово о плъку Игоревѣ, Святъславля пѣстворца стараго времени“, объясненное по древним письменным памятникам»» После чего, от обиды за зря потраченное время, «зарядил» картечью два ствола…и на тебе, снова облом.
Как вы умудряетесь это делать, не знаю.
Прежде, чем перейдем к другим вопросам, выложу два куплета перевода «Слова о полку Игореве» Дубенского, которые, с большим трудом нашел в Интернете, и которые, как нельзя лучше характеризуют грамотность его работ. Цитирую:

Не лучше ль нам было, братцы на-
чать прежним складом важных по-
вестей песнь о походе Игоревом, Иго-
ря Святославича, и начаться этой пе-
сни по событиям нашего времени, а
не в духе Бояновом?

Начало Плача Ярославны передано Д. следующим образом:

Слышит голос Ярославнин: невиди-
мой кукушкою рано вопит. «Полечу, го-
ворила она, кукушкою по Дунаю, омочу
бобровый рукав в Каяле реке, оботру
князю (Игорю) кровавые его раны на
могучем его теле».»

Все знаки препинания и переносы даны в том виде, как и были мною найдены в интернете. Это информация для Л., что бы мне не пришлось снова заряжать ружьё картечью.
Ваше предложение, что тему надо удалять поддерживаю полностью. Пятницу и субботу пускай еще побудет на форуме, а в воскресенье, что бы её и духа не было.
Теперь насчет карты. Карта картой, но я с вами хотел бы поговорить и о Каяле. Вы были правы. С датами начала похода, там что-то напутано, и основательно. На этом форуме, я эту тему обсуждать не буду, а вот вас приглашаю на свой форум, который открываю на своем сайте. Там есть тема и реки Каялы. Очень вас хотелось бы видеть еще и потому, что вы знакомы с работой Сумарукова, а это очень важное звено в той системе доказательств, что я собираюсь делать.
К тому же, чем больше я буду занят на своем форуме, тем меньше буду появляться на этом. Чему я думаю, многие буду просто рады.

Заходите на мой сайт. Вы на нем уже были, но на всякий случай напоминаю slovoopolku.ucoz, Или домашняя страница Кравченко Александр Сергеевич. В меню сайта нажимаете «Форум Слова о полку Игореве». Не забывайте отключать рекламу этого тупого бесплатного юкоса. Затем нажимаете «Доказываем подлинность Слова о полку Игореве». После этого, в нижнем правом углу уведете окошко «Быстрый вход». Нажимаете на него. Затем в окошке находите слово «регистрация» и нажимаете на неё. После заполнения стандартного формуляра, получите ответ о регистрации. Заходите на тему и оставляйте свое мнение через слово «ответ» в верхней строчке.

С уважением
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Re: Время бусово

Сообщение Евгений Беляков » 01 дек 2009, 19:54

Поместил карту из книги Сырнева в теме о Каяле.
Мне кажется, нам пора сделать более подробную карту с указанием всех населенных пунктов и рек, а также - старых дорог. Вы согласны?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38